Рецензии на произведение «Кнут Гамсун и Россия»

Рецензия на «Кнут Гамсун и Россия» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

Я, как и предыдущий рецензент, тоже считаю, что есть вещи,о которых умалчивать нельзя. Вне зависимости от таланта. Это и Вагнера касается, и Караяна.
К сожалению, среди известных писателей по-настоящему порядочных людей найти крайне сложно. И, возможно, это одна из причин того, что люди перестают интересоваться реалистическим вымыслом, предпочитая ему документалистику и сказки, к каковым можно и фэнтези отнести. Личность автора становится все более значимой, как и правдивость того, о чем написано.
Конечно, если статья написана для коллег, то им и так все известно. Но размещена она в данном случае на общедоступном сайте. Наверное, можно было бы дать хотя бы комментарий, проясняющий заодно и авторскую позицию. Хотя это, конечно, моё сугубо личное мнение.

Татьяна Мацук   06.06.2022 13:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна !
Рада, что Вы прочли эту мою статью и рецензии на неё, написанные собратьями по перу.
В ответ на одну из них говорится о грядущем выходе в свет книга современного норвежского исследователя Туре Рема целиком посвященная проблеме коллаборационизму и пронацистским взглядам Кнута Гамсуна. Так и случилось . Книга ТУРЕ РЕМ. "КНУТ ГАМСУН. ВИЗИТ К ГИТЛЕРУ". Вышла в свет в издательстве Прогресс-Традиция, (перевод с норвежского Э.Панкратовой и А.Сельницина) , М, 2018, переиздана в 2019 году.
Мое пространное предисловие к ней «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» помещено здесь же на моей страничке на прозе. ру . Буду рада если прочитаете…
Сказать, что я отрицательно отношусь ко взглядам Гамсуна , фашизму / нацизму / тоталитаризму -это ничего не сказать.Я считаю( как и большинство соотечественников писателя ) справедливым, состоявшийся в 1947 году суд над Гамсуном , в результате которого было конфисковано его имущество, его жена и младший сын , провели какое-то время в заключении. ( тогда как некоторые мои коллеги, литературоведы, просто поклонники творчества, особенно мои соотечественники, считают, что ради ВЕЛИКОГО писателя, находившегося в преклонном возрасте должны были бы сделать исключение ).
Поддержка фашистских взглядов, нацистских идей , по моему убеждению, идет не от «непорядочности» .Слишком просто было бы всё… Соблазн зла , увы, велик. И фашизм оказался привлекательным не только для штурмовиков- коричневорубашечников ,головорезов, карьеристов, но, увы, и для интеллектуалов, Пропаганда работала хорошо, история переписывалась : там и древнескандинавское, германское величие, и мифы о Нибелунгах , прославление крестьянского труда , роль корней, величие нации, её, особенная роль семьи , и особая немецкая душа, единство, братская сплоченность нации и тд и тп , много всего казавшегося привлекательным . Продуманные эффектные ритуалы . В какой-то момент вся немецкая нация оказалась больной всем этим ( хотя противники и борцы с фашистской идеологией были – пацифист Карл фон Оссецки , а персонажи прекрасного романа Ганса Фаллады « Каждый умирает в одиночку, изданного у нас сразу же после окончания войны.)
Вот начало моей статьи( в небольшом сокращении):
«О Кнуте Гамсуне (1859 - 1953) я впервые услышала от своего отца, капитана дальнего плавания, человека широких литературных интересов, которому еще до войны довелось побывать в скандинавских странах, в том числе и в Норвегии. Было это, когда я ещё была школьницей в далёкие теперь 60-е годы. Он сказал мне как-то: "А ты знаешь, что был такой норвежский писатель Кнут Гамсун, он написал потрясающие книги про любовь. Но… - Отец вздохнул. - Во время войны он сотрудничал с фашистами. И люди, его соотечественники, приходили к его дому и швыряли его книги через изгородь в сад" Слова отца поразили меня, и как я поняла позднее, в буквальном смысле, на всю жизнь.
Как такое можно себе представить: замечательный писатель - и пособник фашистов (коллаборационист - более мягкое слово). Как же так? Как такое возможно?
Этот вопрос и по сегодняшний день не устают задавать себе и рядовые читатели, и исследователи творчества Гамсуна.

