Рецензии на произведение «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения»

Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Доброй ночи, Евгений! Я сознательно не принял участия в этом мини-конкурсе, так как слишком мало читал всех трех Поэтов. Полагаю, что по духу мне ближе всех Гумилев. Рассуждать же о сходстве Поэтов и различиях с моей стороны было бы нелепо и бестактно. А вот ответы других наших конкурсантов мне понравились, видны и знания, и эрудиция, и проделанная исследовательская работа. Интересный конкурс. До следующей встречи. С уважением,

Михаил Бортников   16.02.2020 00:48     Заявить о нарушении
Дорогой Михаил я ждал ваших (со Светланой) ответов.
Не срослось. Причина убедительная.
Надеюсь, что 4 и 5 тур пройдут с вами.
По-моему, вопросы интересные.
С УВАЖЕНИЕМ и НАИЛУЧШИМИ, -

Евгений Говсиевич   16.02.2020 07:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, глубокоуважаемый,
очень симпатичный мне литератор
и человек Евгений Говсиевич!

Пишу ни в коем случае не как участник конкурса.
Для такого серьёзного дела нужно время, нужно
иметь в себе огромную уверенность, а в нашем
случае - при наличии такого контингента участников -
и большую самонадеянность)

Я хочу поддержать Сергея Фрейдлина, в очередной
раз выразить или подтвердить, вернее, своё мнение
о нём, как о лидере в серьёзнейшем и сложнейшем состязании.

Меня очень радует, что мы с ним отдаём предпочтение
одному и тому же из великих.
В данном случае это Б.Пастернак, творчество которого
трактуют, как путь от прекрасной темноты, недоговорённости к ясности.

О нём и сам о себе он говорит, что это поэт, не рвущий на себе рубаху.

Он не писал стихов - он подбирал слова к музыке мира!

Интерпретируя Пастернака с Мандельштамом, о них говорят,
что Пастернак в своём творчестве центростремителен,
а Мандельштам - центробежен)

Н.Гумилёва Ахматова называла поэтом-духовидцем. И в самом деле всё его творчество пронизано мистикой, провидением, которые и теперь ещё вызывает споры.
Творчество и самим автором не до конца понимаемое, записываемое им,
как под диктовку.
Д.Быков считает, что Гумилёв - это реинкарнация Лермонтова.
Но то, что Н.Гумилёв писал мгновенно, не задумываясь(Трамвай), происходило
и с А.Пушкиным. Его, как будто, кто-то будил ночью, он просыпался,
хватал перо и писал едва поспевая за мыслью, надиктованную ему.

Все ответы, записанные в виде рецензий, прочитала с громадным интересом,
пользой для себя, гордостью за умы и знания моих соотечественников,
некоторой завистью, но безграничным уважением к Е.Говсиевичу, благодаря
которому конкурсы масштабны, притягательны, очень серьёзны. Глубоки
по сути и значению.

Всем желаю успехов. Счастлива, что могу хотя бы косвенно приобщиться
к такому величию, празднику истинной литературы,

Дарья Михаиловна Майская   15.02.2020 16:02     Заявить о нарушении
Дорогая Дарья Михайловна, не буду ханжить и лицемерить, скажу, что ваш искренний, тёплый и дружественный отклик читать было очень приятно.

Кроме того, вы продемонстрировали обязательность, выполнив мою просьбу и своё обещание написать о поэтах и сделали это с тонкой поэтической душой.

Более того, вы демонстрируете скромность, хотя ваши ответы на вопросы 3 тура были убедительны и вы легко получили 3 балла.

Надеюсь, что и в 4, и в 5 турах вы тоже примете участие ("запуск" 4 тура 17.02).

По поводу высокой оценки ответов С.Фрейдлина пока комментировать не этично. Завтра будут опубликованы результаты этого тура и суммарные.

С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ и НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ, -

Евгений Говсиевич   15.02.2020 16:50   Заявить о нарушении
Евгений! Я Вас и не приглашала, Боже избавь, обсуждать Сергея Фрейдлина,
только высказалась в его поддержку.
Этим я не нарушила существующих правил?

"Троечку" заслужила?!! Превосходно!!!

У нас умнейшая и уважаемая преподавательница говаривала:
"Барин всю жизнь на тройке ездил" и "Тройка - государственная оценка".

Мы и забывали о том, что это ПОСРЕДСТВЕННО!!!)))))))))))

Спасибо Вам за радость общения и встречи с Вами,

Дарья Михаиловна Майская   15.02.2020 17:06   Заявить о нарушении
ВСЁ ОК!!

Маленький коммент. В этом конкурсе +3 - это очень высокий балл. Выше только +4, но это редчайший случай.

Так что ТАК ДЕРЖАТЬ!!!

