Рецензия на «2. Татьяна Шорохова. Морок» (Конкурс Копирайта -К2)
Красиво."Магический реализм" значит? Не знаю, реализма тут нет. Сплошная магия. Чего не хватило - чувств героев. Действия подробно. А чувств нема. Допустим, батя и сын такие суровые северные мужи. Ну так суровость она же не в механическом действии. А в умении зажать душу в кулак. Но душу-то наизнанку выворачивает. А тут... они оба каменюги. Пьяные эстонцы "Почему лифт так медленно едет?" Не хватило еще борьбы за огонь. Всмысле ощущений трудностей. Идут по морозу, чтоб плевок на ходу замерз - это минуса под 50. 40-45 точно. А они как на проспекте в летний день. На морозе даже шаг меняется. Там точно не гарцуешь и не пружинишь. В комок сжимаешься. И ветер, а от реки всегда ветер, башкой бадаешь. Нет можно и гарцевать - минуты три. Пружинить тоже трудно - пальцы на ногах сжаты. По тайге, на охоту в мороз еще и потому не ходят, что человек неловким становиться. У вас ощущения холода нет. Нам сказали "Холодно. Страшно. Трудно." и мы должны верить. Не знаю, чего-то не верится. Но красиво описано, автор. Еще бы героев оживить, а то они то ли сверх герои, то ли манекены. Бабка внука убивать ведет и ни черта в ней кроме обиды на сноху. Внуков любишь больше детей. Да если и не любишь - убить ребенка. Взрослого то непросто. Если показать крестьянский характер - когда смерть необходимость. Все равно, не бабка - статуя. Хотя, мать за сына порвет - не охнет. А за внука? Выбор до инфаркта. Кого бы я выбрал? А никого - ждал пока все помрем и заборы жег. А да, печка -"каменка". От камень. Обычно в бане ставят - она не общита железом - она из железа и обложена камнем. Ну а если из кирпича, то камень в специальном отсеке - на пар. Сверху или сбоку. Круглая - голландка. Та вполне может быть в металлическом кожухе. Но в деревенском доме? А типа пироги-булки как печь? Она ж без плиты. Забава. Но это так размышлялки. В обчем и в частности - зацепила ваша вязь. Напустили мороку. Оторваться не мог пока читал. Сарацин Ал 02.12.2016 20:18 Заявить о нарушении
Размышляет Ванечка над Вашими словами, ох, размышляет ... Может, и правы Вы во многом... А про печку... Каминка у нас, каминка. Похожа на голландку, но немного не то... А для пирогов и хлеба другая печь - русской прозывается. Кстати, и в каминке можно печь, только, чтобы начинка готовой была... Мама в каминке пекла последние годы, тяжело было в русской, да и много ли одной надо было.
А по морозу бегал, приходилось.. Морозец за 40 стукал. При таком медленно не пойдешь. Да.. еще.. Если сына нет, то внук - отрезанный ломоть... Уедет с мамкой и все... Это вот когда дочь с матерью живет, тогда несколько иное Такая вот,порою, жизненная правда бывает... Автор Хочет Сказать 02.12.2016 20:43 Заявить о нарушении
Я не про причины. Где ее душа? Баба ж все таки. Жалостливая должна быть, ее выворачивать и карежить должно перед таким решением. Ну а внук. Он иногда может бабе дочку заменить и жить заставить. Так что по-разному.
Сарацин Ал 02.12.2016 20:47 Заявить о нарушении
Каминка - интересно. От камина что ли? Маленький камин женского рода. Каминка.
Сарацин Ал 02.12.2016 22:12 Заявить о нарушении
Может быть, и от камина. Сколько живу - всегда так было. А насчет героев Ванечка так думает: порой они отдельно от нас живут, поступки совершают. Честно: не хотел я Татьяну убивать, до последнего не хотел. И не смог. Описал, что увидел, что почувствовал.
Ванечка Автор Хочет Сказать 02.12.2016 22:29 Заявить о нарушении
Да с действиями - все логично. Внутреннего не хватает.
Сарацин Ал 02.12.2016 22:39 Заявить о нарушении
Рассказу отлежаться нужно. Месяц- это маленький срок, Сарацин. Думать буду, но так, чтобы рассказ не испортить.
Автор Хочет Сказать 02.12.2016 22:50 Заявить о нарушении
Чем этот конкурс безусловно хорош - уже отмеченной свободой: читатели никоим образом не связывают себя анализом условий - и это, без иронии, прекрасно.
