Рецензии на произведение «Интуиция, или мастерство?»

Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

пока вот это только осилил прочесть из предложенных Вами для внимания )
да... с большой любовью и даже нежностью к тексту рассматриваете
и: очень интересно, правда!

только одно: не знаю, как автор этого стихотворения, но многие из поэтов, и прежних, и теперешних, не могут объяснить, почему именно так или именно иначе пошло то или иное стихотворение... Пастернак говорит, что рифма - руль стихотворения, Мандельштам говорит о неожиданности, как о воздухе поэзии...

и вместе с тем: это так, есть в этом стихотворении то, что Вы обозначили )

и посему я бы отнёс это удивительное, словно бы продуманное и просчитанное тело стихотворения к области чудес )

и ещё: мне нравится сам посыл такого внимательного чтения, близкого рассмотрения стихов
за это, кстати говоря, и Хайдеггер вызывает симпатию - за его внимательное чтение Гёльдерлина, например

Кастор Фибров   14.08.2022 17:48     Заявить о нарушении
Это верно. Поэты обычно не умеют объяснить того, как они пишут стихи. Это за них делает литературовед или критик. И существует масса литературы на эту тему. Начиная от Аристотеля и кончая Невзоровой, той, которая замужем за Кушнир. Всю эту литературу, и особенно Лотмана, я внимательно изучал. Ну и собственные статьи писал тоже. Вот, коротенько и показательно - http://proza.ru/2021/08/01/644

Дмитрий Маштаков   14.08.2022 22:11   Заявить о нарушении
не Невзорова, а Елена Невзглядова, конечно. Дурацкая память ))

Дмитрий Маштаков   14.08.2022 23:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Дмитрий, вынуждена признать: вы настоящий профессионал! Сделать такой "разбор полётов" - дорогого стОит! А какой труд! Преклоняюсь перед вами. С огромным уважением,

Светлана Петровская   13.10.2019 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо. Когда я пришёл на сайт поэзии, то попал в новую для себя сферу и столкнулся с массой мне неизвестных и очень интересных вещей. Имея природное любопытство, я постарался во все эти вещи вникнуть, и постепенно стал многое понимать. Я старался усердно читать наших уважаемых литературоведов и целенаправленно разыскивал всё, что мог найти на эту тему на наших сайтах и в интернете. Этим я старательно занимался примерно в течении 5-ти лет. А потом переключился на музыкальный проект, а сейчас увлечён программой для художественного рисования.

Дмитрий Маштаков   14.10.2019 12:27   Заявить о нарушении
Ну а профессионал я - по части естествознания. То есть знаю, как правильно подойти к изучению любого предмета или темы. Тут особой разницы нет - изучать ли инверсную населённость уровней аргонового лазера, или вникать в особенности поэтических рифм. Как ни покажется странным, но методологические подходы в одном и другом случае совершенно одинаковы. Работая с чем-то, мы прежде всего стараемся построить мысленную структурную модель явления или процесса. Начинаем с внимательного наблюдения и классификации. Ищем причины, а если это поэзия, то задумываемся над мотивацией поэтического процесса. Задаём вопрос, а почему автор решил изъясняться стихами? А не проще было бы ему высказаться прозой?
И дальше идёт бесконечная череда вопросов и ответов на них. И каждый вопрос и ответ улучшает нашу структурную модель.

Дмитрий Маштаков   14.10.2019 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Дмитрий, мне ссылку прислал Владимир Кожин. Я прочитал и стих и "разбор полетов" с большим удовольствием. Сам я в теории стихосложения не силен, больше полагаюсь на интуицию и считаю, что отклонения от общепринятых норм и правил написания стиха нельзя сравнивать с конвоированием заключенных - шаг влево, шаг вправо считается за побег. И хотя тяготею к классическому стилю, но потому, что такие стихи писать легче, соблюдай все правила и все. А вот аритмичные стихи писать труднее, не каждому дается скрытая музыка стиха, но тем, кому такие стихи удаются, просто завидую, но не тем, кто пишет прозу в стихах, я такие стихи не считаю ни стихами ни прозой, а настоящие рифмованные стихи, которые рифмуются в произвольном порядке, но в нем обязательно должна чувствоваться музыка, а не анархия. Сам я только один такой стих написал, но ни сил, ни умения повторить не хватает. Стихи этой женщины понравились, читая его, не думаешь о чем он, просто завораживает музыка стиха.

