Рецензии на произведение «Александр Дудкин Михайловна»

Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Персонаж Михайловны показан очень чётко. Автор использует прямую речь персонажа. Истории, произошедшие с Михайловной характеризуют её с разных сторон.

Характерен выбор эпизодов, из которых состоит рассказ. В первой сцене автор показывает Михайловну с самой отрицательной стороны. Она сильно пьющая, против чего возражали её родители, равно как и её собственные дети. Затем автор рассказывает нам о жизненной трагедии Михайловны и через эпизод в Новгороде видим её бешеную любовь к жизни. Заключительный эпизод рассказа показывает нам заботу, которую проявляла Михайловна даже к чужим для неё людям.

В рассказе автор органично использует простонародный деревенский говор, который вкупе с жизненным сюжетом создаёт убедительную и доверительную атмосферу рассказа.

В целом рассказ заслуживает высокой оценки. Тема конкурса раскрыта, параллель Михайловны и Анчаровского персонажа тёти Паши автор разворачивает в послесловии. Хотя и из эпиграфа и основного текста рассказа связь с персонажами «Дня за днём» прослеживается без труда.

Василий Макаров   04.11.2016 23:09     Заявить о нарушении
Благодарю.

Александр Дудкин   06.11.2016 21:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Александр,у Вас получился отличный рассказ. Только послесловие лишнее. Очень живой образ Михайловны, настоящий. Речь тоже живая. Как я люблю это деревенское слово "неругливый"!

Хорошо использованы детали при создании персонажа, например, страсть героини к сериалам. Этим сейчас многие крестьянки увлекаются.

Наталья Мелёхина-Михайлова   03.11.2016 21:13     Заявить о нарушении
Наталья, рад Вашему комментарию. Спасибо большое.

Александр Дудкин   06.11.2016 21:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Хорошая работа. Вдумчивые размышления, живое слово. С удовольствием отмечаю текст Александра, как один из лучших.

С уважением,

Татьяна Александровна Андреева   28.10.2016 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Татьяна Александровна.

Александр Дудкин   30.10.2016 14:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Замечательный очерк. И героиня добрая,душевная и приятная моему сердцу. Связь с Прасковьей Бобровой здесь очевидна. Михайловна, как и тетя Паша, пережила личные трагедии и выстояла, у этих сильных женщин доброе, большое сердце, за всех переживающее и всем сострадающее. Любовь Михайловна и Прасковья Боброва социально активны, живут не только для себя, но и для людей. Тете Паше важно, чтобы Женя и Костя Якушевы обязательно получили двухкомнатную квартиру, чтобы дядя Юра был здоров и не остался один после расселения, чтобы Виктор Баныкин успешно защитил свой диплом. А Михайловна была депутатом областного совета, для совхоза транспортер пробила, спасла больницу от пожара и его последствий, еще и переживает, что "ничего-то в жизни своей людям хорошего я не сделала". Не согласна с автором лишь в одном. Все же (но это только мое мнение) Прасковья Боброва была скорее центром мудрости этой коммунальной квартиры. Эмоциями "фонтанировала" Женька Якушева, своим небезразличием и искренностью, стимулируя всех к действию, к движению: Баныкина - к изобретательству, мужа Костю - к новой картине. Женька была эмоциональным центром этой коммунальной квартиры, за это ее любили и уважали другие жители. А Прасковью Боброву, скорее - за мудрость, доброту и большое сердце.

Анна Политова   27.10.2016 10:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Человек Анчаровского круга без труда отыщет в рассказе аллюзии на героев великого телефильма "День за днем" или романов Галины Щекиной, но подобные произведения малой прозы замечательны тем, что за персонажами мы узнаем не только литературные и кинематографические характеры (созданные М. Л. Анчаровым, В. М. Шукшиным, А. Н. Толстым, А. М. Горьким), но и реальных людей, которые всегда рядом с нами, соседей, которые заходят с каким-то вопросом или за стаканом сахара. За всеми ними судьбы, история нашей страны в ее повседневности. Каждый говорит своим неповторимым языком, каждый выражает свой опыт доступными ему понятиями.

