Рецензии на произведение «Отзыв на документальный фильм Территория Куваева»

Рецензия на «Отзыв на документальный фильм Территория Куваева» (Ольга Немежикова)

Старый фильм попал в яблочко.
Новый - в молоко.
Игорь

Бойков Игорь   23.10.2019 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь! К сожалению, не могу поговорить о данных экранизациях - не видела ни одну. Но что такое "в яблочко" - прекрасно представляю. Надо и понимать, о чём хотел сказать автор, и чувствовать, и чтобы было ещё, чем своим выражать. В этом смысле мне очень нравится Андрей Тарковский.

Ольга Немежикова   24.10.2019 10:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отзыв на документальный фильм Территория Куваева» (Ольга Немежикова)

Вероятно этот фильм гораздо удачней художественного варианта Александра Мельника «Территория» (2014), который провалился в прокате.

Вольфганг Браузер   09.04.2019 19:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Вольфганг, художественный фильм не видела - ничего не могу сказать по его поводу. Но если провалился в прокате, значит, режиссёр пафос "не поднял", может, с идейностью переборщил, потому что книга читается влёт, и в ней герои, по большому счёту, себя реализуют, своё предназначение. В документальном фильме - да, там именно ностальгия по безвозвратно ушедшему времени, но вечно живому настоящему - героика никогда не умрёт, всегда будет востребована, во все времена. Полагаю, рано или поздно "Территорию" достойно экранизируют, ведь в своё время книга была бестселлером, переведена на многие языки.
А ещё фильм был показан на День геолога, в общем-то, проблематика и символика его до конца ясны лишь геологам-полевикам. Тем, кто "вкусил", кому повезло. А человек "со стороны" считывает в нём нечто, что было да прошло. Есть, есть осадок безысходности, его, конечно, необходимо людям творческим преодолевать - искать, кто-то пути искать должен. В книге-то всё оптимистично, конечно, героически не по-детски.

Ольга Немежикова   10.04.2019 07:29   Заявить о нарушении
Да, Ольга, это был как раз тот случай, когда замах на рубль, а результат не очень удачный. В экранизации Александра Мельника потрясающие съёмки, великолепная операторская работа, неплохой актёрский состав и при всём этом абсолютно беспомощный сценарий. Для человека незнакомого с книгой разобраться в происходящем на экране нелегко. Масса сюжетных линий, которые разбегаются в разные стороны и неожиданно обрываются на самом интересном месте. Возвращения к оборванным нитям нет, смотри дальше, любуйся пейзажами. Что касается «пафоса и идейности», то в этом случае перед нами скорее эпос, но сюжетная сторона хромает. Была интересная форма без последовательного содержания. Занятно, что эта не первая экранизация книги Куваева. Предыдущая была снята в 1978 году с участием Донатаса Баниониса по сценарию самого Олега Куваева. Поэтому было на что опереться, при желании.

Вольфганг Браузер   10.04.2019 16:36   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Вольфганг!
Очень приятно получить коммент знатока киноискусства!
Вообще, странно, что режиссёр художественного фильма отнёсся к содержанию постмодернистки, судя по Вашему отзыву. Как ни крути, но у Куваева чёткий сюжет, и, уж конечно, идея. Символизмом Куваев не грешил - содержание вполне реалистическое, в духе того времени и предельно романтическое без любовного, что интересно, уклона. Как по мне, сила этой книги в её героике, в вере в интуицию, то есть в вере в себя - что есть продукт наиредчайший и во все времена спрос имеющий. И в патриотизме, который присутствует безусловно и масштаб произведению задаёт эпический - национальный, эпохальный. Идеалистический тож.

