Рецензии на произведение «Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Покрышкин А.И. из советских пилотов сделал, самую блестящую карьеру в ВОВ. Начав войну зам. командира эскадрильи в 55 иап в звании ст. л-та, уже в апреле 1944г. он стал командиром 9 гв. иад , в которой закончил войну 3 ГСС в звании полковника. По поводу одержанных им побед, существуют разночтения. Во времена СССР, и в некоторых публикациях и после, говорится о 59 личных победах (энциклопедия ВОВ 1941-1945 изд. 1985г.), в своей работе "Сталинские асы" Быков М. говорит о 43 личных и 3 групповых победах, согласно НЛ к ордену " Суворова II ст." от 06.04.45г. 53 личные победы и 593 бв. Лично я склоняюсь к данным Быкова М.
В этой статье автор провел глубокий анализ бд Покрышкин А.И., к которому трудно что то добавить. Реальное количество воздушных побед Покрышкина варьируется в пределах 10-15 самолётов противника (учитывая общее завышение побед советскими истребителями в 4,5 раза), что подтверждается статьёй.
Хотелось бы остановиться ещё на одном факте. Большинство побед, 38 были одержаны в 1943г., из которых 22 в период апреля-июня месяца. Это произошло после того, как Александр начал воевать на Р-39. Причём он оставался верен данной машине до конца войны, несмотря на то, что ему предлагали перевооружить подразделение, в котором он был командиром, на любой другой тип самолёта, от которого он отказался. Отдельные авторы комментируя данных факт, ссылаются на мощь вооружения и заднее расположение двигателя, являющееся защитой пилота от огня противника. Но это не совсем верно, 37-мм орудие устанавливалось и на Як-9Т, а на всех советских истребителях имелась бронеспинка 9-мм защищающая пилота сзади, которая в большинстве случаев могла выдержать попадания 20-мм бронебойного снаряда, если он попадал в самолёт с хвоста, терял значительную часть кинетической энергии пробивая препятствия на своём пути до встречи с ней.
Думаю, что причина совсем в другом, Р-39 имел металлический планер, в отличии от советских машин, имеющих деревянно-перкалевую или смешанную конструкции. Это позволяло американцу более эффективно вести бой на вертикале, от имеющих не цельнометаллический планер, серьёзно ограничивающего скорость пикирования. Именно Покрышкину приписывают формулу "высота-скорость-маневр-огонь", что по сути означает атаку самолёта противника с пикирования, с последующим уходом на высоту.
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 16.01.2024 21:37 Заявить о нарушении
Хочу высказать своё мнение по поводу придуманной, якобы, Покрышкиным формулы "высота-скорость-маневр-огонь". На мой взгляд подобную тактику немецкие летчики применяли уже давно...
С дружеским приветом,
Олег Каминский 17.01.2024 03:45 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 17.01.2024 06:47 Заявить о нарушении
Олег, здравствуйте, а почему в списке боев Покрышкина нет боя 29 апреля над Таманью? Вроде как 8-кой отбил атаку большого более чем 80 "штук". С точки зрения логики - бой должен был быть, потому что емнип 28 апреля немцы как раз начали наступление.
Юрий Шелонник 01.05.2020 20:10 Заявить о нарушении
Для своей статьи я использовал данные книги М. Ю. Быкова "Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов." О сбитом Покрышкиным 29 апреля самолете противника в книге ничего не сообщается...
Олег Каминский 01.05.2020 21:29 Заявить о нарушении
Есть определенные основания отдать победу 14 июня 1943 года летчику 249 иап А.М.Кулагину, так как в ЖБД 249-го полка не просто зафиксирована эта победа при 15 свидетелях (летало 8 пар), но и указано, что через несколько часов Кулагин двумя парами опять вылетал в этот же район на фотографирование сбитого самолета.
Похоже, что небеспочвенно...
Сергей Сидоров 007 29.04.2020 14:45 Заявить о нарушении
Олег Каминский 29.04.2020 18:16 Заявить о нарушении
Безусловные героизм и мастерство Покрышкина и Кожедуба выделяют их из большого количества других пилотов. Но это одновремнно отражает плохую подготовку основной массы летчиков. Покрышкин и Кожелуб до вступления в бои имели хорошую и длительную выучку. Между тем как большинство летчиков Красной армии, вступали в бой с совершенно недостаточной подготовкой.
