Рецензии на произведение «Аспирант»

Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

Споткнулся на фамилии Михаила Васильевича Фрунзе. Хотя, может это такой же вымысел, как и город Таманитов. До этого места скучал откровенно. Развязка оказалась в самом конце рассказа. Для меня она оказалась не совсем понятна. Прочитаем внимательно. Город-молод, церквей и храмов нет. Ну нашел себя человек в баптистской секте - некуда больше податься ищущему человеку. Накрыли место сбора, согласен, при Совке можно было за это статью нехорошую получить. Читаем дальше. "..да у него вообще была возможность выйти сухим из воды. Стоило лишь от всего отказаться..." Стоп.
То есть по мнению автора, Павлу нужно было отказаться от своей член-корреспондентской семьи с женой и дочкой, мамой и папой, ТОЛЬКО для того, чтобы его не посадили и не навести тень на плетень? Или от веры?
Евангелие от Матфея 10, 34-37 ? 34.Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36. И враги человеку - домашние его.37. Кто полюбит отца или мать более, нежели Меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин Меня.
???
К стилистике изложения претензий нет. В данном рассказе, каких-то особенностей её, я не заметил.

Сергей Корчнев   11.02.2018 03:22     Заявить о нарушении
Этот рассказ, последнее из заявленных для ЛИТО направлений творческих поисков В.Макарова, стоИт наособицу. Видится мне в нём и утопия (этакое Беловодье за Полярный кругом, как у С.Алексеева в "Звёздные раны"), и аниме как графическая новелла (проиллюстрировала бы в таком жанре).
Касаемо литературного языка: у автора есть своя манера изложения - её лишь отточить \как Хемингуэй назывными предложениями, максимально нераспространёнными, и тогда каждое определение или характеристика - на вес золота читателю будет).

Мара Багирова   12.02.2018 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

1.
Для того, что понять мою заинтересованность в данной теме, раскрываю любовные тайны. Моя литературная любовь:

В России Леонид Андреев. Восток Юкио Мисима. Европа Джек Керуак.
Это литература о извращенцах, наркоманах, бродягах. Литература тьмы.
Да, она очень интересная, притягательная. Обыватель ( то есть я) , сидя на мягком диване с бутербродом в руке, может в воображении затянуться косячком, оттрахать знаменитую проститутку или возбуждаться от запаха пота проходящих мимо солдат (все претензии к Мисиме)).

Да, по сравнению со всем этим проза Василия очень скучная.

А есть ещё коммерческая литература о бандитах, о роковых дамочках, о жизни троллей.
По сравнению со всем этим проза Василия тоже очень скучная.

Напрашивается вывод: что не так в нашей жизни, раз мы заскучали? Как позволили себе пережрать, присытиться?

Мой вкус глубоко испорчен литературным глюконатом натрия, но я активно буду защищать прозу Василия.

2.
Считаю, что проза Василия – это забытое и е два развивающееся направление Светлой литературы. Есть литература Тьмы, в самом конце я дам список, а есть Света. Она не о ромашках и берёзках, хотя может быть её элементом при правильной подаче.

Вот на эту тему я хотела бы сейчас поговорить.

Есть традиционное понимание Света в литературе, что это «тепличное» произведение с отсутствием ярких проблем и эмоций, или с присутствием чего-то заявленного как высокодуховное с акцентами на сюжете , определённых словах ( типа Бог) или особой форме подачи , максимально бесполой и "неземной" в общественном понимании.

Я считаю такое видение Свет а в литературе неверным, потому что:
а) Проявление Света в литературе - это желания жить; возможность испытывать человеческое счастье простого человека Здесь и Сейчас.
Это не сюсюкающие темы, которыми забиты книжные полки , от которых появляется чувство разочарования, неудовлетворённости.
От искусственного, тепличного добра возникает противоречие с реальной жизнью. Такой "лжесвет" выращивает привычку глотать фальшивое произведение, мириться с фальшью, бесполезен в трудную минуту и безвкусен в минуту покоя. И даже вреден, так как подменяет собой настоящее.

Б) Текст со всякими прикрасами – это комментарий для слабослышащих, в некоторой степени "костыль" для понимания послания.
Просто писать о сложном безумно сложно.
В сложной литературной форме не только распыляешь мысль на множество составных частей, в которых потом и сам автор запутывается, но и не разумно говорить с читателем. Это сто лет назад была возможность богатым людям не работать и придаваться со вкусом чтению, смакую каждое слово. Современный человек читает быстро, по диагонали, по опорным словам, больше обращая внимание на динамику, чем на описание.

в простой форм доходчивей объяснить смысл , воззвать к вечному, доброму.

В) Согласитесь, что написать сильное произведение без контрастов очень сложно. С контрастом, с антагонистическим контрапунктом много легче. Но это не значит, что для того чтобы почувствовать вкус мёда надо перед этим съесть ложку говна. Солнце светит просто так, безотносительно к проблемам.

