Рецензии на произведение «Этика старообрядческого предпринимательства»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте. Насколько я вас понял, мы с вами - единомышленники. Нехорошее слово, конечно, двусмысленное в своей единой мысли, но уж что есть. Шутка. Теперь серьёзно: сильно я вас критиковать не стану. Потому как - единомышленники. Однако же: с чего вы взяли, что в дониконовские времена не существовало никакой правды, кроме религиозной? Тем паче - понятия о добре и зле? Аввакума, к слову, его же духовные дети за что били-колотили? За то, что он их неправильно учит? То-то же.
Далее: на мой взгляд, вы крайне мало уделили внимания разночтению между старопечатными книгами и их никоновскими "инвалидами". В этом смысле представляется более уместным цитировать дореформенные тексты, а ещё лучше - в сопоставлении с современными каноническими. Чтобы читатель видел, где собака (в прямом смысле слова) порылась.
Следующее, уже насчёт старообрядческих купцов и иже с ними. О Лютере писать особо нет времени, хотя лично его взгляды были очень близки к православным и сводились к принципу - делай, что должен, а там - как Бог рассудит. Очень близко к православию, не так ли? Однако его последователи превратили его взгляды в то, что звенит и шуршит, потому - туда им и дорога. Теперь о наших купцах: да, не было у старообрядческих купцов безумной жажды денег и власти. И - да, она была, но она была умная. Дураков среди старообрядчества было мало. По моим подсчётам, что я вёл в архиве, около 80% старообрядцев начала 19-го века были грамотными. Потому понимали, в чём их жизненное предназначение - служение Богу. Умножение таланта, данного человеку при рождении. Иначе нечем будет оправдаться.
Христос посреде нас!
Дмитрий Криушов 18.01.2021 02:18 Заявить о нарушении
С Крещением Господним!
Кузьма Калабашкин 18.01.2021 21:23 Заявить о нарушении
"Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить"-Восхитительные слова, и основаны просто и ясно на Евангелие: =… Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.=
Так вот "учить" - от селения к другому селению... да личным примером, а не силой.
Это я так, выхватил кусочек актуальный для себя. А в целом - восторг от работы и ненавязчивых, но очевидных выводов. :)
Спасибо.
Здоровья нам.
Ваня Сталкер 17.01.2021 19:33 Заявить о нарушении
веско и своевременно сказано!
.
с Уважением и пожеланием
гималайского здоровья,
Игорь Влади Кузнецов 17.01.2021 20:48 Заявить о нарушении
С Крещением Господним!
Здоровья и успехов вам в Новом Году.
Кузьма Калабашкин 18.01.2021 21:21 Заявить о нарушении
"Основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что он уже являлся обладателем значительно состояния. Конечно, в его быту все было лучше и обильнее, чем раньше, но, в сущности, то же самое. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики.
Но он очень гордился тем, что вокруг него «кормится много народа». В таком понимании своего положения бывший крепостной, а теперь первостатейный купец, совершенно не расходился со средой, из которой вышел.
Все окружающие, бедные и богатые, окрестные мужики и его же фабричные, уважали старика именно за то, что он фабрикант, дающий заработок сотням и тысячам рабочих. ВОТ ПОЧЕМУ ЕМУ И В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЗА СВОЕ БОГАТСТВО В ЧЕМ-ТО ВИНОВАТЫМ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ.
Другое дело Бог: перед Ним было сознание вины в том, что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» [9]"
Глубокий и сильный очерк Вы написали, уважаемый Кузьма! Изучать его надо в школе и зачитывать в Думе каждый месяц в году!
А за цитату из сочинений протопопа Аввкума отдельное Вам от меня СПАСИБО!
Жму лапу!
В. Э.
Владимир Эйснер 15.11.2020 21:05 Заявить о нарушении
С уважением,
Кузьма Калабашкин 15.11.2020 21:56 Заявить о нарушении
Это - целое исследование, Кузьма!
Для меня - много нового и поучительного.
К сожалению, официальная церковь, к началу ХХ века во многом потерявшая всякий авторитет в народе, сама и "выкопала могилу" для самодержавия, радостно поддержав бездумное отречение Николая 2-го.