Евгений Говсиевич   15.02.2020 17:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Добрый вечер,Евгений! Благодарю Вас за возможность узнавать и задумываться над тем, что ранее не вызывало интерес и существовало где-то отдельно от меня!
К большому сожалению,не могу дать развёрнутый ответ из-за нехватки времени.

Моё предпочтение - Борис Пастернак. Привлекает ритм и сильная энергетика, насыщенность, плотность текста, если мыслить физическими категориями.

С УВАЖЕНИЕМ к Вашей замечательной идее и её воплощению!

Инна Ермилова   14.02.2020 21:01     Заявить о нарушении
УВАЖАЕМАЯ ИННА, искренне благодарен такой оценке конкурса. Это высшая оценка, о которой я могу только мечтать.
Ваше предпочтение учтено.

Очень надеюсь на ваше участие в заключительных турах.
Мне кажется, что вопросы будут интересными.

С признательностью, -

Евгений Говсиевич   14.02.2020 21:08   Заявить о нарушении
Добрый, вечер, Евгений! Даже не сомневаюсь, что вопросы будут интересными. С удовольствием приму участие в конкурсе.
С УВАЖЕНИЕМ!!!

Инна Ермилова   15.02.2020 18:30   Заявить о нарушении
ОЧЕНЬ РАД ВАШЕМУ ЖЕЛАНИЮ УЧАСТВОВАТЬ.
НАДЕЮСЬ, ЧТО ВОПРОСЫ 4 и 5 ТУРОВ БУДУТ ИНТЕРЕСНЕЕ ПРЕДЫДУЩИХ.
С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, -

Евгений Говсиевич   15.02.2020 22:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Евгений, с добрым днём- Днём Святого Валентина!
Пусть он будет светлым и радостным!

1) ПРЕДПОЧТЕНИЕ — БОРИС ПАСТЕРНАК.

Обшее/ отличие
1. Родились (место)в одно время/ умерли — отличие- в разное время, вид смерти ): Б.П — г. МОСКВА1890- 1960 г. своей смертью — в Переделкино, М.обл.(70 лет); О.М-г.ВАРШАВА1981- 1938( 47 лет) погиб в сненахГУЛАГА, под Владивостоком; Н.Г.-КРОНШТАДТ 1886-1921( 35 лет!),расстрелян! Гонимы... Травля со стороны властей.

2. Все, трое,- поэты Серебряного века, являются крупнейшими русскими поэтами ХХ в., прозаиками, переводчиками. Все испытывали спад литературного поэтического творчества в конце 1920 г.и прибегли к прозе. Их проза со всей очевидностью может быть отнесена к явлению, которое получило название прозы поэта.
Феномен этот в значительной мере отличается от традиционной прозы, прежде всего своей поэтической природой, охватывающей все уровни художественной структуры прозаического произведения.

2.1. Б.П:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет
***
Мело,мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Первые стихи написал в 23 года.
Он «непонятен», говорили о нём, но этой «камерностью»он становился всё более модным.
Прячет своё «я»-, мало рассказывает от себя, о себе. Главное место в лирике отводится природе. Может это отпечаток не разделённой первой любви к старшей сестре Высоцкой- тоненькой, рыжеволосой, в веснушках- Решке? А младшая- Бешка, уж больно хороша была собой: женственна, стройна, с красивыми глазами и строгим профилем… Весьма интересна вторая особенность- специально устроенная«темнота»в его стихах(так пряталась подальше настоящая мысль, замаскировывалась, обрамлялось виньетками отвлекающих слов.(Примеры- статья « Чёрный бокал», письма к Максиму Горькому). Наверное, это происходило до тех пор пока Б.П. не нашёл ключи к иным, новым мыслям, которыми руководствовался при написании «Доктора Живаго».
Ещё особенность его мышления отражает переписка с Ренатой Швейцер. Они оба от избытка чувств др.к др. глотали слёзы в молчании.
Очень важный — переломный момент в истории жизниБ.П.:
Резонансным было сочувственное письмо о скоропостижной смерти тов. И.В. Сталину, написанное и подписанное 33 писателями. Но Б.П. не подписал письмо, а приложил записку. Текст: « Присоединяюсь у чувствам товарищей. Накануне глубоко и упорно думал о Сталине, как художник- впервые. Утром прочёл известие. Потрясён так, точно был рядом,жил и видел». На сл. День , 18 ноября 19 в « Правде « было опубликовано письмо в редакцию И.В.Сталина- общая благодарность всем, выразившим сочувствие его горю. Реакция вождя на удивительные слова Б.П. осталась неизвестной. Но многие предполагали, что с этого момента Сталин вошёл в личную жизнь Б.П. В 1936 г. Б.П. был напечатан лит. цикл стихтворений в г.« Известия»с подписью- горячо любящий Вас и преданный Вам Б.Пастернак. Эти события значимы для Б.П. и читателей, любящих его творчество. Перерождение Б.П. разрушило его дружбу с А. Ахматовой и оставило глубокий след горечи у А.А.А: «Нет, Москва без Бориса, это уже не Москва». Борис вегда держался особняком.Никогда не искал отношений с равными. И существуют ли они?
Поэзия- горло прочистит, лёгкое дыхание укрепит, целебна от туберкулёза.
«У нас сейчас нет более здоровой поэзии»- О. М. О поэзии Б. П. Закончил в 1955г. « Д.Ж» . Является лауреатом Нобилевской премии.
Изгнан… Посмертно РЕАБИЛИТИРОВАН.

