Рецензия на «Функции литературы» (Виктор Улин)

Виктор,
с удовольствием прочёл Вашу статью о литературе. Литература в целом как явление культуры остаётся для меня большой загадкой. Я долго искал ответа на вопрос что это (литература) -развлекательное чтиво или описание жизни, чего в ней больше и что для неё важнее.
Вы правы, видимо, все функции литературы должны быть реализованы в произведении в большей или меньшей степени в зависимости от жанра. У больших писателей это получается само собой, спонтанно. Например, С. Моэм считал, что цель литературы –развлечение читателя, но его рассказы и романы не вполне соответствуют этой цели. Они гораздо глубже и все остальные функции в них присутствуют.
У нас, насколько я могу судить по произведениям на сайте в почёте только «изящная словесность». Причина этого понятна. Человек хочет писать. О чём он пишет? В первую очередь о самом знакомом – о себе. А в жизни его ничего особо интересного не было. Без жизненного опыта писатель превращается в схоласта. Он не ездил на Аляску искать золото, не ходил в море с китобоями. Кстати, попутная мысль-сколько интересных историй и впечатлений в литературе не описано, потому что не нашлось в какой-то области деятельности человека, владеющего пером? Можно, конечно, подобно Стивенсону воссоздать эти миры силой фантазии, но далеко не всякий на это способен. И потом, это требует большого кропотливого труда. Рискованно. Вдруг твоя книга не будет оценена, а ты на неё столько времени потратил, изучая дополнительно незнакомую реальность. Жизнь гораздо богаче и парадоксальнее самых изощрённых фантазий. Писатель, видевший воочию и переживший всегда в выигрыше.
Ещё одна проблема литературы –это уровень подготовленности читателя к её восприятию. Неудивительно, что Вы не восприняли русскую литературу, будучи школьником. Я уверен, что многие вещи можно читать и воспринимать с определённого возраста. Мы делим литературу на три возрастных уровня для читателей-детскую, юношескую и взрослую. Возрастные рамки последнего уровня читателей –самые большие и неопределённые. Потом, возраст не означает, что человек воспримет произведение должным образом. Многое зависит от его общей культуры и образования. Попутная мысль-уровень образования в стране подает и это неизбежно отражается на качестве писателей и читателей.
На прозе.ру в настоящее время почти 285 тысяч авторов. Наступило время, когда как писал автор «Писем в Древний Китай» Г. Розендорфер все стали писать и некому стало читать. Причины у авторов разные. Это можно было бы сделать темой отдельной дискуссии, базируясь на Вашей статье о функциях литературы. В этом вопросе мне обо мне всё ясно. Не ясно, когда человек пишет типа того, что гуманизма никакого в моих работах не ищите. А зачем он тогда вообще пишет? Это же литература, лишённая смысла!
С уважением,

Владимир Архипов 4   29.03.2018 09:37     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогой Ян, за искренний отклик на мои предельно сконцентрированный материал.
Не ожидал, что в наше далеко не благостное время есть столько людей, искренне задумывающихся о литературе.

Кое-что отвечу на Ваши слова.

Хорошо, конечно, когда писатель ходит китобоем или ночует под мостом.
Но собственные реальные опыты НЕ ВСЕГДА залог художественного результата.
Еще старина Хэм говорил, что каждый грамотный человек может написать пару книг о том, как он ложился со своей первой женщиной, но этого мало для того, чтобы стать писателем. Нужна еще хотя бы склонность.
С другой стороны, не устаю повторять: Не нужно самому летать на Луну для знания о том. что там нет воздуха.

Я никогда не работал авиатехником, но этому НЕ ВЕРИЛИ в редакции главного в СССР отраслевого журнала "Гражданская авиация", когда я принес им повесть "9-й цех" (http://www.proza.ru/2017/11/11/1024).

С другой стороны, фантазия может быть не только реальной как сама реальность, но порой даже ПРЕДВОСХИЩАТЬ ее. Написав "Высоту круга" (http://www.proza.ru/2002/11/11-139), через бог знает сколько лет я сам испытал почти все, во что окунул своего главного героя - отметил о том в заключительной главе книги об отелях Турции - http://www.proza.ru/2018/03/28/508.

