Рецензии на произведение «Библейское числительное один един эхад»

Рецензия на «Библейское числительное один един эхад» (Андрей Дубин)

Автор статьи не внимательно изучает Библию христианскую , или еврейскую Тору и Танах .Имя «Элоах» - Бог ( в единственном числе ).
Если бы форма множественного числа «Элохим» была единственной употребимой по отношению к Богу, тогда, по всей вероятности, можно было бы доказывать, что у авторов Еврейского Писания просто не было другого выхода кроме как использовать «Элохим» для обозначения как единого истинного Бога, так и многих ложных богов. Однако у слова «Элохим» есть форма единственного числа – Элоах – и она употребляется, например, в таких местах как Второзаконие 32:15-17 и Аввакум 3:3. Следовательно, и в других местах ничего не мешало использовать форму единственного числа. Тем не менее, во всем Писании она используется всего 250 раз, в то время как форма множественного числа используется 2500 раз. Гораздо более частое использование множественного числа опять-таки свидетельствует скорее в пользу множественности Божьих ипостасей, чем против нее.
Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!»

Второзаконие 6:4, известное как «Шма», всегда было великим исповеданием Израиля. Именно этот стих чаще других приводится в подтверждение факта единства Бога в противоположность концепции множественности Божьих ипостасей. Но правомерно ли такое его использование?

С одной стороны, следует отметить, что сами слова «Бог наш» в древнееврейском тексте стоят во множественном числе и буквально переводятся как «Боги наши». Однако основной упор делается на слово «един» – в древнееврейском тексте здесь используется слово «эхад». Если мы посмотрим другие места, где в еврейском тексте используется данное слово, то быстро поймем, что «эхад» означает не абсолютное «один», а именно составное «един». Например, в Бытие 1:5 сочетание вечера и утра составляет один (эхад) день. В Бытие 2:24 мужчина и женщина должны соединиться в браке и двое «будут одна (эхад) плоть». В Ездра 2:64 сказано, что «все общество вместе (эхад)» насчитывало большое количество человек. Иезекииль 37:17 – вообще потрясающий пример: здесь два жезла сказано сложить вместе, чтобы они стали одним (эхад). То как «эхад» употребляется в тексте Писания, ясно показывает, что оно обозначает составное единство, а не абсолютную единичность.

В древнееврейском языке есть слово, обозначающее именно абсолютную единичность. Это слово «яхид», которое встречается во многих местах Писания , где акцент делается именно на значении «единственный». Если бы Моисей хотел донести мысль об абсолютной единичности Бога в противоположность составному единству, это слово подходило бы сюда гораздо больше. Интересно, что силу слова «яхид» отметил еще Маймонид, который в своих «Тринадцати принципах веры» использовал именно его вместо «эхад». Однако во Второзаконии 6:4 («Шма») «яхид» в отношении Бога не используется.
Бог – это как минимум двое
«Элохим» и ЙХВХ употреблялось в отношении двух личностей
Как будто специально для того, чтобы усилить аргументы в пользу множественности, в еврейском Писании есть места, где «Элохим» в одном и том же стихе употребляется по отношению к двум разным личностям. Один из таких примеров – Псалом 44:7-8:

«Престол Твой, Боже, вовек;
жезл правоты – жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
елеем радости более соучастников Твоих.»
Три личности в одном отрывке
В Еврейском Писании есть и такие места, где все три ипостаси Бога упоминаются в одном отрывке. Приведем два примера – Исайя 48:12-16 и 63:7-14.

Поскольку первый из этих двух отрывков является чрезвычайно важным аргументом, приведем его целиком:

«Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? ГОСПОДЬ возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь БОГ и Дух Его.»

Следует отметить, что здесь говорящий называет себя тем, кто создал небо и землю. Ясно, что он не может иметь в виду кого-либо другого, кроме Бога. Но затем в стихе 16 говорящий говорит о себе, используя местоимения Я и Мне, и из дальнейшего контекста очевидно, что он является отдельной личностью от двух других, названных им, – Господа ЙХВХ и Духа Божьего. В этом месте Еврейского Писания триединство представлено совершенно ясно и очевидно.

