Что же такое МЭМ?

               

                Поведение  всего  многоклеточного  организма  определяется  с  одной  стороны  его  морфологией,  а  с  другой  программами,  функционирующими  в  мозгу  и  получающими  информацию  о  внешней  среде  с  помощью  органов  чувств.
Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.
              Когда  мы  пытаемся  анализировать  человека,  разлагая  значимые его  свойства  по  полочкам,  то  каждое  выделенное,  интересное   для  нас  ментальное  свойство  формируется  не  одним,  а  многими  ядрами.  Ассоциация  указанных  ядер  нами  понимается  как  один  МЭМ,   как  одно  слово  из  длинного  описания ментальных особенностей  данного  организма.  Отсюда  понятно,  почему  МЭМы,  как  некие  локализованные  структуры,  в  мозгу  не  обнаружены.
                Это  функциональные  объединение  нейронов,  это  интерактивные  подпрограммы  мозга,  а  не  морфологические  выросты,  которые  доступны  для  наблюдения.    МЭМы  можно  рассматривать  также  как  драйверы  мозга,   т.е  подпрограммы   вызывающие   изменения  в  поведении  и  мышлении  особи.

                МЭМы     это   модели,   позволяющие  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для  нас  точки  зрения.

               МЭМы  это  интерактивные  подпрограммы,  драйверы  мозга,
  структуры   мозга,  осуществляющие  функциональные  адаптации  к  быстро  изменяющимся  условиям социальной  среды  обитания.

                Такое  определение  существенно  отличается  от  предложенного Р. Докинзом   для  его  культурных  репликаторов,  что  и  заставило  несколько  изменить  написание  слова,  сохранив     общность  звучания.  МЭМ   я  рассматриваю,   как  репликатор  культурной  эволюции,  а  не  одной  культуры  самой  по  себе,  как  предлагает  Р. Докинз.

                МЭМ  не  является  полноценным  репликатором,  таким  как  ген,  что  полноценным  репликатором  его  сделал  человек,  создав  внешние  средства  для  записи  функциональных  адаптаций  мозга.
                Запоминание  эволюционных  адаптаций  генами  осуществляется  за  счет  изменения  своего  строения  (морфологии),  при  котором  меняются  сами  кодоны.  Изменение   частот  генов  в  популяции (а  это  и  есть  генетическая  эволюция)  происходит  медленно,  путем  смены  поколений. 
                В   культурной  эволюции  изменяются  МЭМы   в   социумах.  Изменения  в  МЭМах (программные  изменения)  носят  не  морфологический,  а  функциональный (быстрый) характер.
                Гены,  расположенные  в ядре   каждой   клетки,  управляют  внутриклеточными  процессами,    создают  условия  для  правильного  течения  внутриутробного  онтогенеза.  Появившись  на  свет  и  получая  информацию  от  органов  чувств,  человек   как  единый  многоклеточный  организм   требует  адекватного  управления. 
                Гены  не  несут  информации  обо  всём  организме,  о  его  системах.   Для  существования  организма  его  мышцы  должны  сокращаться  в  определённые  моменты  времени,  сердце   проталкивать  кровь  по  сосудам,   легкие  обогащать  её  кислородом.  Понятно,  что  должны  быть  надклеточные  структуры,   управляющие  этими  процессами.
                Сами  эти  управляющие  структуры  должны  координироваться  на  более  высоком  уровне.    Высшие  уровни  управления  сосредоточены  в  мозге,  как    центре  управления  организмом.
                Фенотипическое  проявление  МЭМов  обнаруживается   в  поведении,  в  способах  реакции,   манере  мышления. МЭМы  задают  ментальность.  И  в  этом  смысле  они  существуют.   С  ними  можно  работать,  их существование  нужно  учитывать.    МЭМы  нужно  рассматривать,  как  некие  модели,   позволяющие  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для  нас  точки  зрения.
               На  некотором  этапе  биологической  эволюции    функциональные  адаптации  в  виде  МЭМов,   оказались  вполне  конкурентоспособными  с  адаптациями  морфологическими,  созданными  генами.  Проявление  адаптации  генов  это, например, создание  у  индивидуумов  в  популяции  быстрых  ног  или  острых  зубов.  Адаптации  же  МЭМов  это  адаптации  психологические,  адаптации   в  поведении  и  мышлении, основанные  на     опыте  жизни   в   социуме.