Артем Кресин 14.01.2019 00:10 Заявить о нарушении
Хочу немного уточнить. Дело в том, что в начале войны почти все наши лётчики были кадровыми, с хорошей подготовкой. В том же 55-м авиаполку, где служил А. И. Покрышкин, таких лётчиков было множество, в том числе будущий дважды Герой Г. А. Речкалов, будущие Герои П. П. Крюков, К. Е. Селиверстов, В. А. Фигичев. На их счастье, им удалось выжить, а вот большинство других таких же хороших пилотов, некоторые из которых, кстати, были даже лучше Покрышкина, погибли в тяжелых боях 1941 года. И такая ситуация была во всех частях. А уже после того, как были выбиты основные кадры лётчиков, на фронт стали массово поступать "желторотики" с совершенно недостаточной подготовкой, часто имевшие всего несколько часов налёта.
Олег Каминский 14.01.2019 09:46 Заявить о нарушении
Артем Кресин 14.01.2019 13:42 Заявить о нарушении
Разве Покрышкин был единственным трижды ГСС? А Кожедуб?
Григорий Рейнгольд 09.01.2019 16:20 Заявить о нарушении
Олег Каминский 09.01.2019 16:31 Заявить о нарушении
Олег Каминский 09.01.2019 18:14 Заявить о нарушении
Здравствуйте Олег!
Прочитал я Вашу статью, ну что тут скажешь, ну просто ОТЛИЧНАЯ КОМПИЛЯЦИЯ
фактологического материала, на основе немецких источников. КЛАСС!
Да и преподнесли Вы все это очень корректно и правильно - факты на стол, а выводы не вслух, а только "про себя". Да за чем собственно говоря гусей дразнить.
Безусловно, есть кое-какие спорные моменты и в Вашей статье, но то не Ваша вина, ибо за то говорят документы и свидетели, на которые вы ссылаетесь.
А как иначе?
Тут вот у Вас даже вышел спор за то, а сбивал ли Александр Иванович СУ-2 или все же не сбивал, да еще в первый день войны?
Некий историк Марчуков, явный апологет "святости" Александра Ивановича, изыскивающий по политдонесениям и прочим документам, ранее неизвестные самолеты, сбитые прославленным ассом, изыскал стенограммы бесед с бойцами 9 Гв.ИАД. Интервью были взяты у 21 человека: у летчиков, штабных, политических, технических работников дивизии, в том числе конечно и Александра Ивановича.
Безусловно историк Марчуков достоин благодарности за опубликование этих самых стенограмм бесед. Большое ему спасибо за проделанный труд.
Так вот, 25 декабря 1944 года, полковник Покрышкин утверждал: "... В первый день войны мне воевать не пришлось. Наши самолеты не были готовы. Когда я прилетел на свой аэродром, дал приказ технику привести в порядок самолет и оружие. А в это время мне говорят:
- Слетай за командиром полка. Он сел на вынужденную, нужно его доставить сюда.
Я поспорил, поспорил, но приказ есть приказ. Полетел на У-2, разыскал то место, сел на пашню. Командир полка улетел на У-2, а я остался с его самолетом. Только к вечеру привезли горючие, и я улетел домой. На второй день начал воевать".
В прочим, в тех довольно коротких стенограммах, есть масса интересных моментов, высказанных, как самим Покрышкиным, так и его непосредственными подчиненными. Вот, к примеру, как Покрышкин очень кратко поведал о бое 2 августа 1942 года: "... Я однажды разозлился, проявил свою инициативу и сбил около аэродрома ЧЕТЫРЕ самолета и спас два аэродрома от бомбежки. А то все погибли бы. Вижу - начальство ни чего не предпринимает, как-то утром собрал пять летчиков и говорю - так и так, сядем в самолеты и, как только появиться противник, - раз - и вылетим.
Проявил свою инициативу без всякого приказа начальства. Мы тогда дрались с 33-мя самолетами, из них 27 было Ме-110, а нас было пять "яков"."
Безусловно, о Покрышкине А. И. можно говорить и говорить, ибо очень много вокруг него за многие годы, сплелось - фактов, легенд, сказок, к чему не мало приложил усилий и сам уважаемый летчик, на поприще своей мемуарно-литературной деятельности.
Да, и еще один штрих - в ЖБД 16 Гв. ИАП в записях от 17 апреля 1943 года, отмечено, что самолет на котором вылетел Покрышкин в тот день имел бортовой номер "130".
Это к тому, что у Вас в статье сказано, что Покрышкин на Кубани летал якобы на Аэрокобре под номером "13".
Олег, еще раз большое спасибо за Ваш труд.
Конечно, у меня еще много есть к Вам всяких вопросов и вопросиков, но, как я думаю, это уже мои проблемы, а не Ваши.
С уважение Федор Габрас.