Однако подлинная ценность рассказов наподобие "Михайловны" состоит еще и в том, что они не дают зачерстветь нашим чувствам к собственным соотечественникам, своему народу. Чувствам, которые зачастую теряются в динамике ежедневной жизни. Замечательный социолог С. Г. Кара-Мурза как-то писал: "Сейчас уже задубели чувства - молодой предприниматель бесстрастно смотрит, как старик, его бывший учитель, копается в мусоре. А в 1993 г. это было еще в диковинку, и другой молодой предприниматель при этом же зрелище заплакал" ("Потерянный разум: Интеллигенция на пепелище России" М., 2005). Именно постольку, поскольку в этом небольшом произведении представлена добрая, вдумчивая, где-то сыновья и "удивляющаяся" позиция автора в отношении простых русских женщин ("Припадаю, Россия, к твоей красоте!"), остается только горячо приветствовать подобные литературные опыты.

Олег Моисеев   25.10.2016 21:51     Заявить о нарушении
Со всем согласна, только мне кажется, что "сыновняя" любовь, правильнее, чем, "сыновья".

Татьяна Александровна Андреева   28.10.2016 11:49   Заявить о нарушении
Благодарю!

Александр Дудкин   30.10.2016 14:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Александр Дудкин Михайловна» (Клуб Вологжан Ступени)

Очень может быть, что заданная, «по Анчарову», тема подвигла А. Дудкина рассказать о землячке Любови Михайловне, «святая простота» которой аналогична любой героине, любого повествования и любого автора, если речь идёт о пожилой женщине из простонародья (не только у Анчарова)... И Анчаров, и Дудкин – правы, что подобная героиня достойна и передостойна! Этот пласт советской и постсоветской жизни (возрастная женщина из народа, перенёсшая все тяготы жизни за себя, за мужа и за детей) периодически затрагивается литераторами (в том числе сценаристами), но словно бы на периферии большой (мужской) жизни, без отрыва от страны, семьи и соседей.
Вот и у Дудкина героиня «прикована» к сыну-инвалиду. Но героиня-то реальная, непридуманная! Муж её повесился, не пережил инвалидности сына. А она – сильней? Или бесчувственней? Просто она – ответственней! Куда сыну-инвалиду без неё? А с ней – даже в «автопробег», с нею он полноценный человек.
И ведь ни слова жалобы у героини на судьбу! Напротив даже! Чем востребованней она, необходимей другому (другим), тем полноценней её собственная жизнь (и у анчаровских героинь – то же самое). Дело тут не в отдельной, описываемой тем или иным автором, личности, а в менталитете народа, в его самосознании. Забавно, конечно, читать у Дудкина о его «простоватой» героине, которая «и на себя, и под себя»... А может, это самозащита – прикинуться деревенской дурочкой, с которой меньше спросу? А ведь: «в начале восьмидесятых депутатом областного совета была» – и для родного колхоза кое-что «пробила»!..
Анчаров-Анчаровым... а не повод ли это рассказать о «своей» героине, только с виду простоватой, а на самом деле «солью земли» являющейся? И надо бы автору (Дудкину) на более крупную форму «замахнуться», соответствующую уровню его героини и собственным способностям! А то куцевато выглядит, да и сравнение с анчаровской героиней явно притянуто, «по заданию»...