                О  моделях

             Моделей  объясняющих  что-то,  помогающих  управлять,  придумано  много.  Любой, так  называемый,  «Закон  природы»  это  не  руководство  к  действию  для  материальной  субстанции,   а  просто  некая  виртуальная  конструкция  в  мозгу,  позволяющая  нам  на  основе   аналогии  с  реальностью,  судить  о  ней  и  даже  делать  предсказания.  Никакой  «закон  природы»  поэтому  не  может  быть  окончательным.  Он  неточен  всегда,  по  своей  природе.
             Так   квантовую  механику  нельзя  рассматривать  как  закон  для  электрона.  Он  её  не   знает,  и  ей  не  может,  поэтому  подчиняться. Квантовая  механика  это  модель  в  нашей  голове,  позволяющая  кое-что  понять  и  делать  выводы -  например,  атомную  бомбу.  Невесёлый  вывод.
              Понимая  это,   физики  свою  последнюю  теорию,  объединяющую  сведения  об  элементарных  частицах  и  полях,  разработанную  в  течение  50  лет  усилиями  многих  выдающихся  ученых  назвали  просто  -  стандартная  модель.   Концепция  законов  природы  в  настоящее  время  устарела.   Мы  имеем  дело  только  с  моделями  в  мозгу.
                Поэтому,  если  модель  МЭМа  позволяет  нам  кое-что  понять,  то  она  имеет  право  на  сосуществование  до  тех  пор,  пока  не  будет  предложено  что-нибудь  лучшее.   Эта  модель  нам  нужна  для  уяснения  законов  поведения  в  социуме,  для  создания  модели  социальной  (культурной)  эволюции.

                В  науках о  человеке  между  психологией  и  генетикой  расположена  огромная  пустыня.    Она,  очевидно,    должна  быть  заполнена.  А  эти  науки  объединяются  идеей   эволюции.   Поэтому  развиваемые  представления  о  МЭМах,  их совокупностях  и  их  фенотипическом проявлении  в  виде  ментальности  может  помочь эту  территорию  заполнить.

                Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

                Таким  образом,  МЭМы  полезные  модели,    обнаруживающие   себя,    своим  фенотипом. Об  этом  в  следующих  главах.

                МЭМы  как  модели

              Говоря  о  репликаторе  нового  типа   -  МЕМе,  Р.Докинз  не  стал  развивать  эту  мысль  дальше.  Он  ограничился  тем,   что  некоторые,   не   поддающиеся  объяснению  факты  социальной  жизни  с  точки  зрения  генетики    (плотины бобра, паутину паука, домик  ручейника)    в книге "Расширенный фенотип"  предложил  рассматривать    как   феномен  «длинной  руки»  гена. 
                Социальная  жизнь   людей  управляется  хотя  и  созданными  генетикой  инструментами,   но  функционирующими  по  своим  законам.    В  генах  не  заложены  правила  конкуренции  за  ресурсы.  Правила  возникают  автоматически  в  соответствии  со  свойствами  индивидуумов. 
                Все  наши  понятия - это  модельные  понятия.   Гены,  тоже  являются  модельными  понятиями,  хотя  и  найдены  как  физически  существующие  структуры.  Но  представления  о  генах  многократно  трансформировались  в  20  веке.   
                Гены  управляют  только  внутриклеточными  процессами,    МЭМы  же управляют  некоторыми  свойствами  всего  организма.       МЭМы    могут  под  действием  внешней  информации  активироваться,   вступая  во  взаимодействие  с  другими,  вызывая   какие  то  изменения  в  поведении,   что  напоминает  экспрессию  генов  в   процессе  онтогенеза.
             
                Две группы  МЭМов.
 