Федор Габрас 27.08.2018 09:42 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, за то, что прочитали мою статью, и оценили её положительно. Действительно, о Покрышкине написано слишком много всякого. Именно поэтому я и решил написать о нём не очередной пафосный героический очерк, а военно-историческое исследование, основанное исключительно на документах.
Насчет номера самолета Покрышкина, я ещё уточню.
С уважением,
Олег Каминский 23.08.2018 16:40 Заявить о нарушении
Здравствуйте Олег! Александр Иванович один из почитаемых мной летчиков. Мне посчастливилось присутствовать на его выступлении в Киевском университете в 60 годы, когда он служил в Киеве. Это был его рассказ о военных событиях в Отечественной войне. После выступления демонстрировали документальный фильм о нем.Лента принадлежала Александру Ивановичу. Его дочь в эти годы училась в нашем Университете. Я в это время был студентом геологического факультета.
Ходили мы и колядовать к нему домой!Александр Иванович вышел к нам в вестибюль. Извинился, что не может нас принять в доме из-за болезни супруги. Попросил подождать.Вынес нам солидную "торбу" с подарками!
Я подробнее описываю эти встречи с славным летчиком и замечательным человеком в своих мемуарах "ПРОСТО ЖИЗНЬ".
Спасибо Олег за Ваш подробную работу о боевой жизни Александра Ивановича!Очень понравилось! Успехов в Вашем творчестве. С уважением, Игорь Браевич
Игорь Браевич 12.05.2018 11:06 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и интересные подробности о Покрышкине! Очень рад, что Вам понравилось мое исследование. Взаимно желаю Вам успехов в творчестве.
С уважением,
Олег Каминский 12.05.2018 12:05 Заявить о нарушении
Олег Каминский 28.05.2018 17:29 Заявить о нарушении
Вы есть очень серьезный исследователь!
Так что пусть это называется "рецензией", но это не рецензия...
По Каминскому (т.е., по Вашему "повествованию"), в первый же день войны Покрышкин сбил Су- 2, который пилотировал комэск М.И. Гудзенко (штурман Семенов погиб).
"Впервые" широкой публике этот случай описал В. Суворов, в произведении "День М" (глава 11, "Крылатый Чингисхан"). Суворов повествует, что якобы "Покрышкин сбил 59 самолетов. Официально. На самом деле их было ровно 60. Первым был Су-2. По иронии судьбы после войны Покрышкин учился в Академии в одной группе со сбитым им пилотом Су-2. Это был Иван Пстыго, тоже будущий Маршал авиации".
"А был ли мальчик"?
Здесь всплывает вранье Покрышкина. Покрышкин после войны не мог не знать реальную фамилию командира Су-2, если он действительно по ошибке сбил Су- 2.
Врал и Пстыго, если по Каминскому Су-2 пилотировал Гудзенко.
Либо это совершенно два разных событи одного дня, 22.06.1941 года... Не мог же Покрышкин дновременно находиться в двух разных местах...
Самое главное, никто из солуживцев Покрышкина этот инцидент в мемуарах нк описывает...
В этом случае, я бы сослался на книгу В.П. Карповича "На ишаках и мигах". По Карповичу Покрышкин не был "безумным храбрецом"...
Откуда взялась эта легенда с Су-2?
Дата, и у Каминского, и у Суворова совпадают- это 22.06.1941 года....Но пилоты Су-2 разные... А "герой" один!
Я больше верю Каминскому, мой любимый писатель, В. Суворов ошибся...
Если врал и Покрышкин, и Пстыго, то получается, что Гудзенко сбил совершенно другой летчик! Кто?
Никто из 55 ИАП на инцидент с СУ-2 не претендовал, никто этот инцидент в мемуарах не описал...
Может быть, все таки представитель Люфтваффе, при условии, что 22.06.1941 года Гудзенко был сбит...
Ильдар Гатауллин 19.06.2018 15:04 Заявить о нарушении
Для прояснения случая со сбитым Су-2 и ошибочного мнения Суворова, привожу цитату из книги воспоминаний И. И. Пстыго "На боевом курсе":
"...Выполняя одно из заданий, мы вышли в место встречи с нашими истребителями и тут же опознали их — это были Миг-3. На душе стало легче: есть истребители прикрытия! Они, как нам казалось, занимают свое место в общем боевом порядке, [9] но вдруг видим, один Миг бросается на нашу эскадрилью и открывает огонь. В чем дело?
Самолет ведущего командира эскадрильи капитана Гудзенко задымился и пошел на снижение. Я попросил штурмана Демешкина проследить где упадет или сядет самолет, а летчик-истребитель, который подбил Гудзенко, увидев, что атаковал своих, начал энергично делать своей машиной различные эволюции, обозначая, что летят свои бомбардировщики. Наши истребители успокоились и сопровождали нас до цели. А эскадрилью, теперь уже из восьми самолетов, повел заместитель комэска старший лейтенант И.А. Кузнецов. Мы вышли на цель, отбомбились и пошли домой. Не вернулся только Гудзенко.
