Рецензии на произведение «Религия и гуманизм»

Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Когда то в ранней молодости прочел работу Энгельса "Роль труда в переходе от обезьяны к человеку"( За точность названия не ручаюсь), где была мысль, что обезьяна переступила грань от животного к человеку в момент, когда взяла палку и сбила банан. У нее появилось орудие производства. Мне это очень понравилось. Но в самых зрелых годах я решил это по другому. Животное перешло эту грань, когда оно признало, что существует, что то необъяснимое, сильное, которое им руководит и от которого он зависти. Вначале это был камень, дерево, вода, затем идол - божок и т.д. Сам я по воспитанию абсолютный атеист.

Артем Кресин   11.02.2019 15:09     Заявить о нарушении
Мне, уважаемый Артем, все-таки, ближе точка зрения Энгельса.
Началом такого перехода стало формирование искры сознания у предка человека, вспышка интереса к полезной и конструктивной деятельности, зарождение в его геноме, если можно так выразиться, гена предприимчивости. А дальнейшему развитию этих качеств у древнего человека (как, впрочем, и чувства любви к ближнему) уже содействовал несокрушимый и созидательный Процесс Естественного отбора.

Олег Ярошенко   11.02.2019 18:44   Заявить о нарушении
Останемся при своих

Артем Кресин   11.02.2019 22:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Олег! Бесконечно благодарна! Всё истинно и верно без сомнений! Рада видеть единомышленника!!!! Так верно, чётко всё высказано ( я, к сожалению, не умею так :)!). " Следовательно, религия уже перестала быть стражем нравственности и фактором сдерживания бытовой и прочей преступности в человеческом обществе. В этих смыслах ее место постепенно занимают светская культура, образованность, чисто человеческие и другие естественные ценности."Последний пункт - просто браво!!!! Я так рада ВАМ!О, скорее бы все люди это поняли и услышали, осознали! как наш мир стал бы лучше и чище! Всех вам благ и скорейшего движения этих идей в чел-кле сообщество! Мне всегда казалось просто ужасным, что постулаты, в первую очередь ставшие во главе угла в заповедях евреев: НЕ УБИЙ! - никогда не были наиглавнейшими во всей истории христианства - а даже , наоборот ( в угоду только этому народу), потому и не верю всей этой ахинее. Верю в здравый смысл. Собственно, что есть человек - сам и храм, сам и бог - в смысле- всё в нём самом - дух, душа, тело - троица. Вот только разумишко наш просто ужасно "забит" на эн. инф. поле, которое и влияет на человеков . Что в этом поле земли "записано"? одни поклонения, убийства ради... каких-то "интересов"... дико, тупо, бездарно. и этим живут миллионы, что не желают даже познавать, развиваться... ну, зомбики какие-то то у власти, то у рекламы.. жуть.. Бесконечно рада ВАМ! Будьте! Если разрешите, то эту статью я поставлю у себя, с указание авторства - хорошие ИДЕИ надо расширять и пропагандировать. не всегда же надо следовать за слепыми "пастырями". С огромным уважением к ВАМ, Валентина. :)! рада! (жду разрешения на публикацию).

Валентина Анисимова   11.11.2018 17:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за прочтение статьи и такой динамичный отзыв!
На публикацию согласен.
С уважением,

Олег Ярошенко   11.11.2018 19:48   Заявить о нарушении
благодарю от души. Всех благ!:)!

Валентина Анисимова   11.11.2018 19:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Все верно. Я бы добавил, что в нынешнем кризисе духовности никак нельзя упрекать атеизм, как это делают некоторые. Кризис начался с крушением атеистической коммунистической идеологии, при господстве которой не было ни расцвета желтой прессы, ни экранных крови и эротики, ни нравственной вседозволенности и разгула мистики и оккультизма.

Анатолий Белаш   08.09.2018 23:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий, за отзыв! Полностью согласен с Вашим дополнением.

Олег Ярошенко   09.09.2018 08:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Уважаемый Олег! С интересом прочитал все ваши три части Трилогии. Полностью согласен с вами. Здоровья вам и всего самого наилучшего.

