Рецензии на произведение «Юхан Борген - трилогия о маленьком лорде»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Добрый вечер, Элеонора Леонидовна! Я выбрал трилогию Боргена для занятия по новейшей истории в комплексе дополнительного образования в серии "По страницам книги". Конечно, это произведение должно много рассказать десятиклассникам о Норвегии в первой половине XX века и быть поводом для разговора о мировоззренческом и нравственном выборе.
У меня есть несколько вопросов к Вам, как специалисту. Есть ли экранизация романа? Если есть, когда и кем она была осуществлена, был ли значительный резонанс? Есть ли интерпретации трилогии Боргена в музыке (ведь музыкой она весьма насыщена), может быть, в музыкальном театре?
С уважением
Аркадий Юрьевич Кузнецов, педагог, историк.
(Вместе с Ольгой Александровной Маркеловой, знакомой Вам, состою в литературном объединении "Поющий тростник")
Аркадий Кузнецов 2 30.03.2024 21:50 Заявить о нарушении
Очень рада , что в поле Вашего зрения попала прославленная трилогия Юхана Боргена и что Вы сочли её уместным , подходящим, материалом для такой важной задачи как «занятия по новейшей истории в комплексе дополнительного образования в серии "По страницам книги"…
В наше время у многих особенно представителей младшего поколения «компьютерное мышление» Какие-то жесткие формулировки как опции в смартфоне , при этом непонимание даже значений простых слов. какой-то «новый новояз»,порой ,получается. А ведь Борген – это сплошные нюансы ,оттенки человеческого сознания , чувств , ощущений, восприятия окружкающего мира. Аллюзии , ассоциации. Способны ли современные десятиклассники к восприятию подобного? Хочется надеяться, что да .
К сожалению, экранизации трилогии и даже первой её части( наиболее известной ) не было . Были экранизации новелл. , в основнм давно в 60-70 ые годы . Новеллав «Паспорт» в 2010 году
Насчет музыкальной интерпретации не слышала о таком и не нашла …Скорее всего нет..
Мне кажется надо бы сосредоточиться на тексте романа
+ мб взять что-то из малых жанров – это более короткие тексты. Особенно советую Вам короткое «Что значит быть писателем» , обращенное к школьникам , текст которого находится внутри моего большого эссе «О писательском творчестве-Что значит быть писателем",на моей страничке ( в некоторых изданиях Боргена , куда он вошел « Что значит быть писателем « этот заголовок переведен как «О профессии писателя» )
Можно почитать отдельные статьи -эссе Юхан Борген - СЛОВА, ЖИВУЩИЕ ВО ВРЕМЕНИ
СТАТЬИ И ЭССЕ, М, "Радуга" 1988,-415
И / или что-то Юхан Борген. Избранные новеллы: Сборник. Пер. с норв. - М.: Радуга, 1984. - 278 с.
Хотя в целом трилогия о маленьком лорде – это шедевр и потому приоритетна...
Напишите, что у Вас получится , как молодежь воспримет Боргена
С уважением и самыми добрыми пожеланиями
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 31.03.2024 23:29 Заявить о нарушении
Когда будет занятие по Боргену, зависит от того, будут ли новые учебные группы и дойдут ли они до ХХ века или убегут готовиться к ЕГЭ. Но когда-то это будет...
(Я шесть лет вынашивал замысел праздника древнегреческого театра в школе, и он состоялся, причём в как будто малоподходящем для этого 1991 году).
Всего Вам наилучшего!
А.Ю.
Аркадий Кузнецов 2 01.04.2024 01:08 Заявить о нарушении
Первый раз я прочитал трилогию Юхана Боргена ещё в конце 80-х, мне было двадцать с небольшим, роман произвёл на меня очень большое впечатление. Мне понравилось всё: язык(тут, наверное, необходимо ещё поблагодарить переводчика), сюжетные завязки, композиционное построение романа, наконец сама фигура главного героя…
Вилфред Саген талантливейший человек (музыка, живопись, слово), так и оставшийся, по большому счёту, дилетантом во всех этих сферах. Расчётливый взвешивающий все поступки прагматик и безбашенный импульсивный авантюрист. Смельчак и трус. Герой и подонок.