После посадки меня вызвал командир полка Родякин и спрашивает:
— Видел, где сел Гудзенко?
— Видел мой штурман. А я хорошо знаю этот район.
Родякин говорит:
— Срочно бери У-2 и лети на место посадки. Там будет видно, что делать. Вези экипаж домой...
Без особого труда я вышел в район и нашел самолет командира эскадрильи. Быстро
Подыскал подходящую ровную площадку и произвел посадку в непосредственной близости от самолета Су-2. Смотрю ко мне идет Гудзенко. Вид у него более чем грустный. Оказывается, он цел, невредим, не считая синяков, а штурман эскадрильи Семенов убит.
У самолета собралось много народа — местные жители. Копают могилу. Мы с Гудзенко осмотрели самолет: изрядно покалечен при посадке. Похоронили друга, попечалились, погрустили — первая жертва в нашей эскадрильи. Да, очень уж мы засекретили свои самолеты. Летчики— истребители не знали нашего бомбардировщика, а мы не всегда знали силуэты своих истребителей. Вот и случилась беда...
Местные жители натаскали нам прошлогодней соломы. Мы обложили самолет, и подожгли его.
Вскоре я благополучно вернулся с Гудзенко в полк..."
С уважением,
Олег Каминский 19.06.2018 15:57 Заявить о нарушении
Ильдар Гатауллин 19.06.2018 16:38 Заявить о нарушении
о "правдивости" повествования от Покрышкина, ибо, во первых -
не известно почему, но Александр Иванович настаивает, в своим мемуарах,
на том, что оный случай имел место быть ИМЕННО в первый день войны, хотя
данный случай имел место быть лишь на второй день войны...
во-вторых,описание летного происшествия от Пстыго совершенно не соответствует
тому, как оное описал Покрышкин...
в третьих, оба, что Пстыло, что Покрышкин именуют пострадавшего штурмана Семеновым, но на самом деле фамилия убитого штурмана была Петров, и он не был ранен как за то говорит Покрышкин, он был таки реально УБИТ. В прочим, данная ошибка может указывать лишь на одно, что источником информации все же был именно Пстыго, а Покрышкин лишь развил данную информацию, даже не попытавшись выяснить настоящую фамилию якобы "раненого" им штурмана...
в четвертых, о данном происшествии НИ ОДНИМ СЛОВОМ не вспоминают в своих мемуарах ни Речкалов, ни Карпович, однополчане Покрышкина, которые, как мне кажется, обязательно бы припомнили этот просчет Покрышкина, если бы он реально имел бы место...
ну и в пятых, следуя ЖБД 20-го САД, 23 июня 1941 года, шестерка мигов 55-го ИАП сопровождали самолеты СБ-2 45-го СБП, а самолеты СУ-2 211-го ББП в тот день сопровождали миги 4-го ИАП. Напомню, Покрышкин служил в 55-м ИАП...
С уважением...
Федор Габрас 11.12.2018 12:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 11.12.2018 19:01 Заявить о нарушении
Олег, доброго времени суток! Вы, есть создатель шедевров! Первый - среди равных!
Вы, Виктор Суворов, в области авиационного анализа...
Я, всецело разделяю Ваши взгляды, а самое главное, Ваш метод исследования!
С нижайшим поклоном, любитель авиации, Ильдар!
Ильдар Гатауллин 04.05.2018 21:34 Заявить о нарушении
Весьма польщен Вашими словами и оценкой моего труда. Большое спасибо Вам за это! Приятно иметь дело с понимающим человеком, и именно для таких как Вы я и пишу свои исследования.
С глубочайшим уважением,
Олег Каминский 05.05.2018 07:18 Заявить о нарушении
Как мало мы знаем о войне! Спасибо Вам! А ведь родной дедушка моего мужа был лётчиком-истребителем, защитником Москвы.Он был знаком лично с Леонидом Ильичём Брежневым. А мы были молодые, глупые... Навещали его редко. В основном он расспрашивал нас о нашей жизни. Мы могли бы столько узнать у него... Вы мне интересны. Успеха, благополучия и здоровья Вам и Вашим близким. Добавила Вас в список избранных, буду изучать историю и читать Ваши произведения.
Раиса Бобрешова 13.01.2018 14:25 Заявить о нарушении
Всего Вам хорошего!
С уважением,
Олег Каминский 13.01.2018 18:10 Заявить о нарушении