Рецензии на произведение «О деньгах. II»

Рецензия на «О деньгах. II» (Августин Летописец)

Главная проблема в том, что экономическая наука не может дать определение понятия ДЕНЬГИ. Вы пишете:
"Согласно экономической науке, деньги — это:
1) мера стоимости;
2) средство платежа;
3) средство обращения;
4) средство образования сокровищ, или, как мы условились, средство накопления."
Можно добавить бесконечное количество пунктов, к примеру иногда бумажными деньгами можно топить камин:
5) средство отопления;
Но дать определение понятию значит указать существенные признаки, которые отграничивают понятие от других понятий. Мерой стоимости может любое количество единиц чего угодно. Средством платежа может быть любая натура. Средство обращения может быть обычный бартер, где деньги вообще не используются. Про сокровища я даже не говорю.
Вот определение понятия деньги:
Деньги - это вспомогательное средство обмена товаров или услуг и является ничем иным, как долговой распиской на товары или услуги второй стороны обмена.
На деньгах есть два вида информации: 1. Кто выпустил 2. Количество единиц, для измерения стоимости товаров.
Далее диалог журналиста с экспертом на эту тему в одном из моих рассказов:

Федя: - Чтобы разбираться в экономике нужно знать определение понятий: экономика, труд, деньги и себестоимость.

Т.: - Давайте в таком порядке и ответим!

Федя: - Экономика с греческого это правила ведения домашнего хозяйства. Можете рассказать, что люди делают в домашнем хозяйстве?

Т.: - Я посуду мою, стираю бельё, готовлю еду.

Федя: - Совершенно верно! Ещё много чего другого, уборка, уход за скотом, сбор урожая. Словом люди делают труд для собственных нужд. А какое определение вы бы дали понятию труд?

Т.: - Вот здесь я затрудняюсь, со словом труд идет "работа" а это не то.

Федя: - Труд это действия направленные на достижение поставленной задачи. Чтобы приготовить еду, вы делаете действия, для достижения нужной цели. А действие это переместить какую-то массу, сдвинуть что-то тяжелое или не очень. И ещё, вы все свои действия делаете для собственных нужд или делаете что-то для других тоже?

Т.: - Да я только для других и делаю! - ведущая расхохоталась.

Федя: - Теперь мы можем дать точное определение понятия "Экономика" - это труд для собственных нужд или на обмен!

Т.: - Я в обмен ничего не получаю! - ведущая опять расхохоталась.

Федя: - Тогда это называется работа от слова раб! - он тоже засмеялся.

Т.: - Послушайте я начинаю слишком много понимать! - ведущая стала серьезной, — Давайте дадим определение понятию деньги?

Федя: - Мы лучше придем к тому, что вы сами дадите это определение. - ведущая развела руками, — давайте представим, что в экономике есть только мы с вами, вы делаете труд и я делаю труд. В какой-то момент вам нужно то, что делаю я и наоборот.

Т.: - Я просто предложу вам результат своего труда и выменяю на то, что делаете вы!

Федя: - Это обычный бартер, а деньги тогда зачем в экономике? - ведущая вопросительно пожала плечами, — К примеру вы, в нашей экономике из двух человек, делаете овощи, а я хлеб. Вы приходите ко мне и хотите хлеба, а овощи на вашей грядке ещё не подошли, что тогда делать?

Т.: - Я предложу вам моё "честное слово", что позже отдам вам овощи за взятый сейчас хлеб.

Федя: - А как мы оформим ваш долг? Женщины так забывчивы!

Т.: - Я напишу вам долговую расписку!

Федя: - Браво! А если мы с вами меняемся часто, зачем нам каждый раз писать расписку о долге. Давайте сделаем универсальную, многоразовую долговую расписку, да ещё на все случаи обмена?

Т.: - Так, на современных деньгах есть цифры, которыми можно измерять стоимость всех товаров - измерять количеством! - она захлопала в ладоши, — Тогда мы с вами можем взять какие-нибудь камушки и их количеством определять сколько я буду должна овощей, при предъявлении этой долговой расписки!

Федя: - Совершенно верно! Вы можете взять палочку, сделать на ней зарубку и оставить у меня, взяв хлеб. Ведь так мы делаем в магазине, берем хлеб, подходим к кассе, оставляем долговую расписку - деньги, уходим потребить продукт. - ведущая остановила взгляд, прокручивая в голове услышанное.

Т.: - В другой день, вы с этой палочкой придете ко мне на огород и предъявите долговую расписку и потребуете возврат долга?

