Рецензии на произведение «2. Татьяна Шорохова. Морок»

Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)

Давно собиралась, вот собралась)))
Сразу же признаюсь, что рассказ очаровал ритмически. Он такой тревожно-звенящий, как звук варгана. И столь же аутентичный. С первых строк ощущение: что-то будет. Атмосфера вообще играет в этом рассказе особую роль. Она настолько осязаема, что в этот Морок уходишь с головой. Тайна, мистика, ощущение древнего и не разгаданного. И еще патриархальности,
Почему для меня не стояло вопроса: фентези или нет?
Все просто - автор создал таки этот магический, ни на какой другой не похожий мир. И слава Богу обошлось без эльфов и драконов. Они уже основательно набили оскомину, и пора в этом жанре скинуть с трона кельтов, норманов, галлов. И свое есть.
И не менее таинственное. Морок - оморочка, морочь, обман,дурман. Нечто необъяснимое, что насылается на врага или друга, чтоб лишить его разума. Или это Морок бог лжи и обмана? Прислужник Мары?
Я склонна думать, что второе. Вот почему явное столкновение мужского и женского начал. К слову сказать, кивок Алу, видимо женщина - и у славян несет не только новую жизнь. Мара, Морана - богиня смерти - имеет женское начало. И вот тут автор мощно это чувствует или изначально знает. И у него мужское - спасающее, противостоит убивающему женскому. Причем, смотрите каков узел. Женщина-мать несет смерть... парадокс. Но все как и положено, все как в жизни, ревность к молодости, ревность к другой женщине.
Моего ребенка не жаль – другого мужа себе легко найдет. И детей новых родит. А я как же? Одна, без сына. И немолодая уже, чтобы снова…»

Женщина несет смерть, если не может отдать сына. Если не отпустит от себя. И тут уже отсыл к христианским истинам. И к библейской истории. Вспомним, что Божья Матерь сына отдала.
Потому и она - жизнь...
Татьяна делает другой выбор. Она выбирает жертву.

Спасающее начало - мужчины. Изначально сохраняющее равновесие мироустройства. И если Морок - прислужник Мары-Мораны, кому же как не мужчине противостоять смерти и вернуть миру равновесие.
И эту ношу взваливает на плечи старший в роду - Виктор. Почему Серега не помощник?
Да потому что молод. И заласкан материнской заботой. Почему дитя забирали у матери и с семи лет его воспитывали мужчины? Да потому что чем дольше мать ласкает, тем дольше сын остается ребенком. Серега - дитя. "Не помощник"
Он равен собственному сыну даже на весах Мораны. И не в том ли морок Татьяны, что все еще заподольно взрослого мужика держит. А раз не дает сыну возраста, значит и внуков иметь еще рано. И именно муж расставляет все точки, он отрывает Серегу.
Почему умирает Татьяна? И опять два ответа. Жертва за жертву. Или мать не сумев отпустить сына, потеряла смысл, не смогла найти его во внуке, не смогла достойно принять старение - нарушила естественный ход вещей. И стала лишней в этой жизни.

Рассказ об умении принять жизнь, умении отпустив сына - на жизнь, на смерть ли, но отпустить, вот так он мне прочитался.

Автору же совет обратить внимание на путаницу во временах глагола. Об остальном автору уже сказали.

Наталья Ковалёва   06.12.2016 15:09     Заявить о нарушении
Как хорошо писать от своего имени! Наталья, спасибо Вам за рецензию. Вы выразили именно те мысли, которые я стремилась донести до читателя. Вы их прочитали, увидели...

И спасибо всем остальным! Низкий поклон!

Татьяна.

Татьяна Шорохова   06.12.2016 17:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)

