Рецензии на произведение «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина»

Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Покрышкин А.И. из советских пилотов сделал, самую блестящую карьеру в ВОВ. Начав войну зам. командира эскадрильи в 55 иап в звании ст. л-та, уже в апреле 1944г. он стал командиром 9 гв. иад , в которой закончил войну 3 ГСС в звании полковника. По поводу одержанных им побед, существуют разночтения. Во времена СССР, и в некоторых публикациях и после, говорится о 59 личных победах (энциклопедия ВОВ 1941-1945 изд. 1985г.), в своей работе "Сталинские асы" Быков М. говорит о 43 личных и 3 групповых победах, согласно НЛ к ордену " Суворова II ст." от 06.04.45г. 53 личные победы и 593 бв. Лично я склоняюсь к данным Быкова М.
В этой статье автор провел глубокий анализ бд Покрышкин А.И., к которому трудно что то добавить. Реальное количество воздушных побед Покрышкина варьируется в пределах 10-15 самолётов противника (учитывая общее завышение побед советскими истребителями в 4,5 раза), что подтверждается статьёй.
Хотелось бы остановиться ещё на одном факте. Большинство побед, 38 были одержаны в 1943г., из которых 22 в период апреля-июня месяца. Это произошло после того, как Александр начал воевать на Р-39. Причём он оставался верен данной машине до конца войны, несмотря на то, что ему предлагали перевооружить подразделение, в котором он был командиром, на любой другой тип самолёта, от которого он отказался. Отдельные авторы комментируя данных факт, ссылаются на мощь вооружения и заднее расположение двигателя, являющееся защитой пилота от огня противника. Но это не совсем верно, 37-мм орудие устанавливалось и на Як-9Т, а на всех советских истребителях имелась бронеспинка 9-мм защищающая пилота сзади, которая в большинстве случаев могла выдержать попадания 20-мм бронебойного снаряда, если он попадал в самолёт с хвоста, терял значительную часть кинетической энергии пробивая препятствия на своём пути до встречи с ней.
Думаю, что причина совсем в другом, Р-39 имел металлический планер, в отличии от советских машин, имеющих деревянно-перкалевую или смешанную конструкции. Это позволяло американцу более эффективно вести бой на вертикале, от имеющих не цельнометаллический планер, серьёзно ограничивающего скорость пикирования. Именно Покрышкину приписывают формулу "высота-скорость-маневр-огонь", что по сути означает атаку самолёта противника с пикирования, с последующим уходом на высоту.
С дружеским приветом
Игорь

Игорь Бородкин   16.01.2024 21:37     Заявить о нарушении
Большое спасибо за такую обстоятельную рецензию, она меня очень порадовала!
Хочу высказать своё мнение по поводу придуманной, якобы, Покрышкиным формулы "высота-скорость-маневр-огонь". На мой взгляд подобную тактику немецкие летчики применяли уже давно...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   17.01.2024 03:45   Заявить о нарушении
С этим согласен. В данном случае имеется ввиду, что он один из первых заговорил об этом в советской авиации в годы войны.
С дружеским приветом
Игорь

Игорь Бородкин   17.01.2024 06:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Олег, здравствуйте, а почему в списке боев Покрышкина нет боя 29 апреля над Таманью? Вроде как 8-кой отбил атаку большого более чем 80 "штук". С точки зрения логики - бой должен был быть, потому что емнип 28 апреля немцы как раз начали наступление.

Юрий Шелонник   01.05.2020 20:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий!
Для своей статьи я использовал данные книги М. Ю. Быкова "Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов." О сбитом Покрышкиным 29 апреля самолете противника в книге ничего не сообщается...

Олег Каминский   01.05.2020 21:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Есть определенные основания отдать победу 14 июня 1943 года летчику 249 иап А.М.Кулагину, так как в ЖБД 249-го полка не просто зафиксирована эта победа при 15 свидетелях (летало 8 пар), но и указано, что через несколько часов Кулагин двумя парами опять вылетал в этот же район на фотографирование сбитого самолета.
Похоже, что небеспочвенно...