Нина Писарчик   24.10.2016 22:04     Заявить о нарушении
Отзыв Александр Дудкин Михайловна
Портрет удался. Текст интересный, читается легко. Героиня живая. Правда, мне показалось, что это больше героиня Василия Белова или Натальи Мелёхиной – немножко наивная, видящая во всём добрую сторону и этой своей верой в добро постоянно спасаемая и постоянно спасающая мир. Да, вот такими Михайловнами держится страна (не путать с государством) Россия. Не только ими, конечно, но и ими тоже. Дай-то Бог, чтобы не перевелись.
Лично мне несколько испортило впечатление авторское послесловие. Как набросок авторской реплики на семинаре вполне понятно, но публиковать лучше бы без него. А опубликовать надо.
А ведь послесловие-отступление – это влияние Анчарова! И композиция текста в целом тоже анчаровская. Ну, а героиня живая, в рамки не вписывается – наоборот, перекраивает их под себя.
Поздравляю автора, это удача. Игорь Панасенко, гю.Аппатиты

Клуб Вологжан Ступени   26.10.2016 13:27   Заявить о нарушении
Держа в уме первичную цель написания этого рассказа, а именно "показать, что герои и героини произведений М.Анчарова вполне могут быть встречены и в наши дни", выбор автором рассказчицей данного очерка Михайловны - оправдан. Считаю, что такая женщина могла бы быть выведена и самим Анчаровым, например, как персонаж сериала "День За Днём", на который недаром ссылается атвор.
Стилистика и литературные приёмы Анчарова, несомненно, уникальны и потому достаточно трудны для подражания: вот и в данном рассказе автор говорит собственным, не анчаровским языком.
Однако в ткани повествования могут быть найдены какзлось бы на первый взгляд эдементарные откровения, но они воистину высокие, вырастающие из казалось бы из незначительнейших бытовых подробностей.
Так, непередаваемо трогательно звучит из уст Михайловны самооправдание, почему она крепко попивает - и читатель затем понимает, что не худая наследственность в том виной, а трагические жизненные обстоятельства заставляют пожилую женщину снимать алкоголем душевную боль, которой в избытке, и вообще это больная точка многих наших соотечественников:
"- Мне и сестре моей младшей Галинке мама моя не раз говорила: «И в кого вы у меня такие две алкоголички». Отец ведь у нас не пил, мама совсем не пила, сестре старшей на свадьбе в бутылку из-под шампанского чаю наводили. А я маме обычно отвечала: «Всем ведь одинаково Бог велел выпить. Вы не пьёте – нам приходится»."
Также сильной позицией выделяется из в целом ровного уровня следующий мини-диалог:
"Продавщица спрашивает: «А откуда вы женщина будете-то?»
«Из деревни я», - отвечаю.
«По Вам и видно», - продавщица радуется.
Вот есть ведь в нас, кто в деревне-то всю жизнь живёт, что-то такое, что кричит – из деревни, мол, я, из деревни…"
Мы, читатели, все узнаём в этом очень знакомую жизненную ситуацию, когда выходцы из деревни стесняются в городе своего говора, поведения, когда их "городские" моментально распознают по поведенческим реакциям, по взглядам на жизнь. А ведь то самое, что в нас кричит "из деревни я!" - ничуть не постыдно, в нём-то заключена "становая жила" народа. И в своём выборе именно такой главной героини для рассказа на Анчаровский Семинар данный автор был меток.


Мара Багирова   29.10.2016 15:13   Заявить о нарушении
Нина Викторовна, спасибо большое за рецензию и за пожелание "замахнуться". То, что выглядит куцевато, я понимаю, вот поэтому мой текст очерк, а не что-нибудь иное...

Александр Дудкин   30.10.2016 15:10   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо.

Александр Дудкин   30.10.2016 15:13   Заявить о нарушении
Мара, спасибо большое. Всё верно. Одно только "но". Михайловна не "крепко попивает". Она преувеличивает свою тягу к алкоголю, чтобы слушателей своих повеселить. И выпивает она веселья ради или чтобы обычай соблюсти, а не от проблем своих уходит, она решает их, преодолевает. Если это из моего очерка не понятно, то это моя вина.

Александр Дудкин   30.10.2016 15:45   Заявить о нарушении