Рецензия на «Библейское числительное один един эхад» (Андрей Дубин)

Автор статьи не внимательно изучает Библию христианскую , или еврейскую Тору и Танах .Имя «Элоах» - Бог ( в единственном числе ).
Если бы форма множественного числа «Элохим» была единственной употребимой по отношению к Богу, тогда, по всей вероятности, можно было бы доказывать, что у авторов Еврейского Писания просто не было другого выхода кроме как использовать «Элохим» для обозначения как единого истинного Бога, так и многих ложных богов. Однако у слова «Элохим» есть форма единственного числа – Элоах – и она употребляется, например, в таких местах как Второзаконие 32:15-17 и Аввакум 3:3. Следовательно, и в других местах ничего не мешало использовать форму единственного числа. Тем не менее, во всем Писании она используется всего 250 раз, в то время как форма множественного числа используется 2500 раз. Гораздо более частое использование множественного числа опять-таки свидетельствует скорее в пользу множественности Божьих ипостасей, чем против нее.
Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!»

Второзаконие 6:4, известное как «Шма», всегда было великим исповеданием Израиля. Именно этот стих чаще других приводится в подтверждение факта единства Бога в противоположность концепции множественности Божьих ипостасей. Но правомерно ли такое его использование?

С одной стороны, следует отметить, что сами слова «Бог наш» в древнееврейском тексте стоят во множественном числе и буквально переводятся как «Боги наши». Однако основной упор делается на слово «един» – в древнееврейском тексте здесь используется слово «эхад». Если мы посмотрим другие места, где в еврейском тексте используется данное слово, то быстро поймем, что «эхад» означает не абсолютное «один», а именно составное «един». Например, в Бытие 1:5 сочетание вечера и утра составляет один (эхад) день. В Бытие 2:24 мужчина и женщина должны соединиться в браке и двое «будут одна (эхад) плоть». В Ездра 2:64 сказано, что «все общество вместе (эхад)» насчитывало большое количество человек. Иезекииль 37:17 – вообще потрясающий пример: здесь два жезла сказано сложить вместе, чтобы они стали одним (эхад). То как «эхад» употребляется в тексте Писания, ясно показывает, что оно обозначает составное единство, а не абсолютную единичность.

В древнееврейском языке есть слово, обозначающее именно абсолютную единичность. Это слово «яхид», которое встречается во многих местах Писания , где акцент делается именно на значении «единственный». Если бы Моисей хотел донести мысль об абсолютной единичности Бога в противоположность составному единству, это слово подходило бы сюда гораздо больше. Интересно, что силу слова «яхид» отметил еще Маймонид, который в своих «Тринадцати принципах веры» использовал именно его вместо «эхад». Однако во Второзаконии 6:4 («Шма») «яхид» в отношении Бога не используется.
Бог – это как минимум двое
«Элохим» и ЙХВХ употреблялось в отношении двух личностей
Как будто специально для того, чтобы усилить аргументы в пользу множественности, в еврейском Писании есть места, где «Элохим» в одном и том же стихе употребляется по отношению к двум разным личностям. Один из таких примеров – Псалом 44:7-8:

«Престол Твой, Боже, вовек;
жезл правоты – жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
елеем радости более соучастников Твоих.»
Три личности в одном отрывке
В Еврейском Писании есть и такие места, где все три ипостаси Бога упоминаются в одном отрывке. Приведем два примера – Исайя 48:12-16 и 63:7-14.

Поскольку первый из этих двух отрывков является чрезвычайно важным аргументом, приведем его целиком:

«Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? ГОСПОДЬ возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь БОГ и Дух Его.»

Следует отметить, что здесь говорящий называет себя тем, кто создал небо и землю. Ясно, что он не может иметь в виду кого-либо другого, кроме Бога. Но затем в стихе 16 говорящий говорит о себе, используя местоимения Я и Мне, и из дальнейшего контекста очевидно, что он является отдельной личностью от двух других, названных им, – Господа ЙХВХ и Духа Божьего. В этом месте Еврейского Писания триединство представлено совершенно ясно и очевидно.

Во втором отрывке автор вспоминает времена Исхода, когда присутствовали и действовали все три божественные личности. О Господе ЙХВХ говорится в стихе 7, Ангел ЙХВХ упоминается в стихе 9, а Дух Божий – в стихах 10, 11 и 14. Хотя в Еврейском Писании Бог часто говорит о Себе как о единственном, кому принадлежит заслуга спасения Израиля из Египта, в данном отрывке говорится, что в этом процессе принимали участие три личности. При этом никакого противоречия здесь нет, поскольку эти трое являются ипостасями единого Бога.

Евгений Мещеряков 7   08.06.2021 07:16     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Дубин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Мещеряков 7
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.06.2021