Рецензии на произведение «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект»

Рецензия на «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект» (Иван Шаталов)

Можно спросить?
Для чего это написано, автор нам что то, наверное, хотел сказать. Осталось понять что.


Бивер Ольгерд   02.04.2019 11:42     Заявить о нарушении
Вам - ничего.

Иван Шаталов   19.05.2019 16:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект» (Иван Шаталов)

Это такой себе марксизм чистой воды, категоричный и потому крайне неточный.

Как сказал бы товарищ Сталин, "Нэ так это было. Савсэм нэ так."

Прогресс, конечно, усиливал роль оружия и позволял государству безобразничать, слов нет, он и сейчас это делает. Но без прогресса не было бы увеличения производства еды и роста населения, а также развития медицины. Зубов в античности практически не лечили и запущенный кариес мог запросто стать причиной ранней смерти от банальной инфекции. Это я ещё не говорю что бывает, когда у вас - не у вас, упаси Бог, дай вам Бог всяческого здоровья - но вообще у человека камни в почках и достать их нет никакой возможности. Или опухоль в костном ушном канале, которую и в наше время извлечь непросто. Что бы там египтяне не знали про анатомию, пересадку печени они сделать не могли. Да даже простую операцию на сердце.

Пирамиды египтяне не строили. Это уже начинает доходить до людей в самых широких кругах. Камни и плиты из которых сложены пирамиды и храмы в Карнаке, Абу Симбеле и в прочих местах, современная техника ворочать не в состоянии. У египтян и более слабой техники не было. Баальбекская платформа в Ливане сложена из плит, которые просто неподьёмны ни одним современным механизмом. Но и более мелкие предметы, обнаруживаемые в Египте, говорят о наличии высоких технологий в далёкой древности - нефритовые сосуды египтян отполированы и просверлены неизвестным нам способом.Так полировать камень и резать его мы не умеем. И свёрел таких у нас нет. Значит, человеческое общество развивалось не совсем так, как мы это себе представляем.

Копейщики как род войск возникли задолго до ассирийцев, потому что в Бронзовом веке копьё как вид оружия вообще доминировало над мечом, кинжалом и топором. Все античные воины без преувеличения были в первую очередь копейщики. Римлян так и звали - квириты. Квира - копьё по-сабински.

Перерубить древко топора в бою было далеко не просто и почти невозможно. Именно поэтому топор применялся на всём протяжении истории войн, вплоть до наших дней. Каменными топорами, дёшево и сердито, дрались саксы в битве при Гастингсе в 1066 году. Топор был любимым оружием Ричарда Львиное Сердце. Топорами дрались в 1812 году на Бородинском поле - русские ополченцы и французские сапёры. В 1941 году комсомолец Середа запрыгнул в лёгкую немецкую танкетку и топором порубил экипаж.

Китайскую стену, длиной в несколько тысяч км построили - начали строить - в 1956 году по приказу товарища Мао, используя грузовики, бульдозеры и сотни тысяч китайских рабочих. Потому-то она и забирается вверх на кручи, чего с практической точки зрения было и не нужно. Декорация государственного размера. Это даже рисовал с натуры датский художник Херлуф Бидструп, оказашийся в тот момент в Китае. В Средние века были лишь земляные валы разной протяжённости в разных местах с частоколами и с отдельными башнями.

Рабовладение на определённом этапе было шагом вперёд. До этого всех пленных без разбора пола и возраста убивали. Это шло ещё со времён стычек кроманьонцев с неандертальцами. И не только убивали, а ещё и кушали с чесноком и маслом. Ритуальные жертвоприношения людей и гладиаторские бои были всё же лучше людоедста. "А почему аборигены сьели Кука..." Потому и сьели. Были бы на уровне развития рабовладельцев-греков - получил бы Кук суковатой палкой по спине, побегал бы с тачкой на строительстве Парфенона, а любой труд облагораживает и в итоге, глядишь, и вернулся бы в родимую Англию целёхонек. Ещё и культурки бы "поднахватался"... Поди плохо. Так у римлян из рабства вообще можно было выкупиться. Вольноотпущеников в Риме было множество.