Сергей Сидоров 007   29.04.2020 14:45     Заявить о нарушении
Что ж, вполне может быть. Спасибо за интересное дополнение! Кстати, о победе Кулагина я упомянул в статье...

Олег Каминский   29.04.2020 18:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Безусловные героизм и мастерство Покрышкина и Кожедуба выделяют их из большого количества других пилотов. Но это одновремнно отражает плохую подготовку основной массы летчиков. Покрышкин и Кожелуб до вступления в бои имели хорошую и длительную выучку. Между тем как большинство летчиков Красной армии, вступали в бой с совершенно недостаточной подготовкой.

Артем Кресин   14.01.2019 00:10     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Хочу немного уточнить. Дело в том, что в начале войны почти все наши лётчики были кадровыми, с хорошей подготовкой. В том же 55-м авиаполку, где служил А. И. Покрышкин, таких лётчиков было множество, в том числе будущий дважды Герой Г. А. Речкалов, будущие Герои П. П. Крюков, К. Е. Селиверстов, В. А. Фигичев. На их счастье, им удалось выжить, а вот большинство других таких же хороших пилотов, некоторые из которых, кстати, были даже лучше Покрышкина, погибли в тяжелых боях 1941 года. И такая ситуация была во всех частях. А уже после того, как были выбиты основные кадры лётчиков, на фронт стали массово поступать "желторотики" с совершенно недостаточной подготовкой, часто имевшие всего несколько часов налёта.

Олег Каминский   14.01.2019 09:46   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. И тем не менее, перечисленные Вами герои выжили не по "счастью" а благодаря хорошему уровню их предвоенной подготовки. Но, к сожалению, не все. Многие источники говорят, что большинство предвоенных летчиков были, если не "желторотиками" то менее подготовленными, чем немецкие.

Артем Кресин   14.01.2019 13:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Разве Покрышкин был единственным трижды ГСС? А Кожедуб?

Григорий Рейнгольд   09.01.2019 16:20     Заявить о нарушении
И. Н. Кожедуб получил звание трижды ГСС уже после окончания войны 18.08.1945...

Олег Каминский   09.01.2019 16:31   Заявить о нарушении
Но ведь за войну.

Григорий Рейнгольд   09.01.2019 17:47   Заявить о нарушении
Да, разумеется, за войну. Однако в статье о Покрышкине написано, что он "первый и единственный в годы войны трижды Герой Советского Союза". А Кожедуб в годы войны был дважды Героем и получил третью Звезду уже после войны...

