Рецензии на произведение «РП»

Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Хорошая память о хорошем человеке.
РП - это очень ответственно и очень сложно.

Светлана Данилина   01.07.2020 23:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана.Я помню всех своих учителей и Шаповалова В. В. тоже.

Владимир Лыгин   02.07.2020 07:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

До какой же степени приятно читать о достойных людях и не менее приятен автор в силу добрых уважительных слов о своём наставнике.
С удовольствием прочитала. Да и как будто в прошлое вернулась, читая, когда ещё летали отец, муж ...
Спасибо, Владимир.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   27.11.2019 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо. Я горжусь, что моими наставниками были хорошие люди. Почти все из летчиков. Большинство из военных.

Владимир Лыгин   27.11.2019 21:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

А я помню своего первого инструктора на тренажёре (Як-18т) Мисюниса Адама Брониславовича. Чем-то похожи они. Почувствовал. Потом были другие инструкторы - на настоящих. Но этот был особенным. Они с женой в войну летали на одном самолёте, грузовые перевозки. Рассказывал, как однажды упали в тайге - отказ двигателя, на По-2. А сзади был груз - какие-то тяжёлые радиаторы... И он перед самым приземлением сообразил, что если не сделает резкий поворот, эти штуки срежут им головы. Адам резко дал ногу, самолёт пошёл со скольжением, и груз, пробив обшивку фюзеляжа, выбросило на сторону. А они остались живы.
...
-Виктор, ну что же ты в микрофон дышишь и молчишь? Командуй энергичнее! Ведь у тебя самолеты на четвертом развороте сейчас сойдутся. Отворачивай «Тушку» влево!
...
Хорошие дела... У меня был такой же случай. Кировоград, учебные полёты, полёт по кругу (я на Л-410УВП, КВС-инструктором). На кругу сильный боковой ветер, почти перпендикулярно полосе, облачность кучевая, баллов шесть. Слежу за радиообменом. Прохожу траверз полосы. Слышу, как командир Ан-24, возвращающийся с другого учебного аэродрома "на базу" (Малая Виска или Хмелевое) докладывает третий. Диспетчер разрешает. Подхожу к третьему, в районе телевышки... И вдруг вижу, у меня перед самым носом, чуть ниже, метров в пятидесяти, прошмыгнула "большая птица"! И в тот же миг раздался крик в эфире: такой-то, отверните вправо! А я спокойно отвечаю: с бортом разошёлся, разрешите третий....
Оказывается, диспетчер отвлёкся и не проверил соответствие доклада КВС его фактическому положению. Получилось так, что из-за сильного ветра и облачности он доложил третий на удалении километров 20, а диспетчер не проконтролировал. А я-то ориентируюсь на то, что слышу... Потом, после смены, ребята рассказывали, как, глянув на локатор, обомлели при виде сошедшихся меток. Хорошо, что он пораньше снизился с 500 на 400, а я шёл на пятистах. В общем ЧП замяли, не стали распространяться. Но Генке Польгую я рассказал, как он красиво проплыл перед моим взором, аки белый лебедь. Он чуть виновато посмотрел на меня... Короче, такая история.

Валерий Ветер   06.03.2019 11:34     Заявить о нарушении
Теперь бы аппаратура такого не простила, пришлось оформлять событие))) Спасибо, Валерий!

Владимир Лыгин   06.03.2019 09:21   Заявить о нарушении
Современная система контроля за обстановкой в районе аэродрома и по маршруту наверное и не допустила бы до такого опасного сближения. Сработала бы автоматика и диспетчер вовремя бы нас развёл.

Валерий Ветер   07.03.2019 15:29   Заявить о нарушении
Верно. Лет 10 уже пользуемся. Очень помогает в работе.

Владимир Лыгин   07.03.2019 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Приятно. Но, как поняла, написали после его смерти? Это жаль.
жму зелен

Нина Тур   03.03.2019 20:16     Заявить о нарушении
Виктор Васильевич остался в памяти. Как настоящий профессионал, очень хороший человек. Спасибо Вам.

Владимир Лыгин   04.03.2019 07:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Очень хорошо, душевно относительно друзей и сослуживцев написано.
Спасибо! Творческих взлётов.

Софья Хрусталёва   09.02.2019 00:38     Заявить о нарушении
Спасибо! Очень приятно. Хорошие люди оставляют о себе хорошую память.

Владимир Лыгин   09.02.2019 08:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Возможны ли такие люди в новой России?
В стране, в которой теперь нет морального кодекса

Кимма   05.02.2019 23:23     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Отвечаю Вам. Возможно. Таких людей много. Некоторых я знаю.

Владимир Лыгин   06.02.2019 13:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

"...Так повелось, что у каждого первого должен быть свой настоящий Первый, только тогда можно рассчитывать на успех в своём личном формировании. Судьба подарила Вам встречу с таким замечательным человеком, как Виктор Васильевич Шаповал. И это очень здорово, что Вы ему, виртуально, жизнь продлили в строках своего рассказа. Низкий поклон этому замечательному Человеку и вечная память Виктору Васильевичу.