Г) все люди одинаковые и все люди разные. Каждому вызову свой ответ, каждому состоянию своя литература. Человеку сомневающемуся не подойдут рассказы , которые близки человеку собирающемуся перед решительным шагом.

Д) А есть ещё популяризация , «высветление» формы, заигрывание с читателем. Интересно, что это предложили Василию на обсуждении. Моё мнение такое, что это признаки коммерциализации произведения. И автору поддавшемуся такому соблазну быстрой популярности придётся каждый раз выбирать - искренность или успех. Многие литераторы погорели на этом, выводя диссонансы за скобки произведения. Творческая импотенция и самоповторы стали их уделом через некоторое время.

3.
Многие верещали : « Скучно!
Василия обвинили, что в его книгах нет смеха, любовных историй и прочих коммерческих хуков. От этого скучно.

Я протестую.

Какая самая скучная книга в мире?
Модернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» . А нет занимательной истории, юмора, секса. Там не понятно про что. Большинство читателей запинаются на первом листе. Каких только гадостей не писали критики.
Сейчас это самая популярная и продаваемая книга .

Какая самая скучная музыка на свете?
Как говорил Джон Леннон о песнях Пола МкКартни это "скучные песни о том, как скучные люди занимаются скучными делами" и подобных песен у МкКартни много.
Пол органически не может писать о тьме. Только о простом сегодняшнем человеке и это очень хорошо, но, вместе с тем, его песни часто становятся излишне нудными, монотонными и скучными.
Свет пробуждение желания быть собой, лучше жить « Здесь и Сейчас». Свет не смешит, не развлекает, не заводит, не заменяет тишину, не служит фоном . Он в первую очередь побуждает быть лучшим проявлением себя, наполняет смыслом жизнь и очищает душу.
Я четко знаю, что Василий выбрал самый сложный путь в литературе. Это путь настоящего живого Света.

Теперь в произведения переходим:

4
4.1.Техническая проблема

1.) Начало рассказа , как запись капитана в судовом журнале в худ. литературе, то коротко и по существу:
«Шторм разыгрался не на шутку. Подводную лодку равномерно раскачивало из стороны в сторону.»

Моряки люди суровые. Джозефу Конраду понадобилось 20 лет сухопутной жизни с больной спиной, чтобы писать предложение длинною в полстраницы, за что его критики нещадно ругали.
2.) Психологический портрет выдержан в этом же сухом стиле :
«Адриано Касталанос, щуплый метис средних лет, сопя и ворча что-то по испански….»

3.) Эмоциональность есть? Есть.
Мы узнали, что «лодка дерьмовая» со слов моряков. Что у «Адриано могут быть слёзы». И «пол сотрясается от рыданий».
4. ) Полярность есть? Есть
- Санта Мария, спаси меня! - визжал от страха Адриано.
- Прекратить панику! - срывающимся голосом крикнул инженер Миллер.
5.) Хуки страшности есть? Есть.

« Выбравшись на песчаную гряду Гюнтер подошёл к месту пиршества чаек и с трудом удержал рвотные позывы. То, что осталось от Адриано было плотно облеплено кричащими и дерущимися птицами.»
6.) Есть конец?
«Спи спокойно, компаньон, - тихо сказал Гюнтер и развернувшись побрёл по мелководью к берегу.»

Нужно бы написать последнее предложение и поставить точку, а тут а много обещаний прекрасного впереди.
« обратно в Колумбию и как отыскать Люсию с Изабеллой в Буэнавентуре.»
Автор пообещал продолжение.

4.2 Аспирант

Моё любимое по разным причинам.
1.) Есть история персонажа.
2) Есть мир, в котором живёт этот персонаж. Эффект 3Д. Стоишь рядом с ним и видишь деревья, снегирей, дорогу , здания.
Почему на 4 Д ? Эмоций не чувствуешь главного персонажа.
3) А зачем нам эмоции, если поступки говорят больше.
Он не революционер, не бунтовщик, не сектант. Человек, что живёт с ясной головой и открытым сердцем тут и сейчас. Наш с вами герой. Даже это мы. У него уважение к миру, труду и людям. Это и есть люди Света.
4) Можно бы придраться к концовке, но она очень понятна и естественна каждому советскому человеку , что в нашем мире «дважды два пять».

4.3. Не деревенские

Почему городским тяжело читать?