2.2. О.М. «М.и А.А.А.по мнению О.М: мастера драматической лирики..
Поэзия О.М.хороша тем, что это- чуткая поэзия классического и романтического стилей, в ней слышится напевность, музыка. 1825-1930 годы — спад в поэзии, прозе, публицистке в России в целом.
Сейчас- один из самый любимых поэтов. Любовная лирика занимает очень мало места в его творчестве. Он никогда не сделал ни одного шага навстречу читателю. Он нуждался в слушателе и не более. Даже страстная любовь к Н.Ш. ничего не меняла. Любовь всегда была связана со смертью чувство. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».
У него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости — он вел бродячий образ жизни.

Я вернулся в мой город. знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желез.
Ты вернулся сюда- так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей...

ААА: « Быть его врагом — позор, а быть ег друг- большая честь»

2.3.Ник. Г.
Волевой : «...закал гумелёвских стихов быстро сделал его одним из любимых поэтов»
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

3. Литературное направление:
Б.П — футуризм, с 1912 г - вне группы; О.М и Н.Г.- акмеизм.
Н. Г. часто намекал на свою контрреволюционную деятельность Раковое число-13 в рейтинге Н. Г. его расстрел

4. Общее : имели клички, псевдоним:
Б.П- кличка- мулат; О.М- Щелкунчик(верблюдик); Н.Г.- Гранд Анатолий( псевдоним,иногда пописывал свои «прои»).

5. Были несчастны в любви: страстно, но безответно любили.
Н.Г и О М. Любили одну женщину- актрису и художницу — Ольгу Арбенину.
Н.Г и и Ходасевич любили Нину Берберову. Все эти треугольники — оставляли свои отпечатки на жизни и творчестве.
НГ вспоминал о своей безумной и мучительной любви к А.А.А. вспоминает так как и брак дольше др. держался у О. М. - за счёт «крепких» рук Нади.- 15 лет 9 лет — у Б.П и Н.Г — с ААА — 8 лет, с Аней Энгельнгард- 3года У Гумилева

У Н.Г — трое детей,
Б.П.- трое детей
О.М.- не нашла информации.

В чём-то разные, но время их творчества, общения, любовь читателей и почитателей объединяло их.
Они любимы и читаемы в наши дни.
Евгений!
Сумбурно написала...Но возвращаться, переигрывать, добавлять не получается, отправляю как есть.Спасибо Вам за инфо, опрос. Зелёный свет "прои".
С уважением, - Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   14.02.2020 13:38     Заявить о нарушении
Сумбурно, но кое-что есть новенькое.
Так что спасибо за участие и вхождение в соревновательный процесс.
Впереди 2 тура. думаю, что самое интересное впереди.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   14.02.2020 14:07   Заявить о нарушении
СПАСИБО за поздравление с Днём Святого Валентина!
ВЗАИМНО!!
ИСПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ЖЕЛАНИЙ!!!

Евгений Говсиевич   14.02.2020 14:10   Заявить о нарушении
Сердечно благодарю!
С уважением,- Лидия

Лидия Парамонова -Фокина   14.02.2020 14:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, уважаемый Евгений, дорогие участники соревнований!

Так получилось, что я только сегодня утром смогла сесть и осмыслить, могу ли я что-либо написать по данной сложной теме, потому что поняла, что я так мало знаю, что чем дальше, тем больше это осознаю. Буду и дальше пытаться изучать Ваше Творчество! Спасибо Вам и Всем за благородную миссию!

Всё же, как-то попытаюсь ...

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ

Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Первый муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва.

Близко мне его чудесное мировосприятие жизни.

