Рецензии на произведение «Функции литературы»

Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Чудесно! Спасибо!

Андрей Краскин   25.04.2022 08:51     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Виктор Улин   25.04.2022 10:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Могу только подписаться под каждым словом и порадоваться Вашим размышлениям, равно как и посочувствовать тому, что и на Вашем пути взросления и вхождения в литературу не встретились учителя, которых можно было бы писать с большой буквы... Это проблема проблем, результат которой уже даже не страшит, а ужасает...

С уважением,

Ольга Малышкина   05.03.2021 06:35     Заявить о нарушении
СПАСИБО, Ольга!
Насчет учителей - все-таки у меня в жизни было не так уж плохо.

Перечислю своих УЧИТЕЛЕЙ (каждый - с 7 заглавных букв), которые ввели меня в литературу:

Лонг

Гай Юлий Цезарь

Жан-Жак Руссо

Антон Павлович Чехов

Иван Бунин

Эрих Мария Ремарк

Юрий Бондарев

Энн Ветемаа
(По хронологии жизни.)

Виктор Улин   05.03.2021 07:18   Заявить о нарушении
Счастье "дорасти" до перечисленных Вами УЧИТЕЛЕЙ, увы, дано не каждому. И потому так жалко, что так мало тех учителей, кто мог бы помочь с "ростом")

Ольга Малышкина   05.03.2021 07:50   Заявить о нарушении
И это точно...

Виктор Улин   05.03.2021 10:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Необходимы не просто новые знания,а идеи и закономерности,которые помогают объяснить некие события.Из каждогосочинения необходимо добыть рациональное зерно и концентрировать эти зерна в своем сочинении.
К этой мысли я пришел довольно поздно.

Виталий Поляков 2   10.06.2020 07:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Чётко и верно сказано.
Любой шедевр (что крупнее миниатюры) отвечает этим требованиям.

Анатолий Шуклецов   13.06.2018 23:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Толя, родной мой!

Я рад нашему с тобой взаимопониманию.

Виктор Улин   14.06.2018 07:14   Заявить о нарушении
Извините. Спасибо Улину. Чувствуется мате-матик !
...Мать матери глас подаёт.

Георгий Сотула   15.04.2020 16:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

С этим очень тяжело согласиться. У литературы нет никаких функций. Подлинная литература (как и наука, секс, спорт...) бесполезна (я не имею в виду учебники, уставы, порнуху...) Настоящий автор сочиняет что Бог на душу положит, не думая о читателе. Поэзия должна давать специфическое душевное возбуждение, легкий кайф, сходный с опьянением. Извлекать из стихов хотя бы Блока сведения о жизни России начала 20 века значит просто не понимать поэзию. Проза может иногда помочь читателю понять самого себя, но это лишь побочный эффект.

Алик Абдурахманов   18.04.2018 05:35     Заявить о нарушении
Дорогой Алик!

То, что Вы мне сейчас говорите, столь же смешно, как слова о том что "настоящий" стихотворила не считает слогов, а пишет по "вдохновению", как пляшущий папуас.

Что бог на душу положит излагает обкурившийся наркоман.
Такая "литература" интересна лишь как первый поступок деревенского идиота, наложившего кучу на Красной площади.

Все эти "настоящие" авторы есть творцы писева, которое читают один раз, и то из любопытства.

А поэзия - настоящая ПОЭЗИЯ, а не тот шизоидный бред, который сейчас в ходу, вообще сродни МУЗЫКЕ: одномоментные отклонения могут повысить экспрессию, но серьезное игнорирование имманентными канонами РУССКОГО стихосложения (силлаботоникой, рифмовкой, пониманием силы аллитерации гласных звуков и зияния согласных, и пр.) - убивает все и делает "стихи" просто словесной кашей.

Мне грустно, горько и непонятно слышать, что такой человек, как Вы - умный, тонкий, превосходно владеющий русским языком. о чем я писал в рецензии Вам - всерьез манифестирует мысли, достойные разве что малолетней поэтессы, забившей косяк во время паузы между двумя оргазмами!

Виктор Улин   18.04.2018 06:02   Заявить о нарушении
Изложенные выше взгляды не оригинальны. См. О. Уайльд, предисловие к "Портрету Дориана Грея" и особенно "De Profundis".