Все было бы проще, понятней и извинительней:
если бы он не был так талантлив;
если бы писал он свои пропагандистские статьи ради спасения себя и близких;
или даже из-за выгоды;
или из-за того, что его вовлекли и обманули, особенно жена, Мария Гамсун, активный деятель нацистской партии;
или из-за старческого слабоумия.
Последние аргументы были особенно популярны, удобны тем, кто хотел его «спасти» от суда, и тем, кто стремился публиковать его книги, несмотря на его репутацию пособника фашизма. Более пятидесяти лет я пытаюсь найти ответ на этот вопрос, мучивший меня и в университетские годы, когда я писала курсовые и диплом о творчестве Гамсуна, и все последующие годы,…»

Для справки: мой отец Леонид Павлович Панкратов,- всю войну командир дивизиона минных тральщиков , мама пережила ленинградскую блокаду . её брат погиб в первые дни войны. Моя бабушка пропала без вести. Я родилась после войны , мое сознание тесно связанно со всеми событиями случившимися незадолго до моего рождения .
Если Вас действительно заинтересовала / интересует эта тема , неожиданно ставшая актуальной в наше время ,то могу посоветовать почитать упомянутую книгу Туре Рема + статьи блестящего публициста , исследователя, писателя Леонида Млечина, об идеологии нацизма , там есть и о Гамсуне …
С уважением и самыми добрыми пожеланиями.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   08.06.2022 13:40   Заявить о нарушении
Большое спасибо. Вот именно это я и хотела увидеть. Не для себя, для читателей, которые совсем «не в теме». Я лично противник «коллективной ответственности», идущей, по всей видимости, от римского права. Считаю, что каждый отвечает за себя. Талант же не оправдывает, а обязывает. Кстати, Брейвик ведь сейчас тоже достаточно популярен в определенных слоях скандинавского общества, насколько я слышала. Да и нашумевшие произведения вроде «Девушки с татуировкой дракона» тоже о многом заставляют задуматься. С моей точки зрения, поворот к национал-социализму как суррогатному виду общества социальной справедливости в ближайшей перспективе вновь возможен во многих странах, особенно в качестве альтернативы религиозному фундаментализму. Млечин, конечно, очень квалифицированный историк, но я не вполне разделяю его идеологические установки.
Если я смогу найти в Сети Вашу работу, то обязательно почитаю.
Извините за возможные ошибки и описки: набираю текст в телефоне.

Татьяна Мацук   08.06.2022 14:00   Заявить о нарушении
Вы сможете найти текст моей статьи «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» на моей страничке на прозе. ру В общем списке на этой же странице – она шестая снизу .
Я тоже против коллективной ответственности( в духе А. С.. Макаренко, например)Каждый отвечает за свои поступки сам, кстати – это основа христианской морали .Но бывает своя доля ответственности в общей вине, как бывает в преступлении , совершенной уголовной шайкой , или как когда судили фашистских главарей на нюренбергском процессе …