1) Ничего не происходит по их меркам. Никто не напился, не подрался, не обманул.
Как ничего не происходит? Жизнь бьет ключом в этой маленькой зарисовке

- Четыре строчки, а мы много узнали из жизни главных героев.
- Как много происшествий в птичьей жизни. И отношение петуха с хозяином, и болезнь курицы, а цыплята такие забавные и дети их любят.
- А история про бродячую собаку, что ворует утят. Злости в повествовании нет. Даже сочувствие к этой собаке чувствуется, но без всякого противного сюсюканья.
- А отношения детей и животных.
Цитата:
«И тут у петуха первого нервы не выдержали. Он закричал, юркнул под рукой и галопом назад в теплицу».
Чудесно.
Мы отравлены искусственными произведениями городских жителей о селе, нас заставляют исступленно молиться на берёзку. А реальная деревенская жизнь она вот такая.

5. Я прочитала отзывы критиков.
Василия упрекают в том, что это рассказы на студийные темы.
А что в этом плохого?
Давайте посмотрим историю создания произведений в русской литературе. Большим писали на заданные темы. Более того, покупали эти темы у других.
Книге «В. А. Гиляровский – жизнерадостные люди» целая галерея историй, где он рассказывает литераторам историю, задаёт тему, а они пишут.
Пушкин в письме Гоголю описал Мёртвые души.
А повесть "Ненужная победа" была написана Чеховым на спор. Чехов на спор!! И не стыдно ему?

6.
Почему я не написала про технические ошибки.
Их великолепно озвучил Александр Соколов. Он большой профессионал и его никому не «переплюнуть .»

7.
Почему не пишу замечания.
А зачем? Василий умный, опытный человек, он и так видит проблемы своих произведений. Он с ними работает.
Зачем выставил на общий суд? Есть причины.
Странно, что взрослым людям не хватило мудрости увидеть человека за текстами, понять их содержание и общее направление.
Я верю в прозу Василия.

Альбина Сберегаева   10.02.2018 21:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

То же, что и по предыдущему тексту: надо доделывать. В процессе этого труда автор и перерастает "пробы пера" и становится писателем.)

Елизавета Безнина   09.02.2018 00:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

А что, если изменить композицию рассказа?
Начать с абзаца со словами: "Площадка перед входом была идеально вычищена. ". И далее до конца кроме последнего предложения.
А затем идет повествование с самого начала рассказа. Описывается город, описывается, как Павел работает, убирает снег, все это краткими лаконичными предложениеями, но мы, читатели, понимаем, что за этим лапидарным, сухим стилем изложения лежит огромная драма, трагедия судьбы человека. И тогда совсем другими глазами мы видим рутинное происходящее - очистка от снега. При такой психологической нагрузке снег, и все остальное, приобретает мощную метафорическую нагрузку. Уборка снего как работа души.
И когда она выполнена - последнее предложение: "Павел Валентинович Кривошеев вздохнул, взял лопату и отправился обратно в дворницкую".
Рассказ приобретает философскую, нравственную основу и потому - правдивую.

Фаустов   08.02.2018 11:16     Заявить о нарушении
Спасибо! Это самый стоящий комментарий из всех.

Василий Макаров   09.02.2018 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

Проза В. Макарова скучновата для чтения. Происходит это потому, что писать Макаров старается односложными предложениями, правильно построенными: подлежащее, сказуемое, однородные члены... То есть, его письменная речь остаётся на уровне школьного изложения, но не сочинения. К сожалению, современная школьная программы по русскому языку не учит «сочинительству». Но человек, стремящийся к литературной стезе, самостоятельно должен переступить этот порог: искать более сложные формы письменной речи. Совет автору: чередовать короткие предложения со сложносочинёнными и – особенно – со сложноподчинёнными. При этом коротких, простых предложений в тексте должно быть меньшинство.
Вступление к рассказу я бы отредактировала так:
«Пять утра, и совсем ещё темно. Фонари тускло светили сквозь крупные хлопья снега, опускавшегося на академ-городок. Из одноэтажного домика, в котором была и котельная, и дворницкая, вышел Павел, одетый в ватные штаны, фуфайку, валенки и шапку-ушанку. В руке он держал обитую жестью лопату».
Если редакторский текст сравнить с авторским:
«В пять утра было ещё совсем темно. В академ-городке тускло светили фонари, в свете которых кружился и крупными хлопьями опускался на землю снег. Из небольшого одноэтажного домика, в котором была котельная и дворницкая, вышел Павел. Одет он был в ватные штаны, фуфайку, валенки и шапку-ушанку. В руке он держал обитую жестью деревянную лопату».
Как редактор, я использовала исключительно авторский текст, не нарушив повествования. Но односложные авторские фразы перестроила по-другому. Эксперимент с языком и есть авторская особенность (любого автора) – чем сложнее, интересней авторский язык, тем самоценнее его произведения.
В данном случае односложность повествования заключается ещё и в однообразных повторах: «было ещё», «была котельная», «он был» – и это на пространстве из четырёх предложений! То же самое: «в свете которых», «домика, в котором»...
«Из небольшого одноэтажного домика...» – если употребляется слово в его уменьшительно-ласкательной форме – не ДОМ, а ДОМИК, уже ясно, что это маленькое сооружение, и дополнительное уточнение – «небольшого» – стилистическая ошибка.
То же самое: «обитую жестью деревянную лопату» – «обитой жестью» может быть исключительно деревянная лопата!
Исходя из разбора довольно незначительного куска текста, напрашивается вывод, что автору необходимо проделать редакторскую работу, прежде чем предлагать текст на читательский суд.