Сергей Взоров   28.07.2016 09:22     Заявить о нарушении
Смысл статьи в том и заключается: плох не сам прогресс, как таковой, а его применение. Дело в нравственности общества, которая и использует достижения прогресса во благо, или же во вред самому обществу. Копейщики "как род войск" возникли именно в Ассирии, это не отрицает того факта, что копейщики были и раньше, он не как отдельный род войск.

Касательно египтян и прочих народов: да, это верно, что у них имелись определённые технологии, которые мы утратили. И не только у египтян. Рим, Др. Индия, Др. Китай, Месопотамия, Ацтеки, Майя также имеют свои секреты.

С китайской стеной также не соглашусь. Да, Вы правы, выглядела она не так как ныне, но ведь это не отрицает факт её существования.

Иван Шаталов   28.07.2016 11:14   Заявить о нарушении
Совершенно верно. Дэвиду Рокфеллеру с 1984 кажется года делали пересадку сердца 6 раз. Шесть раз! А ведь критерии пересадки в Америке очень строгие, донора найти трудно, есть очередь, и немаленькая. А он как-то шесть раз умудрился. Причём делали эти пересадки ему ДОМА. А чего мелочиться, деньги есть - у него в особняке построили операционную, реанимацию, палату интенсивной терапии, наняли врачей. Вот где сердца брали вне очереди - вот вопрос интересный. В своё время Барнард уехал из Калифорнии в родимую Южную Африку, схватил первого попавшегося негра и сделал пересадку. И стал первый в мире. Обманул своего учителя Шамоя. Шамой разработал операцию, но долго не мог найти в Америке донора из-за строгих правил. Сейчас слух идёт, что сердца и прочие органы вовсю стригут на пересадку у заключённых в Китае. Если это правда, то это ужас.

Но с другой стороны знал молодую индианку, которая умирала от гепатита. Ей нашли донора, кстати, мужика, для печени пол не важен, сделали пересадку - ожила девчушка. И семья у неё замечательная. А не было бы этих пересадок - умерла бы, сколько людей страдали бы от горя. Чёрт с ним с Рокфеллером, всё одно подохнет старый тухлый краб, но вот для многих молодых людей это спасение.

Мне кажется, что прогресс в целом имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. Знаете, а ведь родившиеся в последние 10 лет люди будут в целом жить дольше, чем наши поколения. Сейчас нашли группу генов, отвечающих за старение. Их, оказывается, можно блокировать и продолжительность жизни вырастет до 150 - 200 лет.

Что же касается китайской истории, стены этой самой, изобретения китайцами - и полного почему-то неумения применить - пороха, якобы ракет, без специальных сплавов - там темнота полная. Филологи говорят, что язык китайский - молодой, судя по грамматике и сложился в то же время, что и другой соседний язык - японский, в районе 7-го века новой эры. Но у японцев история хорошо запротоколирована,они вообще манией величия не страдают и прямо говорят, что о порохе узнали от европейцев в 1542 году на островке Танегасима, куда причалил первый португальский корабль.

У китайцев стройной записаной истории нет. Они сами не могут прочитать древние иероглифы. Кроме того, хроники подвергались правке при смене правящих династий. Уровень сервильности китайцев европейскому человку трудно себе вообразить. Мы с этим просто не сталкиваемся. Любой европейский средневековый монах - это титан духа и свободомыслия по сравнению с любым его китайским современником. У китайцев в языке и в мыслях нет понятий добра и зла. У них по-другому, нет этого дуализма, на котором выросла вся система западных ценностей. Их дуализм - полезно или неполезно. При таком подходе к жизни китайские титы ливии, плутархи и тациты не могли зародиться в принципе. Поэтому у Китая нет истории в нашем понимании этого слова. Соответственно все их рассказы о себе древних должны сопровождаться комментарием "летописи говорят, но думать должно..."