"сочиняет что Бог на душу положит" вовсе не означает пренебрежение формой. Сонет, к примеру, имеет вполне жесткую форму и сочинение сонет несомненно накладывает определенные рамки. Творец, выполняя формальные требования сонета, совершенно не обязан заботится о "вредности" или "пользе". Предположим, я влюбился в соседку. Предположим, я излил свои чувства в сонете. Маловероятно, но допустим, что сонет хорош. Если соседка замужем и мои чувства противоречат общепринятой морали, стал ли от этого сонет хуже? Ничуть! Вы легко можете сконструировать более жесткий пример самостоятельно.

Алик Абдурахманов   18.04.2018 06:26   Заявить о нарушении
заботиться

Алик Абдурахманов   18.04.2018 06:27   Заявить о нарушении
Дорогой Алик!

Вы противоречите самому себе.
Ваши слова относительно сонета - это парафраз моих мыслей.
Сонет - не результат излияния того, что бог на душу положит, а совсем наоборот - один из наиболее нормированных образцов поэзии и литературы вообще!
Там прежде всего - ФОРМА.

Я написал в свое время несколько сонетов (здесь на прозе под №№ 1-4

http://www.proza.ru/2017/11/02/482

http://www.proza.ru/2017/11/01/663

http://www.proza.ru/2017/10/31/569

http://www.proza.ru/2017/11/03/649

именно чужой жене, хоть и не соседке, и под напором полностью иррациональных чувств, рожденных только неудовлетворенным любострастием, несублимированной похотью и больше ни чем.

Но произведения получились такими что их совершенство оценил даже живой классик русской силлаботоники Виталий Симоновский ( http://www.proza.ru/avtor/socrato), а он - ЗНАТОК.

Виктор Улин   18.04.2018 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Очень умная статья, уважаемый Виктор! Добавлю, как учитель литературы(хоть и бывший): информационно-умная. Всё-таки, на мой взгляд, самая важная из перечисленных вами функций литературы - ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ!!! Вашу статью надо бы в обязательном порядке читать и анализировать студентам как литературных, так и педагогических вузов!!! Спасибо огромное за статью! С уважением,

Элла Лякишева   31.03.2018 10:23     Заявить о нарушении
Дорогая Элла!
Огромное спасибо Вам за сердечный отклик!

Относительно приоритета функций я и сам не сразу и не всегда мог его определить: хотя, начиная писать, автор сначала все-таки реализует функцию заместительную, а потом уже думает о прочих.

Но, конечно, главнейшая по результату есть очистительная; написав и доведя текст до совершенства, автор порой сам плачет, перечитывая всякий раз те или иные собственные строки.

И еще раз - СПАСИБО!

Виктор Улин   31.03.2018 10:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Виктор,
с удовольствием прочёл Вашу статью о литературе. Литература в целом как явление культуры остаётся для меня большой загадкой. Я долго искал ответа на вопрос что это (литература) -развлекательное чтиво или описание жизни, чего в ней больше и что для неё важнее.
Вы правы, видимо, все функции литературы должны быть реализованы в произведении в большей или меньшей степени в зависимости от жанра. У больших писателей это получается само собой, спонтанно. Например, С. Моэм считал, что цель литературы –развлечение читателя, но его рассказы и романы не вполне соответствуют этой цели. Они гораздо глубже и все остальные функции в них присутствуют.
У нас, насколько я могу судить по произведениям на сайте в почёте только «изящная словесность». Причина этого понятна. Человек хочет писать. О чём он пишет? В первую очередь о самом знакомом – о себе. А в жизни его ничего особо интересного не было. Без жизненного опыта писатель превращается в схоласта. Он не ездил на Аляску искать золото, не ходил в море с китобоями. Кстати, попутная мысль-сколько интересных историй и впечатлений в литературе не описано, потому что не нашлось в какой-то области деятельности человека, владеющего пером? Можно, конечно, подобно Стивенсону воссоздать эти миры силой фантазии, но далеко не всякий на это способен. И потом, это требует большого кропотливого труда. Рискованно. Вдруг твоя книга не будет оценена, а ты на неё столько времени потратил, изучая дополнительно незнакомую реальность. Жизнь гораздо богаче и парадоксальнее самых изощрённых фантазий. Писатель, видевший воочию и переживший всегда в выигрыше.
Ещё одна проблема литературы –это уровень подготовленности читателя к её восприятию. Неудивительно, что Вы не восприняли русскую литературу, будучи школьником. Я уверен, что многие вещи можно читать и воспринимать с определённого возраста. Мы делим литературу на три возрастных уровня для читателей-детскую, юношескую и взрослую. Возрастные рамки последнего уровня читателей –самые большие и неопределённые. Потом, возраст не означает, что человек воспримет произведение должным образом. Многое зависит от его общей культуры и образования. Попутная мысль-уровень образования в стране подает и это неизбежно отражается на качестве писателей и читателей.
На прозе.ру в настоящее время почти 285 тысяч авторов. Наступило время, когда как писал автор «Писем в Древний Китай» Г. Розендорфер все стали писать и некому стало читать. Причины у авторов разные. Это можно было бы сделать темой отдельной дискуссии, базируясь на Вашей статье о функциях литературы. В этом вопросе мне обо мне всё ясно. Не ясно, когда человек пишет типа того, что гуманизма никакого в моих работах не ищите. А зачем он тогда вообще пишет? Это же литература, лишённая смысла!
С уважением,