С уважением,
Сергей Дроздов 26.08.2020 13:02 Заявить о нарушении
Твой коммент для меня особо ценен, поскольку знаю тебя как человека эрудированного, разрабатывающего проблемы реальной истории Отечества, а главное - честного.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 26.08.2020 14:35 Заявить о нарушении
СВОИМ ТРУДОМ
Вот и все!
Спасибо, Кузьма! Как всегда интересно, познавательно и ...прямо чувствуется дыхание автора....
С уважением, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 24.08.2020 12:05 Заявить о нарушении
С уважением,
Кузьма Калабашкин 24.08.2020 19:56 Заявить о нарушении
Убедительная, содержательная, ёмкая статья. Все мои предки --старообрядцы, называвшие себя староверами, поэтому мне всегда интересны произведения, затрагивающие тему старообрядчества. Благодарен вам, Кузьма, за статью.
Фёдор Киприянович Чернов 20.08.2020 23:52 Заявить о нарушении
С уважением,
Кузьма Калабашкин 21.08.2020 11:37 Заявить о нарушении
Доброго здоровья, уважаемый Кузьма! Я полностью согласна с основными тезисами Вашей статьи, разве что не нашла в ней конкретных примеров старообрядческого предпринимательства. В ноябре сего года в Сыктывкаре будет конференция по данной проблеме, готова выслать Вам информационное письмо. Мой эл. адрес: chudinovag@mail.ru Благодарю за интерес к моему творчеству, буду читать и Ваши труды. Творческих Вам успехов!
Галина Чудинова 20.08.2020 19:03 Заявить о нарушении
На мой взгляд, конкретных примеров старообрядческого предпринимательства приведено и без меня вполне достаточно (в сети, в печати, да и в том-же ютубе).
Именно поэтому, считая ИНТЕРЕСУЮЩЕГОСЯ читателя вменяемым человеком, способным посмотреть видео или прочитать текст и без меня - я их и не приводил в своем очерке. А для не интересующегося - зачем приводить?
Я так думаю.
Спасибо за отклик.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 20.08.2020 19:36 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Кузьма!
На мой взгляд, получился интересная и актуальная статья. Спасибо!
Сейчас много пишут о протестантской этике предпринимательства с их знаменитым постулатом: «Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть». Получается забавное позиционирование Бога, как идеального и глобального Предпринимателя. Именно протестантская этика во многом лежит в основе современного капитализма. Поэтому недобросовестные исследователи всеми силами пытаются свести этические основы старообрядческого предпринимательства к протестантским. Им мало уже созданных «черных легенд» о старообрядцах, они с маниакальным упорством создают новые. Мотивы их ненависти к старообрядцам, которых и так уже почти не осталось, ясны и понятны.
По-моему, Вы точно сформулировали суть этики предпринимателей-старообрядцев:
«Истоки этики предпринимателей-старообрядцев (будь то «поповцы» или «безпоповцы», здесь не принципиально) заключаются в отстаивании принципа свободы, свободы от грехов, т.е. от всего того, что ведет к нарушению норм бытия тварного мира, установленных Богом».
То есть тварный мир и так искажен грехами, поэтому предприниматель-старообрядец всеми своими делами и помыслами должен не только не увеличивать греховное искажение, но и способствовать возвращению бытия к нормам, установленным Богом.
С уважением, Александр
Александр Галяткин Юлия Фадеева 18.08.2020 16:12 Заявить о нарушении
Я в последнее время довольно много времени посвятил изучению двевлеправославия в его различных основных толках.
И пришел к тому, к чему пришел.
Спасибо за Ваш развёрнутый коммет.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 18.08.2020 20:15 Заявить о нарушении
Кузьма на этот очерк будет много рецензий он глубок по своему содержанию,стилистически выдержан .Материал подан в соответствии с заявленой темой "Утеря этических ориентиров",как основная причина революции на мой взгляд обьясняет многие ранее противоречивые вещи,например противоречия и трения в государственной верхушке(Столыпин П.А. и царь например).Понятие капитала данного во временное управление свободным людям(свободным от греха от тщеславия,зависти,корыстолюбия и т.д.)актуально для наших дней.Интересны ссылки на на Брянчанинова(может быть отсылка к Лескову) и Мельгунова. В советское время в колхозах и совхозах членами которых были выходцы из старообрядческих семей производительность труда и дисциплина были гораздо выше,но об этом наверное напишут другие.С признательностью и пожеланием всех благ.
Семяшкин Григорий 16.08.2020 21:15 Заявить о нарушении