Вы сьездите в Китай, поглядеть на стену-то. Вам её с удовольствием покажут и наврут с три короба. Смотришь и видишь - кладка современная.

Сергей Взоров   28.07.2016 12:51   Заявить о нарушении
Последней фразой просто сразили наповал! Что тут скажешь-то...Ну не был я в Китае, не видел стены своими глазами. Понимаю, что без этого дискутировать...трудновато. Но я и не утверждаю, что Китайская стена была такой же, как и ныне. Да, врут про неё немало ( в частности - что она видна из космоса). Был непрерывный заградительный вал: каменные стены, деревянные укрепления, местами - просто земляной вал. Но есть ведь и не только китайские источники. Я опираюсь, прежде всего, на труды советских и российских историков. Кроме того, использую истор. энциклопедию французских и американских специалистов.
Насчёт Рокфеллера - не знал, хотя и не удивлён. Теневые бонзы США и не такое могут себе позволить. Белые, англосаксы, протестанты являются хозяевами этой страны - полный бред. Её хозяева - Морганы, Шифманы, Рокеллеры и прочие Варбурги и другие: кто повыше и главней, о ком мы даже и не догадываемся.
Конечно, прогресс - дело не только полезное, но и необходимое. Для того Бог и создал человека, чтобы он познавал мир, его тайны, совершенствовался в этом. Только бы применение было во благо. Ради Мира и Любви на Земле. Занимаясь статьёй (сейчас дошёл до Развитого Средневековья) поражаюсь: как люди не устают воевать, убивать, насиловать и грабить друг друга? Им же самим, или их потомкам всё это возвращается впоследствии. Примеры Истории ведь, как говорится, налицо...

Иван Шаталов   28.07.2016 13:55   Заявить о нарушении
Сергею Взорову:
«Квира - копьё по-сабински»
ну, положим, квирис, но это лишь одна из версий происхождения слова «квирит»

«Каменными топорами, дёшево и сердито, дрались саксы в битве при Гастингсе в 1066 году»
Англо-саксы того времени широко применяли так называемый «датский топор» (в ранний период – с 6 в. – саксы использовались маленькие метательные топоры), который они переняли у захватчиков-датчан. Изображения (на гобеленах) свидетельствуют, что топорище датского топора могло превышать метр. Огромное расширяющееся лезвие топора имело серповидную режущую кромку. Трудно представить, что такие двуручные топоры были каменными.

Алексей Аксельрод   28.07.2016 18:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемые господа. Со всем вниманием прочитал и исследование, и комментарии к нему. Иногда улыбался, порой пожимал плечами, пытаясь согласиться, но понял одно. Ни-че-гошеньки-то мы не знаем не то, что о мезозое - о вчерашнем дне представления не имеем.
Хотите пример? Итак, года этак с два назад я "ради спортивного интереса" читал в нашем архиве (ГАСО) результаты инспекции в нашем Екатеринбургском госпитале от... по-моему, 1805-го года. Точно не помню, но где-то так. Так вот: наряду со всякими банками-склянками, порошками и пиявками (больше 11000 штук!), обнаружилась следующая запись: "электрическая машина стоимостью 900 рублёв". Для примера, эта сумма - годовой оклад 20-ти очень даже неплохих мастеровых. Ну, или 30-ти посредственных.
Сколько я не спрашивал у знакомых докторов, что это за агрегат - все разводили руками, хотя историю медицины, разумеется, изучали. В интернете я тоже ничего похожего не нашёл. А вы тут говорите - "мезозой, шумеры", древние технологии... Дали мне тут подержать в руки музейный китайский меч,которому, по атрибутации, якобы около 3-х тысяч лет. Но! Я же с Урала, и в металлургии кое-что понимаю, а потому - не верю!
Короче говоря, куда как лучше и благодарней заниматься хоть отчасти, но задокументированной историей собственной Родины, чем "по черепкам, да камушкам" выдумывать новую теорию эволюции человека. Хотя... это - сугубо моя точка зрения.
С уважением - Дмитрий.