Я бы ещё авторов из обсуждения всё-таки убрал. Они мне мешают. Я, когда книжку хоть покупаю, хоть скачиваю, я автора не вижу, не слышу, и вообще он мне в этот момент не интересен: я слушаю его героев. Что касается конкретного рассказа. Он, безусловно, к жанру fantasy не относится. Он вообще относится к чистому реализму, разрешите мне такую точку зрения. Отдалённое поселение. Женщина, с развивающимся расстройством психики. Внезапное, не невозможное, ухудшение погодных условий: резкий скачок давления, который бьёт по самому уязвимому члену сообщества и убивает, в конце концов. Есть ли в рассказе что-либо, что не укладывается в эту версию? Я, например, не нахожу. Хотя нахожу некоторые логические странности. > Я не понимаю, ни с какой точки зрения, что делает Лена, спасая помидоры. В жизни не сталкивался, из описания ничего не понял. > Налетает непогода. Мужчины хватают лодку и собираются куда-то плыть. Первая мысль: у данного природного явления бывают катастрофические последствия, не допустить их силами маленького поселения невозможно, мужчины пытаются получить помощь. Дальше оказывается, что плывут в скит. Слово характерное, говорит о многом, в том числе о продолжительном обитании людей на этом месте и преемственности их опыта. То есть на помощь рассчитывать-то можно, но вопрос, на основании каких признаков определили, что помощь понадобится? Ну прилетел бора-борей, как слетел, так и улетит, навечно не останется. Неприятно, нехорошо, для урожая погибельно, но скит тут чем поможет? > Обитатель скита говорит дивные речи о мороке и жертве, но слушателей они не удивляют. Почему? > То есть: у рассказанной нам истории есть некая предыстория. О которой мы не знаем и рассказывать нам о ней не считают нужным. Но в которой странное природное явление в умах местных жителей накрепко связано со словом "Морок", в существовании, зловредности и силе которого никто не сомневается. При том что "морок" может иметь вполне рациональное физическое объяснение, так же, как аравийский самум. То есть история на самом деле изящно распадается на две: существующую в воображении жителей и реальную. Но это уже на моя, читателя, забота :). Удав Юзик 04.12.2016 19:29 Заявить о нарушении
Удав Юзик, плюсуюсь к вам по всем пунктам, кроме, пожалуй, одного -
"читатели никоим образом не связывают себя анализом условий - и это, без иронии, прекрасно". В таком случае получается, что победителем может стать рассказ, формально не соответствующий основному условию конкурса - написать фэнтези, ибо "Морок" - это не фэнтези. Алена Ильина 04.12.2016 23:40 Заявить о нарушении
Или рассказ, который ничего общего с темой судьбы человека не имеющего, да и с рассказом вообще. Свобода!
Сарацин Ал 05.12.2016 02:42 Заявить о нарушении
Фэнтези – это разновидность фантастики, вид фантастического искусства, в произведениях которого изображаются вымышленные события в мирах, существование которых объяснить логически невозможно. Основа фэнтези – мистическое, иррациональное начало.
Тут самое иррациональное начало из начал - женское. Разрушительное,и самое мистическое. В мужском начале мистики нет. Оно рациональное, созидающее. Вот тут столкновение двух начал - инь и янь. И значит это китайское фентези. Шуткую. Но про столкновение вполне серьезно. Нет, я ж понимаю, что до чистоты эксперимента вам не хватает пары драконов и гномов с орками. Но кто сказал, что фентази не может быть на основе русской мифологии. Морок - оттуда. Реализма там ни на грош. Для реализма не хватает ясности, где происходит, что происходит, примерное время. Тут именно, что свой мир. Придуманный автором. Потому помидоры и древний морок. И холод - это не борей. Борей с собой снег тащит в реале, а это похолодание среди июля или августа. Внезапное, До жестких минусов. Чего даже в Якутии быть не может.И виной тому как раз мистика - морок. А вот в голове он или это Морок -злой и беспощадный существующий в придуманном автором мире не ясно. И хорошо что не ясно . Сарацин Ал 05.12.2016 03:04 Заявить о нарушении
Помидоры - реализм, морок - действующая магия.