Олег Каминский   09.01.2019 18:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Здравствуйте Олег!
Прочитал я Вашу статью, ну что тут скажешь, ну просто ОТЛИЧНАЯ КОМПИЛЯЦИЯ
фактологического материала, на основе немецких источников. КЛАСС!
Да и преподнесли Вы все это очень корректно и правильно - факты на стол, а выводы не вслух, а только "про себя". Да за чем собственно говоря гусей дразнить.
Безусловно, есть кое-какие спорные моменты и в Вашей статье, но то не Ваша вина, ибо за то говорят документы и свидетели, на которые вы ссылаетесь.
А как иначе?
Тут вот у Вас даже вышел спор за то, а сбивал ли Александр Иванович СУ-2 или все же не сбивал, да еще в первый день войны?
Некий историк Марчуков, явный апологет "святости" Александра Ивановича, изыскивающий по политдонесениям и прочим документам, ранее неизвестные самолеты, сбитые прославленным ассом, изыскал стенограммы бесед с бойцами 9 Гв.ИАД. Интервью были взяты у 21 человека: у летчиков, штабных, политических, технических работников дивизии, в том числе конечно и Александра Ивановича.
Безусловно историк Марчуков достоин благодарности за опубликование этих самых стенограмм бесед. Большое ему спасибо за проделанный труд.
Так вот, 25 декабря 1944 года, полковник Покрышкин утверждал: "... В первый день войны мне воевать не пришлось. Наши самолеты не были готовы. Когда я прилетел на свой аэродром, дал приказ технику привести в порядок самолет и оружие. А в это время мне говорят:
- Слетай за командиром полка. Он сел на вынужденную, нужно его доставить сюда.
Я поспорил, поспорил, но приказ есть приказ. Полетел на У-2, разыскал то место, сел на пашню. Командир полка улетел на У-2, а я остался с его самолетом. Только к вечеру привезли горючие, и я улетел домой. На второй день начал воевать".
В прочим, в тех довольно коротких стенограммах, есть масса интересных моментов, высказанных, как самим Покрышкиным, так и его непосредственными подчиненными. Вот, к примеру, как Покрышкин очень кратко поведал о бое 2 августа 1942 года: "... Я однажды разозлился, проявил свою инициативу и сбил около аэродрома ЧЕТЫРЕ самолета и спас два аэродрома от бомбежки. А то все погибли бы. Вижу - начальство ни чего не предпринимает, как-то утром собрал пять летчиков и говорю - так и так, сядем в самолеты и, как только появиться противник, - раз - и вылетим.
Проявил свою инициативу без всякого приказа начальства. Мы тогда дрались с 33-мя самолетами, из них 27 было Ме-110, а нас было пять "яков"."
Безусловно, о Покрышкине А. И. можно говорить и говорить, ибо очень много вокруг него за многие годы, сплелось - фактов, легенд, сказок, к чему не мало приложил усилий и сам уважаемый летчик, на поприще своей мемуарно-литературной деятельности.
Да, и еще один штрих - в ЖБД 16 Гв. ИАП в записях от 17 апреля 1943 года, отмечено, что самолет на котором вылетел Покрышкин в тот день имел бортовой номер "130".
Это к тому, что у Вас в статье сказано, что Покрышкин на Кубани летал якобы на Аэрокобре под номером "13".
Олег, еще раз большое спасибо за Ваш труд.
Конечно, у меня еще много есть к Вам всяких вопросов и вопросиков, но, как я думаю, это уже мои проблемы, а не Ваши.

С уважение Федор Габрас.

Федор Габрас   27.08.2018 09:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте Федор!
Спасибо Вам, за то, что прочитали мою статью, и оценили её положительно. Действительно, о Покрышкине написано слишком много всякого. Именно поэтому я и решил написать о нём не очередной пафосный героический очерк, а военно-историческое исследование, основанное исключительно на документах.
Насчет номера самолета Покрышкина, я ещё уточню.
С уважением,

Олег Каминский   23.08.2018 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Здравствуйте Олег! Александр Иванович один из почитаемых мной летчиков. Мне посчастливилось присутствовать на его выступлении в Киевском университете в 60 годы, когда он служил в Киеве. Это был его рассказ о военных событиях в Отечественной войне. После выступления демонстрировали документальный фильм о нем.Лента принадлежала Александру Ивановичу. Его дочь в эти годы училась в нашем Университете. Я в это время был студентом геологического факультета.
Ходили мы и колядовать к нему домой!Александр Иванович вышел к нам в вестибюль. Извинился, что не может нас принять в доме из-за болезни супруги. Попросил подождать.Вынес нам солидную "торбу" с подарками!
Я подробнее описываю эти встречи с славным летчиком и замечательным человеком в своих мемуарах "ПРОСТО ЖИЗНЬ".
Спасибо Олег за Ваш подробную работу о боевой жизни Александра Ивановича!Очень понравилось! Успехов в Вашем творчестве. С уважением, Игорь Браевич

Игорь Браевич   12.05.2018 11:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Спасибо за рецензию и интересные подробности о Покрышкине! Очень рад, что Вам понравилось мое исследование. Взаимно желаю Вам успехов в творчестве.
С уважением,

Олег Каминский   12.05.2018 12:05   Заявить о нарушении
На мой взгляд, самым большим преимуществом "Аэрокобры" было мощное вооружение.