Федя: - Ведь так мы делаем получив деньги, идем с ними куда-нибудь и требуем товары или услуги. Когда человек получает зарплату это долговые расписки на результаты труда - товары или услуги других людей.

Т.: - Мне кажется я могу дать определение, — она сосредоточилась, набрала воздух, — Деньги это долговая расписка для обмена товарами или услугами!

Федя: - Деньги это вспомогательное средство обмена товаров или услуг и является ничем иным, как долговой распиской на товары или услуги второй стороны обмена! - он выдохнул, — На деньгах есть два вида информации: 1. Кто выпустил 2. Количество единиц, для измерения стоимости товаров. Покупать-продавать это разнесенный во времени обмен, когда покупаешь отдавать деньги, оставляю долговую расписку, что остался должен свой товар, а когда продаешь отдавать результаты своего труда, по долговой расписке, в размере количества единиц в ней.

Т.: - Потрясающе! У нас ещё остается время для определения понятия себестоимость!

Федя: - Когда мы измеряем стоимость товаров количеством единиц "всплывают" две главных проблемы экономики. Первая, нет равноценного обмена, то есть мы не можем совершенно точно знать сколько хлеба я вам должен за ваши овощи. Вторая, задержанный обмен второй стороны, долговая расписка универсальная, получив её от вас за свой хлеб, я могу пойти её предъявлять к оплате не к вам, а в другое место. И вы окажетесь без вспомогательного средства обмена для будущих обменов.

Т.: - Ведь это значит нужно покупать товары и услуги у своих сограждан?

Федя: - Первый закон маркетинга гласит - Покупай у ближнего! Тогда долговая расписка вернется к тебе, и твой товар купят.

Федя: - Вернемся к себестоимости, для производства любого продукта необходимо сырьё, труд людей, труд машин.

Т.: - Труд машин? Звучит не привычно!

Федя: - Вспоминайте определение понятия труд, это действия, значит переместить массу. Машины тоже делают действия, значит трудятся.

Федя: - Себестоимость это сложение трех: сырьё, труд людей, труд машин. Незабываем, что для машин необходима энергия, то есть топливо.

Т.: - Спасибо за познавательную беседу, наше время к сожалению истекло.
Федя: - Благодарю!

Эдуард Зиемелис   06.04.2024 05:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эдуард!

Неоднократно, дискутируя с авторами по совершенно разным вопросам, обращал внимание на необходимость в первую очередь договариваться о терминах, дабы избежать недопонимания.
Деньгам предложено множество определений, и я не претендую на какое-либо очередное, а стараюсь лишь отталкиваться от той или иной интерпретации этого понятия.
По сути, так же рассматриваю деньги прежде всего в качестве инструмента, необходимого людям в условиях достаточно развитого товарообмена.
Они должны удовлетворять нескольким основным условиям.
Первое: доверие к ним со стороны участников товарообмена (готовность принимать их в обмен на предоставляемые товары и услуги).
Второе: универсальность (возможность беспрепятственного обмена на любые товары и услуги).
Третье: удобство использования, в том числе безопасность сохранения (именно по этой причине со временем монеты были в значительной степени вытеснены банкнотами, а их затем существенно подвинули "электронные деньги").
Вообще, банкноты и выросли именно из долговых расписок, которые могли приниматься средневековыми финансовыми конторами, расположенными на значительном удалении друг от друга. Не зря бумажные деньги полуторавековой давности, номинированные в единицах той или иной страны, нередко включали и упоминание драгоценных металлов (20 копеек серебром, 5 рублей золотом и т.п.). Что, впрочем, не спасло их от тотального обесценивания вследствие потери доверия (п.1).

А то, что в качестве средства обмена (платежа) может выступать всё что угодно, прекрасно демонстрируют стремительно распространившиеся криптовалюты. В самое последнее время на этой волне появились и вполне официальные платёжные средства типа электронного рубля. Правда сильно подозреваю, что эти виртуальные валюты (особенно биткоин) внедрялись с прицелом не на один год, чтобы потом, когда массы привыкнут к таким "деньгам", в очередной раз иметь возможность поживиться за счёт их обесценивания, а самое главное, иметь возможность прямого технического управления массами (властью) посредством регулирования доступа к таким деньгам.