                Эволюция  приводит  к  увеличению  разнообразия  видов,  усложнению  их  структуры.  Более  сложные  структуры  требуют  более  сложного  и  быстрого  управления.   Ввиду  наличия  такого  запроса,  клетки  начинают  специализироваться  в  этом  направлении  и  возникают  нервные  клетки,  которые  указанную  задачу  помогают  решать. 
                Всё  наше  тело  пронизано  нервами,  которые   являются    датчиками,  позволяющими  организовать  многочисленные  петли  обратных  связей.  Без  нервов  существование  сложных  организмов  невозможно.   Следующими  этапами  эволюции  было  появление  мозга,  куда  органы  чувств,  доставляют  внешнюю  информацию    для  осуществления  быстрого  на  неё  реагирования.  Память  является  одной  из  функций  мозга.   Управлять  сложным  организмом  при  помощи  одной  медленной генной  памяти  невозможно.
                Гены  создают  морфологию  мозга  с   многочисленными  связями  нейронов,     наполняют  мозг  некоторой  первоначальной  информацией.     Управление поведением  организма  передаётся  под  контроль  мозга,  который  принимает  на  себя  потоки  информации  от  органов  чувств  и  командует  «По  обстановке».

                Гены  задают  мозгу    первоначальную  настройку,  проявляющуюся  в   виде  некоторых  врожденных  инстинктов.  Программы  мозга,  обеспечивающие  эту  настройку,  назовём  врождёнными  МЭМами.

                У  каждого  организма  свой  генотип,   который  наделяет  мозг  своей  информацией,  а  организм  своими  врождёнными  свойствами.   Эти  свойства  относятся  к  поведению,  к  мышлению,   к  коммуникативным  способностям  в  социуме.   Люди  рождаются  разными  по  этим  свойствам.    Изменчивость,  т.е.  то,  что  наблюдается    в  биологической  эволюции,      является  необходимым  элементом  эволюции  живого.

                Другая  группа  МЭМов   (культурные  МЭМы)  создаются  в  процессе  накопления  жизненного  опыта.   

Они  и  претендуют  на  роль  репликаторов  в  культурной  эволюции.   Это  справедливо  по  отношению  ко  всем  многоклеточным  организмам  с  мозгом.               
                Культурные  МЭМы,  однако,  не  являются  полноценными репликаторами,  как  гены.  Со  смертью  человека  они  также  погибают,  в  то  время  как  гены  передаются  в  половом  процессе  в  следующее  поколение  в  копиях,  и  в  этом  смысле  они  бессмертны.
                На  помощь  культурным  МЭМам   человек  создал   развитый  язык  общения, письменность,  книгопечатание,  другие  средства  фиксирования  и  воспроизведения  информации -  радио,  телевидение,  интернет,  компьютеры  и  базы  данных.  Именно  эти  инновации  сделали   культурные  МЭМы  полноценными  репликаторами    культуры. Ведь  культура,   как  мы  ранее  говорили,  это  все  адаптации,  которые  передаются  от  человека  к  человеку,  от  поколения  к  поколению  негенетическим  путём.
                Всё вышеизложенное  позволяет  с  определённой  степенью уверенности предположить,  что  встав  на  путь  культурной  эволюции  и  оставаясь  живым  существом,  в  котором  процессы  гомеостаза  борются  с  хаосом(энтропией),
человек  уже  не  животное,   если  для  него  основной  траекторией  развития  стала  траектория  культурной  эволюции.
                Культурная  эволюция  человека     начинается  на  уровне  человеческого  социума  и  заканчивается  на  уровне  государств,  объединенных  на   Земном  шаре  различными  средствами  коммуникаций  в  глобальную  систему (суперпопуляцию).
                В  социальной  эволюции, и  это  не  требует  доказательств,  идет  конкуренция  между  людьми,  созданными  ими  организациями,  странами. Кто  не  верит,  прочтите  К.  Маркса,  где  это  подробно  изложено.  Но  во  времена  Маркса  не  существовало  понятия  о  культурной  эволюции,  и  Маркс  эту  борьбу  приписал  открытой  только  что    биологической  эволюции,  что  Ч.Дарвину  крайне  не  понравилось.  Ведь  в  этой  борьбе  не  возникает  морфологических  адаптаций,  которые  появляются  в  биологической  эволюции  в  результате  борьбы  и  естественного  отбора.
                Эта  конкуренция  на  протяжении  истории  часто  оборачивалась  войнами,  и  оказывалась,  в  конечном  счете,  такой  же  жестокой,  если  не  более,  чем  в  биологической  эволюции.  Изменяются  орудия  труда,  технологии,  развиваются  науки  и  организация  сообществ  и  государств.  Всё  это  есть   приметы  культурной  эволюции. 