Олег Каминский   28.05.2018 17:29   Заявить о нарушении
Итак, достопочтеннейший Олег, рецезию на тот илий труд, может написать исследователь, квалификация которого намного выше автора труда.
Вы есть очень серьезный исследователь!
Так что пусть это называется "рецензией", но это не рецензия...
По Каминскому (т.е., по Вашему "повествованию"), в первый же день войны Покрышкин сбил Су- 2, который пилотировал комэск М.И. Гудзенко (штурман Семенов погиб).
"Впервые" широкой публике этот случай описал В. Суворов, в произведении "День М" (глава 11, "Крылатый Чингисхан"). Суворов повествует, что якобы "Покрышкин сбил 59 самолетов. Официально. На самом деле их было ровно 60. Первым был Су-2. По иронии судьбы после войны Покрышкин учился в Академии в одной группе со сбитым им пилотом Су-2. Это был Иван Пстыго, тоже будущий Маршал авиации".
"А был ли мальчик"?
Здесь всплывает вранье Покрышкина. Покрышкин после войны не мог не знать реальную фамилию командира Су-2, если он действительно по ошибке сбил Су- 2.
Врал и Пстыго, если по Каминскому Су-2 пилотировал Гудзенко.
Либо это совершенно два разных событи одного дня, 22.06.1941 года... Не мог же Покрышкин дновременно находиться в двух разных местах...
Самое главное, никто из солуживцев Покрышкина этот инцидент в мемуарах нк описывает...
В этом случае, я бы сослался на книгу В.П. Карповича "На ишаках и мигах". По Карповичу Покрышкин не был "безумным храбрецом"...
Откуда взялась эта легенда с Су-2?
Дата, и у Каминского, и у Суворова совпадают- это 22.06.1941 года....Но пилоты Су-2 разные... А "герой" один!
Я больше верю Каминскому, мой любимый писатель, В. Суворов ошибся...
Если врал и Покрышкин, и Пстыго, то получается, что Гудзенко сбил совершенно другой летчик! Кто?
Никто из 55 ИАП на инцидент с СУ-2 не претендовал, никто этот инцидент в мемуарах не описал...
Может быть, все таки представитель Люфтваффе, при условии, что 22.06.1941 года Гудзенко был сбит...

Ильдар Гатауллин   19.06.2018 15:04   Заявить о нарушении
Уважаемый Ильдар, спасибо за интересную рецензию!
Для прояснения случая со сбитым Су-2 и ошибочного мнения Суворова, привожу цитату из книги воспоминаний И. И. Пстыго "На боевом курсе":

"...Выполняя одно из заданий, мы вышли в место встречи с нашими истребителями и тут же опознали их — это были Миг-3. На душе стало легче: есть истребители прикрытия! Они, как нам казалось, занимают свое место в общем боевом порядке, [9] но вдруг видим, один Миг бросается на нашу эскадрилью и открывает огонь. В чем дело?

Самолет ведущего командира эскадрильи капитана Гудзенко задымился и пошел на снижение. Я попросил штурмана Демешкина проследить где упадет или сядет самолет, а летчик-истребитель, который подбил Гудзенко, увидев, что атаковал своих, начал энергично делать своей машиной различные эволюции, обозначая, что летят свои бомбардировщики. Наши истребители успокоились и сопровождали нас до цели. А эскадрилью, теперь уже из восьми самолетов, повел заместитель комэска старший лейтенант И.А. Кузнецов. Мы вышли на цель, отбомбились и пошли домой. Не вернулся только Гудзенко.

После посадки меня вызвал командир полка Родякин и спрашивает:

— Видел, где сел Гудзенко?

— Видел мой штурман. А я хорошо знаю этот район.

Родякин говорит:

— Срочно бери У-2 и лети на место посадки. Там будет видно, что делать. Вези экипаж домой...

Без особого труда я вышел в район и нашел самолет командира эскадрильи. Быстро

Подыскал подходящую ровную площадку и произвел посадку в непосредственной близости от самолета Су-2. Смотрю ко мне идет Гудзенко. Вид у него более чем грустный. Оказывается, он цел, невредим, не считая синяков, а штурман эскадрильи Семенов убит.

У самолета собралось много народа — местные жители. Копают могилу. Мы с Гудзенко осмотрели самолет: изрядно покалечен при посадке. Похоронили друга, попечалились, погрустили — первая жертва в нашей эскадрильи. Да, очень уж мы засекретили свои самолеты. Летчики— истребители не знали нашего бомбардировщика, а мы не всегда знали силуэты своих истребителей. Вот и случилась беда...

Местные жители натаскали нам прошлогодней соломы. Мы обложили самолет, и подожгли его.