Что касается определений труда, работы и прочих экономических или подобных понятий, главное — правильно и единообразно понимать их смысловое наполнение, а не увязать в пустых юридическо-лингвистических спорах, ведь смысл многих понятий (и событий) нередко искажается даже при попытке перевода с одного языка на другой. Приведённые в начале публикации особенности денег — это не их определения, а лишь перечисление отдельных функций в том виде, как рассказывалось ещё в школе несколько десятилетий назад.
Так и тут: можно под трудом понимать только физическое перемещение каких-то масс и объёмов, а можно интерпретировать это понятие расширительно, включив в него и услуги, в том числе интеллектуальные, которые не подразумевают никакой механической работы.

Благодарю за визит на эту страничку и комментарий!

Августин Летописец   06.04.2024 08:52   Заявить о нарушении
Со всем согласен, только пара добавлений.
Надежность возврата долга (получение по долговой расписке товаров и услуг) конечно самое главное, но использовали золото для создания многоразовой долговой расписки (денег) только потому, что этот металл не портится во времени и долговая расписка не сгниёт со временем. Никакой другой надежности золото не придавало деньгам. Обеспеченность денег определяется громадным количеством товарных масс пускаемых в оборот по устойчивым ценам. Главное, что я получу гарантированно на долговую расписку товары и услуги по устойчивым ценам.
И в завершении вы упомянули про умственный и физический труд. В моём определении труда (труд - это осуществление доступных действий, направленных на выполнение поставленной задачи) любое действие есть труд и умственное и физическое и духовное. В этой связи можете вы привести пример какого-то действия где бы не перемещалась масса?
Про труд я написал пьесу "Должник" http://proza.ru/2024/02/26/100

Эдуард Зиемелис   06.04.2024 13:28   Заявить о нарушении
Возможно, имеет место некоторое разночтение в терминах? Если в понятие труд включать услуги (в широком смысле), то можно привести целый ряд примеров, где механическая работа отсутствует (учителя, консультанты, многие научные работники, управленцы и др.). Не считать же физической работой чтение лекций или нажатие клавиш компьютера? Можно, конечно, притянуть за уши аргумент, что, мол, акустические колебания воздуха тоже основаны на физических процессах, но в моём представлении это уже извращение.

О золоте. Золото выделилось из общей массы товаров в качестве денег задолго до появления банкнот не только в силу химической стойкости (возможностью длительного хранения), но и благодаря критерию редкости, а также другому удобному в использовании свойству: сравнительно лёгкому делению на части и учёту. Характерный пример относительно критерия редкости: когда в Европу хлынуло испанское золото с американского континента в XVI - XVII веках, его стоимость заметно упала. Другими словами: имела место такая же инфляция, только в отношении золота, а не в привычном нам понимании в отношении обычных денег.
Тем не менее золота на планете не слишком много, что позволяет по-прежнему рассматривать его как вариант в качестве основы денежного обращения (я лично, как могли заметить, не являюсь сторонником этого подхода).
Что до устойчивости цен, то в долгосрочной перспективе такого никогда не случится, если развиваются технологии и наличествует нормальная конкуренция. Государство может вмешиваться, поддерживая стабильность цен дотациями или товарными интервенциями, но это особая история, к тому же, распространяемая на очень ограниченный ассортимент.

Августин Летописец   06.04.2024 15:50   Заявить о нарушении
Все делают действия и люди и животные и машины, всегда перемещается масса и в процессе мышления (сигналы между нейронами и т д ). Во вселенной всё материя, то что имеет массу. Не материальна только информация, материален носитель на которой информация расположена. Поэтому люди думая о умственном труде, как бездействие (без перемещения массы) заблуждаются, потому что процесс создания, хранения и передачи информации (умственный, управленческий труд)считают не физическим т е без перемещения массы.
Для долговой расписки без разницы на каком носителе (бумажные деньги, золотые монеты или электронная запись в компьютере) разместить информацию (1.кто выпустил расписку 2. количество единиц для измерения стоимости товара) - главное гарантия возврата долга (отоварить расписку). Для золотого носителя информации главная ценность - не портится и тяжело подделать. Бумажные деньги тоже тяжело подделать. Электронная запись ещё надежнее. Неважен материал, всё что угодно может быть носителем информации о долговой расписке.
!!! Но знать определение понятия ДЕНЬГИ ещё важнее !!! 😉

Эдуард Зиемелис   06.04.2024 16:14   Заявить о нарушении
Миллиарды людей на Земле веками пользуются деньгами, и при этом совершенно не заморачиваются их определением, так что его важность представляется несколько преувеличенной.
Что касается носителя долговой расписки, в процессе полемики один автор привёл пример, что это может быть хоть надпись на заборе, и в этом смысле я с ним согласен — это к вопросу о доверии.
А по поводу надёжности электронных денег... Оно отчасти так, но только не в условиях внезапного катаклизма любого происхождения, если возникнут проблемы с энергообеспечением. Плюс возможность в любой момент практически по щелчку пальцев ввести ограничения по их использованию индивидуально или повсеместно. Несколько лет назад на Кипре это было наглядно продемонстрировано.