Владимир Архипов 4   29.03.2018 09:37     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогой Ян, за искренний отклик на мои предельно сконцентрированный материал.
Не ожидал, что в наше далеко не благостное время есть столько людей, искренне задумывающихся о литературе.

Кое-что отвечу на Ваши слова.

Хорошо, конечно, когда писатель ходит китобоем или ночует под мостом.
Но собственные реальные опыты НЕ ВСЕГДА залог художественного результата.
Еще старина Хэм говорил, что каждый грамотный человек может написать пару книг о том, как он ложился со своей первой женщиной, но этого мало для того, чтобы стать писателем. Нужна еще хотя бы склонность.
С другой стороны, не устаю повторять: Не нужно самому летать на Луну для знания о том. что там нет воздуха.

Я никогда не работал авиатехником, но этому НЕ ВЕРИЛИ в редакции главного в СССР отраслевого журнала "Гражданская авиация", когда я принес им повесть "9-й цех" (http://www.proza.ru/2017/11/11/1024).

С другой стороны, фантазия может быть не только реальной как сама реальность, но порой даже ПРЕДВОСХИЩАТЬ ее. Написав "Высоту круга" (http://www.proza.ru/2002/11/11-139), через бог знает сколько лет я сам испытал почти все, во что окунул своего главного героя - отметил о том в заключительной главе книги об отелях Турции - http://www.proza.ru/2018/03/28/508.

Таких примеров много у каждого всерьез пишущего человека.
Что касается гуманизма в литературе, то повторю мысль, уже изложенную в ответе на одно из предыдущих замечаний.

ГУМАНИЗМ вытекает из функции очистительной; вызвав у читателя катарсис, автор просветляет его и вынуждает иначе взглянуть на мир, хотя бы кратковременно.

Все эти подфункции можно тоже перечислить, но я постарался оформить лишь основные по принципу интегрирования их составляющих.

ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО!

Виктор Улин   29.03.2018 10:22   Заявить о нарушении
Спасибо Виктор за ответ.
Насчёт техники я с Вами согласен. У меня чисто гуманитарное образование, но работаю я сейчас на производстве и особых проблем в техническом плане не испытываю. Я о том, что никто бы и не описывал жизнь золотоискателей, если бы Лондон сам не испытал это. Или Мелвилл о китобоях. Без писателей многие области жизни скрыты от нас. Наверное интересно про авиацех. Но вот приходилось мне сталкиваться в молодости с работниками свинокомплекса. Знаете, очень интересно там всё, без шуток. Однако, никто об этом не пишет. И не напишет.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 11:11   Заявить о нарушении
Я понял Вас, Ян!
Был у меня в прежней жизни старший друг, Ленинградский писатель Валерий Петрович Суров (приятель московского поэта Ивана Передреева, отца моей сокурсницы по Литинституту Лены Передреевой, занявшей Ш место на 1 Всесоюзном конкурсе красоты, о чем говорится в примечании к моему рассказу того же названия...).