Так и манит его творчество к "Путешествию на Восток", там, где живёт прекрасная девушка, а вокруг волшебные драконы, змеи, где скрыты пока от взоров сказочные ящерицы или птица-голубица. Но даже они ещё не реализовались и сразу не могут помочь... Чтобы произошёл скачок — "девушка должна превратиться в валькирию, а ящерица в саламандру!" И тогда можно в игре Запада и Востока переиграть себя у судьбы! Ещё один порыв и она, саламандра, может прыгнуть выше, озарить собой не только ЕВРАЗИЮ, ВСЕ КОНТИНЕНТЫ ЗЕМЛИ, но и то, что пока скрыто за пределами всех времён.

Часами заслушивалась лекциями Льва Гумилёва о путях-дорогах человечества. Мой сын учился в Евразийском университете им. Л.Гумилёва. Да и родным для нас, рождённых на границе со Страной Дракона, стал Китай. Так же, как и наша необъятная Россия - Страна Феникса!!! Да, доходить доводилось до Китая пешком и далее там... где есть теперь единственная в мире буддийско-мусульманская пагода. Ранее такая же была в Кульдже (Иньинь) и Шанхае.
А здесь, в Москве, "Шанхай я не нашла, когда была на Авиа-шоу, Макс-2019. Зато побывала в выставочном павильоне, где главным партнёром были ведущие компании аэрокосмической индустрии КНР. И вскоре "пешком прошла пешком до Китая" - от Белорусского вокзала (с остановкой у памятника Пушкину на Тверской) - и далее: Красная площадь, берег Москвы-реки - и КИТАЙ-ГОРОД... на радость пограничникам-друзьям, а ещё и самым дорогим людям из Страны Утренней Свежести (Чосон). Именно корейцы (а не европейцы) помогали нам не в восточном, а в самом западном городе России и на Балтийской Косе! И там, где самый древний университет РФ. Он носит название И.Канта.
"... И вот мне приснилось, что сердце моё не болит.
Оно — колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.

А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны."

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

Русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Должна признать (краснею), что о Мандельштаме впервые узнала в конце 80-х в Караганде, где поневоле собрался весь цвет советской интеллигенции. Среди них, дирижёр театра музыкальной комедии МАНДЕЛЬШТАМ с женой Ольгой - преподавателем музыкальной школы. Все встречались по воскресеньям в "Клубе Поэтов и Композиторов". Там-то рассказали нам о событиях времён репрессий, даже были те, кто лично видел Осипа Мандельштама на Дальнем Востоке. Сама посещала Карлаг, были знакомые в Долинке. В 90-е мы вновь испытали новые репрессии времён "перестройки", когда супруги Мандельштам, да и наша семья остались без работы. (Нам даже выдавали макароны и крупы бесплатно). Они успели отправить дочь в Израиль, а вскоре сами уехали, как и многие, в беспрецедентный период разгула уголовщины и беспредела. Многие полегли уже и в 90-е, не пережили, а какие это были люди!!!

"Что поют часы-кузнечик.
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка,—
Это красный шелк горит.

Что зубами мыши точат
Жизни тоненькое дно,—
Это ласточка и дочка
Отвязала мой челнок..."
БОРИС ПАСТЕРНАК

Русский поэт, писатель, музыкант и переводчик, лауреат Нобелевской премии,
роман "Доктор Живаго". Футуризм: сложный язык, неологизмы, многозначность лексики и синтаксиса, стилистические контрасты роднят Пастернака с Владимиром Маяковским (оба поэта высоко ценили друг друга).

"Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по‑старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры..."

Там же, в Караганде, в "Клубе поэтов и композиторов", мы слушали стихи и музыку, написанную на стихи поэтов Серебряного века, так и тех, кто в это время жил в Казахстане, и на мои тоже. Пели и сами, и профессиональные артисты. О Ботсе Пастернаке читал свои стихи БОРИС Исидорович Незнайко, замечательный врач, окончивший Пекинский университет. Начинались стихи так:

"Я БОРИС, но я не ПАСТЕРНАК."

Такое было чудесное время! Спорили, пели, критиковали и поддерживали друг друга. Много было эмигрантов из Китая. Они все знали, как минимум, по три восточных языка: китайский, корейский, японский, не только разговорные, но и читали-писали на них. На этих языках им преподавали в Китае. Мама одной из преподавателей английского языка Калерия Александровна, привезла её с сестрой из Харбина, где тогда (начало 50-х) всем было предложено два варианта: СССР или США. Дедушка их выбрал СССР. Дали квартиры, в том числе, и в Караганде. И ещё: в 40-е пленные японцы строили ряд домов в Караганде, а затем, в 90-е, приезжали поклониться памяти своих погибших. Одна из врачей, по личному приглашению, летала не раз, в Токио через Пхеньян. Её в шутку называли "Япона-мать", как и диагностическое оборудование в медицинских учреждениях, где подверглись сокращению лучшие врачи...

"Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет".