Леонард Ремпель   29.03.2018 23:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонард! Рад еще одному единомышленнику на Прозе.ру!
С уважением,

Олег Ярошенко   30.03.2018 11:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Олег! Конечно, религия - это целый комплекс неоднозначных проблем, к которым всё-таки надо относить осторожно. Как-то давно была в Ленинграде в Музее атеизма в Казанском соборе. Сейчас там его уже нет А тогда музей, в котором были представлены орудия пыток инквизиции, эмоциональный рассказ экскурсовода настолько буквально потряс меня, что после этого трудно было говорить о церкви и о вере. Поэтому безусловно соглашусь с вами:"Для меня же, лично, совершенно очевидно, что не Бог и не вера в него сделают в будущем человека высоко гуманным, а он сам – себя: через самопознание, самосовершенствование, самоограничение и при непременном участии научно-технического прогресса". Всё в руках САМОГО ЧЕЛОВЕКА! С уважением,

Элла Лякишева   10.02.2018 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, за понимание.
С уважением,

Олег Ярошенко   11.02.2018 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Олег Николаевич, к Вашей, хорошо написанной, научно обоснованной трилогии о религии со своей стороны могу только добавить бытовую картинку.
Моя жена, умеренно верующая, как-то собралась, всё-таки, с соседками в канун Пасхи сходить в церковь, посвятить, (или освятить), куличи и крашенные яйца. В церковь они, (женщины) не поместились, стояли рядком на выходе и держали в руках корзинки. После окончания службы из церкви вышел народ, наконец священник, (поп), спешивший к своей иномарке приличной модели. Женщины обратились к нему: "Посвяти, батюшка и наши куличи!". Тот небрежно:
- Да какая вам разница, посвяти- не посвяти! Идите домой и спокойно ешьте,один хрен, что священные, что нет".
Я долго смеялся, а жена больше в церковь не ходила. Разве что свечку за кого-нибудь поставить. И то формально.

Всегда завидовал верующим - в любой ситуации можно переложить ответственность на Бога - так он решил, а я-то здесь при чем? Вот как-то так.


Альберт Иванович Храптович   31.12.2017 06:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Альберт за добрую оценку моей трилогии о религии.
Да, люди, перекладывающие ответственность на Высшие силы, сами не замечают, что поступают аморально.
Отдельное спасибо за рассказ о случае у церкви. Надеюсь, что ярые поборники религии обратят на него внимание.
С уважением,

Олег Ярошенко   31.12.2017 13:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Добрый день, Олег! Мне трудно писать на столь трудную тему, недостаточно знаний. С интересом прочитала статью. Считаю, что религия для народа - это психотерапия души. Есть у меня такие строки в стихотворении:

Если честен душой, знать ты веры большой,
Настоящей, такой же как в Бога.
С уважением

Любовь Голосуева   15.12.2017 05:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за прочтение статьи и отзыв!
В самом начале трилогии (статья "Верить - не верить. Антипроповедь" - в первом же абзаце, я рекомендую отказаться от ее чтения тем, кто искренне верует во Всевышнего и ищет в своей вере утешения.
Не вступаю я и в споры с верующими авторами. Правда, иногда, не могу удержаться от язвительного замечания, если автор несет свою ахинею, нагло претендуя на роль очередного пророка.
Ближе всего мне, как геологу, вторая часть моей трилогии - "Сотворение мира".
С уважением!

Олег Ярошенко   15.12.2017 10:39   Заявить о нарушении
Вера моя, Олег, в душе живет. Вера в добро, вера в любовь, во взаимопомощь. Хоть и не принимают ее, как таковую. Либо верь истинно, либо не верь. В церковь хожу поставить свечи за упокой родных старшего поколения, они были крещеные.
С теплом

Любовь Голосуева   15.12.2017 10:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, я не отношусь к "очередным пророкам", история происшедшая со мной изложена на одних фактах, и обнородована СМИ по всей стране. Очень рекомендую Вам ее прочитать и сделать свои выводы. С уважением Ваш тезка.