Красиво."Магический реализм" значит? Не знаю, реализма тут нет. Сплошная магия.
Чего не хватило - чувств героев. Действия подробно. А чувств нема. Допустим, батя и сын такие суровые северные мужи. Ну так суровость она же не в механическом действии. А в умении зажать душу в кулак. Но душу-то наизнанку выворачивает. А тут... они оба каменюги. Пьяные эстонцы "Почему лифт так медленно едет?"
Не хватило еще борьбы за огонь. Всмысле ощущений трудностей. Идут по морозу, чтоб плевок на ходу замерз - это минуса под 50. 40-45 точно.
А они как на проспекте в летний день. На морозе даже шаг меняется. Там точно не гарцуешь и не пружинишь. В комок сжимаешься. И ветер, а от реки всегда ветер, башкой бадаешь. Нет можно и гарцевать - минуты три. Пружинить тоже трудно - пальцы на ногах сжаты. По тайге, на охоту в мороз еще и потому не ходят, что человек неловким становиться. У вас ощущения холода нет.
Нам сказали "Холодно. Страшно. Трудно." и мы должны верить. Не знаю, чего-то не верится. Но красиво описано, автор. Еще бы героев оживить, а то они то ли сверх герои, то ли манекены.
Бабка внука убивать ведет и ни черта в ней кроме обиды на сноху. Внуков любишь больше детей. Да если и не любишь - убить ребенка. Взрослого то непросто. Если показать крестьянский характер - когда смерть необходимость. Все равно, не бабка - статуя. Хотя, мать за сына порвет - не охнет. А за внука?
Выбор до инфаркта. Кого бы я выбрал? А никого - ждал пока все помрем и заборы жег.

А да, печка -"каменка". От камень. Обычно в бане ставят - она не общита железом - она из железа и обложена камнем. Ну а если из кирпича, то камень в специальном отсеке - на пар. Сверху или сбоку. Круглая - голландка. Та вполне может быть в металлическом кожухе. Но в деревенском доме? А типа пироги-булки как печь?
Она ж без плиты. Забава.
Но это так размышлялки. В обчем и в частности - зацепила ваша вязь. Напустили мороку. Оторваться не мог пока читал.

Сарацин Ал   02.12.2016 20:18     Заявить о нарушении
Размышляет Ванечка над Вашими словами, ох, размышляет ... Может, и правы Вы во многом... А про печку... Каминка у нас, каминка. Похожа на голландку, но немного не то... А для пирогов и хлеба другая печь - русской прозывается. Кстати, и в каминке можно печь, только, чтобы начинка готовой была... Мама в каминке пекла последние годы, тяжело было в русской, да и много ли одной надо было.
А по морозу бегал, приходилось.. Морозец за 40 стукал. При таком медленно не пойдешь. Да.. еще.. Если сына нет, то внук - отрезанный ломоть... Уедет с мамкой и все... Это вот когда дочь с матерью живет, тогда несколько иное Такая вот,порою, жизненная правда бывает...

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 20:43   Заявить о нарушении
Я не про причины. Где ее душа? Баба ж все таки. Жалостливая должна быть, ее выворачивать и карежить должно перед таким решением. Ну а внук. Он иногда может бабе дочку заменить и жить заставить. Так что по-разному.

Сарацин Ал   02.12.2016 20:47   Заявить о нарушении
Каминка - интересно. От камина что ли? Маленький камин женского рода. Каминка.

Сарацин Ал   02.12.2016 22:12   Заявить о нарушении
Может быть, и от камина. Сколько живу - всегда так было. А насчет героев Ванечка так думает: порой они отдельно от нас живут, поступки совершают. Честно: не хотел я Татьяну убивать, до последнего не хотел. И не смог. Описал, что увидел, что почувствовал.
Ванечка

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 22:29   Заявить о нарушении
Да с действиями - все логично. Внутреннего не хватает.

Сарацин Ал   02.12.2016 22:39   Заявить о нарушении
Рассказу отлежаться нужно. Месяц- это маленький срок, Сарацин. Думать буду, но так, чтобы рассказ не испортить.

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 22:50   Заявить о нарушении
Чем этот конкурс безусловно хорош - уже отмеченной свободой: читатели никоим образом не связывают себя анализом условий - и это, без иронии, прекрасно.
Я бы ещё авторов из обсуждения всё-таки убрал. Они мне мешают. Я, когда книжку хоть покупаю, хоть скачиваю, я автора не вижу, не слышу, и вообще он мне в этот момент не интересен: я слушаю его героев.