Табак вреден, но тут закуришь:))) При такой работе сигаретные патронташи на форменном кителе нужно утвердить, так как нервная нагрузка сравни профессии разведчика будет.
Авиационный диспетчер - это самая скромная профессия, которая даже в самую ясную погоду остаётся в "тени". :))) Круглосуточно, он водит в небе "за руку" гордых, своею судьбой, лётчиков. Им и достаются все лавры: о них пишут книги, снимают фильмы, на танцах к ним девчонки бегут со всех ног. А мальчишки мечтают об огромном лётном небе, но не о том круглом или квадратном мониторном, в которое, до одури, всматриваются цепкие глаза авиадиспетчера. Да ещё так цепко, что долгое время оно виртуально стелется под ногами, бредущего домой человека, чтобы потом забраться в его тревожные сновидения - это обязательная плата за спокойствие людей, находящихся в воздухе.
И это хорошо, когда эта скромная профессия в "тени" находится - значит полёт лётчика и диспетчера происходит слажено. Задаваки-пианисты иногда используют способ игры "в четыре руки", чтобы расширить свои физические возможности для пущей виртуозности. А современные лётчики, каждый день так летают - в паре с авиадиспетчером. В свете этого, известное выражение: "У них длинные руки", как нельзя больше подходит к описанию этой наземной профессии, если они, из своей будки, до любого самолётного штурвала дотягиваются. Вот, где самая виртуозная игра происходит. Им мало того, так они ещё своими онемевшими от напряжения пальцами продолжают держать крепкой хваткой штурвал, когда лётчик "гуляет" в небе с чашечкой кофе в руках, положившись на автопилот. При такой заботливой опеке, у диспетчера уже никаких сил на танцульки не остаётся. :)) (смеюсь) Тут бы, после работы, дотянуть, как-то на своём наземном автопилоте до спасительной кровати. :)) (смеюсь). Поэтому на танцплощадках лётчики заметнее, они чаще красуются в своей нарядной форме, да и больше их числом, чем авиадиспетчеров. Тут, вдогонку, будет ещё уместно напомнить, что наземный "лётчик" в небе сразу несколькими самолётами управляет - вот, где виртуозность профессии.
Низкий поклон заслуживают эти неутомимые стражи нашего неба, без такого надёжного тыла лётчикам туговато было бы парить в голубых просторах...."
(перефразированная цитата из моей миниатюры «Пара слов о скромной профессии» )

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   30.01.2019 12:46     Заявить о нарушении
Виктор, уважаемый, спасибо! Спасибо за хорошие и верные слова. Спасибо за низкий поклон моим коллегам диспетчерам и моему первому наставнику(РП) Руководителю полетов аэродрома Шаповалову Виктору Васильевичу.

Владимир Лыгин   30.01.2019 20:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Такой очерк хорошо бы смотрелся в газете "Воздушный транспорт".

Безмв   03.01.2019 11:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Немного доработать только. Согласен с Вами. Сейчас пишу цикл рассказов о диспетчерах, их работе. Спасибо!

Владимир Лыгин   03.01.2019 14:54   Заявить о нарушении
Уж больно все серьезно...

Безмв   03.01.2019 17:25   Заявить о нарушении
Серьезно.....коллега-наставник, бывший мне почти за отца. Он умер уже давно, но память о себе хорошую оставил. Вот потому и серьезно все.

Владимир Лыгин   04.01.2019 19:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Спасибо Вам за интересно написанный очерк. Сам я пол века посвятил авиации: половину - за штурвалом, половину за диспетчерским пультом. Когда пришел в диспетчерскую службу, мой наставник, тоже бывший летчик, сказал: не думай, что ты все знаешь про авиацию. Ты знаком только с одной стороной медали, а работа диспетчера требует отдачи. Так что относись к ней как к первому самостоятельному вылету. И я был благодарен ему за это напутствие.
С уважением,

Виталий Буняк   16.12.2018 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега. Очень приятно. Вы верно заметили про вторую сторону медали и по моим наблюдениям из пилотов и штурманов получаются очень хорошие диспетчеры, если они понимают и принимают эту самую вторую сторону. Благодарю Вас.

Владимир Лыгин   17.12.2018 07:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «РП» (Владимир Лыгин)

Да, Владимир, спасибо за правильный рассказ о правильном человеке. В чине старлея я как-то оказался свидетелем как наш комэска оказался в полной прострации как РП. Сначала аэродром совместного базирования Храброво был закрыт по погоде. Потом МУ улучшились, мы начали полёты при минимуме, а спустя 1.5-2 часа сразу одновременно пришло много бортов, и наш комэска, который был РП, вконец запутался. Хорошо, рядом сидел гражданский диспетчер, который взял микрофон и смог разрядить обстановку и посадить все самолёты.