Во втором отрывке автор вспоминает времена Исхода, когда присутствовали и действовали все три божественные личности. О Господе ЙХВХ говорится в стихе 7, Ангел ЙХВХ упоминается в стихе 9, а Дух Божий – в стихах 10, 11 и 14. Хотя в Еврейском Писании Бог часто говорит о Себе как о единственном, кому принадлежит заслуга спасения Израиля из Египта, в данном отрывке говорится, что в этом процессе принимали участие три личности. При этом никакого противоречия здесь нет, поскольку эти трое являются ипостасями единого Бога.

Евгений Мещеряков 7   08.06.2021 07:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Библейское числительное один един эхад» (Андрей Дубин)

"Эхад встречается в Еврейской Библии 960 раз, и ни в одном из этих случаев само слово не намекает на множественность. Оно всегда имеет строгое значение "один, а не два или больше".

Христианская Троица есть также один Бог, а не два, и не три, и не больше. И как у одного-единственного человека есть некое множество частей тела, так и у Бога, творящего мир, может быть несколько божественных сил ("элогим")
Я не вижу в понятии Святой Троицы отступлений от строгого монотеизма.
Бог един и неделим как таковой (то есть в себе), но в отношении к дискретному тварному миру Земли он необходимо проявляет себя как несколько сил, имеющих один источник. Вот что такое триединство (три силы от одного источника Личности)

Но в чем я нахожу Вас правым - идею триединства нет никакой необходимости искать в ортодоксальном иудаизме, в тексте Торы.
Христианство и иудаизм - две разные религии

Дмитриев   07.06.2017 19:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте .

Вы не видите ничего странного в догмате о троице ?

Бога разделить на три части и этим ограничить бесконечное нормально для Вас ?

Троица и изобретена лишь только для того,чтобы любым способом втолкнуть человека Иисуса в боги.
Это сделали таким глупым и непонятным способом,что просто удивляюсь.

Даже сами христиане не могут это обьяснить и поэтому обьявили троицу тайной.

Но если это тайна,то откуда христиане её познали?

В общем, разуму эта глупость не поддаётся.

Доброго Вам времени.

Андрей Дубин   08.06.2017 07:14   Заявить о нарушении
Имя «Элоах»
Если бы форма множественного числа «Элохим» была единственной употребимой по отношению к Богу, тогда, по всей вероятности, можно было бы доказывать, что у авторов Еврейского Писания просто не было другого выхода кроме как использовать «Элохим» для обозначения как единого истинного Бога, так и многих ложных богов. Однако у слова «Элохим» есть форма единственного числа – Элоах – и она употребляется, например, в таких местах как Второзаконие 32:15-17 и Аввакум 3:3. Следовательно, и в других местах ничего не мешало использовать форму единственного числа. Тем не менее, во всем Писании она используется всего 250 раз, в то время как форма множественного числа используется 2500 раз. Гораздо более частое использование множественного числа опять-таки свидетельствует скорее в пользу множественности Божьих ипостасей, чем против нее.

Евгений Мещеряков 7   04.06.2021 18:04   Заявить о нарушении
Бог – это как минимум двое
«Элохим» и ЙХВХ употреблялось в отношении двух личностей
Как будто специально для того, чтобы усилить аргументы в пользу множественности, в еврейском Писании есть места, где «Элохим» в одном и том же стихе употребляется по отношению к двум разным личностям. Один из таких примеров – Псалом 44:7-8:

«Престол Твой, Боже, вовек;
жезл правоты – жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
елеем радости более соучастников Твоих.»

Следует отметить, что здесь автор псалма обращается к первому Элохим и называет второго Элохим Богом первого Элохим. Получается, что Бог Бога помазал Его елеем радости.

Второй пример – Осия 1:7:

«А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками.»

Здесь говорящий – это Элохим, который обещает помиловать дом Иудин и спасти их через ЙХВХ, который есть их Элохим. То есть Элохим номер один спасет Израиль посредством Элохим номер два.

Евгений Мещеряков 7   04.06.2021 18:09   Заявить о нарушении
Заключение о еврейских истоках доктрины Троицы
Таким образом, мы видим, что Еврейское Писание учит о множественности Божьих ипостасей. Первую личность Бога всегда называют ЙХВХ, в то время как вторую – в некоторых местах ЙХВХ, в некоторых Ангел ЙХВХ, а в некоторых Раб ЙХВХ. Везде без исключения эта вторая личность действует по поручению первой. Третья личность упоминается как Дух ЙХВХ, Дух Божий или Дух Святой. Его также посылает первая личность, но Он практически всегда взаимосвязан со служением второй личности.