Что касается конкретного рассказа.
Он, безусловно, к жанру fantasy не относится. Он вообще относится к чистому реализму, разрешите мне такую точку зрения.
Отдалённое поселение. Женщина, с развивающимся расстройством психики. Внезапное, не невозможное, ухудшение погодных условий: резкий скачок давления, который бьёт по самому уязвимому члену сообщества и убивает, в конце концов.
Есть ли в рассказе что-либо, что не укладывается в эту версию? Я, например, не нахожу.
Хотя нахожу некоторые логические странности.
> Я не понимаю, ни с какой точки зрения, что делает Лена, спасая помидоры. В жизни не сталкивался, из описания ничего не понял.
> Налетает непогода. Мужчины хватают лодку и собираются куда-то плыть. Первая мысль: у данного природного явления бывают катастрофические последствия, не допустить их силами маленького поселения невозможно, мужчины пытаются получить помощь. Дальше оказывается, что плывут в скит. Слово характерное, говорит о многом, в том числе о продолжительном обитании людей на этом месте и преемственности их опыта. То есть на помощь рассчитывать-то можно, но вопрос, на основании каких признаков определили, что помощь понадобится? Ну прилетел бора-борей, как слетел, так и улетит, навечно не останется. Неприятно, нехорошо, для урожая погибельно, но скит тут чем поможет?
> Обитатель скита говорит дивные речи о мороке и жертве, но слушателей они не удивляют. Почему?
> То есть: у рассказанной нам истории есть некая предыстория. О которой мы не знаем и рассказывать нам о ней не считают нужным. Но в которой странное природное явление в умах местных жителей накрепко связано со словом "Морок", в существовании, зловредности и силе которого никто не сомневается. При том что "морок" может иметь вполне рациональное физическое объяснение, так же, как аравийский самум. То есть история на самом деле изящно распадается на две: существующую в воображении жителей и реальную.
Но это уже на моя, читателя, забота :).

Удав Юзик   04.12.2016 19:29   Заявить о нарушении
Удав Юзик, плюсуюсь к вам по всем пунктам, кроме, пожалуй, одного -
"читатели никоим образом не связывают себя анализом условий - и это, без иронии, прекрасно".
В таком случае получается, что победителем может стать рассказ, формально не соответствующий основному условию конкурса - написать фэнтези, ибо "Морок" - это не фэнтези.

Алена Ильина   04.12.2016 23:40   Заявить о нарушении
Или рассказ, который ничего общего с темой судьбы человека не имеющего, да и с рассказом вообще. Свобода!

Сарацин Ал   05.12.2016 02:42   Заявить о нарушении
Фэнтези – это разновидность фантастики, вид фантастического искусства, в произведениях которого изображаются вымышленные события в мирах, существование которых объяснить логически невозможно. Основа фэнтези – мистическое, иррациональное начало.

Тут самое иррациональное начало из начал - женское. Разрушительное,и самое мистическое. В мужском начале мистики нет. Оно рациональное, созидающее. Вот тут столкновение двух начал - инь и янь. И значит это китайское фентези. Шуткую.
Но про столкновение вполне серьезно. Нет, я ж понимаю, что до чистоты эксперимента вам не хватает пары драконов и гномов с орками. Но кто сказал, что фентази не может быть на основе русской мифологии. Морок - оттуда. Реализма там ни на грош. Для реализма не хватает ясности, где происходит, что происходит, примерное время. Тут именно, что свой мир. Придуманный автором. Потому помидоры и древний морок.
И холод - это не борей. Борей с собой снег тащит в реале, а это похолодание среди июля или августа. Внезапное, До жестких минусов. Чего даже в Якутии быть не может.И виной тому как раз мистика - морок. А вот в голове он или это Морок -злой и беспощадный существующий в придуманном автором мире не ясно. И хорошо что не ясно .

Сарацин Ал   05.12.2016 03:04   Заявить о нарушении
Помидоры - реализм, морок - действующая магия.
Огурцы - реализм. Хождение вокруг печи - недействующая магия.
Серебряное копытце - прекрасная деталь жертвоприношения.
Но вопрос, как бабушка собиралась принести внука в жертву? Чего-то я не нашел ни что она нож взяла, ни что на речку в полынью повела. Она его что волосами защекотать хотела? Или все грязные дела - мороку?

Юрий Камалетдинов   05.12.2016 13:57   Заявить о нарушении
Дня доброго всем. Извините, отлучался.
Алёна, а что у Вас за нехорошая привычка, написать толковый комментарий и его удалить. Кстати, единороги, насколько помню, парнокопытные :), так что Вы, в любом случае, правы. А об условиях. Да мне всё больше кажется, что такие конкурсы данная площадка уже переросла. Рассказ нужно оценивать, как авторское художественное произведение, а не просто структурированное сочинение по жёстко заданным условиям. Так мне представляется.