На стихи БОРИСА ПАСТЕРНАКА мы занимались тайцзы-цюанем, отрабатывая движения, потому что они настолько музыкальны и ритмически отточены, что казалось, что человек и вселенная, мгновение и вечность, заложенные в поэзию, помогают отрабатывать не только ФОРМУ движений, но и саму таинственную внутреннюю суть - СОДЕРЖАНИЕ - восточных единоборств. Как символ жизни и надежды, они заставляют гореть пламя свечи. Да только почти всем пришлось стать "перекати-полем" и уехать куда-только глаза глядели. Ведь уверенно можно сказать, что на всех континентах наши дорогие друзья, перекочевавшие из любимых и родных мест, гонимые злой судьбой.

Вот в чём общее гениальных поэтов. Прекрасный, могучий русский язык, чудесные образы. Разница может в том, что они пытались противостоять судьбе, в стихах передавая то, что чувствуют, хотя подчас не вполне верно понимая течение времён. Их творчество обращено к неземному, трансцендентному.

Выбрать кто ближе, очень трудно. Каждый по-своему, прекрасен. Возможно, Николай Гумилёв. Буду проникаться ПОЭЗИЕЙ, погружаться в ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ЕЁ ПОТОКИ!

С благодарностью и признательностью!

С ПОКЛОНОМ И УВАЖЕНИЕМ!

Галина Черонова   12.02.2020 12:00     Заявить о нарушении
УВАЖАЕМАЯ ГАЛИНА, благодарю вас за участие в очередном туре.
Думаю, что не только мне, но и другим авторам будет очень интересно познакомиться с вашим сообщением и рассуждениями.

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   12.02.2020 12:37   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Евгений, и прошу простить за опечатки в тексте.

Знакомлюсь с замечательными рецензиями авторов. Восхищаюсь!

Буду далее изучать Ваши дневники и произведения.

КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Галина Черонова   12.02.2020 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Добрый вечер, Евгений!
Сложное задали Вы нам задание, попробую написать свои мысли о трех блистательных Поэтах серебряного века.
Общих черт не так много, но они есть несомненно все трое были переводчиками.
Мандельштам:
Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) – русский поэт, прозаик, переводчик, критик.
Мандельштам в совершенстве владел французским, английским и немецким языками, переводил произведения Ф. Петрарки, О. Барбье, Ж. Дюамеля, Р. Шикеле, М. Бартеля, И. Гришашвили, Ж. Расина и др.
Гумилев:
Никола́й Степа́нович Гумилёв (3 [15] апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921[5][6][7], под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Тоже был переводчиком , но помимо знания многих языков он любил путешествовать .
Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.
Мне очень нравится его стихотворение "Жираф"
Удивительное и немного абстрактно-грустное на мой взгляд , но его невозможно забыть.
"Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф."

Пастернак:
Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890 года, Москва — 30 мая 1960 года, Переделкино, Московская область) — русский поэт, писатель и переводчик.
К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Уильяма Шекспирa (в том числе «Гамлета»)[27], «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя — от упрёков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал[28], что «… полжизни отдал на переводы — своё самое плодотворное время».

Могу предположить, что отличие у Пастернака от Гумилева и Мандельштама главной особенности Выживания к концу 30 годов переводы были основным источником заработка и он помогал деньгами А. Эфрон , дочери М. Цветаевой.

Оба были влюблены в Марину Цветаеву Мандельштам и Пастернак.

Мандельштам был влюблен в Марину Цветаеву и очень тяжело переживал разрыв отношений – из-за неудачного романа писатель собирался даже уйти в монастырь.
Пастернак переписывался с Мариной Цветаевой.

Отличие я могу предположить только есть названная в честь поэта звезда
у Пастернака .
В 1980 году, в год 90-летия со дня рождения поэта, астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид, открытый 21 февраля 1980 года, 3508 — Пастернак.
Занимался музыкой и очень ее любил!
В 13 лет под влиянием композитора А. Н. Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
Пастернак отказался от литературной премии из-за травли его , не приехал ее забирать .
Интересно, что Массовый советский телезритель познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Стихотворение «Никого не будет в доме...» (1931), преобразившееся в городской романс, в фильме исполняет, под аккомпанемент гитары, Сергей Никитин.
Мне очень нравится этот фильм и особенно стихи.

В мае 2012 года в Варшаве появилась первая в мире улица Мандельштама.

Стихотворение О. Мандельштама, написанное в 1935 году.

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чортова —
Как её ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.

Мало в нём было линейного,
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица
Или, верней, эта яма
Так и зовётся по имени
Этого Мандельштама…

Мне сложно кого - либо выбрать они все знаменитые Личности и очень много сделали для литературы.
Все на одном уровне , просто с разным пониманием и философией жизни.
Стихи Пастернака внутренне сильно музыкальны, Гумилева пейзажны в них сохранились пережитые эмоции от посещения различных стран, в то же время он родоначальник нового течения акмеизм, удивительный взгляд на мир .