Он был когда-то шахтером и сетовал, что ни один даже журналист в шахту не отважился спуститься вообще.

Виктор Улин   29.03.2018 11:16   Заявить о нарушении
Да, это так. Но с другой стороны, никто и читать не станет о герое из свинокомплекса. Главный герой литературы сейчас -бизнесмен. Это удобно даже в том плане что с перемещением с места на место, из страны в страну у этих героев нет проблем. У него много возможностей для того, чтобы сделать текст приключенческим и увлекательным. Тема маленького человека продолжает оставаться актуальной ввиду невостребованности. Это как в истории Вольтер, кажется сказал, что пишут историю королей, а ему нужна история людей.
Вот у меня ещё вопрос в литературе-маленький человек.
Извините, может немного путано объяснил.
С уважением,

Владимир Архипов 4   29.03.2018 11:33   Заявить о нарушении
"Это как в истории Вольтер, кажется сказал, что пишут историю королей, а ему нужна история людей."
Вольтер ратовал за то, чтобы заменить историю королей и битв историей народов и нравов.

Алексей Аксельрод   29.03.2018 13:21   Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку. Вы очень умны.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 13:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Ян!
Хотя по большому счету, нет ничего тупее, чем современная писанина про бизнесменов.
Это почти всегда скучно и безграмотно.

Виктор Улин   29.03.2018 13:45   Заявить о нарушении
Вам спасибо. Кое-что Вы мне разъяснили. А всё-таки пишут о том, что пользуется спросом.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:02   Заявить о нарушении
Согласен, дорогой Ян.
Я сам постоянно работаю над ХХХ, которая пользуется спросом и по мелочи на электронных ресурсах и при индивидуальных продажах пакетами.

Виктор Улин   29.03.2018 14:04   Заявить о нарушении
Не понял. Что такое ХХХ?

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:18   Заявить о нарушении
Это то, что сейчас именуется ОТКРОВЕННОЙ ЭРОТИКОЙ.

Виктор Улин   29.03.2018 14:25   Заявить о нарушении
Понятно, я думал что это ещё что-нибудь другое означает
Чтож, кто как может зарабатывает. Писателем без подработки не прожить, как и актёрам и художникам
Успехов и удачи Вам.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:45   Заявить о нарушении
Вам того же, Ян!

Виктор Улин   29.03.2018 14:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

А вы такой функции, как ИГРОВАЯ (или "ЗАБАВЛЯТЕЛЬСКАЯ") в литературе не видите? По-моему, этои есть ГЛАВНАЯ её функция - забавлять. ПРичём не столко читателя (будет он или нет у каждого конкретного текста - вопрос спорный), а именно АВТОРА. Автор именно что ЗАБАВЛЯЕТСЯ составлением слов, сочинением текста - и любуется собою как этим самым "состоавлятелем". Ведь тексты автор пишет, в первую очередь, не для кого-то, а именно для себя. для своего САМОУТВЕРЖДЕНИЯЮ, осознавания СОБСТВЕННОЙ значимости.

Алексей Курганов   28.03.2018 08:51     Заявить о нарушении
Дорогой Алексей!

Прежде всего, БОЛЬШОЕ СПАСИБО за столь внимательное прочтение моего отблеска жизни.

Что касается функции игровой, остроумно аттестованной Вами как "ЗАБАВЛЯТЕЛЬСКАЯ", то она - на мой скромный взгляд! - входит в заместительную, поскольку ИГРА есть даже у животных и она замещает реальную охоту.

По большому счету,список функций может быть существенно увеличен, я просто сузил их круг до минимального количества принципиально разных категорий.

А в этом деле существует масса различных точек зрения!

Виктор Улин   28.03.2018 10:21   Заявить о нарушении
Приятно было познакомиться. Уважаю людей, которые имеют СОБСТВЕННЫЕ мнения.

Алексей Курганов   28.03.2018 20:17   Заявить о нарушении
Взаимно!
Уважаю людей, которые признают за другими право на собственное мнение тоже!
Жму руку!

Виктор Улин   28.03.2018 20:58   Заявить о нарушении