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   08.06.2022 18:05   Заявить о нарушении
Спасибо, Элеонора, я прочла.
Но мне кажется, что подход всегда должен быть индивидуальным. Нельзя ставить на одну доску людей идейных, как Гамсун или Вагнер, и влюблённую в Гитлера Лени Рифеншталь, хотя, вероятно, и в её случае все было не так просто. Тем более Горького, Маяковского и Фадеева. У них совершенно разные судьбы, характеры и конец, даже при внешнем сходстве. Да и идея в данном случае сильно отличалась от расистской. Хотя молодой Горький и был приверженцем Ницше.
Христианство возникло, судя по всему, как протест против Рима. И не случайно среди первохристиан было много женщин. Но в основу христианских государств затем было положено все то же право рабовладельческой демократии, ставшей потом империей. Расизм бы присущ верхушке всех колониальных держав. И не случайно среди английской аристократии было не мало сторонников Гитлера. А принцип коллективной ответственности в Риме сводился, как Вы знаете, к тому, что за убийство даже очень жестокого хозяина, распинали всех рабов, включая грудных младенцев, а за бегство легиона с поля боя убивали каждого десятого.
Я не считаю, что Хиросима и бомбардировка Дрездена это допустимые вещи. Как и перекладывание вины за национал-социализм на всех немцев поголовно и даже их потомков. А сейчас мы снова наблюдаем то же самое.
Что же касается личности творца, то, с моей точки зрения, нельзя отделять одно от другого. И я очень рада тому, что беллетристы перестают быть властителями умов, хотя сама до 30 лет не мыслила своей жизни без литературы, которую теперь предпочитаю называть английским словом fiction. Если люди хотят разобраться в том, как на самом деле устроен мир, что на самом деле происходило и происходит, что можно и нужно изменить, чтобы дурная бесконечность не засасывала их постоянно в свою воронку, то псевдореализм, философские и психологические изыскания по сути своей аморальных личностей, им в этом не помогут. Как и в познании самих себя. По сути своей ложь может быть гениально изложена, она даже может быть правдоподобной и грандиозной, но великой никогда.
И были другие авторы. Не менее талантливые. Гауптман, например, не покинул Германию, но пособником нацистов не стал. Не могу себе представить и обожаемого мною Ибсена сторонником нацистов, если бы он оказался их современником.
Что же касается коллективной ответственности преступников, то это несколько иное. По поводу Макаренко ничего сказать не могу, поскольку никогда его педагогическую систему не изучала. Но когда нас в школе из-за срыва урока несколькими хулиганами ВСЕХ оставляли на дополнительный урок или заставляли долго стоять в классе, я, будучи первой ученицей, активисткой и все такое прочее, считала это несправедливым и ненавидела школу за подобные вещи.
И ещё я не понимаю, как можно объявить расистом Джека Лондона и перестать его читать, как и «несовременных» по мнению теперешних английских филологов Голсуорси и Сомерсета Моэма, а Гамсуна и Киплинга продолжать при этом изучать как классиков. Или я просто отстала от жизни и их тоже уже отправили на свалку истории, оставив одних абсурдистов и постмодернистов?
Но это вопрос риторический. Как впрочем и все вышеизложенное. Благодарю за прочтение. И извините, если что-то не так поняла. Я не филолог и не литературовед. Меня в данном случае другое волновало.
С уважением,

Татьяна Мацук   09.06.2022 06:56   Заявить о нарушении
Рада, что прочли, Татьяна !
Есть то в чем соглашусь с Вами, очень яркий пример Вашего опыта « воспитания» в школе в стиле Макаренко( у меня сын переживал такое в районном детском саду в 70-ые годы) .
Идея классовой борьбы и всеобщего счастья под лозунгом строительства коммунизма - не на много лучше расистской. Только там уничтожали ЧУЖИЕ народы , а у нас СВОЙ по классовому признаку ( хотя случались и депортации и исключительно по национальному признаку). Идеи Ницше прямо и косвенно имели огромное влияние и В.И Ленина и на таких «товарищей» как Горького, Маяковского и Фадеев ( то что все трое , особенно первые, бесспорно обладали ярким талантом). Собственно все – трое так или иначе жертвы той системы которой они служили .Да, и всё не так у них просто , так же как и у Лени Рифеншталь, которая тоже крупный талант . Жизнь со всем её многообразием и причудливостью в схемы не укладываются , эти схемы возникают позднее в умах ученых , исследователей как обобщение в целях познания закономерностей и, или в каких-то для решения прагматических задач. А судить индивидуально , это делать для кого-то исключение, или быть пристрастным в то или другую сторону , быть неправедным судьёй. В этом то и трудность , проблема правосудия , что бы оно было справедливым и соответствовало слову Justice( в монографии Туре Рема приводится свидетельство что в 1944 году, когда готовились материалы для судебного процесса над пособниками фашизма, тогдашний советский министр иностранных дел В.М. Молотов заметил одному из членов норвежского Верховного Суда, Терье Воллу, что не следует поступать жестко с Кнутом Гамсуном, «он ведь создал такие удивительные романы» )
«И ещё я не понимаю, как можно объявить расистом Джека Лондона и перестать его читать, как и «несовременных» по мнению теперешних английских филологов Голсуорси и Сомерсета Моэма, а Гамсуна и Киплинга продолжать при этом изучать как классиков»
Хотелось бы узнать ссылки, источники этой информации.
Вы увлечены своим делом, так же как и я, каждый работает в своей области … Вполне возможно, что мы живём как бы в разных измерениях...
При этом вижу в чем-то мы имеем точки соприкосновения, можем заметить сходное, а выводы, наверное могут последовать и разные.
Возможно при личном общении могло бы что-то проясниться…
Благодарю Вас за серьёзный разговор.
С добрыми пожеланиями.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   10.06.2022 23:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кнут Гамсун и Россия» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