Если, по мнению современных раввинов, концепция триединства Бога не является еврейской, тогда таковым не является и Еврейское Писание. Невозможно обвинять в язычестве евреев-христиан за исповедание, что Иисус есть Сын Божий и обладает божественной природой. Он – тот, о ком писал Моисей:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их…» (Исход 23:20-23)

Понимание Троицы в Новом Завете
В полном согласии с учениями Еврейского Писания Новый Завет совершенно четко признает существование трех ипостасей Бога, причем говорит об этом гораздо более конкретно. Первая ипостась именуется Отец, а вторая – Сын. Новый Завет отвечает на вопрос, поставленный Притчах 30:4: «…какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» Имя Сыну Его – Иешуа (Иисус). Согласно Еврейскому Писанию, Он был послан Богом, чтобы стать Мессией, но на этот раз в виде человека, а не в виде ангела. Более того, Он был послан с конкретной целью: умереть за наши грехи. По сути, произошло то, что Бог стал человеком (а не человек Богом), чтобы совершить Свой труд искупления.

Третья ипостась Бога именуется в Новом Завете Святым Духом. И во всем Новом Завете Он неизменно связан с работой второй ипостаси в полном соответствии с учением Еврейского Писания. Следовательно, пред нами единое учение о триединстве Бога, представленное как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Евгений Мещеряков 7   04.06.2021 18:35   Заявить о нарушении
"Но если это тайна,то откуда христиане её познали?"

Типичное рассуждение атеиста, верующему человеку чуждое. Откуда люди знают о Боге? А почему христианство называют религией Откровения?
По единственной и очень простой причине: Бог есть, и он Открывает себя человеку в диалоге с ним.
Конечно, не каждому человеку, ибо лишь любовь, терпение в соблюдении заповедных норм морали и вера дают человеку те глаза, которые видят Бога и те уши, которые Его слышат.
А для других это тайна непостижимая.

Почему диалог между человеком и Богом возможен? Потому что человек создан по образу и подобию Творца для того, чтобы стать ему соработником, сотрудником, сотворцом на Земле.

Но для этого человеку, и не одному человеку, а людям, необходимо на Земле научиться познанию добра и зла по их плодам.

Почему верующим людям диалог с Создателем необходим?
Потому что любящий Творец, усыновивший человека - своё творение, ему подобное осознанием, разумом и чувствами, а также творческой способностью (и потому Отче наш) может спасти людей от их грехов.
Но только если человек сам желает такого спасения, которое в борьбе со злом есть тяжкий труд, путь отвержения своего эго, путь страданий за благо ближнего, которого ты любишь всем сердцем.

Иногда люди, которые не ведают, что творят, сравнивают христианство с другими религиями, говоря о подобии, о подражании.
Ни в одной другой религии нет самого главного, что делает христианство поистине бесценным для полноты человеческого опыта.

Так как Сын в Отце и Отец в Сыне, то Бог Единосущный сумел, будучи Троицей, сам пройти на Земле жертвенный путь человеческих страданий и смерти для спасения людей.
Страдания человека и его смерть удручают, страдания любимого человека и его смерть есть трагедия близких ему людей, но страдания любимого и любящего Бога есть всемирное явление и возможность для всемирной скорби людей, которых такие страдания очищают, а не озлобляют. Этому Христос и учит христиан.

Идя путем Христа, человек понимает Бога, страдающего за человечество. Но мало того: и Бог, узнавший тяжкие страдания и саму смерть, так понимает страдания, муки и страх смертных, войдя в их плоть.

Люди на Земле, познающие добро и зло, нуждаются в практическом воспитании (где мало одной теории, её нужно воплотить на практике), обучении Богом, чтобы спастись на Земле для жизни внеземной, вечной.
Нуждаются во всемирном образце жертвенной божественной любви, которая "не ищет своего".
Для того и послан на Землю Христос.

Дмитриев   05.06.2021 10:20   Заявить о нарушении