Нет, здесь не Уайльдовский персонаж, в котором боролись как бы два человека – у «маленького лорда» тёмное, демоническое начало было главенствующим изначально. Это не Лермонтовский демон, мятежный и мятущийся. Демон Юхана Боргена – бесплотный дух, в полном смысле этого слова. Он сильней людей. Он умнее их. Он имеет власть над ними. Но он не способен к созиданию.
У Вилфреда нет какой-то внутренней точки сборки, превращающей человека в личность.
Он не живёт. Он играет в жизнь. Копирует, подражает, но не творит. Добра и зла не существует. Всё только роли – подлеца, избившего старика в лавке, или героя, спасшего девочку, искалечив,потеряв при этом руку в моторе карусели… Всё только игра.
И когда Мириам спрашивает его, не он ли спас их от нацистов, переведя через границу, Вилфред отрицательно качает головой. Он искренен. Это не он. Это его персонаж, которого он играл в тот момент. В другой роли он, возможно, доставил бы их прямиком в концлагерь.
Финал романа, к слову, совершенно потрясающей силы. Последняя встреча, через много лет, с Мириам… Глубокая, волнующая, невыразимо грустная лирическая сцена… А к нему уже идут, поднимаются по лестнице бойцы Сопротивления, чтоб задержать как фашистского пособника… В комнату входят вооружённые люди: «Теперь ему не уйти». Но он уже ушёл. Ушёл от людей, их кары и на этот раз. Ушёл навсегда. А вот уйдёт ли он от Высшего суда? Вряд ли. И, похоже, он тоже знает это, хотя и говорит Мириам, что не верит в Бога…
И во всём этом есть какой-то высокий трагизм, который вызывает сочувствие к Вилфреду Сагену, хотя вроде бы чувства должны быть прямо противоположные, желанию его понять, разобраться в причинах противоречивости и жестокости мира, в котором жил он, в котором живём мы…
Меня не оставляло ощущение, что я уже раньше читал вашу статью. Уже написав отзыв, заглянул в книгу. Серия «Мастера современной прозы», издательство «Прогресс», 1979 год.
Не ошибся. Предисловие написали вы.
Спасибо. Всего вам доброго.
С уважением,
Андрей Харламов 09.08.2021 19:30 Заявить о нарушении
Только вчера увидела Вашу рецензию .
Рада встретить на простора прозы. ру подлинного интеллектуала , да еще и ценителя творчества Юхна Боргена ,одного из моих любимейших писателей и , несомненно одного из значительных европейски писателей ХХ века( не зря печатали в серии « мастера современной прозы). Рада , что судьбе было угодно свести меня с его творчеством .И даже , простите мое тщеславие , горжусь тем что мне удалось «издать» в «Радуге» ( отпочковавшейся в то время от «Прогресса» ) как составителю, автору предисловия и отчасти переводчику две другие значимые книги, уже в других жанрах ( свидетельство этому большой и теперь еще не угасший до конца читательский интерес ) сборники: «Избранные новеллы» и «Слова, живущие во времени (инициатив была моя, удалось поучить одобрение коллег – скандинавистов и убедить начальников вставить в издательский план ).
Спасибо за отклик и глубину понимания художественного мира ЮХАНА БОРГЕНА который не только проник в современную ему реальность, но и предвидел , предчувствовал многое из теперешнего духовного и бездуховного бытия человечества !
Уважаемый Андрей!
Только вчера увидела Вашу рецензию .
Рада встретить на простора прозы. ру подлинного интеллектуала , да еще и ценителя творчества Юхна Боргена ,одного из моих любимейших писателей и , несомненно одного из значительных европейски писателей ХХ века( не зря печатали в серии « мастера современной прозы). Рада , что судьбе было угодно свести меня с его творчеством .И даже , простите мое тщеславие , горжусь тем что мне удалось «издать» в «Радуге» ( отпочковавшейся в то время от «Прогресса» ) как составителю, автору предисловия и отчасти переводчику две другие значимые книги, уже в других жанрах ( свидетельство этому большой и теперь еще не угасший до конца читательский интерес ) сборники: «Избранные новеллы» и «Слова, живущие во времени (инициатив была моя, удалось поучить одобрение коллег – скандинавистов и убедить начальников вставить в издательский план ).
Спасибо за отклик и глубину понимания художественного мира ЮХАНА БОРГЕНА который не только проник в современную ему реальность, но и предвидел , предчувствовал многое из теперешнего духовного и бездуховного бытия человечества !
С добрыми пожеланиями.
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 27.07.2021 12:00 Заявить о нарушении