Драматична судьба изданий Гамсуна в советский период
Последнее издание Гамсуна было осуществлено как упоминалось выше в 1934 году это был роман ,последняя часть трилогии об Августе "А жизнь идет" и до начала 70 годов - полное молчание.
---------------
Но ведь была вполне конкретная причина этого, о которой Вы ни слова не сказали.


Леввер   09.12.2017 21:13     Заявить о нарушении
Вы правы , это академичная статья. И о связи Гамсуна с нацизмом в ней не писала. В начале года выйдет книга норвежского исследователя Туре Рема в моем переводе ( в соавторстве с А. Сельнициным.) «Кнут Гамсун . Визит к Гитлеру », с моим предисловием, целиком посвященная этой проблеме. Вот там и будут поставлены все (?)точки над ”i”.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   09.12.2017 21:33   Заявить о нарушении
Понятно. Но всё же одной фразой стоило, наверное, об этом сказать, чтобы не возникало впечатление умышленного умалчивания.
Один факт из моей биографии: в 1970 г., будучи студентом, проходил по ул.Кирова и увидел огромную очередь у известного книжного магазина (магазин был закрыт на обеденный перерыв). Спросил, что за очередь. Ответили: за Гамсуном. Я не знал, кто это такой, но всё равно встал. И мне достался двухтомник.

Леввер   09.12.2017 21:53   Заявить о нарушении
Да ,наверное, Вы правы, можно было упомянуть , хотя статья все же на интеллектуального читателя , это как бы подразумевалось . С моей стороны «злого умысла» никакого не было . Я за объективность и всегда , любой сладкой лжи предпочитаю правду( по крайней мере искренне стремлюсь к этому ), какой бы горькой она не была .
Конечно же знала и знаю о пронацистских симпатиях, коллаборационизме Гамсуна, а поскольку задача мой статьи была в другом (учитывала и жанр журнала который ее заказал и опубликовал , ( ЧЕЛО,Новгород ), то и не написала, чтобы не уходить в сторону .
На родине Гамсуна , в других европейских странах и США и даже « странах народной демократии» его художественные произведения печатали невзирая на это уже , с начала 60-ых годов . У нас надо было доказывать , изощряться , « пробивать».Поэтому старались не упоминать, разделяли писателя Гамсуна и политика Гамсуна. Упомянутый Вами ( и мной в статье) двухтомник и стал прорывом . Долгое время не трогали больную тему . Хотя сама эта тема/ проблема не закрыта. Причем горячие поклонники Гамсуна у нас как раз об этом факте знать не хотят. Книжка Туре Рема еще не вышла , как я уже слышу нападки в свой адрес . Мол , не надо было трогать этот факт ….

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   10.12.2017 21:47   Заявить о нарушении