Огурцы - реализм. Хождение вокруг печи - недействующая магия. Серебряное копытце - прекрасная деталь жертвоприношения. Но вопрос, как бабушка собиралась принести внука в жертву? Чего-то я не нашел ни что она нож взяла, ни что на речку в полынью повела. Она его что волосами защекотать хотела? Или все грязные дела - мороку? Юрий Камалетдинов 05.12.2016 13:57 Заявить о нарушении
Дня доброго всем. Извините, отлучался.
Алёна, а что у Вас за нехорошая привычка, написать толковый комментарий и его удалить. Кстати, единороги, насколько помню, парнокопытные :), так что Вы, в любом случае, правы. А об условиях. Да мне всё больше кажется, что такие конкурсы данная площадка уже переросла. Рассказ нужно оценивать, как авторское художественное произведение, а не просто структурированное сочинение по жёстко заданным условиям. Так мне представляется. Фэнтези очень "может быть на основе русской мифологии". Романы Никитина, "Волкодав" Семёновой, "Russian Stories" C.J.Cherryh или циклы Белянина. А может - не русской: "Arafel Stories" всё той же Cherryh. А может - и не мифологии:"Deryni novels" K.Kurtz или "Saga o wiedzminie" Sapkowski. А вот "Майская ночь" Гоголя - магический реализм, хотя в его время и жанра такого не было. И, коль скоро речь зашла, есть ещё волшебная сказка, в том числе литературная. И все они - родственники. Только сказка значительно более условна, а фэнтези - отдалено от читателя в пространстве, в том числе вымышленном, или/и времени. Кроме того, произведения фэнтези либо основаны на мифологии - то есть на предании, известном давно и широко, либо создают эту мифологию внутри себя. Я-читатель ничего не знаю о предании, на котором основан "Морок". Но, что самое главное, не похоже, что об этом предании знают и Виктор с Сергеем. Хотя почему-то(?) бросаются в скит. Почему от мороза посреди лета - природа сложна, быть может что угодно - нужно бежать к старообрядцам? Почему маленькое поселение - "обитель Клима"? Я не смог вычитать ответов на эти вопросы. А представленное описание людей и быта не вызвало сомнений в том, что описанное происходит где-то в реальном пространстве, причём вполне рядом и возможно, что и прямо сейчас. Я не вижу, почему бы нет. Так что рассказ безусловно не относится к жанру фэнтези, но относится он к реализму обычному или магическому - это как автор окончательно повернёт и акценты расставит. Потому что сейчас морок существует только в душе Татьяны. И, слегка - в умах читателей. А проблема, которую автор поднимает - она внежанровая. И глобальная. Поэтому будут её решать драконы, волкодлаки, эльфы или люди - значения не имеет. Удав Юзик 09.12.2016 19:21 Заявить о нарушении
Для реализма даже магического не хватает современных реалий - отряды МЧС с одеялами и продуктами, эвакопунктов, телека с воплями о перемене климата. Современное крестьянское хозяйство в тайге - все на технике держится: лодка с мотором, хотя бы "Вихрь", тракторишка хотя бы ДТ,машина хотя бы жига. Где попытка дозвониться по сотовому до ментов и местной администрации. Где сами менты и ЧС. Даже если лесной пожар рядом, уже в деревне все на ушах - лесники,ДПД, власти. А тут реально ЧС -капец посевам, корма не заготовлены, голод грядет, будут смерти и обморожения. Даже в глухой деревне. Мы тут имеем застрявшую в 19 веке деревню, где помидоры есть. У нас бабки вспоминали, что помидоры стали выращивать после войны. В году 50. А так огурцы, капусту, картошку. Разговор у людей чудной, за помощью прутся к ведуну, а не в сельсовет. Но и для реальности 19 века - где церковь? Вопли о конце света? Лапти, онучи, ичиги, зипуны, малахаи. Такая деревенька мутная сама себе деревня. Придуманный мир, придуманные проблемы.
Параллельная реальность. А у Гоголя кстати мистика, и никакой не магический реализм. Но это ж как можно сказать, что классик и мистику пишет. Нехай их Стокер пишет мистику а наш Гоголь только магический реализм. Сарацин Ал 10.12.2016 08:10 Заявить о нарушении
Хорошо. Если Вакула, охаживающий чёрта хворостиной - мистика, пусть будет мистика. Но и "Морок" - не фэнтези :). В ночь на понедельник здесь был ещё один комментарий Алёны Ильиной, который это положение развёрнуто аргументировал.