Августин Летописец   06.04.2024 18:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «О деньгах. II» (Августин Летописец)

Постоянно интересен банально существующий вопрос: в чем смысл жизни, и человеческой в том числе? С этой позиции надо посмотреть и на деньги и прочие другие заменители продуктов необходимости. Само слово намекает на то, что деньги - заменитель слов благодарности: "деньги", "дэнхе" - азиатское, "danke" - немецкое, "дякую" - украинское. Опираясь на суть человеческой формы жизни, смысл которой заключается в постоянном поиске средств и способов выживания путем общения, нельзя заменять живое общение "мертвыми предметами". Это уединяет человека, часто превращается в зловредную форму деятельности с последующими психическими заболеваниями на почве не ограниченного ничем и бестолкового накопления, а затем и попыток превратить эти предметы накопления в смысл жизни и управления жизнедеятельностью общества. Короче говоря, на современном этапе развития человека следует ликвидировать деньги, как вредоносное явление в обществе. Хотя бы потому. что трудно себе представить количество отвлечений в человеческой деятельности от смысла жизни. Спасибо.

Борис Кирпиченко   20.10.2020 04:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!

Не рискну связывать деньги с приведённым Вами перечнем слов из других языков, пусть этим занимаются специально обученные специалисты-филологи. Что касается значения денег в нашей жизни, я сторонник более взвешенного подхода: не обожествлять, но и не преуменьшать их роль. Пока существует товарообмен, будут существовать и деньги, в каком бы обличье они ни выступали, поэтому предложения ликвидировать деньги всерьёз не воспринимаю. Обосновывается этот тезис в написанной более двадцати лет назад работе "Социальная справедливость и свобода рынка" на этой авторской странице: http://proza.ru/avtor/devin.
Публикации же "О деньгах", размещённые здесь, представляют собой краткое изложение её содержания в крайне сжатой форме — для получения самого общего представления об описываемой там модели денежного обращения.

Благодарю за интерес к моим текстам и отзыв!

Августин Летописец   20.10.2020 18:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «О деньгах. II» (Августин Летописец)

Как можно понять, разговор не столько о деньгах, сколько о социальном переустройстве.

Однако в "рассмотренной модели" никак не учитывается, что вопрос это политический, и основной оператор этого рынка - Центральная власть, находящиеся на службе у неё госчиновники - в советах не нуждаются и совершенствовать что-либо не соберутся.

Рассуждения типа: /Не зря же говорят: деньги — к деньгам./ - излишне лиричны. А в этом вопросе лирики даже и быть не может, регулятор берёт у кого находит нужными и сколько находит нужным - инструментов ему хватает - зачем ему ещё что-то?

К недостаткам рассуждений можно ещё отнести то, что автор не рассматривает действительно "лирический" вопрос: деньги - это ещё мера труда. Но причина такого упущения понятна - не в такой мы стране живём, чтобы говорить об этом серьёзно.

Однако, понравилось.

Виктор По   15.05.2019 11:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Честно говоря, не хотелось бы сводить всё к социальному переустройству — наелись такими экспериментами. Пусть бы оно и произошло, но постепенно, эволюционно, без потрясений, хотя, понятно, никто нас спрашивать не будет.
По этой же причине политическая составляющая никак при описании этой модели и не затрагивалась. Важно было донести суть в чистом виде, а политики всегда найдут, и как извратить, и как придраться, и как использовать в собственных интересах.
В рамках этого тезиса не рассматриваются подробно и возможные действия центральных властей, тем более что сама модель очевидно направлена на ограничение их влияния. Притягивать её к существующим реалиям абсолютно некорректно, совсем недавно у меня на эту тему случилась продолжительная полемика с одним автором — как понимаю, специалистом в области финансов и денежного обращения.
Вообще эта публикация — лишь для самого общего, пунктирного представления о модели, более подробное изложение на другой странице.

Вам — спасибо за интерес, прочтение и комментарий!

Августин Летописец   15.05.2019 19:16   Заявить о нарушении
Вам спасибо за доброжелательную реакцию на критику!
Иного прозёра достаточно мало похвалить, чтобы он перешёл на хамство..