Нина Писарчик   08.02.2018 10:34     Заявить о нарушении
Согласна, что автору придется перстраивать речь, убирать повторы.Не согласнасна с общей оценкой. Ведь все герои Макарова молчаливы, все в себе.До них достучаться непросто. Иногда он вобще избегает лезть к героям в душу, не показывает их. Просто это темперамент северного человека, на это надо делать поправку. А человек, который отказался от карьеры из-за религии - с ним вообще все непросто.

Галина Щекина   08.02.2018 11:25   Заявить о нарушении
Давайте начнём с авторского языка. Не исключаю, что автору есть, о чём рассказать. Но читатель не будет искать высокого смысла в тексте, написанном примитивным языком. А что язык примитивный, я попыталась доказать выше. Прислушаться к замечаниям - и всё будет в порядке. Надеюсь, критика была конструктивной. Возможно доступным языком (без специальной терминологии) показано, как сделать текст читабельным.

Нина Писарчик   08.02.2018 11:29   Заявить о нарушении
На стене лито вставлено 4 расказа, на авторской странице их еще больше, а вы делали выводу по одному. И сразу обо всем......Это не коструктивно. и не может быть чтобы были одни минусы как у вас...И ни одного плюса.

Галина Щекина   08.02.2018 21:25   Заявить о нарушении
Спасибо за ваш комментарий. Я правильно понимаю, что по сюжету, композиции, раскрытию героев у вас замечаний нет и в тексте в этих отношениях всё идеально?

Василий Макаров   09.02.2018 12:54   Заявить о нарушении
Если речь идёт о литературном произведении, начинать, всё-таки, приходится с языка. Если автор считает, что это придирка, может оставить всё, как есть.

Нина Писарчик   09.02.2018 20:32   Заявить о нарушении
Галина Александровна: "На стене лито вставлено 4 расказа, на авторской странице их еще больше, а вы делали выводу по одному. И сразу обо всем..."
Ничего подобного, я писала об одном рассказе: "Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)", а Вы, Галина Александровна, сделали перенос на все рассказы Макарова, то есть, Вы того же мнения (о слабости языка)? Я ничего другого у Макарова не читала.

Нина Писарчик   09.02.2018 20:51   Заявить о нарушении
Сперва Нина Писарчик пишет: "Проза В. Макарова скучновата для чтения." Затем Нина Писарчик пишет: "Вы, Галина Александровна, сделали перенос на все рассказы Макарова". То есть первое предложение отзыва не нужно читать как обобщение. Видимо, наши понятия о русском языке отличаются больше, чем я думал вначале.

Василий Макаров   10.02.2018 09:16   Заявить о нарушении
Заболтать можно всё, что угодно. Если начинать с "первого предложения", то самое первое - заголовок рецензии. Повторяю, я читала, как рядовой читатель, выбрав для прчтения один рассказ, не по порядку (что за дело мне, в каком порядке помещены рассказы?), а исключительно по заинтересовавшему меня названию. Имею право? Или ещё поступят возражения? Так как в рассказе я обнаружила "неинтересный" для меня, читателя, язык, я на этот факт указала. И, как редактор, показала пути работы над текством. Почему я должна прочесть всё, написанное автором, если первый прочтённый текст не понравился? Откуда, из-за чего амбиции? Не проще ли потратить энергию на работу над текстом? Или проще вступить в препирательства? И до чего дойдём? Скандл мне не нужен, вражда не нужна, обиды смешны... Если Вы, Василий, считаете, что язык Ваш безупречен, можете оставаться при своём мнении. Я всего лишь высказала собственное мнение, никого не агитируя на свою сторону. Но сейчас у Вас наверняка прибавится читателей - отрицательная рецензия привлекает больше внимания к тексту...

Нина Писарчик   10.02.2018 14:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

Вроде все тут есть, все правильно, но как-то очень быстро кончилось. Мне кажется, это сюжет для длинного сериала. Без двух последних абзацев - как раз первая серия )

Юрий Головченко   06.02.2018 21:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Аспирант» (Василий Макаров)

Отобрать посты - не значит отобрать знание. Ттем более веру. Но мне кажется, авьтор зря пререшел на скороговорку, когдаобьяснял подоплеку. Интересная версия. Зачет

Галина Щекина   06.02.2018 13:01     Заявить о нарушении