Всего самого Доброго и хорошего настроения!!!
Солнца, счастья и радости!!!

С музыкой февраля и приветствием, Дария

Дария Павлова   11.02.2020 20:34     Заявить о нарушении
Уважаемая Дария, благодарю за участие и замечательный анализ творчества и жизненных обстоятельств трёх знаменитых писателей Серебряного века.

Спасибо за солнечно-музыкальные пожелания.
ВЗАИМНО.

С искренней признательностью, -

Евгений Говсиевич   11.02.2020 21:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Евгений, добрый вечер!

2.1 Ваше отношение к творчеству указанных Поэтов (предпочтения).

Анна Ахматова для новых знакомых использовала тест: «Что вы предпочитаете? Чай или кофе, собак или кошек, Пастернака или Мандельштама?». Или Гумилева? Об этих поэтах надо говорить как о неразделимых явлениях.

Хочу сразу заметить, что мое отношение к перечисленным поэтам со временем меняется. Меняется по мере знакомства с их жизнью, творчеством. Мне кажется, что восприятие стихотворений неразрывно связано со знанием биографии поэта, его творчества, а зачастую и предыстории создания стихотворения, иногда и с событиями, которые произошли после написания стихотворения (конкретный, как мне кажется, очень наглядный пример – история стихотворения И. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны»).

Если по условиям конкурса надо определиться, то:
1.Пастернак
2.Мандельштам
3.Гумилев

Но… я бы их поставил в один ряд.

Вспоминается стихотворение:

Поэтов сравнивать нельзя.
Нет в жизни правил для сравнения.
Кто-теплый дождь,а кто-гроза.
Но путь к душе стихотворение
Должно найти, должно зажечь,
должно откликнуться хотя бы.
В поэзии так много встреч
с действительностью,
места слабым в ней нет.
Ведь чувства чем сильней,
тем проще им чужую душу
Взять в плен в темницу из страстей.
Её не можем мы разрушить.

2.2 Какие сходства в жизни и творчестве указанных Поэтов вы могли бы отметить?

Эпоха, в которую жили и творили эти поэты… Она не поощряла озвучивать мысли, чуждые господствующей философии, и их произведения уверенно прокладывают путь к сердцу читателей уже после их смерти.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Душе воспламененной чьей-нибудь.
Б. Л. Пастернак

Все три писателя отличались непреклонностью характера, смелостью, бойцовскими качествами. И трагической судьбой.
Они – жертва режима. Мандельштам умер в тюрьме, был осужден за творчество. Гумилев расстрелян за причастность к контрреволюционной деятельности (однако до сих пор об этом идут споры).

Пастернак мог предполагать, что пересылка за границу для печати «Доктора Живаго» может обернуться для него в СССР трагедией.

Мандельштам прекрасно осознавал, что стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» может привести к его аресту и даже расстрелу. Пастернак назвал этот поступок «самоубийством».

Гумилев добровольно ушел на фронт. Честно и бесстрашно сражался, был награжден двумя орденами. Дослужился до офицерского звания.

По воспоминаниям свидетеля гибели Гумилева: «Да... Этот ваш Гумилёв — нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из Особого отдела произвёл впечатление. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж, свалял дурака. Не лез бы в контру, шёл бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны...».

Гумилев и Мандельштам считали Брюсова своим учителем.

В 1912 году Гумилев заявил о появлении нового литературного направления – акмеизма, направления, обобщающего опыт предшественников и выводящего поэта к новым вершинам творческих достижений.

К акмеистам впоследствии примкнул и Манденльштам.

И Гумилев, и Мандельштам публиковались в журнале «Аполлон», в создании которого важную роль сыграл Гумилев.

Дружбу с Ахматовой и Гумилевым Мандельштам считал одной из главных удач своей жизни.

Все три поэта успешно занимались переводами.

Пастернак переводил трагедии Шекспира

Его переводы из грузинских поэтов снискали благоволение Сталина, а возможно, и уберегли поэта от преследований.

Мандельштам переводил Майн Рида, Петрарку.

Гумилев - Оскара Уайльда, Шекспира, Гейне.

Значительная часть жизни и творчества этих поэтов была связана с Грузией.

Для Пастернака Грузия стала второй родиной.

Из письма Пастернака Нине Табидзе: « Но вот окончусь я, останется жизнь моя, …и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А.Н. Скрябину, русская ночь в деревне, революция, Грузия».

Мандельштам и Гумилев были влюблены в одну и ту же женщину – Арбенину Ольгу, актрису, художницу.