Фэнтези очень "может быть на основе русской мифологии". Романы Никитина, "Волкодав" Семёновой, "Russian Stories" C.J.Cherryh или циклы Белянина. А может - не русской: "Arafel Stories" всё той же Cherryh. А может - и не мифологии:"Deryni novels" K.Kurtz или "Saga o wiedzminie" Sapkowski.
А вот "Майская ночь" Гоголя - магический реализм, хотя в его время и жанра такого не было. И, коль скоро речь зашла, есть ещё волшебная сказка, в том числе литературная.
И все они - родственники. Только сказка значительно более условна, а фэнтези - отдалено от читателя в пространстве, в том числе вымышленном, или/и времени. Кроме того, произведения фэнтези либо основаны на мифологии - то есть на предании, известном давно и широко, либо создают эту мифологию внутри себя.
Я-читатель ничего не знаю о предании, на котором основан "Морок". Но, что самое главное, не похоже, что об этом предании знают и Виктор с Сергеем.
Хотя почему-то(?) бросаются в скит. Почему от мороза посреди лета - природа сложна, быть может что угодно - нужно бежать к старообрядцам? Почему маленькое поселение - "обитель Клима"? Я не смог вычитать ответов на эти вопросы.
А представленное описание людей и быта не вызвало сомнений в том, что описанное происходит где-то в реальном пространстве, причём вполне рядом и возможно, что и прямо сейчас. Я не вижу, почему бы нет.
Так что рассказ безусловно не относится к жанру фэнтези, но относится он к реализму обычному или магическому - это как автор окончательно повернёт и акценты расставит. Потому что сейчас морок существует только в душе Татьяны. И, слегка - в умах читателей.
А проблема, которую автор поднимает - она внежанровая. И глобальная. Поэтому будут её решать драконы, волкодлаки, эльфы или люди - значения не имеет.

Удав Юзик   09.12.2016 19:21   Заявить о нарушении
Для реализма даже магического не хватает современных реалий - отряды МЧС с одеялами и продуктами, эвакопунктов, телека с воплями о перемене климата. Современное крестьянское хозяйство в тайге - все на технике держится: лодка с мотором, хотя бы "Вихрь", тракторишка хотя бы ДТ,машина хотя бы жига. Где попытка дозвониться по сотовому до ментов и местной администрации. Где сами менты и ЧС. Даже если лесной пожар рядом, уже в деревне все на ушах - лесники,ДПД, власти. А тут реально ЧС -капец посевам, корма не заготовлены, голод грядет, будут смерти и обморожения. Даже в глухой деревне. Мы тут имеем застрявшую в 19 веке деревню, где помидоры есть. У нас бабки вспоминали, что помидоры стали выращивать после войны. В году 50. А так огурцы, капусту, картошку. Разговор у людей чудной, за помощью прутся к ведуну, а не в сельсовет. Но и для реальности 19 века - где церковь? Вопли о конце света? Лапти, онучи, ичиги, зипуны, малахаи. Такая деревенька мутная сама себе деревня. Придуманный мир, придуманные проблемы.
Параллельная реальность. А у Гоголя кстати мистика, и никакой не магический реализм. Но это ж как можно сказать, что классик и мистику пишет. Нехай их Стокер пишет мистику а наш Гоголь только магический реализм.

Сарацин Ал   10.12.2016 08:10   Заявить о нарушении
Хорошо. Если Вакула, охаживающий чёрта хворостиной - мистика, пусть будет мистика. Но и "Морок" - не фэнтези :). В ночь на понедельник здесь был ещё один комментарий Алёны Ильиной, который это положение развёрнуто аргументировал.
А из обсуждения в целом следует, что рассказу всё-таки стоит определиться и с местом и временем событий, и с местом "сверхъестественной"составляющей, в каком бы виде она в нём ни присутствовала.

Удав Юзик   10.12.2016 10:14   Заявить о нарушении
Про помидоры ;)? Алена мастер базу подвести, уже понял. У автора шанс выбрать из трех жанров: фентези, мистика, магический реализм. Он от каждого в полушаге. И спорить бесполезно. Стакан наполовину пуст или наполовину полон.
Мир создан? Мир не реальный? Чудеса и колдовство имеются? - фентази.
Лично для меня все равно сильнейший на конкурсе.