                МЭМном.

                Гены  располагаются  на  хромосомах.  Они  привязаны  к  своим  хромосомам   в  обычном  состоянии.   МЭМы  тоже,  как   указано  выше,  связаны  друг  с  другом,  в  какие-то  более  менее  стабильные  блоки (сети),  задающие  для  них  систему  координат.  С  нашей  практической  точки  зрения  разобьём  всё  их  множество  на  два.

                Одна  группа  это  врождённые  МЭМы,  их  информационное  наполнение    сформировано  генами.  Эти  МЭМы  определяют  врождённые  свойства  личности.  Они  находятся  в  мозгу в бессознательном   или  лучше  сказать  составляют  сущность  бессознательного,  если  использовать  формулировки З.Фрейда.

                Вторая  группа  это МЭМы,  информация  в  которые  поступает в  процессе  воспитания -  образования,    взаимодействия  с  имеющимися  институтами,   с  конкретными  представителями  человеческой  популяции.  Речь  идёт  о  человеческом  опыте,  накопленном  в  процессе  жизни.      МЭМы,  сформированные  в  течение  жизни  человека  это   культурные  МЭМы.
          
.                По  аналогии  с  генетикой  совокупность  врождённых  и  культурных  МЭМов  человека  назовём  МЭМномом.




         


Рецензии
Рецензия на «Что же такое МЭМ?» Виктор Ефременко

Уважаемый Виктор. Идея МЭМа, как некоего управляющего конструкта, не является новой и впервые в форме концепции «ментальных микробов» высказана В. М. Бехтеревым в 1898 году, а далее превосходно описана К. Уилсоном в романе «Паразиты сознания» 1967 года. Поэтому может быть заимствованной Р. Докинзом в 1976 году. Кроме того введение новых понятий и сущностей должно служить расширению понимания реальности. Однако в принятой трактовке это понятие просто подменяет собой безусловные, условные рефлексы и осознанную деятельность разума, что является необоснованным упрощением проблемы сознания. В мозге человека не обнаружено «клеток разума», поэтому присвоение мему генетического подобия является в лучшем случае некорректным. По сути, это объяснение одного непонятого термина через другой столь же непонятный. Распространение же его на все понятия культуры и ее наследование, лишает его всякого системного смысла.
Поэтому смысл мема не в подобии, а в подражании и этим должен ограничиваться. В этом понимании мем есть элементарный репликатор (слово-образ) резонансных брендоподобных привычек, фраз, лозунгов, элементов костюма идей образа жизни и других штампов контркультурного и маргинально – вульгарного уровня. Цель мема сведение мышления к стандарту, заданному в целях манипулятивного управления. Мемы засоряют смысловое пространство и лишают самостоятельности мышления. В подобном понимании биологические вирусы, компьютерные вирусы-программы и подражательные психовирусы – мемы играют одинаковую роль – перехват управления системой и использование ее в своих целях, часто во вред. Основные свойства мема высокая экспрессивность, привлекательность и образность облегчают внедрение в сознание и придают ему большую живучесть и распространимость.
Самые массовые мемы: ненормативные выражения, элементы жаргонов, вульгарные и идеологические медиавирусы и рекламные слоганы, распространяемые СМИ. Самые опасные из них идеологические и рекламные мемы основанные на принципе многократного повторения, которые входят в привычку и проникают в подсознание, создавая устойчивый навык мышления в заданном направлении (установку) или поток промывания мозгов. Формируя рекламно обусловленное поведение, реклама действует по принципу внушения и привлечения. Следовательно, реклама лекарств это реклама болезней, реклама пищи это реклама обжорства и т.п. Вся реклама опасна для психики и поэтому она должна распространяться только по отдельным каналам СМИ.
Комплексы мемов создают медийные и идеологические образы и потому широко используются в информационной войне. Например: образ «истинного арийца», «самурая», «коммуниста», «праведного мусульманина», американский образ жизни, русская идея (самодержавие, православие, народность), рыночная экономика и т.п. Это сближает понятие комплекса мемов с интерференционными явлениями, возникающими при соприкосновении разных этносов, которые описаны Л. Гумилевым.
Всеобщность концепции мема глубоко реакционна и антинаучна, поскольку сводит человеческое общество к стаду манипулятивных идиотов, отрицая познавательные и творческие способности разума. Геноцентризм Докинза и других подобных ученых, является отрицанием всей культурной и тем более духовной эволюции людей, сводящий ее к вульгарному материализму, что не соответствует реальности.
В этом ярко отражается западный коммерческий подход к науке, когда частный результат или идея раздуваются до всеобщего, с целью финансирования. Кроме того в этой концепции отражен социальный заказ верхушки общества, способствующий поддержке сложившейся социальной структуры. Поэтому построить на понятиях мема какую-либо научную социальную теорию не представляется возможным. В целом миметика, может иметь только прикладное значение как орудие информационной войны и инструмент рекламы. С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   24.08.2017 07:43     Заявить о нарушении
"Всеобщность концепции мема глубоко реакционна и антинаучна, поскольку сводит человеческое общество к стаду манипулятивных идиотов, отрицая познавательные и творческие способности разума."
Я с этим не могу согласиться. Это напоминает наезд советской бюрократии на генетику и квантовую механику. Я могу только посоветовать прочесть не одну статью а всю книгу, чтобы понять исходную точку зрения. Одна из версий книги изложена здесь http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
Ваши философские представления мне не кажутся сколько нибудь убедительными.