Вскоре я благополучно вернулся с Гудзенко в полк..."

С уважением,


Олег Каминский   19.06.2018 15:57   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, премного благодарен за существенное уточнение! Я исходил из посылки автора, фамилию которого забыл ( это было в 90-х годах прошлого века), забыл и источник... Вся суть повествования этого автора заключалась в том, что за "рюмкой чая", будучи слушателями Академии, Пстыго, якобы рассказал об этом случае, 22.06.1941 года... И Покрышкин воскликнул-это был я! Дальше сработал психологический эффект "сломанного телефона"... С нижайшим поклоном! Спасибо!

Ильдар Гатауллин   19.06.2018 16:38   Заявить о нарушении
Действительно, у внимательного читателя однозначно могут возникнут сомнения
о "правдивости" повествования от Покрышкина, ибо, во первых -
не известно почему, но Александр Иванович настаивает, в своим мемуарах,
на том, что оный случай имел место быть ИМЕННО в первый день войны, хотя
данный случай имел место быть лишь на второй день войны...
во-вторых,описание летного происшествия от Пстыго совершенно не соответствует
тому, как оное описал Покрышкин...
в третьих, оба, что Пстыло, что Покрышкин именуют пострадавшего штурмана Семеновым, но на самом деле фамилия убитого штурмана была Петров, и он не был ранен как за то говорит Покрышкин, он был таки реально УБИТ. В прочим, данная ошибка может указывать лишь на одно, что источником информации все же был именно Пстыго, а Покрышкин лишь развил данную информацию, даже не попытавшись выяснить настоящую фамилию якобы "раненого" им штурмана...
в четвертых, о данном происшествии НИ ОДНИМ СЛОВОМ не вспоминают в своих мемуарах ни Речкалов, ни Карпович, однополчане Покрышкина, которые, как мне кажется, обязательно бы припомнили этот просчет Покрышкина, если бы он реально имел бы место...
ну и в пятых, следуя ЖБД 20-го САД, 23 июня 1941 года, шестерка мигов 55-го ИАП сопровождали самолеты СБ-2 45-го СБП, а самолеты СУ-2 211-го ББП в тот день сопровождали миги 4-го ИАП. Напомню, Покрышкин служил в 55-м ИАП...

С уважением...

Федор Габрас   11.12.2018 12:44   Заявить о нарушении
Совершенно верно - в мемуарах наших ветеранов очень много нестыковок. Конечно, многое стерлось из человеческой памяти, а сказать суровую правду иногда не поворачивался язык или не разрешала цензура...
С уважением,

Олег Каминский   11.12.2018 19:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Олег, доброго времени суток! Вы, есть создатель шедевров! Первый - среди равных!
Вы, Виктор Суворов, в области авиационного анализа...
Я, всецело разделяю Ваши взгляды, а самое главное, Ваш метод исследования!

С нижайшим поклоном, любитель авиации, Ильдар!

Ильдар Гатауллин   04.05.2018 21:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ильдар!
Весьма польщен Вашими словами и оценкой моего труда. Большое спасибо Вам за это! Приятно иметь дело с понимающим человеком, и именно для таких как Вы я и пишу свои исследования.
С глубочайшим уважением,

Олег Каминский   05.05.2018 07:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина» (Олег Каминский)

Как мало мы знаем о войне! Спасибо Вам! А ведь родной дедушка моего мужа был лётчиком-истребителем, защитником Москвы.Он был знаком лично с Леонидом Ильичём Брежневым. А мы были молодые, глупые... Навещали его редко. В основном он расспрашивал нас о нашей жизни. Мы могли бы столько узнать у него... Вы мне интересны. Успеха, благополучия и здоровья Вам и Вашим близким. Добавила Вас в список избранных, буду изучать историю и читать Ваши произведения.

Раиса Бобрешова   13.01.2018 14:25     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Раиса, за интерес к моим произведениям. Рад, что опубликованное оказывается полезным читателям. Буду стараться и дальше подавать информацию для думающих людей.
Всего Вам хорошего!
С уважением,

Олег Каминский   13.01.2018 18:10   Заявить о нарушении