Иван Наумов   19.03.2018 11:22     Заявить о нарушении
Она сама признаётся, что пишет интуитивно. И только потом, после тщательного разбора умом понимаешь, насколько стих гармоничен и совершенен.
Это, как наша матушка природа, не думая о последствиях, случайным эволюционным путём создала человека в том сложном и совершенном виде, в каком мы его наблюдаем.
Иногда творец поднимается над самим собой в своём единичном творении. Вон, любитель музыкант Огинский, прожил интересную жизнь, немало музыки написал, но всем известен своим полонезом. Также как и напевая песенку "В лесу родилась ёлочка" мы не очень-то задумываемся о её авторе.

Дмитрий Маштаков   19.03.2018 16:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Дмитрий, несколько раз возвращался к этому Вашему разбору стихотворения. Во-первых увлекло - стихи очень понравились. Подсознание подсунуло мне музыку, есть такая песня "Звенит высокая тоска", те стихи другие, но ... так работает мое подсознание. Представился и геометрический образ: срезы-слои пирамиды, ее на Вашем фото можно представить и как пирамиду. Я не поэт и не филолог, рациональный, люблю все упрощать. Для меня все это непостижимо глубоко (или высоко?), но чрезвычайно привлекательно... И сложно, Ваш анализ это подтверждает.
Спасибо, очень интересно!

Владимир Кожин 3   12.03.2018 19:00     Заявить о нарушении
Некоторые вещи делаются интуитивно, затем они объясняются и оказываются сложными. И появляется удивление, как же такие сложные вещи могли были быть сделаны так просто?

Я Вам не говорил? (кому-то давал ссылку, но уже забыл, кому) - мне посоветовали книги Александра Маркова. Он биолог, и пишет о возникновении жизни на земле. Сложнейшие структуры возникают в процессе эволюционного отбора.
Вот ссылка на сайт - http://www.evolbiol.ru/

Дмитрий Маштаков   12.03.2018 19:57   Заявить о нарушении
Спасибо, начал читать Маркова, очень интересно. Правда пока не нашел (или не дошел) связи эволюции с интуицией. Тем более с поэзией. Хотя в целом понимаю, откуда же еще способности возникают.
Я написал после путешествия через океан серию репортажей, там есть и про лекции на корабле. Одна из них о происхождении жизни меня мало устроила. Тогда я бы с радостью послушал А.Маркова, было и настроение, и время. Чтобы было ясно, что имею ввиду, можно глянуть в один из репортажей: http://www.proza.ru/2017/09/21/1883
С уважением,

Владимир Кожин 3   13.03.2018 01:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Здрввствуйте Дмитрий! Читал Ваш поэтический разбор и душа радовалась. Не голая словесная пустота,а глубокие аргументированные размышления. Я был бы вполне удовлетворен, если авторы ПРОЗЫ возьмут с Вас пример, пусть и не в полном развернутом объеме. Главное, это не упустить хвост главной мысли. Я бы очень рекомендовал Вам инициировать на портале начальную школу рецензионного письма. Я уже давно стучу в глухую дверь! Однако,графоманское большинство никак не хочет меня услышать. Попробуйте сколотить вокруг себя крепких,не на словах, а на деле, преданных литературе людей, и "заразить" этой идеей невежественную массу прозовцев. Я обязательно поддержу Вас дельными советами. Будьте здоровы и благополучны! С уважением, публицист Борис БЕМ.

Борис Бем   10.03.2018 00:15     Заявить о нарушении
Борис, дело в том, что я прозу почти не пишу, и знатоком её не являюсь. Проза отлична от поэзии, хотя и имеет с ней общие черты. Я читал книгу Гиршмана Ритм художественной прозы, но не осилил её полностью. Есть и ещё ряд специальных исследований, с которыми я не знаком. Кроме того, для обсуждения прозы, на мой взгляд, большая эрудиция нужна. А её у меня нет, у меня техническое образование.
Для разговора о поэзии эрудиция нужна в меньшей степени, поскольку разговор этот можно перевести в теоретическую плоскость обсуждения структур, приёмов и проч. Поэтому, обходясь теми знаниями, которые имею, но изучая всякие литературоведческие подходы применительно к поэзии, могу рассуждать о поэзии вполне грамотно. Кроме того и знакомство со стихами происходит быстро, поскольку тексты стихов невелики.
В общем, судить о прозе не берусь.
Сейчас посмотрел по поисковику, и на проза.ру страничку интересную обнаружил -
http://www.proza.ru/avtor/otrklub но что-то она давняя, и, мне кажется, в настоящее время не работает. Но материалы интересные на ней есть.