Виктор Ефременко   27.08.2017 18:32   Заявить о нарушении
Это всего лишь Ваше ничем не обоснованное мнение.

Геннадий Мельников   28.08.2017 08:52   Заявить о нарушении
Моё мнение я постарался обосновать в приведенной книге

Виктор Ефременко   28.08.2017 16:19   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор. Я составил свое мнение о миметике не только на основании Ваших статей, но и на изучении работ Р. Докинза и оценке его идей с учетом позитивных и негативных мнений. Буду только рад, если Вы сможете, как автор, кратко и убедительно изложить свои идеи, чтобы можно было уточнить понимание вопроса. С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   28.08.2017 18:24   Заявить о нарушении
Я свою концепцию изложил в упомянутой книге. Добвлять буду по мере возникновения новых мыслей. Возражать на ваше понимание не имеет смысла. Хотя в данной статье всё изложено понятным языком, вы притягиваете сюда свои философские соображения. А это не философия, это социобиология. Вы хотите больного лечить сочувствием? Ну бог вам в помощь

Виктор Ефременко   02.09.2017 13:09   Заявить о нарушении
Я собственно одного не понимаю, почему моя концепция (не МЭМов) всей социобиологии вам кажется непонятной. Было бы интнрнсно обсудить в беседе а не в переписке, поскольку это ещё в одну книгу может вылиться. Я свою концепцию проверяю излагая умному внуку который пошёл в 9 класс и он пока понимает.

Виктор Ефременко   02.09.2017 13:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор. Социобиология, как междисциплинарная наука, изучающая поведение всех живых существ в их коллективных формах организации, не может быть одинаковой для всех их. При переходе от одной типологии организмов к другой происходит смена принципов самоорганизации. При этом гены только создают и закрепляют формы организмов, а содержание определяет среда обитания. Тем более это относится к человеку, социальность которого имеет биологическую основу, но ее роль при социобиологическом подходе сильно преувеличена. Это единый, но даже не равнозначный фактор. При переходе к социуму биологический фактор вообще отходит на задний план, а определяющими становятся экономические и культурные факторы несводимые к биологии и закреплению условных рефлексов. Это очевидность. Кроме того, социобиология основывается на гипотезе симиализма, которая уже опровергнута в современности и это сближает ее с метафизикой. Любые теории построенные на симиализме, априори ошибочны. С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   04.09.2017 10:49   Заявить о нарушении
Социобиологии относится только к человеческому социума. Человек уже эволюционирует и адаптируется не с помощью генов. Мэмы являются некоторыми аналогами в социальной нашей эволюции.

Виктор Ефременко   06.09.2017 06:11   Заявить о нарушении
В этом и заключается узость подобной аналогии. Чем уже основание модели, тем более она может отклоняться от реальности

Геннадий Мельников   06.09.2017 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.