Дмитрий Криушов   28.07.2016 22:57   Заявить о нарушении
Аксельроду:

Предложите другую версию происхождения слова "квирит". Хотя очевидно, что народное собрание в древнейшем Риме было сходкой вооружённого народа, точно так же как это было и у германцев. Да и у германцев племя саксов назвалось по имени охотничьего ножа с односторонней заточкой. Схожие примеры названия племени по роду оружия можно найти и у индейцев Америки. Это общечеловеческий феномен.

Сергей Взоров   29.07.2016 04:02   Заявить о нарушении
В Голливуде были железные топоры у всех статистов на сьёмках кино. В реальности саксонсие воины приходили по зову короля с тем, что было под руками. Железо стоило дорого и железные топоры были не у всех.

Сергей Взоров   29.07.2016 04:29   Заявить о нарушении
Report of the Board of Regents, Volume 34 - об использовании саксами каменных топоров при Гастингсе в 1066 году.

Сергей Взоров   29.07.2016 07:22   Заявить о нарушении
Имя саксы произошло от ножа серповидной формы, им удобно наносить удары сбоку, "франки" - от метательного оружия - франциски - металлические диски на верёвке. "Лангобарды" - длиннобородые, это от мифа, когда это племя боролось против другого, желая выдать своих женщин за мужчин, лангобарды наставляли их зачёсывать косы вперёд, выходило схоже с бородой. "Маркоманы" - люди земли, "фризы" - прибрежные и т.д.

В своих статьях использую лишь общепризнанные истор. труды, я не сторонник альтернативной истории. Есть ряд книг по военной, социальной-экономической и религиозной истории человечества. В конце, по выходу всех частей, дам полный их список.

Иван Шаталов   29.07.2016 08:28   Заявить о нарушении
И. Шаталову: относительно этимологии этнонима "франки" у специалистов единства нет, одни считают, что этот союз нескольких племен (разных там тенктеров, хамавов, узипетов) означает "храбрые", другие "свободные", третьи - "дикие", четвертые - "раздробленные", пятые - от названия копья у западных германских племен, которое римляне называли "фрамеа франка" (лингвисты производят, точнее реконструируют, латинское слово "франка" как произошедшее от протогерманского "-фраккон" - "копье", перешедшее в древневерхнегерманское "фракка" - "копье", "дротик").
Маркоманны - это никакие не "люди земли", а люди, живущие в пограничьи, на границе.
Фризы - их самоназвание трактуют не только как "прибрежные", но и как "храбрые".

Алексей Аксельрод   29.07.2016 13:36   Заявить о нарушении
Согласен, версий много, Вы не озвучили и половины существующих. Мне более по душе версия с метательным диском, о версии копья - слышал, но у меня нет словаря по древнегерманскому, чтобы проверить.

Иван Шаталов   29.07.2016 14:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект» (Иван Шаталов)