А из обсуждения в целом следует, что рассказу всё-таки стоит определиться и с местом и временем событий, и с местом "сверхъестественной"составляющей, в каком бы виде она в нём ни присутствовала. Удав Юзик 10.12.2016 10:14 Заявить о нарушении
Про помидоры ;)? Алена мастер базу подвести, уже понял. У автора шанс выбрать из трех жанров: фентези, мистика, магический реализм. Он от каждого в полушаге. И спорить бесполезно. Стакан наполовину пуст или наполовину полон.
Мир создан? Мир не реальный? Чудеса и колдовство имеются? - фентази. Лично для меня все равно сильнейший на конкурсе. Сарацин Ал 10.12.2016 10:30 Заявить о нарушении
Фэнтези я не читаю, попыталась разобраться, провела работу, в результате чего доказала, что "Морок" - не фэнтези, и даже не магический реализм, уперлась в деревенскую прозу с элементами мистики. Поняла, что дальше последует непростой диалог, а вести его на тот момент у меня не было ни сил, ни желания, а главное понимания - зачем мне все это нужно.
Но за урок спасибо, Удав Юзик, я учту)) Алена Ильина 10.12.2016 15:08 Заявить о нарушении
Распутин в гробу перевернулся. Деревенская значит.
Алена, а типо социальная проблема в чем? Но логику просек, тогда все где герои в городе живут - городская проза. А где в подвале - подвальная, а "Остров сокровищ" - корабельная или островная. Чего хочет женщина - хочет бог. Деревенская проза. Сарацин Ал 10.12.2016 18:59 Заявить о нарушении
Ал, позвольте напомнить, что мы находимся на открытой площадке, где происходит свободный обмен мнениями.
О предмете "литература", относительно которого "истина" находится "где-то там". Поскольку нет ни чёткого определения, ни исчерпывающих критериев истинности. Почему ведётся обсуждение. На рассказ никто не нападает. Его никто не "громит". Никто не заставляет Вас изменить Ваше мнение о нём. Но у других читателей могут сложиться разные впечатления, отличные от Вашего, и они имеют право их высказывать, так же, как Вы. И это ещё не означает, что кто-то во всём прав, а кто-то - нет. Потому что мы не спорим. Мы пытаемся обсуждать. Алёна, извините. Вы, наверное, были правы. Всего хорошего всем. Удав Юзик 10.12.2016 20:25 Заявить о нарушении
Я и согласился, по мне хоть детектив. Тоже есть признаки.
Так в один ряд не встают Распутин, Астафьев, Белов и этот рассказ. Сарацин Ал 10.12.2016 20:43 Заявить о нарушении
Примерно, как признать что жигули - это внедорожник, потому что там и там четыре колеса есть.
Тут деревни-то нет. И проблем деревенских нет. Пример "Матера". Или тот же "Не стреляйте в белых лебедей" Есть герои и деревня, как герой. Что-то магическое быть может - хозяин Матеры. Но он не главный. Главное затопление и деревня. Вполне реальная проблема. Тут все с магии начинается и ей же заканчивается. Еще где мир реальный? То есть так чтоб четко скмзать - это происходит в деревне Матера, на Ангаре,Иркутская область, в 60-е годы. Это вообще что домик в тайге? Хутор в степи? Рыбацкий поселок? Зимовье на Студеной? А время? Герои кто? Рыбаки, охотники, крестьяне, пенсионеры, фермеры? Не дотягивает рассказ до деревенской прозы по масштабу и размаху. И доле реализма. Одного места действия не достаточно. Таким макаром все эти Женские истории про деревенских золушек - тоже деревенская проза. Сарацин Ал 10.12.2016 21:06 Заявить о нарушении
Удав Юзик, не стоит извиняться, все нормально. Мне импонирует Ваша позиция "Потому что мы не спорим. Мы пытаемся обсуждать". Именно из-за нежелания стать инициатором спора удалила рецензию, но впредь обещаю не следовать этой уклонистской позиции. Сказав А, говори и Б))
Алена Ильина 11.12.2016 14:43 Заявить о нарушении
Когда человек отказывается спорить, он либо не уверен в своей позиции, либо считает, что она единственно верная. У нас по ходу второй случай.
Где уж нам уж с тремя классами. Так стоило с порога сказать: пришли де просветить тебя, дурака. Я бы понял. И может даже промолчал. Сарацин Ал 11.12.2016 16:42 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |