Рецензии на произведение «Психология музыки»

Рецензия на «Психология музыки» (Михаил Пушкарский)

Здравствуйте, Михаил!
Начал читать Вашу работу о музыке. Работа крупная и я буду ее не спеша смаковать. Очень интересно, как Вы оцениваете музыкальные произведения, как Вы их эмоционально воспринимаете. Тем более, что большинство музыкальных произведений, композиторов, исполнителей, о которых Вы говорите, мне хорошо знакомо. Я много лет уже изготавливаю музыкальные видеоролики и размещаю их на своем канале в ютубе. Скачиваю видео природы, или видео городов, вырезаю из них лучшие фрагменты по 8-10 секунд, объединяю их и накладываю на них музыку. Начал с классики, а потом стал использовать также музыку современных композиторов. Также иногда использую в своих видео картины хужожников. Открыл для себя за последние пару лет нескольких замечательных композиторов. Эрнесто Кортазар, Джовании Марради, Бернвард Кох, Омар Акрам, Виктор Горшков, Александр Лесников - их музыку я также использую в своих роликах. Очень мне нравится молодой композитор из Краснодара Элгар Туниянц. Его музыка напоминает музыку норвежского дуэта Секрет Гарден, но она чуточку ‘светлее», у дуэта музыка печальная, у Эдгара - грустная. Печаль безысходна, а в грусти есть надежда, свет в конце тоннеля. Если Вы, Михаил, зайдете на мой канал, то встретите на нем многих своих знакомцев, о которых идет речь в Вашей работе. Как и Вы, я не делю музыку на хорошие и плохие жанры, я также «всеяден». Не могу дать ссылку на свой канал, ибо они тут на Прозе не открываются. Но если Вы наберете в ютубе, например, «Гавайская гитара. Гавайские острова», то попадете на мое видео, набравшее где-то 49 тысяч просмотров. А с него можно зайти и на канал. Работы изготовленные лично мною находятся в плейлисте «Моя музыка».
С уважением. Евгений.

Евгений Терещенко   25.04.2024 07:55     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Евгений! Конечно, буду заходить к Вам на канал слушать музыку. Я не устаю повторять о своём восхищении советским поколением 50-х, 60-х, да и вообще всех советских людей, их образованностью и разносторонностью, всей советской культурой, не забывая о русских классиках, и вообще. о мировой классике в музыке, литературе... Просто, одни ещё в строю, а других уже нет.
Вообще, я мало эрудированный человек относительно. Но была отличная память, способность быстро разобраться в чём-либо новом, и что-то привнести не двусмысленно от себя. Но не использовал свой потенциал как надо и когда была возможность.
Кстати, в шахматах у меня был первый разряд, но я почти не играл в соревнованиях.
Просто понял, чтобы достичь мастера, нужно было примерно год упорных тренировок, и потом продолжать в таком же духе, чтобы оставаться на плаву. И это ради значка на пиджаке? Шахматы для меня искусство и бывшее хобби.
Рад нашему знакомству и возможности общаться!

Мне, кстати, нравятся ролики с природой, но и концертное исполнение. Вчера попалась подборка болле часовая музыки Микаэля Таривердиева с кадрами из фильмов. Тоже, нормально. Часто в последнее время переслушиваю музыку Эдуарда Артемьева. Да, это здорово быть всеядным в музыке! ))
Знаете, Ваше определение о музыке у меня до сих пор с головы не выходит. Конечно, слушая музыку, это все, прежде всего, и понимают - что "наш видимый мир лишь малая часть чего-то большего". Во всяком случае, на подсознательном уровне.
У меня же была мысль это сформулировать в каком-то определённом восприятии, типа, сделать перевод с этого ангельского языка на русский, пытался истолковать, как духовное откровение, подтвердив высказывание Бетховена... Я даже забыл, что можно и простые слова найти хотя бы.
И вот Вы в этих простых словах передаёте главную особенность музыки и откровение о мире, в котором живём.
Нечто подобное пытался сказать И. В. Гёте: «Музыка — это абсолютное трансцендентное средство проникновения в области высшего порядка и красоты... Величие искусства яснее всего проявляется именно в музыке».
Мне нравится это высказывание. Но вы смогли сказать проще и не менее сильно - даже, сильнее.

Михаил Пушкарский   25.04.2024 11:05   Заявить о нарушении
Я тоже очень рад, Михаил, встретить на Прозе близкого по интересам собеседника. Возможно, Вы относитесь к моему поколению, я 1952 г.р. В моей коллекции несколько десятков произведений Таривердиева, из которых я «экранизировал» 11, есть даже отдельный плейлист в ютубе. Артемьева экранизировал меньше, 5-6 вещиц, не помню точно. О своем отношении к музыке я высказался в трех коротких эссе: «О королях музыки», «Об истинных меломанах» и «О вокальном искусстве». Первое эссе, не сомневаюсь будет Вам интересно. В третьем я отразил свое примитивное, дилетантское представление о музыке, навеянное Л.Толстым. Там я немного «прошелся» по рок-музыке, в которой разбираюсь мало, что впрочем не мешает мне ценить Пинк Флойд. Вы пишете о музыке более аргументированно и копаете глубже, чем я. В шахматах я когда-то был кмс, успешно играл в чемпионатах Днепропетровска и области, дважды брал серебро в первенствах Украины по переписке. Сейчас играю в турнирах на личессе, в блиц естественно, но очень редко, берегу нервы.
С уважением.

Евгений Терещенко   25.04.2024 14:42   Заявить о нарушении
Если что, пишите мне в личку, тут на Прозе есть.

Евгений Терещенко   25.04.2024 14:44   Заявить о нарушении
Я 1964 г. р. А насчёт памяти, не в возрасте дело. Не думал - не гадал, настолько был уверен в себе, но заработал неврастению.

Михаил Пушкарский   26.04.2024 10:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология музыки» (Михаил Пушкарский)

По моему давнему мнению классическая музыка является аналогом человеческой мысли. Однако, если мысль обычно вполне конкретна, то музыка это мысль в абстрактной форме. Для изображения мыслей музыка очень подходит - многочисленные повторы и вариации, переходы из одной темы в другую, очень напоминают долгое обдумывание некой очень важной проблемы.
В этом плане музыку можно считать изобразительным искусством - она изображает наши мысли.
спасибо. Ваша статья понравилась. Сам я занимаюсь синтезом музыкального звука, поэтому к музыке некоторым образом причастен. Посмотрите это http://youtu.be/6mn97InHQu0
Успехов Вам!

Дмитрий Маштаков   07.03.2024 07:10     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Дмитрий Михайлович!
Насчёт мысли. Мне всегда нравилось высказывание психолога Джеймса: "метафорой мышления является мир, который оно познаёт".
То есть, мысль ориентирована на выявление закономерностей этого мира: аналогии, причины-следствия, связи в пространстве и времени, и т.д.
А в музыке мы имеем дело прежде всего с звуковым образом.
Иными словами, если мысль рассматривать, как суждение по аналогии, то в музыке мы улавливаем ту или иную аналогию.
То есть прав А. Эйнштейн, что "настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса". В развитии музыкального образа для нас открывается мир метафор и аналогий. Но в принципе, о чём я написал, думаю, более удачно и лаконично: "ассоциации" и "чувства".
То есть, можно резюмировать, что более всего музыка содержит в себе такой образ (представление, слышимый и воображаемый предмет) который находит отражение в чувствах (аналогию в чувствах).
Второе у меня "ассоциации" - иными словами, аналогии в зрительных и осязаемых представлениях, то есть, образы, предметы, действия (падение, спуск, подъём, полёт, и более сложные). Таким образом, мы можем слышать от абстрактного красивого образа чисто в гармонии звуков, не вызывающего в нас лирики или оживления, радости, а также, не вызывающего никаких опредмеченных ассоциаций до узнаваемых образов души (чувств) и ассоциаций любых, какие возможны, какие может выдать индивидуальное воображение. Теоретически, слушатель может превзойти композитора: рассказать ему больше о том, что у него получилось. Но поскольку композитор обычно лучше слышит и как правило, стремился изначально передавать тот или иной цельный образ, то практически он знает больше о своём произведении.
Часто композитор ловит волну, сам не ведая, что это за тема, он её слышит и раскрывает, как откровение свыше. Вот о таком уровне, скорее всего говорил Л. Бетховен.
С уважением, Михаил.
А ещё здесь было бы уместно греческое "логос". В нём и

Михаил Пушкарский   07.03.2024 23:15   Заявить о нарушении
Собирался о логосе писать. но не понадобилось, забыл стереть.

Михаил Пушкарский   07.03.2024 23:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология музыки» (Михаил Пушкарский)

Хороший очерк. Спасибо.
Абсолютно верная мысль, на мой взгляд: "музыка несёт в себе чисто творческий, созидательный, художественный и духовный образ". Впрочем, как и любое настоящее искусство. В том между собой их сходство. А различие - лишь в восприятии человеком.
Жаль, что у Вас "выпал" Рахманинов.
Сегодня - самое печальное - в поисках новаций или даже в западении на дешевую моду мы утратили русский мелос. Разменяли его на яркие чужеземные "бусы", забыв о своем великом наследии.
Это справедливо и в отношении эйдоса. Наверное, от того, что музыка и изобразительное искусство наиболее близки друг к другу, в сравнении с другими видами искусства.
Доброго Вам здоровья и успехов!
С уважением,

Виктор Кутковой   06.03.2024 21:45     Заявить о нарушении
Вы очень кстати упомянули о Рахманинове. Вот здесь я попытался сблизить музыку с поэзией http://proza.ru/2024/03/06/933
Действительно, музыка по своей сути абстрактна, но она может интерпретироваться и восприниматься через очень конкретные зрительные образы. Примеры переложения из одного вида искусства в другой вид, известны. Таковы, например, картины Чюрлёниса или "Картинки с выставки" Мусоргского.
За статью автору спасибо.

Дмитрий Маштаков   07.03.2024 00:02   Заявить о нарушении
Дмитрий, вы говорите о программной музыке, но ведь существует и совершенно другая, не связанная со зрительными образами, "самовитая", как сказал бы Велимир Хлебников. Среди нее тоже существуют талантливые и даже гениальные образцы. Например, многие вещи Бетховена или взять тот же вальс Е. Доги из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" Э. Лотяну. С ними-то как?

Виктор Кутковой   07.03.2024 00:55   Заявить о нарушении
Согласен. Разумеется, музыка бывает разной. Бетховен, сочиняя Крейцерову сонату, не мог предполагать, что какой-то Л.Н.Толстой сочтёт эту музыку развратной.))
.
Что касается вальса Е. Доги, то он явно имеет содержание, которое в поэзии было бы отнесено в раздел любовной лирики.
Хотя действительно, многие музыкальные произведения не поддаются такой уж прямой интерпретации. С другой стороны, с человеческой речью музыка связана своими характерными интонациями. Китайская музыка отличается от европейской.
.
Во всех видах искусства большую роль играет композиция и элементы симметрии. В поэзии важным является ритмический рисунок. Ритмика это не что иное, как трансляционная симметрия. В живописи ритмические элементы проявляются реже.
Симметрия и композиция объединяют многие виды искусства. Взять ту же архитектуру. Разве готические храмы по своему внешнему виду не музыкальны? Им музыка Баха очень подходит. И также внешний вид органа с его симметрией. А в России по макушкам церквей колокола звонят.

Дмитрий Маштаков   07.03.2024 06:49   Заявить о нарушении
Я вот здесь тоже в музыкальном плане постарался - http://proza.ru/2024/02/29/420
Это не новые слова к старой песне, это какая-то другая форма. Стихи, поддерживающие интонации инструментальной музыки. Или основанные на этой интонации.

Дмитрий Маштаков   07.03.2024 06:59   Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо.
Что касается "симметрии и композиции", то Вы прошли мимо термина "эвритмия". Он-то как раз многое и объясняет в данном вопросе, начиная от архитектуры и кончая музыкой. Русские храмы не менее эвритмичны, нежели готические соборы. На эвритмии основан иконописный канон. Известный реставратор Н. Гусев линейкой обмерил более 300 древнерусских икон и нашел в построении каждой из них чистейшие математические соотношения.
Об эвритмии я написал главу более 60 страниц в одной из своих работ, поэтому имею некоторое представление об обсуждаемой нами проблеме.
Очень верное замечание о китайской музыке. Да вообще вся китайская культура стоит особняком от европейской. И она тоже эвритмична.
Вы говорите о "теме любви" у Доги. А какой зримый образ Вы нашли у любви? :-)) Ведь мы о нем же ведем речь.
Доброго Вам здоровья!
С уважением,

Виктор Кутковой   07.03.2024 12:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор Семёнович! Спасибо, Дмитрий Михайлович!
Не перестаю удивляться, сколько в России умных, талантливых, эрудированных, плодотворных до гениальности, и хороших людей. Это уже о вас! Не о композиторах. Конечно, это в Советском Союзе была такая возможность для всех. Хотя и минусов (да ещё каких минусов) хватало. И всё же, какие были люди, зовущиеся советским народом! Такого уже никогда не будет. Какие поколения послевоенных и здесь же - ваших, годов! (Я 1964 года).
Насчёт музыки, солидарен с высказыванием Гёте: «Музыка — это абсолютное трансцендентное средство проникновения в области высшего порядка и красоты... Величие искусства яснее всего проявляется именно в музыке». Хотя, взять литературу, прозу и поэзию - квинтэссенция красоты, мудрости, слова и самой жизни! "Не насытится око зрением, не наполнится ухо слышанием" (Еккл).

Насчёт понятия "композиции", оно довольно хорошо объединяет, и музыку, и живопись. И оно вмещает в себя понятие "гармонии". Но это всё остаётся формой, внешней красотой. А суть - содержание... со смыслами и чувствами, с идеями и философией. Для человека, наверное, главное - нечто познать, воспринять красоту, и почувствовать жизнь. Когда искусство может питать разум и душу этими тремя категориями, тогда оно достигает полноты. Однако, Бетховен считает, что "музыка больше, чем мудрость и философия"? Согласен, Виктор Семёнович, я тоже думаю, во всяком случае, музыка не больше Евангелия!
Ещё раз, огромное спасибо всем!
С глубоким уважением, Михаил.

Михаил Пушкарский   07.03.2024 21:21   Заявить о нарушении
Да, хотел сказать, что удивляет, как столь занятые люди, как вы, успевают ещё что-то прочесть, чем-то поинтересоваться и пообщаться?!

Михаил Пушкарский   07.03.2024 21:48   Заявить о нарушении
Хозяину - особая благодарность! И за площадку для разговора, и за добрые слова, разумеется.
Когда Гете писал о музыке, то в его время она была классической (высокая) и народной (низовая). А сейчас появились феномены субкультуры: поп-, рок-музыка и далее по списку. Да ладно б, коли все это замысливалось и исполнялось бы "без задней мысли". Но теперь ведь она нередко суперпрограммная, а, точнее, запрограммированная. Достаточно почитать хотя бы исследования канадского специалиста Режембаля, показавшего какие (сатанинские) тексты закладываются в подсознание слушателей. Не случайно же публика после соответствующих концертов невероятно бесновалась, громя на своем пути магазины, кафе, рестораны, автомобили и т.д.
А вот насчет молодого поколения я настроен не столь пессимистично :-). Ибо имею опыт преподавания больше четверти века. То есть общался с молодежью самым тесным образом. Всё зависит от того, что в них вкладывают "сверху". Вот Фурсенко добивался вырастить не творцов, а потребителей, они потребителями и выросли. Слава Богу, не все. Всех - просто не успели... Да и мы, преподавали, сопротивлялись данному преступлению против молодежи наизощреннейшими средствами. Вопрос отныне стоит опять радикально: что дальше? "Жареный петух" полагаю, заставит-таки выбрать правильный путь. Посмотрим... Но фурсенки-то остались...
Относительно Евангелия 7 Вселенский собор дал точное определение, уравняв Евангелие с иконой и Крестом: "... что изображено посредством бумаги и чернил (в Евангелии. - В.К.), то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала"; "что освящено Церковью, будь то Евангелие, или изображение Креста, или иконная живопись, или святые останки мучеников, а равно дерзавшие давать обычное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, — определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы".
Песнопение (т.е. в нашем случае музыка) уравнено с иконой, ибо музыка в храме - это звучащая икона.
Все дело не в иерархии видов искусства (да и есть ли она?), а в том, что это за музыка, кому или чему она служит. Седьмой Собор высказался в этом отношении так: "...все низкие искусства, отвлекающие от цели заповедей Божиих, должны быть отвергаемы; но искусства иного рода, искусства полезные в жизни не носят на себе ничего непристойного и не презирались и не отвергались святыми отцами нашими". Речь шла именно о мирских жанрах.
Красота воспринимается по-разному. Ее понимание зависело от исторического времени, народа, религии, конфессии, даже личности, особенно в Новейшую эпоху.
Красота бывала и есть темная, ложная, соблазняющая... Не случайно же в современной эстетике наравне с категорией прекрасного введена категория безобразного, а безобразное в отдельных случаях тоже понимается как красота. В Средние века с этим было проще. Отсюда любое бытовое изделие из раскопок представляет собой ныне произведение искусства и помещается в музей. Достаточно сравнить хотя бы древнерусские гребни и нынешние расчески. Да и красота ведь называлась "добрОтой". Куда же понятнее!
Простите грешного.
С не менее глубоким уважением,

Виктор Кутковой   07.03.2024 23:39   Заявить о нарушении
Простите за описки. Не доглядел :-).

Виктор Кутковой   08.03.2024 12:09   Заявить о нарушении
Виктор Борисович, я понимаю, что консерватизм в православии служит стабильности Церкви. Есть догматизм Апостольского учения, Предания, есть согласное мнение Святых отцов, есть решения соборов...
В общем, в первый раз я узнал о том, что икона в православии приравнивается к богословию, и Евангелие не выше иконы, давно, из брошюры Андрея Кураева "Протестантам о православии". И счёл это его личным перегибом. Потом узнал, что оказывается, это учение Церкви.
Присутствие Святого Духа в Православной Церкви безусловно, и в трудах Святых, и в благодатных старцах, и в самой Церкви, и в обычных христианах. Сразу же первым мне вспомнилось свидетельство актрисы Олеси Железняк на канале Спас с Павлом Астаховым. Она в конце ответила на вопрос: что для неё является чудом, высказала то же самое откровение, которое есть в Вашей повести. "Чудо - это сама жизнь"! Если мы пробуждёно, и как свет Божий, воспринимаем эту жизнь, то через многое в ней нам будет говорить Бог.
И тем не менее, в православии масса народа, которые буквально живут в церкви, постоянно причащаются, и ничего похожего на благодать в них не обнаруживается.

Что я хочу сказать? Прямо, то - что иконе до богословия далеко, а тому и другому далеко до Евангелия. Это очевидно. Сколько бы не вмещала икона богословской символики, символ не может соревноваться со словом. И как бы не было скрупулёзно систематизировано богословие, оно не заменит живое слово и дух Евангелия и саму истину в житие Сына Божьего.
Настоящее богословие должно основываться на откровении и толковаться в нравственном ключе, и лишь по мере допустимого, в рацио. То богословие, которое мы имеем, в основном формировалось в рациональных спорах и борьбе с ересями. Однако, почти всё безупречно выверено...

Итак, главным в спасении и обретении благодати Святого Духа почему-то считается причащение Святых Тайн. Естественно, в говении, благоговении и соблюдении заповедей. Но ничто не может так просветить разум и касаться человеческого сердца, как Евангелие. В котором само слово, дела, житие и Сам Христос. И Евангелие - это невероятная полнота благодати, запечатанная в слове, и доступная каждому. Необходимо только желание проникнуться истинным словом Божьим.
Через Причастие, без Евангелия, Господь может просветить Святым Духом, но не каждого. Для спасения Спаситель не просто так предусмотрел Евангелие. Оно реально пробуждает, приводит к истинному покаянию в перемене сознания, и наполняет радостью Благой Вести...

С уважением,

Михаил Пушкарский   08.03.2024 19:41   Заявить о нарушении
Виктор СЕМЁНОВИЧ! Не знаю о чём я думал...

Михаил Пушкарский   08.03.2024 19:43   Заявить о нарушении
И ещё такой аргумент. Когда придёт Утешитель Дух Святой, сказано, что Он будет свидетельствовать о Господе Иисусе, и напомнит ученикам обо всём. Практически это нас возвращает снова к личности Спасителя и евангельским событиям. То есть, это сама благодать Святого Духа будет указывать на свет Евангелия и Христа в нём. Будет проповедовать Христа, как Благую Весть.
При желании можно Бога познать даже через Творение Божье (Рим. 1:20). И по слову Ап. Павла, через это наполнится и прославлять Бога.
Но какой невероятный свет и свидетельство приходит в явлении Христа! Какая Благая Весть и реально дарованный Святой Дух в Деяниях апостолов! И всё это вместе: во имя Отца, во имя Сына и Святого Духа!
Как-то так.
Если что, я не полемизирую, просто ищу понимания. ))

Михаил Пушкарский   08.03.2024 20:08   Заявить о нарушении
Дорогой Михаил (Геннадиевич?)!
Ваши рассуждения не совсем компетентны. Это говорит об отсутствии духовного образования.
Но прежде всего мне хотелось бы выяснить: кем Вы себя ощущаете? Протестантом или православным?
А потом можно продолжить разговор.
Христа ради простите.
С уважением,

Виктор Кутковой   08.03.2024 20:44   Заявить о нарушении
Меня можно по имени. Я искренне обратился к Вам по отчеству.
Я был крещён в детстве в православной церкви. Лет пять в 26 лет искал смысл жизни. Не до чего самостоятельно не додумался. Никакая литература не впечатляла. Однажды купил пятитомник Добротолюбия, который предложил православный знакомый. Не прошло пару дней, читая житие кого-то из Старцев, Господь коснулся сердца, я перекрестился и обратился к Богу, чтобы быть христианином. Дальше приобрёл Библию. И через Добротолюбие, и Библию, мне открывалась духовная жизнь и слово Свщ. Писания. В вопросах веры о компетенции решает Сам Господь.

Кстати, по вопросу, ведущей роли в духовной жизни Свщ. Писания, есть замечательный доклад 2014 года игумена монастыря Симонопетра, архимандрита Елисея "о келейной молитве", где по вопросу Иисусовой молитвы (ещё один не однозначный пункт) он рассудительно расставляет акценты. Где разные акценты и у святых.

Однажды со своим православным товарищем в разговоре о духовной жизни, мне показалось, что нам надо как-то приносить плод. Я ему сказал, что то богатство, которое нам даёт Господь, надо как-то тактично раздавать другим. Потом то я узнал, читая прп. Серафима Саровского, о другой истине: "спасись сам, и через тебя спасутся тысячи".
Товарищ мне тогда сказал: "Ты хочешь сказать, что можешь истолковать притчу. считающуюся самой трудной у Святых"? Я ответил, что не знаю, но почувствовал, что благодать Святого Духа, которую даёт нам Бог, есть то "не праведное" (не заслуженное) богатство, которое мы получили по Божьей милости и должны раздавать другим.
Через пару дней мне не спалось, и я вспомнил о разговоре с другом и об этой притче. Открыл Библию, просмотрел, и на одном дыхании истолковал со всеми сложными местами.
Мой товарищ знал всё богословие, знал работы всех русских религиозных философов, не представлял себя вне Церкви, высказывал мне, что не причащаюсь. Сегодня он о православной церкви высказывается совсем плохо, не отрицая Спасителя и святых, работает психологом, и общение у нас закончилось.

Хочу сказать, что были вопросы, по которым были реальные откровения, противоположные моему мнению в пользу церковной традиции. И прямые, буквально, что церковь - это мать.
Так что стараюсь продвигаться со своими представлениями осторожно.
Тем не менее, свой взгляд на вопрос Евангелия, я надеюсь, доступно аргументировано изложил. Мог подробнее.
Тут ведь (насчёт компетентности) почему дар рассудительности считается у святых высшим даром? Потому, что в рассуждении сторон легко видно, чьё рассуждение объективнее, а чьё ограничено, кто говорит по существу вопроса, способен показать и внятно пояснить ошибочность доводов оппонента.
А насчёт пойти поучиться в семинарии и подобное мы уже проходили. )) Кстати, в 2009 году, я захотел взять благословение, чтобы издать христианскую брошюру. И священник, ознакомившись с материалом, счёл, что всё написанное - от Бога, но сразу же предупредил, что никто благословения не даст, скажут "пойди поучись сначала в семинарии". С ним мы тоже поговорили о Евангелии и причащении. В этом вопросе он, также, считает, что есть причастие и в нём Господь, а самостоятельное изучение Евангелия приведёт к разногласиям.
Но повторюсь, это его мнение, бытующее в церкви со времён царской России, суть, забота о внешней религиозности.
Как может приходить и приходит благодать, я здесь Вам пояснил. Ответ услышал в мягко говоря, религиозной плоскости и переходе на мою персону. Вы всё уже сказали, и о какой возможности пролжать Вы говорите?

Михаил Пушкарский   09.03.2024 00:35   Заявить о нарушении
Дорогой Михаил, если Вы считаете, что я уже всё сказал, то в таком случае, действительно, нет смысла для продолжения разговора. Отмечу лишь Ваши пробелы в знании догматического богословия (оно заменено собственным мнением, т.е. "рассудительностью", как Вы ее понимаете), а отсюда образовалось ошибочное отношение к Деяниям, в частности, 7 Вселенского собора. Что уже грех. Можете спросить у духовника, если таковой у Вас есть.
Доброго Вам здравия!
С уважением,

Виктор Кутковой   09.03.2024 02:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология музыки» (Михаил Пушкарский)

Что есть музыка?
Это, прежде всего, твоя внутренняя культура, которая отзывается на музыкальное произведение.
Можно, конечно, быть просто слушателем, но ежели есть навык владения музыкальным инструментом, то музыка наиболее доступна тогда и человек способен во всей полноте постигнуть замысел, чувства и мастерство композитора.
Конечно, редкий музыкант не пробовал играть \Октябрь\ из "Времён года" Чайковского. Меня тоже не миновал сей опыт и долго я прилаживал левую руку, чтобы правильно исполнить форшлаги в нижнем регистре, выстроить полифоническое звучание в начале этой замечательной пьесы, правильно выйти на коду.
Чайковский, как никто другой, сумел личные свои черты передать в музыке и, разве что, Григ может напомнить нам о Чайковском своим оригинальным звучанием — так же и Чайковский напоминает нам Грига: остаются, при этом, оба композитора яркими индивидуальностями в музыкальном мире.
И, всё-таки, есть композитор который напомнил мне об \Октябре\ из "Времён года" Петра Ильича.
Откройте 25 вариацию из Гольдберг-вариаций (соль минор) и вы сразу узнаете популярные интонации.
Но как это сделано у Баха! Это надо поиграть самому чтобы услышать и оценить, в должной мере.
Я думаю, наилучшим образом можно донести музыку Чайковского в \ Осенней песне\, только погрузившись в варицию соль-минор, как впрочем и любую музыку других знаменитых композиторов невозможно наиболее полно оценить, если нет опыта погружения в музыку Баха.. Чего ни коснись, всё слышится компиляцией из Баха.

Леотим   14.05.2021 02:07     Заявить о нарушении
Большое спасибо за общение. Да – профессионал в любом деле понимает больше любителя.
Бывает, как исключение, какие-то отдельные открытия у сильного любителя, если он человек мыслящий и чувствующий. И то, нужно в этом повариться.
Мне нравятся многие композиторы и разная музыка, но это ничто по сравнению с тем, что есть. Играл на баяне и на трубе, но не закончил даже музыкальную школу. Поэтому о классике не смогу судить объективно. Мне хотелось бы больше узнать музыку, но всё некогда, и другие тоже есть интересы. А тут ещё куда-то память и прежние мозги пропали.
Я музыку всё же разделяю на 4 категории: вдохновляющая (где нам песня строить и жить помогает, радостная и красивая, как вальсы Штрауса, например… инструментальная).
Вторая – лирическая, для души. Третья – тематическая классика, где возможно отражение негативных переживаний (не для души). И четвёртая – импровизация. Это примерно то, о чём Вы говорите, где композитор создаёт сложные партитуры, где упор на сложное звучание и исполнение, это для тех, кто «в теме», профессионалы. Здесь же и джаз.
Недавно что-то дёрнуло меня посмотреть на ютубе Спейс (Дидье Маруани) и так проникся тем, что в молодости тысячу раз слушал. И сказал себе, что хоть люблю Пинк Флойд и Чайковского, но Дидье и Вивальди – от Бога. Такая простота и в тоже время гармония, целостность, тема, сам музыкальный образ, нечто вроде живописи в музыке. Извиняюсь за субъективность.

Михаил Пушкарский   17.05.2021 01:13   Заявить о нарушении
Дидье Маруане...
Должен признаться, череда названий групп и имён композиторов давно для меня оборвалась и Дидье Маруани новое имя для меня. Но интересно как это имя связалалось с Киркоровым.
Я, конечно, разыскал статью о Дидье и в этой статье упоминается о судебном иске французского музыканта к нашему шоу-мэну.
Репертуар Киркорова мне незнаком абсолютно, по причине банальной: просто выключаю звук в телевизоре или в любой воспроизводящей аппаратуре, где мелькает его лицо или упоминается его имя.
Так устроен мой организм, что некоторые явления из массовой культуры вызывают резкое отторжение и тут трудно что либо исправить.
Тем интереснее будет ознакомиться с творчеством Дидье Маруане — ведь так не бывает, чтобы любовь к Киркорову у наших фанатов родилась на совершенно пустом месте.
Спасибо вам за интересную информацию!

Леотим   17.05.2021 02:05   Заявить о нарушении
Киркоров - это уровень кружка художественной самодеятельности вместе с композициями, раскрученный и только. А та музыка, которую слушает сейчас моя внучка первоклассница и молодёжь, вообще разрушительна.
Я от Вас узнал за иск Киркорову, просмотрел один ролик. Как-то по жлобски Дидье повёл себя из-за какой-то мелодии совсем не оригшинальной и заезженой. Тем более, только припев и то в разном темпе. Мало ли встречается похожих фрагментов и у великих композиторов. Кстати, мне по душе больше Октябрь П.И.Чайковского, чем 25 вариация у И.С.Баха.
А вообще я говорил за группу Спейс. Первая электронная музыка с космическими ассоциациями. Потом их неплохо повторил Зодиак, несколько композиций всего, но своих, оригинальных. Конечно, с Антонио Вивальди я их не сравнивал по уровню. Вивальди на одних скрипках создаёт множество тембров, вырисовывает душой, чувством музыкальный образ плюс виртуозные и красивые вариации. А Дидье - красивая гармоничная и простая лирика, хорошо слаженные темы композиций, тоже, оригинальная и доступная эстетичная музыка.

Михаил Пушкарский   17.05.2021 15:13   Заявить о нарушении
В принципе, заимствование в музыке нормальное явление, особенно когда это делает гениальный музыкант. Один из таких примеров ария \Мария\ Гуно , где музыкальным сопровождением взята прелюдия (прелюдия до мажор из первого тома) из ХТК Баха.
Вивальди я знаю плохо, но приходилось слушать цикл \Времена года\, где исполнители пытаются восстановить старинную манеру звучания, играя на оригинальных инструментах. По сегодняшним дням так это просто авангардная музыка, настолько изумительны оркестровые эффекты. Разумеется, приходилось и концерты Вивальди слушать, для различных инструментов, органа с оркестром и кантаты. Музыка искромётная и, конечно, Бах по сравнению с Вивальди может показаться гораздо более сдержанным.
Музыку Вивальди я впервые услышал где-то в 70-х годах, а Баха взял себе в учителя гораздо раньше и курс обучения растянулся на всю жизнь, поскольку в ремесле музыканта подвизался. Так уж сложилось, что пришлось преподавать, работать аккомпаниатором и, одновременно, повышать свою квалификацию. Сейчас на пенсии, но привычка листать ноты так и осталась. А начинал-то я игрой по слуху и разбираться в музыкальной грамоте было довольно тяжко, когда подошло время — ведь играть из-под волос гораздо легче, чем разбирать ноты. Блажен кто родился в семье музыкантов, тогда он естественно вырастает в грамотного музыканта, но у меня всё по-другому было: сначала опьянение музыкой и, гораздо позже, осмысление своих возможностей, кропотливая учёба. Всё ко благу, впрочем.

Леотим   17.05.2021 23:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология музыки» (Михаил Пушкарский)

Великая тема! Отличная статья! Спасибо Михаил, очень актуально.
"Эстетическое наслаждение - это торжество разума и благородного духовного чувства. Искусство и созидание - это то, что в человеке "по образу и подобию Божьему".
Радости и Вдохновения Вам!
С уважением, Юрий.

Юрий Грозный   19.01.2019 15:07     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за отзыв! Моё музыкальное образование всего лишь на уровне неоконченной музыкальной школы. Эрудицией, также, не блещу. Писал статью из любви к музыке.
Но любовь и понимание не разлучны. Любовь открывает путь к пониманию, а понимание к любви.
Любовь - это созидание. Любовь к врагу возможна при наличии у него каких либо качеств, и в надежде на созидание. Если этого нет, то остаётся лишь сострадание...
Недавно узнал, что этимология понятий добра и зла (тов и ра) - созидание и разрушение...
Юрий, Вы процитировали такое моё высказывание, в котором я сомневался, что это можно понять. Ведь сколько бывает просто громких и высоких слов, за которыми нет содержания. Но Вы легко опознали конкретику психологии эстетического чувства. По существу, эта статья не доработана, но что-то сказать в ней, я думаю, мне удалось.
Кстати, на тему музыки и вообще искусства, можно зайти на страницу Тины Свифт. Хотя есть много и других интересных авторов.
С уважением, Михаил.
На связи))

Михаил Пушкарский   19.01.2019 23:51   Заявить о нарушении
"Любовь - это созидание. Любовь к врагу возможна при наличии у него каких либо качеств, и в надежде на созидание. Если этого нет, то остаётся лишь сострадание..."- тоже прекрасно сформулировано Михаил!

..и Жаль, что огромное Количество людей достойных только сострадания, приводит к личному страданию. И в этом дисбалансе какой то есть грязный диссонанс.((
(Прости Господи за такое..) оч сложно всё задумано...Эхх..
Но в остальном всё замечательно!))

Юрий Грозный   20.01.2019 01:52   Заявить о нарушении
Мы с Вами философы. И у меня тоже остались вопросы к Господу и, более того, атеистические аргументы. Появилась и брешь в вере. Несмотря на то, что имел знание Бога, а сейчас Его заботу.
Снова перевёл внимание на феномен Иисуса Христа. Иоанн по этому поводу написал: "Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы".
То есть, Иисус это показал Своим ученикам Своею жизнью.
Я снова вошёл во свет Христа и Нового Завета, снова пришёл мир и покой, восстановилось общение с Господом. Правда, вопросы остались открыты. Наверное, смысл в том, что искать ответы нужно, не теряя доверия к Богу. Иначе, можно потеряться в космическом пространстве и разбиться среди астероидов.

Михаил Пушкарский   20.01.2019 10:40   Заявить о нарушении
Привет Михаил!
Вопросы Огромные, на границе с НеПознаваемым.)А может и рядом с Тайной.
Я вот вариантик шутливого ответа предложил: "грустн Ангел и смеющ Рыба", если найдется минутка.
Радости Понимания Вам! Спасибо за Ваши труды!
С уважением, Юрий.

Юрий Грозный   20.01.2019 17:44   Заявить о нарушении
Я читал вчера у Вас несколько притч и Грустного Ангела. Гротескный образ всегда, как не завершенный гештальт, оставляет мысль в работе. Поэтому и рецензия сразу не родилась. Но для других, чья это стихия, проблем, конечно, нет - я отзывы читал.
Мне кажется путь к ответам лежит в Вашей заключительной мысли предыдущего сообщения: "Но в остальном всё замечательно". Поэтому я и написал: " Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы".
Мне нравятся короткие алгоритмы, как у Циалковского - своими словами: "если есть в мире любовь, значит и причина всего космоса имеет тоже-самое свойство любви".

Михаил Пушкарский   20.01.2019 21:13   Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам Михаил за помощь!
Дай Вам Бог!
Света и Радости!
С уважением, Юрий.

Юрий Грозный   23.01.2019 00:02   Заявить о нарушении