«Но, развивая лишь военный потенциал, и не заботясь о развитии духовной культуры, морали и нравственности, народ, каким бы сильным он ни был, обречён на поражение. Что и подтвердили все вышеперечисленные народы-завоеватели: стремительно взойдя на Олимп могущества, они так же быстро и канули в безвестность. И наоборот: народ, с развитой культурой, традициями и высоким уровнем духовности (система воспитания, ценностей, развитое чувство долга перед Отечеством и своим народом, высокий уровень гражданского самосознания и т.д.) способен вынести любые потрясения и выжить, несмотря ни на что. В этот период, таким народом можно назвать египтян.»
На мой взгляд, это односторонний подход. В эпоху Древнего мира каждый этнос вырабатывал свою систему нравственных ценностей, но при этом он (этнос) активно взаимодействовал со своим окружением, и уже в ту эпоху сложились определенные духовные ценности, в равной степени разделяемые в разных государственных образованиях той эпохи. Хетты погибли не потому, что морально разложились, а потому, что не выдержали натиска «нецивилизованных и некультурных» «народов моря» и своих традиционных врагов с Кавказа (далеких предков нынешних народов Закавказья, в частности, абхазов), Египет же с большим трудом отбил нападения народов моря, но не выдержал ударов персов (огнепоклонников), не отличавшихся высокой нравственностью.

«Так, начиная с 1200 г. была уничтожена держава Хеттов «народами моря» - ахейскими греками, которые пользовались железным оружием.»
Вы не правы. Народы моря – не ахейские греки, воспринимавшие железо как драгметалл, хотя отдельные их племена – данайцы, например, – в этом движении участвовали, о чем свидетельствуют сказания Троянского цикла. Железное оружие полудиких дорийцев и других палеобалканских племен (иллирийцев, фракийцев) сокрушило как раз ахейскую «дворцовую» цивилизацию, еще не знавшую железа.

«Вблизи границ Египта осела часть кочевников, и египтяне даже не пытались отогнать их. Этими кочевниками было племя пеластов, впоследствии, по их самоназванию дали имя и этой земле: Пелестен (Палестина). Потомки греческих пеластов, более известные как филистимляне, ещё долго наводили ужас по всей округе, пользуясь своим технологическим преимуществом. (1 Царств; гл 31)»
Вы снова не точны. Народы моря – не кочевники, а мигранты (тип «переселения народов», одним из которых завершилась, кстати, эпоха античности в Европе). Филистимляне, по мнению большинства современных ученых, - это не греки, а пеласги древнегреческих авторов – индоевропейский этнос, населявший Балканскую Грецию (до прихода туда первых греческих племен - ахейцев), Крит и Эгеиду; потерпев в составе народов моря несколько поражений от египтян, они осели в будущей Палестине и в Малой Азии; постепенно они утратили свой язык, а затем и государственность. Возможно, ту же судьбу разделили и греческие данайцы с той разницей, что будучи ассимилированы в Ханаане, они влились в израильскую этническую общность (колено Даново).

Алексей Аксельрод   27.07.2016 16:45     Заявить о нарушении
"Вы не правы. Народы моря – не ахейские греки, воспринимавшие железо как драгметалл, хотя отдельные их племена – данайцы, например, – в этом движении участвовали, о чем свидетельствуют сказания Троянского цикла. Железное оружие полудиких дорийцев и других палеобалканских племен (иллирийцев, фракийцев) сокрушило как раз ахейскую «дворцовую» цивилизацию, еще не знавшую железа."
Всё так, ахейцы и дорийцы впоследствии - непримиримые соперники. Но именно ахейцы взяли верх над последними. Исключение - Спарта. Отсюда и растут все противоречия с остальными др-греч. полисами. У большинства - демократия, у Спарты - монархия, ахейцы - деятели, а спартанцы (дорийцы) - мозерцатели.

Насчёт Хеттов и Египта: я о том и говорю, что в момент упадка запас прочности этноса, также снижается. Будь Хетты на подъёмы - нашествие Народов Моря выдержали бы, равно, как и Египет с персами, Как и Ассирия с Мидией и Вавилоном, как и Вавилон с персами, как и сами персы с греками и т.д.
Спасибо за поправки!