Ольга Немежикова   10.04.2019 17:53   Заявить о нарушении
Очень проницательное суждение, Ольга! Как раз в старом фильме интерпретация событий соответствует первоисточнику — книге. Наверное в новой версии режиссёру захотелось внести нечто своё, оригинальное. Позже я посмотрел по другим источникам и обнаружил, что он тоже большой поклонник книги, а его фильм является официальным ремейком старой картины. Но всё же видно, что ему, как автору ближе тема остросюжетного боевика в условиях крайнего севера (х/ф «Новая земля»).
С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   10.04.2019 19:43   Заявить о нарушении
Режиссёр, конечно, автор своей версии, другое дело, что у книги есть своя атмосфера, которая ей родная, и "переломить" её у читателей, ныне - зрителей, уровень Геракла. Читатель идёт на фильм с определённым ожиданием, желает получить импульс не меньший. Это, кстати, мне кажется, Тарковскому удавалось - новое прочтение, неожиданное - и своей, отдельной жизнью живущее, и продолжающее жизнь первичного произведения. Книга как источник вдохновения для режиссёра.
Как по мне, пусть будет много версий, хороших и разных. Также и каждый читатель понимает по-своему одну и ту же книгу.
Получается, "Территория" ещё ждёт своего воплощения. Она - как вершина подвига советской геологии, хотя подвигов было много, но, хотя из среды геологов писателей вышло не менее, чем из медицины, именно о личности геологов в поле мало ярких, на слуху произведений. Хотя, казалось бы, вот она, основа авантюрных романов - сама среда задаёт. Проблема, на мой взгляд, в незнании матчасти авторами - она и останавливает. Ибо в противном случае спасает лишь запредельное воображение, впечатлительность, способность к визуализации - дар редчайший, пример - Леонид Андреев. Ему не надо было быть на войне, чтобы писать о ней так, что волосы дыбом.

Ольга Немежикова   11.04.2019 07:29   Заявить о нарушении
Точно, точно, пример с Тарковским показательный. Так получилось, что его фильм «Солярис» я посмотрел до того, как прочитал книгу Лема. И при прочтении уже чего-то не хватало. Впечатление от фильма было более сильным. В данном случае книга послужила лишь удачным дополнением. Вообще, надо отметить, что к мастерству Тарковского мало кто приблизился из отечественных режиссёров. У него были непросто иллюстративные экранизации, а настоящий прорыв в области визуализации ощущений методами кинематографа.

Вольфганг Браузер   11.04.2019 12:29   Заявить о нарушении
Уважаемый Вольфганг, режиссёр Тарковский - случай запредельный в интеллектуальной лирической кинематографии и смотрибельный одновременно! Фильмы его незабываемы и ни на чьи не похожи. Тоже читала "Солярис" после Тарковского, согласна - от фильма больше впечатлений. По "Сталкеру" - аналогично. Это при том, что я много читаю книг и мало смотрю фильмов, но что-то смотрю. Хорошие фильмы не оставляют меня равнодушной - помню их уже навсегда, при случае с удовольствием пересматриваю. Как и книги - книги перечитываю многократно, те, что нравятся.


Ольга Немежикова   11.04.2019 18:03   Заявить о нарушении
Да, также сначала посмотрел «Сталкера», а потом прочитал. Даже не ожидал, что «Пикник на обочине» такой небольшой по объёму рассказ. Вообще, заметил что для гениальных режиссёров литературный материал служит лишь отправной точкой для решения своих творческих задач. У Тарковского, к примеру, было в планах снять картину по Достоевскому, но не судьба.

Вольфганг Браузер   11.04.2019 18:57   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Вольфганг, за интересную беседу!

Ольга Немежикова   12.04.2019 07:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отзыв на документальный фильм Территория Куваева» (Ольга Немежикова)

Что же, время романтики, геологов, что ехали "за запахом" тайги, прошло.
Время и новые технологии диктуют новые правила. Мир меняется, меняются и подходы к добыче полезных ископаемых. Времена Демидова канули в веки.

Но это не значит, что жизнь становится хуже. Просто это поколение романтиков чувствует себя в новом времени неуютно и жаждет возврата в прошлое. Но не бывает так.

Спасибо, и об этом надо знать тоже.

Коза-Дереза   27.11.2018 19:34     Заявить о нарушении