Эти поэты постоянно возвращались к музыке, «подчеркивая связь своего творчества с «высшим из искусств».
Они наделяли музыкальными именами как сами произведения, так и их свойства: обычные слова музыкального лексикона оказывались в непривычном, даже невероятном для них контексте.
Оба поэта использовали музыкальные «образы музицирующей природы» — стихии, приемы музыкальной «инструментовки» пространства и необычные, порой магические, свойства музыкальных инструментов, участвующие в создаваемой ими звуковой картине мира:

…Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать…

Поэтому не случайно музыкальность этих стихов почувствовали многие композиторы и создали песни: Пастернак «Никого не будет в доме», Гумилев «Волшебная скрипка», Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» и др.

2.3 Какие различия в жизни и творчестве указанных Поэтов вы могли бы отметить?

Они родились под разными знаками Зодиака. Если верить астрологам, то это повлияло на их жизнь и творчество.

Пастернак – Водолей. (Благородный творец, духовно обогащенный, настоящий художник, наделен интеллектом, гибким умом, фантазией и нескончаемым вдохновением).

Мандельштам – Козерог. (Подчиняется собственным принципам для достижения успеха. Всего добивается собственным трудом).

Гумилев – Овен. (Человек- огонь. Постоянно находится в действии и стремится к своим целям с завидным упорством и энтузиазмом. Ему присущи решительность, обостренное чувство справедливости, оптимизм, страстность).

Особенностью творчества Гумилева является то, что он намеренно загонял себя в тяжелые, сложно разрешимые ситуации. Только в момент крушения надежд и утрат к поэту приходило подлинное вдохновение.
В поэзии Гумилева почти отсутствует политическая лексика, в отличие от других поэтов.
У Гумилева стихотворные размеры разнообразные. Но сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты.
Гумилев писал и хокку:

Вот девушка с газельими глазами
Выходит замуж за американца,
Зачем Колумб Америку открыл?

Гумилев неоднократно совершал путешествия в Африку. В 1921 году опубликовал сборник стихов «Шатер». Сборник даже называют «Учебник географии в стихах».
Пастернаку свойственна парадоксальность мировосприятия, любовь к каламбурам и философичность. Почти каждому стихотворению присуще ощущение потрясения от красоты окружающего мира.

В каждом шедевре Пастернака всегда прослеживается глубокая мысль при использовании простых и доступных образов:

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Участвовал во встречах кружка символистов. С 1914 года примкнул к содружеству футуристов. После революции занимал независимую позицию.

В 1958 году Пастернак стал вторым писателем в России, удостоившимся Нобелевской премии. Но в результате давления властей вынужден был отказаться от нее. В стихотворении «Нобелевская премия» писал:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Стихи Мандельштама пронизаны глубокими ассоциативными символами, идущими от античных традиций.
Он, в отличие от Гумилева и Пастернака, редко писал о любви. Сам Мандельштам жаловался на «любовную немоту в творчестве».
В 1924-1926 годах пишет стихотворения для детей и цикл «Примус», книгу стихов «Шары»:

Курицу яйцо учило:
Ты меня не так снесла,
Слишком криво положила,
Слишком мало берегла:
Недогрела и ушла, —
Как тебе не стыдно было?

Творчество этих поэтов - яркое, сложное, противоречивое, но бессмертное и неповторимое. Оно отразило не только поэзию поколения, но и существующую действительность.

Сергей Фрейдлин   10.02.2020 22:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, благодарю за столь содержательный анализ творчества и жищненных обстоятельств 3 Поэтов. Многое подмечено очень точно.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   11.02.2020 05:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, Евгений!
Кажется так просто. Но вопрос выбора оказывается трудным, когда требует объяснения этого выбора.
Поэтому - сразу - ПАСТЕРНАК.
Возможно потому, что до сих пор помню своё первое знакомство с ним на пергаментных листочках. Шёл 1967год. Читала “Плачущий сад” и не понимала, почему это - и нельзя. Почему “самиздат”....

Ужасный! — Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
...
Ни звука. И нет соглядатаев.
В пустынности удостоверясь,
Берется за старое — скатывается
По кровле, за желоб и через.

К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете, —
Готовый навзрыд при случае, —
Или есть свидетель.

А вот это :
***
Ты так играла эту роль!
Я забывал, что сам - суфлер!
Что будешь петь и во второй,
Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль
Лугами кошеных кормов.
Ты так играла эту роль,
Как лепет шлюз - кормой!

И, низко рея на руле
Касаткой об одном крыле,
Ты так!- ты лучше всех ролей
Играла эту роль!

В 1987 г заполучила “Стихотворения и поэмы” Туркменистанского издательства.