Олег Бакшанский   21.09.2019 13:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Религия и гуманизм» (Олег Ярошенко)

Уважаемый Олег! Со многим изложенным здесь я (атеист) согласен. Но предложение установить "культ гуманизма" принять не могу. Вспомним Робеспьера с его изобретением культа Верховного существа - это ведь прикрывало жестокий террор безумного правителя.
Про христианство, если хотите, посмотрите у меня "Религиозные инфекции" - полусерьезный текст.
Желаю успехов
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   28.09.2017 09:06     Заявить о нарушении
Дорогой Юрий! Спасибо за прочтение моего эссе и отзыв на него.
Ваше произведение "Религиозные инфекции" я внимательно прочел 20.09.17. и оставил отзыв о нем.
Очень прошу Вас указать конкретно, в каком месте моего эссе размещено предложение установить "культ гуманизма" или в каком его месте есть хотя бы намек на необходимость установления такого культа, да еще и прикрывающего террор.
Ведь в п.4 эссе я специально указал, что "в противовес религии, гуманизм, не является общественным институтом, а значит, не выступает как форма организации совместной жизнедеятельности людей. В связи с этим, да еще и по своему определению, он не способен возлагать на себя репрессивные функции. Он может воздействовать лишь методами гуманистического образования и воспитания, распространяя идеалы разума, свободы, личного и общественного согласия и демократии во всем мировом сообществе."
Здесь видно, что я имел ввиду только методы просвещения и никакого насилия и, тем более, захвата власти. Ведь гуманизм - это даже не идеология.
Согласитесь, что прививать людям нравственность просто необходимо. Осуществлять это с помощью прямого насилия - бесчеловечно, с помощью лживой религии, тоже запятнавшей себя насилием, - непорядочно, а значит, бессмысленно. Остается - просвещение.
Ну а террор, при желании, можно прикрыть чем угодно, даже гуманизмом. Но это будет прямое отступление от него. Я же в п.23 высказываю мнение, что "не Бог и не вера в него сделают в будущем человека высоко гуманным, а он сам – себя: через самопознание, самосовершенствование, самоограничение и при непременном участии научно-технического прогресса."
С уважением

Олег Ярошенко   28.09.2017 11:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег! Вы, конечно, правы - нет у Вас призыва установить культ гуманизма.
Убедило меня и Ваше высказывание о том, что террор можно прикрыть чем угодно - даже гуманизмом.
Жму руку, успехов Вам
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   28.09.2017 11:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий! В Вашем ответе меня порадовало не столько признание моей правоты, сколько то, как Вы это сделали. Примите ответное рукопожатие!
Если у Вас есть желание и время, мы можем обсудить вопрос: кем мы являемся - атеистами или агностиками? Ведь, наука не располагает неопровержимыми доказательствами отсутствия Высшего разума (чисто философским выводам доверять, пожалуй, нельзя).
В эссе "Верить _не верить. Антипроповедь" я, не претендуя на абсолютную истину и отвергая наличие Бога в нашем обыденном понимании, все-таки не отвергаю возможность существования такого Разума-Творца, хотя мне ближе идея, что Творцом всего сущего является Мать-Природа с ее объективными законами.
Как Вы относитесь к этому?

Олег Ярошенко   28.09.2017 12:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег! Эта проблема меня очень интересует. Но сначала я прочту Вашу "Антипроповедь"
Успехов Вам
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   28.09.2017 12:47   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег! Оказывается, я уже читал этот Ваш текст и отзыв писал. Атеист я или агностик? Слышал, что на Западе назвать себя атеистом - то же, что признаться в отсутствии у себя моральных принципов. А агностик - вполне респектабельно. Смешно, конечно.
Мои лучшие пожелания
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   28.09.2017 16:17   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий! Может быть вам известен случай с Парижской Академией наук произошедший где-то в 17-18 веке?
Членам этой Академии надоело рассматривать сообщения очевидцев о падении камней с неба и они приняли решение больше не принимать такие сообщения. Ведь, всем известно, что над нами только воздух, а камни в нем содержаться не могут. Поэтому сообщения об их падении с неба - заведомо ложны. И только наблюдение падения метеорита одним из академиков заставило их вернуться к этой проблеме, но уже с другим подходом.
Вот и я, несмотря на свое сомнение в существовании Высшего разума, все-таки не могу отвергать его наличие категорически, чтобы не оказаться в таком же положении, как эти академики. Вот и пришлось перейти из разряда атеистов в агностики. Так, что определенный смысл в этом есть.
Желаю удачи!