Дмитрий Маштаков   10.03.2018 07:49   Заявить о нарушении
На стихи.ру хорошей критики тоже хотелось бы иметь побольше. Пытались даже организовать школу критиков. Но этих самих критиков, желающих активно участвовать в обсуждениях, оказалось раз, два и обчёлся. Кроме того, каждый имеет, разумеется, своё собственное мнение и свой собственный подход. Короче, троллей понабежало больше, чем критиков, и наша школа развалилась.
Хорошая критика существует в настоящее время на Кубке Стихиры http://www.stihi.ru/avtor/kubok там и регламент конкурса выбран удачно.

Дмитрий Маштаков   10.03.2018 08:02   Заявить о нарушении
Если говорить о стихах, то к прозе ближе всего, пожалуй, верлибр.
У меня есть статья с обсуждением верлибра - http://www.stihi.ru/2014/12/11/8784
посмотрите, может быть что-то интересное для себя найдёте.
И, поскольку живёте в Германии, то пишите о ней побольше. О системе образования хотелось бы подробно. Наша-то благополучно развалилась. Сейчас не знают, что с ней делать. Нет бы ЕГЭ отменить. Но разве такое можно? Это значит сознаться в допущенной системной ошибке.
Сейчас пишу мемуары о своей школьной жизни. Тогда всё нормально было. Потому я и получился такой - креативный. ))

Дмитрий Маштаков   10.03.2018 08:19   Заявить о нарушении
"Главное, это не упустить хвост главной мысли."
Несомненный перл! Голову главной мысли тоже не надо упускать.

Алексей Аксельрод   10.03.2018 23:18   Заявить о нарушении
Голову лучше не трогать, иначе мысль не сможет самостоятельно выбирать свой путь.
))

Дмитрий Маштаков   11.03.2018 00:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Я не поэт, мне просто нравится рифмовать слова и строки, поэтому читаю классиков )(стараюсь читать), и Вами разобранное стихотворение чем-то (скорее всего. ритмикой)напомнило мне одно из стихотворений Роберта Рождественского:

- А природа опять то предельно проста,
то одета в цветастые перья...
Удивляет меня не её красота.
Удивляет её терпение. -

С наступающими праздниками!

Алексей Курганов   24.12.2017 09:51     Заявить о нарушении
И Вас с праздниками! Я болел 2 недели, кашель мучил, спать не давал, по ночам сидел с таблеткой парацетамола во рту, подпирая голову руками, и по ящику дурацкие сериалы смотрел. Сейчас выздоравливаю, и жизнь такой прекрасной кажется ))

Дмитрий Маштаков   24.12.2017 11:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Дмитрий Маштаков)

Дмитрий - это Поэзия. Это - не Голгертс.

Николай Сыромятников   11.07.2017 20:00     Заявить о нарушении
Да, согласен, у неё Дар. Можно зайти на страничку, взять любое стихотворение, обязательно многое найдёшь. И глубина, и структура интересная. Вот кого действительно можно читать для повышения собственного уровня.

Дмитрий Маштаков   11.07.2017 21:17   Заявить о нарушении
Да уж. И по себе иногда замечаю - форма как бы сама появляется, не нужно заботиться о ней так-то уж, как делает это Олег. Получается, но в ущерб чему-то более важному.

Дмитрий Маштаков   11.07.2017 21:32   Заявить о нарушении
... я ему об этом многократно говорил... техника стиха - средство для извлечения (добычи :) :) ) поэзии, а он упёрся... и ничего понимать не желает... техника - и всё тут ... Ему виднее, кому что интересно ...
С уважением.

Николай Сыромятников   12.07.2017 00:14   Заявить о нарушении
Это верно. Стихосложение имеет много разных сторон, каждый ищет в нём то, что ему ближе, что получается, что доставляет удовлетворение.
С другой стороны, оказывается, что нет одинаковых авторов, по своему стилю все очень отличаются друг от друга. И это даже странно - ведь, например, музыкальных инструментов не так уж много, казалось бы можно заменить один другим. Но каждый автор, начиная писать свои стихи, не соглашается на такую замену, следовательно, он видит большое различие между собой и другими. И читатели это тоже видят.
Спасибо, Николай!

Дмитрий Маштаков   12.07.2017 04:58   Заявить о нарушении
... в этом и прелесть Поэзии... если это действительно Поэзия, а не экзерсисы по технике ради техники ... Она сильна именно разноголосием. Страшно представить это - все пишут одинаково ... В Поэзии человек находит своё отражение... человек бесконечно многогранен, мозаичен, не унифицирован... а голгертсы пытаются найти рамку, клетку, в которую можно затолкнуть, запереть это многообразие ... Это - пустая затея....

Николай Сыромятников   12.07.2017 09:43   Заявить о нарушении