Сейчас достала с полки - оказалось огромное количество закладок..
Из самого любимого -это Магдалина 2.
II
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи,
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.


Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра …
Брошусь на землю у ног Распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам Креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Перекличка с цветаевским циклом, посвящённым Магдалине... Ох...Здесь о Марине Ивановне писать не буду, а то я никогда не напишу этот ответ...
Пастернак оказался ближе чем Мандельштам и тем более Гумилёв. Это очень субъективное.

Про Осипа Мандельштама ... Не могу не сказать тут про Надежду Яковлевну. Сколько бы мы потеряли, если бы не её подвиг- быть живой книгой... Выучить наизусть не только стихи, но и прозу О.М.
А Гумилёв...
Время Серебряного века... время масок, маскарада, пира во время чумы. А ещё время увлечения мифами... философией. Почти все коснулись греческих мифов. Если не пьесами, то стихотворениями.
Вообще мне Гумилёв стал намного ближе, когда я прочитала воспоминания маленькой поэтессы с большим чёрным бантом. Увидела, как за внешней холодностью пряталась неуверенность и незащищённость поэта.
Сегодня же... В день рождения Бориса Леонидовича Пастернака хочу привести одно из последних его:

Насторожившись, начеку,
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку,
Легко, маняще.

Она щебечет и поёт
В преддверье бора,
Как бы оберегая вход
В лесные норы.

Под нею сучья, бурелом,
Над нею – тучи,
В лесном овраге, за углом –
Ключи и кручи.

Нагроможденьем пней, колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Цветёт подснежник.

А птичка верит, как в зарок,
В свои рулады,
И не пускает на порог
Кого не надо.

За поворотом, в глубине
Лесного лога
Готово будущее мне
Верней залога

Его уже не втянешь в спор
И не заластишь –
Оно распахнуто, как бор:
Все вглубь, все настежь.

<1958 г.>
А ПТИЧКА ВЕРИТ, КАК В ЗАРОК,
В СВОИ РУЛАДЫ,
И НЕ ПУСКАЕТ НА ПОРОГ
КОГО НЕ НАДО.

Эль Ка 3   10.02.2020 19:13     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь, безусловно, аргументация выбора приоритета убедительна.
Дополнительный аргумент - сегодня ДР Б.Пастернака.

Спасибо за изысканные рассуждения и прекрасную подборку стихов.

Немножко в стороне остался Гумилёв. Давайте уравновесим ситуацию, приведя полностью стишок его ученицы и красивой женщины, которая его боготворила и оставила прекрасные двухтомные воспоминания (справедливости ради, отметим, что их резко критиковала Н.Я.Мандельштам. А кого она не критиковала? В основном, правда, заслуженно).

«Нет, я не буду знаменита,
Меня не увенчает слава,
Я — как на сан архимандрита —
На это не имею права.
Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я маленькая поэтесса
С огромным бантом».

С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   10.02.2020 19:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Мандельштам - огромный талант, на его поэзии я и вырос как молодой любитель чтения. Гумилёв - оригинал! Все эти жирафы )) КонкВистадор!
Пастернак - внёс очень большой вклад в нашу культуру, хотя в яркости значительно уступал и Мандельштаму, и Гумилёву. По-моему, читать Доктора Живаго просто невозможно ))

Капитан Медуза   10.02.2020 18:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Кэп, спасибо за отклик.
Ценю ваше мнение.
Спасибо, что поделились.
С искренним уважением, -

Евгений Говсиевич   10.02.2020 19:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. 3. 3 ЛЭ-2. Призы-книги. Ваши предпочтения» (Евгений Говсиевич)

Три собрания сочинений.

Б.ПАСТЕРНАКА (№5), О.МАНДЕЛЬШТАМА (№7) и Н.ГУМИЛЁВА (№13)

2.1
Лично для меня однозначно — Гумилёв. Почему - читайте «Легенду о большом заброшенном вокзале» с рецензиями
http://www.proza.ru/2018/07/28/1306.

Романтик — практик, две экспедиции в Африку, два Георгиевских креста.

«Старый бродяга в Аддис-Аббебе,
покоривший многие племена...»  

«И умру я не на постели,
При нотариусе и враче...»

«Записки кавалериста», «Африканский дневник» написаны, кажется, другим автором, Откровеннее и без украшений текста.

2.2 Сходства - эпоха жизни и творчества.
2.3 Различия в отношении к революции 1917-го. Гумилёв не принял её, остальные двое пытались сотрудничать, без особой пользы для здоровья, точнее, с особым вредом.

С большим уважением, Елена.

Местиа-Тау   10.02.2020 11:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо за участие и комментарий.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   10.02.2020 10:30   Заявить о нарушении