Рецензии на произведение «Что же такое МЭМ?»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «Что же такое МЭМ?» Виктор Ефременко
Уважаемый Виктор. Идея МЭМа, как некоего управляющего конструкта, не является новой и впервые в форме концепции «ментальных микробов» высказана В. М. Бехтеревым в 1898 году, а далее превосходно описана К. Уилсоном в романе «Паразиты сознания» 1967 года. Поэтому может быть заимствованной Р. Докинзом в 1976 году. Кроме того введение новых понятий и сущностей должно служить расширению понимания реальности. Однако в принятой трактовке это понятие просто подменяет собой безусловные, условные рефлексы и осознанную деятельность разума, что является необоснованным упрощением проблемы сознания. В мозге человека не обнаружено «клеток разума», поэтому присвоение мему генетического подобия является в лучшем случае некорректным. По сути, это объяснение одного непонятого термина через другой столь же непонятный. Распространение же его на все понятия культуры и ее наследование, лишает его всякого системного смысла.
Поэтому смысл мема не в подобии, а в подражании и этим должен ограничиваться. В этом понимании мем есть элементарный репликатор (слово-образ) резонансных брендоподобных привычек, фраз, лозунгов, элементов костюма идей образа жизни и других штампов контркультурного и маргинально – вульгарного уровня. Цель мема сведение мышления к стандарту, заданному в целях манипулятивного управления. Мемы засоряют смысловое пространство и лишают самостоятельности мышления. В подобном понимании биологические вирусы, компьютерные вирусы-программы и подражательные психовирусы – мемы играют одинаковую роль – перехват управления системой и использование ее в своих целях, часто во вред. Основные свойства мема высокая экспрессивность, привлекательность и образность облегчают внедрение в сознание и придают ему большую живучесть и распространимость.
Самые массовые мемы: ненормативные выражения, элементы жаргонов, вульгарные и идеологические медиавирусы и рекламные слоганы, распространяемые СМИ. Самые опасные из них идеологические и рекламные мемы основанные на принципе многократного повторения, которые входят в привычку и проникают в подсознание, создавая устойчивый навык мышления в заданном направлении (установку) или поток промывания мозгов. Формируя рекламно обусловленное поведение, реклама действует по принципу внушения и привлечения. Следовательно, реклама лекарств это реклама болезней, реклама пищи это реклама обжорства и т.п. Вся реклама опасна для психики и поэтому она должна распространяться только по отдельным каналам СМИ.
Комплексы мемов создают медийные и идеологические образы и потому широко используются в информационной войне. Например: образ «истинного арийца», «самурая», «коммуниста», «праведного мусульманина», американский образ жизни, русская идея (самодержавие, православие, народность), рыночная экономика и т.п. Это сближает понятие комплекса мемов с интерференционными явлениями, возникающими при соприкосновении разных этносов, которые описаны Л. Гумилевым.
Всеобщность концепции мема глубоко реакционна и антинаучна, поскольку сводит человеческое общество к стаду манипулятивных идиотов, отрицая познавательные и творческие способности разума. Геноцентризм Докинза и других подобных ученых, является отрицанием всей культурной и тем более духовной эволюции людей, сводящий ее к вульгарному материализму, что не соответствует реальности.
В этом ярко отражается западный коммерческий подход к науке, когда частный результат или идея раздуваются до всеобщего, с целью финансирования. Кроме того в этой концепции отражен социальный заказ верхушки общества, способствующий поддержке сложившейся социальной структуры. Поэтому построить на понятиях мема какую-либо научную социальную теорию не представляется возможным. В целом миметика, может иметь только прикладное значение как орудие информационной войны и инструмент рекламы. С уважением, Геннадий.
Геннадий Мельников 24.08.2017 07:43 Заявить о нарушении
Я с этим не могу согласиться. Это напоминает наезд советской бюрократии на генетику и квантовую механику. Я могу только посоветовать прочесть не одну статью а всю книгу, чтобы понять исходную точку зрения. Одна из версий книги изложена здесь http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
Ваши философские представления мне не кажутся сколько нибудь убедительными.
Виктор Ефременко 27.08.2017 18:32 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 28.08.2017 08:52 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 28.08.2017 16:19 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 28.08.2017 18:24 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 02.09.2017 13:09 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 02.09.2017 13:16 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 04.09.2017 10:49 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 06.09.2017 06:11 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 06.09.2017 12:20 Заявить о нарушении
Виктор, поздравляю со статьёй. Вы - не просто дополнили Докинза, Вы его развили и поэтому достойны занять место в ряду Ч.Дарвин, Р.Докинз, В.Ефременко.
Вы просто, ясно, чётко, сфокусировано изложили свои мысли. Ещё раз поздравляю.
Андрей Якуп.
Андрей Якуп 16.08.2017 02:15 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 16.08.2017 15:10 Заявить о нарушении