Сарацин Ал   10.12.2016 10:30   Заявить о нарушении
Фэнтези я не читаю, попыталась разобраться, провела работу, в результате чего доказала, что "Морок" - не фэнтези, и даже не магический реализм, уперлась в деревенскую прозу с элементами мистики. Поняла, что дальше последует непростой диалог, а вести его на тот момент у меня не было ни сил, ни желания, а главное понимания - зачем мне все это нужно.
Но за урок спасибо, Удав Юзик, я учту))

Алена Ильина   10.12.2016 15:08   Заявить о нарушении
Распутин в гробу перевернулся. Деревенская значит.
Алена, а типо социальная проблема в чем?
Но логику просек, тогда все где герои в городе живут - городская проза. А где в подвале - подвальная, а "Остров сокровищ" - корабельная или островная.
Чего хочет женщина - хочет бог. Деревенская проза.

Сарацин Ал   10.12.2016 18:59   Заявить о нарушении
Ал, позвольте напомнить, что мы находимся на открытой площадке, где происходит свободный обмен мнениями.
О предмете "литература", относительно которого "истина" находится "где-то там". Поскольку нет ни чёткого определения, ни исчерпывающих критериев истинности.
Почему ведётся обсуждение.

На рассказ никто не нападает. Его никто не "громит". Никто не заставляет Вас изменить Ваше мнение о нём.
Но у других читателей могут сложиться разные впечатления, отличные от Вашего, и они имеют право их высказывать, так же, как Вы.
И это ещё не означает, что кто-то во всём прав, а кто-то - нет.
Потому что мы не спорим. Мы пытаемся обсуждать.

Алёна, извините. Вы, наверное, были правы.
Всего хорошего всем.

Удав Юзик   10.12.2016 20:25   Заявить о нарушении
Я и согласился, по мне хоть детектив. Тоже есть признаки.
Так в один ряд не встают Распутин, Астафьев, Белов и этот рассказ.

Сарацин Ал   10.12.2016 20:43   Заявить о нарушении
Примерно, как признать что жигули - это внедорожник, потому что там и там четыре колеса есть.
Тут деревни-то нет. И проблем деревенских нет. Пример "Матера". Или тот же "Не стреляйте в белых лебедей" Есть герои и деревня, как герой.
Что-то магическое быть может - хозяин Матеры. Но он не главный. Главное затопление и деревня. Вполне реальная проблема.
Тут все с магии начинается и ей же заканчивается. Еще где мир реальный? То есть так чтоб четко скмзать - это происходит в деревне Матера, на Ангаре,Иркутская область, в 60-е годы.
Это вообще что домик в тайге? Хутор в степи? Рыбацкий поселок? Зимовье на Студеной? А время?
Герои кто? Рыбаки, охотники, крестьяне, пенсионеры, фермеры?
Не дотягивает рассказ до деревенской прозы по масштабу и размаху. И доле реализма.
Одного места действия не достаточно. Таким макаром все эти Женские истории про деревенских золушек - тоже деревенская проза.

Сарацин Ал   10.12.2016 21:06   Заявить о нарушении
Удав Юзик, не стоит извиняться, все нормально. Мне импонирует Ваша позиция "Потому что мы не спорим. Мы пытаемся обсуждать". Именно из-за нежелания стать инициатором спора удалила рецензию, но впредь обещаю не следовать этой уклонистской позиции. Сказав А, говори и Б))

Алена Ильина   11.12.2016 14:43   Заявить о нарушении
Когда человек отказывается спорить, он либо не уверен в своей позиции, либо считает, что она единственно верная. У нас по ходу второй случай.
Где уж нам уж с тремя классами. Так стоило с порога сказать: пришли де просветить тебя, дурака. Я бы понял. И может даже промолчал.

Сарацин Ал   11.12.2016 16:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)

Тяжело писать о рассказе, написанном в стиле магического реализма. Плюс - тема. Жертвоприношение. Выбор кем жертвовать: сыном или внуком. Кошмар и ужас. Хотя именно на жертвенности построены все религии мира. Жертвы разные, но цель одна - умилостивить.
Рассказ начинается с ворожбы. Женщина водит детей вокруг печи, совершая обряд изгнания непогоды. Потом мы узнаем, что непогода - это мягко сказано. На самом деле наступает ледниковый период: растительность, вода в реке мгновенно застывает. Еще мы понимаем, что действие происходит в некое время, когда помидоры и школа уже есть, а христианства еще нет. Или есть, но не для этих людей или не для этого мира.
Мужчины срываются за помощью к некоему схимнику, который им объясняет, что есть некто, кто волхвует по-черному. После определенных ритуалов схимник узнает, что эта, скажем так - нечисть, требует жертву - маленького мальчика. И деду надо спешить обратно на помощь, потому что сын - Серега ему не помощник.
Вот в этом месте мне кажется есть искусственное напряжение в сюжете. Во-первых, я не поняла, почему они поехали, бросив женщин и детей во время необъяснимых явлений. Во-вторых - почему сыну нельзя ехать. Видения. Не он ли их наколдовал? Уж не сам ли схимник и есть та самая нечисть, которой нужна человеческая жертва, не взирая на половые и возрастные признаки. Вот и Сергей удивляется - не похож схимник на схимника.
Виктор вызволяет внука из рук ополоумевшей или зачарованной жены и, не поговорив, усаживается покурить. Видит, как зажигаются звезда и понимает, что непогода закончилась. Почему не задумывается - почему? Жертва же не принесена?
Оказывается, что его жена умерла от горя, мысленно похоронив сына. Но это же не приношение жертвы? Или она сама убила себя, надежде отвести беду от своего сына?
Или не сама?
Вот эти не состыковки не позволили мне полностью погрузиться в историю.Хотя прочитала, не отрываясь, и даже содрогнулась пару раз.



Елена Лозовая   02.12.2016 18:20     Заявить о нарушении
От Ванечки. Автор задавал себе те же вопросы и вот как на них ответил:
1. Женщины и дети оставались дома, а дома, как говорится, и стены... А не идти- проблема может не решиться совсем. Кто-то один пойдет - тоже плохо, те более в стужу. Может не дойти. Тем более, что Виктор надеялся на мудрость своей жены - ведь столько лет вместе.
2. Сыну нельзя ехать... почему... Он душой еще ребенок, а, следовательно, поступки его могут оказаться необъяснимыми - ведь и его Морок мучает. Кстати, мучает он и Александру, но та сильнее характером.
3. Почему Виктор не идет сразу разговаривать с Татьяной? Он собирается с силами - для него она открылась с другой стороны, и это его страшит, если хотите.
4. Почему жертва не принесена, а Морок ушел? Вначале он ушел из сердца Сереги, который посчитал его другом(в печи всхлипнуло и т.д), потом душу Татьяны, которая также подчинилась.

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 18:52   Заявить о нарушении
забрал душу Татьяны

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 18:54   Заявить о нарушении
Вам бы чуть-чуть щедрее в описании, что бы вопросов не возникло))
Душу у Татьяны забрал вот так втихушку? Не понятно. Скажите, почему Сергея удивили внешность и дом схимника. Вернее, для чего вы показали это удивление? Меня это напрягло.

Елена Лозовая   02.12.2016 19:09   Заявить о нарушении
Уже прочитала ваше объяснение в рец. Нелли.

Елена Лозовая   02.12.2016 19:15   Заявить о нарушении
Ах, Елена, Ванечке иногда кажется, что мир вокруг тоже должен знать то, что знает он сам, а страна-то, оказывается, боольшая...

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 19:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)

Приветствую!
Пока студенты контрольную пишут, немного поговорю.Что-то никто не пишет про этот рассказ. А ведь на самом деле он очень хорош. Очень живые образы. Наверное, всех героев. Живые, видимые картинки природы и ощущений людей. Вот только не совсем по регламенту фэнтези(встреча двух миров). Жанр скорее магический реализм. Кстати, когда читала, не заметила на какой конкурс писалось. И мне показалось поначалу - чистый реализм. Затерянная где-то в тайге деревенька, стужа где-то под -50, полуязыческие верования. Вот только со схимником сразу не сошлось. Поскольку трактовала как реализм, удивило, что это скорее травник-колдун, чем схимник (в моём понимании - христианский монах-подвижник). Специально посмотрела слово "кержак". Всё же, несмотря на верования в духов, это старообрядец, а не язычник. Значит, в заговорах должна присутствовать (хотя бы краем) христианская терминология. Может, лучше по-иному тогда его назвать. Тем более, что это фэнтези.
Но это всё мелочи. Детали. На самом деле - отличный рассказ, который скорее можно отнести к магическому реализму, в котором намного больше реализма, чем магии. Пока - лучшее.