Иван Шаталов   27.07.2016 19:45   Заявить о нарушении
"Всё так, ахейцы и дорийцы впоследствии - непримиримые соперники. Но именно ахейцы взяли верх над последними"
Я дилетант в истории, но начитанный дилетант и хорошо усвоил, что крах микенской (ахейской) цивилизации произошел после вторжения в ахейскую Грецию диких племен из районов Дуная; по сообщениям древнегреческих авторов последнюю точку в этом переселении сыграли греки-дорийцы, (при всей своей дикости они обладали технологией получения железа и изготовления железных мечей), которые как ассимилировали, так и поработили, или изгнали ахейцев из Пелопоннеса и Средней Греции на острова (Кипр) и в Малую Азию, частично загнали их в горные скудные районы Аркадии; дорийской стала не только Спарта, но и Аргос, Коринф, Мегары и ряд других полисов континентальной и островной Греции. Кто устоял, так это Афины - ионийский анклав материковой Греции.

Подъем и упадок отдельных государств – явление закономерное и происходит оно в силу целого ряда факторов; при этом нравственное разложение является не столько причиной упадка, сколько показателем высокого материального уровня жизни отдельных слоев общества.

Алексей Аксельрод   28.07.2016 11:04   Заявить о нарушении
О-о! Это очень сложный вопрос, чья же цивилизация, по итогу, одержала верх. Крито-микенская цивилизация уничтожена дорийцами - согласен. Но ахейская цивилизация не сводится к одной только Крито-микенской. Дорийцы заселили юг Пелопоннеса, Крит, ряд о-вов южного побережья М. Азии. Ахейцы же уцелели в северной и центральной части п-ва, часть ушла на о. Кипр, иные - в Аттику.

О полном господстве можно говорить только в случае Спарты: спартиаты разгромили и подчинили местных греков (ахейцев) - мессанцев, низведя их до положения рабов (илотов). В Аргосе, Коринфе, Мегарах, Сикиооне где власть захватили дорийцы, основав ряд тиранических династий, оставшиеся ахейцы имели, всё же, лучшие условия по сравнению с илотами, их даже набирали в ополчение. Хотя, конечно, равных прав с дорийцами они не имели. Но даже и в самой Спарте существовала монархия (точнее - диархия) т.е. два царя: один из рода дорийцев, а один...из рода ахейцев. Так что, многеи ахейцы вплоне сносно устроились. Здесь более правомочно говорить о том, чья культура и традиции, по итогу, возобладали.
Вот моя позиция:
Местности Аркадия, Ахайя и Элида, куда бежали ахейцы и влачили своё жалкое существование - это всё области Пелопоннеса.
Аттику же дорийское вторжение почти не затронуло. Здесь продолжали жить пеласги и ионийцы.Центром Аттики, постепенно, становятся Афины, где складывается демократическая форма правления.
Схватка Спарты (дорийцы) и Афин (ахейцы).
Моё утверждени, что ахейцы всё же возобладали, проистекатет из того, что афиняне, как представители демократии, одержали верх над Спартой (дорийцы) тиранией. Подразумеваю борьбу мировозрений и культур.

Иван Шаталов   28.07.2016 13:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект» (Иван Шаталов)

Самое безопасное для энергетики,это дерево и камень,
видимо следовали заветам не создавать иное!
Как нибудь перечитаю понравившееся при беглом чтении произведение!
Обратите внимание на особенности зрения древних,
оно было хуже чем нюх и слух,отсюда и внешний примитивизм
изделий из дерева и камня!
С уважением!

Леонид Якутович   27.07.2016 14:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 1. Древний Мир. Технологический аспект» (Иван Шаталов)

Я полностью согласна с изначальной "вводной" Вашего труда:неоднозначная, сложная, не изученная доселе связь технического и прочих прогрессов и социально-духовного развития человечества выглядит отнюдь не столь прямолинейной, как кажется. Я лично
убеждена в том, что научно-технический прогресс имеет мало общего с возможностью быть счастливой и полностью благополучной нацией. Ваше исследование очень точное и изложено простым, но точным, логически безупречным языком.
Татьяна Мануковская

Татьяна Мануковская   27.07.2016 14:05     Заявить о нарушении