Таких примеров много у каждого всерьез пишущего человека.
Что касается гуманизма в литературе, то повторю мысль, уже изложенную в ответе на одно из предыдущих замечаний.

ГУМАНИЗМ вытекает из функции очистительной; вызвав у читателя катарсис, автор просветляет его и вынуждает иначе взглянуть на мир, хотя бы кратковременно.

Все эти подфункции можно тоже перечислить, но я постарался оформить лишь основные по принципу интегрирования их составляющих.

ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО!

Виктор Улин   29.03.2018 10:22   Заявить о нарушении
Спасибо Виктор за ответ.
Насчёт техники я с Вами согласен. У меня чисто гуманитарное образование, но работаю я сейчас на производстве и особых проблем в техническом плане не испытываю. Я о том, что никто бы и не описывал жизнь золотоискателей, если бы Лондон сам не испытал это. Или Мелвилл о китобоях. Без писателей многие области жизни скрыты от нас. Наверное интересно про авиацех. Но вот приходилось мне сталкиваться в молодости с работниками свинокомплекса. Знаете, очень интересно там всё, без шуток. Однако, никто об этом не пишет. И не напишет.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 11:11   Заявить о нарушении
Я понял Вас, Ян!
Был у меня в прежней жизни старший друг, Ленинградский писатель Валерий Петрович Суров (приятель московского поэта Ивана Передреева, отца моей сокурсницы по Литинституту Лены Передреевой, занявшей Ш место на 1 Всесоюзном конкурсе красоты, о чем говорится в примечании к моему рассказу того же названия...).

Он был когда-то шахтером и сетовал, что ни один даже журналист в шахту не отважился спуститься вообще.

Виктор Улин   29.03.2018 11:16   Заявить о нарушении
Да, это так. Но с другой стороны, никто и читать не станет о герое из свинокомплекса. Главный герой литературы сейчас -бизнесмен. Это удобно даже в том плане что с перемещением с места на место, из страны в страну у этих героев нет проблем. У него много возможностей для того, чтобы сделать текст приключенческим и увлекательным. Тема маленького человека продолжает оставаться актуальной ввиду невостребованности. Это как в истории Вольтер, кажется сказал, что пишут историю королей, а ему нужна история людей.
Вот у меня ещё вопрос в литературе-маленький человек.
Извините, может немного путано объяснил.
С уважением,

Владимир Архипов 4   29.03.2018 11:33   Заявить о нарушении
"Это как в истории Вольтер, кажется сказал, что пишут историю королей, а ему нужна история людей."
Вольтер ратовал за то, чтобы заменить историю королей и битв историей народов и нравов.

Алексей Аксельрод   29.03.2018 13:21   Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку. Вы очень умны.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 13:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Ян!
Хотя по большому счету, нет ничего тупее, чем современная писанина про бизнесменов.
Это почти всегда скучно и безграмотно.

Виктор Улин   29.03.2018 13:45   Заявить о нарушении
Вам спасибо. Кое-что Вы мне разъяснили. А всё-таки пишут о том, что пользуется спросом.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:02   Заявить о нарушении
Согласен, дорогой Ян.
Я сам постоянно работаю над ХХХ, которая пользуется спросом и по мелочи на электронных ресурсах и при индивидуальных продажах пакетами.

Виктор Улин   29.03.2018 14:04   Заявить о нарушении
Не понял. Что такое ХХХ?

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:18   Заявить о нарушении
Это то, что сейчас именуется ОТКРОВЕННОЙ ЭРОТИКОЙ.

Виктор Улин   29.03.2018 14:25   Заявить о нарушении
Понятно, я думал что это ещё что-нибудь другое означает
Чтож, кто как может зарабатывает. Писателем без подработки не прожить, как и актёрам и художникам
Успехов и удачи Вам.

Владимир Архипов 4   29.03.2018 14:45   Заявить о нарушении
Вам того же, Ян!

Виктор Улин   29.03.2018 14:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Улин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Архипов 4
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.03.2018