Нелли Искандерова   02.12.2016 10:34     Заявить о нарушении
Нелли, этому рассказу почему-то с самого начала не везет. Вначале перепутали, теперь глухое молчание. Может, считают, что его нет? На него даже ссылка не дана. А так рассказ не плох.

Татьяна Шорохова   02.12.2016 15:27   Заявить о нарушении
Нелли, привет! Я рада, что я не одна так думаю. Хотела написать автору, но одна мысль не давала покоя, и я все не знала, как ее выразить. Вот это странное сочетание язычества с христианством. Если все вокруг языческое, то почему схимник? И почему ангел, если морок? А если ангел, то почему никто не вспомнил о молитвах?

Марина Добрынина   02.12.2016 17:21   Заявить о нарушении
Здравствуйте всем! По поводу схимника, кержака и всего прочего. Дело все в том, что в чистом виде виде кержак нынче не встречается. Это просто коренной житель, у которого определенный уклад жизни, и не обязательно он должен креститься двумя перстами. Есть даже определенные кержацкие поселения, но есть и те, которые живут в городах. Чистого христианства в мире тоже нет: мы одновременно чтим и пасху, и масленницу, хотя первый праздник христианский, а другой восходит к язычеству. Кстати, истинные христиане и гадать не должны, потому что это близко к волхованию, однако, гадают. Пушкину и Лермонтову, например, одна и та же гадалка смерть предсказала... Спиритизм - разговор с умершими - уже тогда был известен.
Почему схимник? Схима - это обет, который человек дал сам себе, вопрос, который человек хочет решить в одиночестве... Мой герой также представлял " спасителя" иным и обманулся. Обычные они люди - травы знают, лечат, обереговыми молитвами владеют. Мой дед, например, пупочную грыжу заговаривать умел, а был на хорошем счету у Советской власти.

Ванечка

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 18:00   Заявить о нарушении
Мне кажется, Ванечка, Вы нас не очень поняли. Вы сначала создали атмосферу язычества, потом вдруг туда вплели элементы христианства - ангела, схимника. Но эти элементы таковыми только были названы. Т.е. ангел назван ангелом, а схимник схимником. При этом более никак свои признаки они не проявили. Более того, никаких признаков принадлежности к христианству не проявили и герои. И это в Вашем, бесспорно, любопытном повествовании, породило нотку вранья. Я бы на Вашем месте все же продумала эту тему - соотношения христианства и язычества. Потому что она, вроде как, является стержнем повествования, но при этом остается мутной и непонятной. И еще. Об этом было сказано-пересказано. Не нужно говорить нам о том, что есть в обычной жизни. Ваше произведение должно остаться у читателей логичным и непротиворечивым. Особенно если Вы заявляете фэнтези. И в этом плане ссылки на Ваш личный опыт не стоят вообще ничего.

Марина Добрынина   02.12.2016 19:40   Заявить о нарушении
Кержаки и раньше,и сейчас староверы. Четкое такое понятие. Даже про потомков говорят - не кержак, а он из кержаков. В смысле мамка папка верили. А этот может и не верит, но характер и воспитание остались - человека с ветру даже водой не напоит, скорее всего и в дом не пустит. Но слово красивое. Ясно, почему автор за него уцепился.

Сарацин Ал   02.12.2016 20:29   Заявить о нарушении
Ванечка понял, что Вы хотите сказать, Елена. Только оберег этот очень старый и не мной придуманный... Только вместо Морока там другое слово... Вот мама у меня оберег один читала, так он начинался:" На острове Буяне и т.д." Я это поначалу как сказку воспринимал, пока не понял, о чем.

Автор Хочет Сказать   02.12.2016 22:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)

Рассказ понравился. Сюжет захватывает, читается легко. Если получится, напишу больше.
Удачи автору.

Александра Стрижёва   01.12.2016 10:52     Заявить о нарушении
Мне тоже. Здорово

Нелли Искандерова   01.12.2016 13:15   Заявить о нарушении