Однако, я настаиваю, что политический фактор определяющий,
революции потому и происходят, когда Власть не реформируется.

Виктор По   15.05.2019 19:33   Заявить о нарушении
Посмотрел несколько Ваших текстов и отзывов под ними: действительно, порой хамоватая публика к Вам забегает. Ну да я не судья.
А относительно политики уже высказался: это текст не про неё. Про политику у меня много чего другого, о самом разном — и на этой странице, и на основной. Надоела уже хуже горькой редьки.

Августин Летописец   15.05.2019 19:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «О деньгах. II» (Августин Летописец)

Добрый день, Андрей!

Интересный подход. Ваша монография не утратила актуальности.

«В предложенной модели вся денежная масса привязывается не к экономическим показателям, не к запасам золота и не к энергоносителям или вырабатываемой энергии, как предлагают некоторые, а к численности населения. Каждый человек получает индивидуальный расчётный счёт, куда поступают его доходы и с помощью которого он осуществляет платежи».

Хорошая модель. Я только «за». Но полагаю, что чиновники, банкиры, ТНК, инвестиционные фонды и прочие будут против нас с Вами. Для того чтобы её внедрить государство должно обладать полным суверенитетом, которой включает в себя:
1. Подчинение ЦБ государству
2. Приоритет национального права над международным правом.
3. Национализацию компаний, торгующих природными ресурсами.
4. Внешняя торговля только за национальную валюту.
5. Полное доверие населения государству.

И так далее.

Кто после "заморозки" вкладов в Сбербанке в 90-х, после дефолта 1998 года, принятия закона N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", после повышения пенсионного возраста и так далее будет доверять государству? Только мы с Вами. Честь нам и хвала за это!:))

С большим удовольствием прочитал. Кое-что понял о деньгах. Спасибо.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.10.2018 14:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Благодарю за проявленный интерес и развёрнутый комментарий. Приведённые Вами пять пунктов не бесспорны, но скорее не в качестве идеала, а с позиции возможности внедрения.
Что касается денег, им посвящена и другая публикация ("О деньгах. I"), есть здесь также немного о налогах. Оригинальное описание модели с иллюстрациями и формулами при наличии интереса могу передать по e-mail (её полный объём чуть более 60 стр. книжного формата А5). В вынужденном техническом сокращении модель представлена на моей основной авторской странице, но везде обращается внимание на её теоретический характер именно вследствие незаинтересованности влиятельных финансовых и властных сил. Быть может, со временем ситуация изменится — ведь даже распространение основных религий заняло столетия, хотя особого оптимизма не испытываю.
Однако надо помнить, что автор — дилетант в этой области.

С уважением,

Андрей.

Августин Летописец   30.10.2018 14:51   Заявить о нарушении
Павлу: то, что Вы упоминаете, не имеет ничего общего с описанной моделью, кроме чисто формального наличия индивидуального счёта.

Августин Летописец   30.10.2018 14:53   Заявить о нарушении
Есть интерес. Сейчас в личном сообщении пришлю Вам e-mail

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.10.2018 15:01   Заявить о нарушении
Послал сообщение на основную страницу

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.10.2018 15:11   Заявить о нарушении
Очень интересно, уважаемый Августин. Но это - область, в которой я не "копенгаген"
Вспоминаю старый анекдот: в чем разница между Карлом Марксом и нашей тетей Ривой?
Так маркс был экономист, а наша тетя Рива - старший экономист
Ваш
Юрий Любарский

Юлюбарский   10.03.2019 10:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «О деньгах. II» (Августин Летописец)

Интересная статья, Андрей.
Деньги - вечная тема экономической науки, поскольку на них завязаны жизни и существование(достойное или недостойное) всего населения нашей Земли.
Хотя, я бы хотела улучшения благосостояния, в первую очередь, конечно, населения нашей страны - России.

С уважением к Вашему труду,

Наталья Некрылова   05.05.2018 15:36     Заявить о нарушении
Согласен, что деньги — "вечная тема", о том говорилось и в упомянутой здесь работе двадцатилетней давности. Другое дело, что взгляды и на само это понятие, и на их дальнейшую судьбу очень сильно различаются. В конце прошлого века, на волне перестройки, попытался найти решение, способное увязать благосостояние основной массы населения с основополагающими рыночными принципами, но "большим деньгам" это не нужно, а потому и результат предсказуем.

Благодарю Вас за проявленный к моим публикациям интерес и отзыв!

С уважением,

Августин Летописец   05.05.2018 19:48   Заявить о нарушении