Олег Ярошенко   28.09.2017 22:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег! Про решение Парижской Академии о метеоритах, конечно, знаю - хрестоматийный случай. Но всего не предусмотришь: даже очевидные теперь факты могут позже оказаться ложными. Но причем тут существование бога? Осмелюсь напомнить Вам другой исторический случай: На заседании этой самой Академии Лаплас излагал свою небулярную гипотезу происхождения вселенной (из туманности). Наполеон (он был главой всего, и Академии тоже) заметил: "Мсье Лаплас, а где в Вашей концепции роль Бога?" И Лаплас ответил : "Сир, а не нуждался в этой гипотезе".
С лучшими пожеланиями
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   29.09.2017 08:37   Заявить о нарушении
Описка: Сир, я не нуждался в этой гипотезе
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   29.09.2017 08:45   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий! Бог здесь, конечно, не причем: я говорил о Высшем разуме. Я уверен, что довольно примитивные иудейский, христианский, мусульманский и другие боги просто выдуманы. А вот существование Вселенского (или Высшего) разума, которому не нужно наше поклонение, никто не опроверг и не доказал. То, что его никто не видел, еще не доказывает, что его не существует. Для этого я и провел аналогию с метеоритами и французскими академиками.
Ну а раз уж мы не знаем: существует высший разум или нет, значит мы агностики.

Олег Ярошенко   29.09.2017 19:55   Заявить о нарушении
Вот видите,уважаемый Олег! У Вас все-таки получается "верховное существо". А зачем это понятие?
Жму руку
Юрий (Лбарский)

Юлюбарский   01.10.2017 12:53   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий! Я не веду речь о Боге или верховном существе, что, по-моему, - одно и то же. Верховный - значит, стоящий над над всеми и диктующий свои уловия.
Я говорю о возможном существовании Высшего разума, который, скорее всего, и существом-то не является (может это какое-то поле, пространство и т. д.). Это не моя придумка и я сомневаюсь, что такой Разум вообще существует. Но отрицать его существование категорически я не могу, поскольку нет доказательств его отсутствия. Вот и приходится соблюдать нейтралитет в этом отношении, чтобы не оказаться в положении парижских академиков.
В своей "Антипроповеди" я высказал предположение (как вариант), что если Высший разум (он же Творец Вселенной и всего остального) существует, то скорее всего, создав все неживые и живые объекты и законы их развития он уже не вмешивается в текущие процессы, возможно соблюдая высшую справедливость или чистоту эксперимента. У него свои дела и ему нет дела до наших проблем.
Но мне все-таки гораздо ближе идея, что все дело в Природе (тоже совершенно беспристрастной, нейтральной) и ее объективных законах. Хотя и здесь есть вопросы: было ли начало (и тогда, кто все это придумал?) и будет ли конец? Так ли уж бесконечна, безгранична и одиночна Вселенная и т.д.? Без ряда постулатов здесь не обойтись. Но постулаты часто оказываются ошибочными (вроде нам известных: "пролетариат - могильщик капитализма", "нынешнее поколение будет жить при коммунизме!"). На многие основополагающие вопросы мы ответов не знаем, следовательно мы - агностики в широком смысле этого слова, а не потому, что не знаем есть ли бог.
Вот, что я нашел в интернете:
«Агностика» определяется как «отсутствие знаний». Агностицизм, по сути, – это более интеллектуально честная форма атеизма".
По моему - очень деликатное определение и оно мне импонирует. А Вам?

Олег Ярошенко   01.10.2017 18:52   Заявить о нарушении
Агностицизм как честная форма атеизма. Великолепно. Согласен
С уважением
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   01.10.2017 19:32   Заявить о нарушении