А это из моего опыта: "
В общем, из этих примеров ясно, что определяющим критерием надёжности лётчика является его квалификация и мастерство. Но это ещё не всё. Когда я на должности Начальника Службы Безопасности Полётов 33 Центра стал изучать фактическое состояние обеспечения безопасности полётов, бросилось в глаза два факта:

1)Было достаточно много предпосылок к лётным происшествиям из-за опасного сближения самолётов в воздухе по вине группы руководства полётами. Я посмотрел уровень руководителей полётов. Все были опытными, но ПЛП раньше допускали. Почему? С каждым штатным РП я просидел на КДП по нескольку смен и докопался до причины. В НПП сказано, что РП (ПРП) помимо всего осуществляет управление прожекторами. В Центре было заведено, что этим занимался Руководитель полётов. А что это такое для РП? Когда экипаж находился на удалении 6-7 км, Руководитель полётов обязан был дать команду водителям-матросам, сидящим на прожекторах: «Приготовиться». На удалении 4-3 км выдать команду: «Дать луч». И во второй половине пробега самолёта по полосе: «Убрать луч». Т.е если в этот момент он получал доклады экипажей, требующие немедленных действий, он их просто пропускал, т.к. человек одноканальная система, и не может два равноценных действия делать одновременно. Одно должно осуществляться, как минимум автоматически.

А здесь ТУ-22м идёт на посадочном курсе на скоростях порядка 350-370 км/час, и всё внимание РП в течение 30-40 секунд приковано только к нему, он не может отвлечься на другие доклады. Неделю мне пришлось «уламывать» Начальника Центра генерал-лейтенанта Ю.С. Гудкова отдать управление прожекторами помощнику руководителя полётов. Когда это было сделано, предпосылки по вине группы руководства полётами в Центре прекратились. Странно, что никто из инспекторов Центра не увидел эту причину и не разгрузил внимание РП от обязанностей, которые может выполнять другой член Группы руководства полётами. Данным примером я просто хотел подчеркнуть, что если выполнять свои функциональные обязанности с высоким уровнем профессионализма – уровень безопасности полётов повышается автоматически.

2) Ещё удивило достаточно большое количество предпосылок, допускаемых опытным инструкторским составом в условиях, в которых они были подготовлены летать. Например, капитан Ковалёв допустил превышение ограничений самолёта по трём параметрам (приборной скорости, перегрузке и числу М) при отправке его на запасной аэродром. Или командир полка Северного флота полковник Тетюцкий с инструктором Центра майором Поповым произвели посадку на самолёте ТУ-22м3 с недовыпущенной передней стойкой шасси по вине инструктора и т.д. Я приказал всем лётчикам, начиная от рядовых командиров кораблей и кончая инспекторами Центра, дать мне данные, какие у них были ОСП (особые случаи в полёте) и сколько.

Т.Е. какие отказы случались в воздухе, сколько раз садился при предельном боковом ветре, сколько раз производил посадку на запасном аэродроме или в условиях ниже своего минимума и т.д. Потом произвёл анализ этих данных. Оказалось, что у меня и у тех лётчиков, которые до прихода в Центр послужили в боевом полку, этих особых случаев на порядок больше, чем у лётчиков, которые попали в Центр сразу после училища. Почему? А потому что, инструктора Центра в основном летают по учебным заданиям, учения, как таковые у них бывают редко, где риск полётов увеличивается, и если ещё инструктору везёт, ОСП у него случались мало, то у некоторых психика просто растренировывается реагировать адекватно на усложнение задания. Происходит её сбой, что, в конечном счёте, и приводит к предпосылкам по вине подготовленного вроде бы лётного состава.

Главный вывод, который хочется сделать в заключение, говоря о надёжности лётчика. Самое неправильное к этому вопросу подходить прямолинейно. Например, американцы говорят: «Если лётчик тактической авиации налётывает менее 15 часов в месяц – это аварийный лётчик. Если верить этой логике, значит, если налётывает больше 15 часов, то лётчик надёжен. Да в том-то и дело, что нет, этого мало. Надёжность, как и уровень техники пилотирования, есть постоянно меняющаяся величина, даже в течение одного дня. На неё влияет большое количество разных факторов: влётан лётчик или не влётан, отдохнул перед полётами или его раньше времени вызвали на службу, был в отпуске или не был, как отношения в семье, как переносит лётную нагрузку, устал - не устал и т.д. И только постоянным анализом всех факторов, влияющих на безопасность полётов лично самим лётчиком, а также вышестоящими командирами можно повысить надёжность лётного состава при выполнении полётных заданий в воздухе.

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   15.05.2019 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий Васильевич! Я с Вами абсолютно согласен - нет одинаковых полетов. К каждому надо тщательно готовиться. Я в этом убеждаюсь практически каждый день, каждую смену. В последнее время особенно. Теперь пилоты не заходят в штурманскую комнату, а транзитные экипажи вообще выходят из самолета только для обхода своего борта по кругу. Вся подготовка к полету проходит в кабине. Прожектора на нашем аэродроме я уже не застал, говорят раньше были, но светосистемой управляет диспетчер "Посадки", в функции которого входит и управление в ближней зоне(50км) и все это хорошо, когда мало бортов на заходе и погода хорошая, ну Вы понимаете.

Владимир Лыгин   16.12.2018 12:28   Заявить о нарушении