Рецензии на произведение «О советской фантастике»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Лев, очень интересная статья. Русским писателям-фантастам не шибко повезло - их произведения уникальны, но мировую славу они не сыскали. Жаль.
Ирина Басова-Новикова 20.02.2023 18:10 Заявить о нарушении
Ирина Басова-Новикова 25.02.2023 09:37 Заявить о нарушении
Скажите, вы читали "Игрунов" и скажем так на какие ваши тексты можно обратить внимание?
с уважением,
Лев
Лев Вишня 25.02.2023 10:21 Заявить о нарушении
Ирина Басова-Новикова 25.02.2023 11:04 Заявить о нарушении
Уважаемый автор!
Вы затронули очень интересную тему: советская фантастика. Спасибо, что попытались произвести краткий обзор этого необъятного мира. Но, простите, выскажу одно небольшое замечание и прошу не относиться к нему столь болезненно, как Вы отреагировали на отзывы других читателей.
Лично мне не хватает у Вас аргументации. Простите, но Вы чаще всего просто перечисляете почти под запятую авторов и их произведения.Вы же знаете, недостаточно вспомнить имена. Нужно ДОКАЗАТЕЛЬНО анализировать либо творчество писателей, либо произведение, либо и то и другое разом. И всё потому что Вы поместили попытку анализа советской фантастики в раздел ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. То, что Вы написали, нужно и интересно. Но... Ещё раз прошу прощение, получился всего лишь ОТЗЫВ о некоторых авторах на уровне "нравится - не нравится" - и всё. Этого, конечно, мало. Позвольте я выступлю с предложением: Вы заинтересованный в фантастическом мире человек, значит, смогли бы переработать свою статью к удовольствию таких же неравнодушных к фантастике людей.
Елена Антоновна Тимофеева 13.01.2022 21:24 Заявить о нарушении
Идея.
Она тут присутствует.
с уважением,
Лев
Лев Вишня 13.01.2022 22:31 Заявить о нарушении
Лев Вишня 14.01.2022 00:46 Заявить о нарушении
К черту ее!
Лев Вишня 17.01.2022 06:42 Заявить о нарушении
Ну что же.
Получилось отличная дискуссия, тема рассмотрена со всех сторон.
Все на уровне.
Можно подумать о продолжении статьи.
Лев Вишня 25.11.2020 16:00 Заявить о нарушении
Редкий выбор темы статьи, интересный взгляд на советскую фантастику. Я читал фантастику с детства и тоже размышлял, почему в ней только крохи версий о вселенной, о мироздании, при чём и в отечественной, и в зарубежной фантастике. Фантастика западных авторов была острее и насыщеннее, чем советская и причины этого лежат на поверхности. Советский фантаст почти не мог преступить основы марксистско-ленинского миропостроения, а западный автор мог изощрять свою фантазию беспредельно. Многообразие сюжетных линий, идей, приключений исходило не только из научных познаний и ожиданий человечества, но и из магии, хоррора, фэнтези, мировых злодеев и борцов со злодеям. А что мог дать даже очень талантливый советский автор? Булгаков в "Мастере и Маргарите" - это вершина советской фантазийной мистики, роман густо обогащён религиозной закваской, мистически выверенной логикой булгаковской вселенной. Но сколь тяжела судьба у этой книги.
С удовольствием прочту ваше мнение о российских писателях-фантастах, коих я когда-то читал с неменьшим запоем, чем советских.
Что касается вашего посыла о дефиците: "Гармоничной серии с постоянными персонами и качественной вселенной", то соглашусь с ним. Не потому, что нет талантливых авторов, мне попадались весьма интересные и философски наполненные произведения, а потому, что они не смогли пробиться сквозь толщу забвения к массовому читателю. Увы, отношу и себя к этой категории. Мне кажется удалось построить вполне устойчивую версию вселенной в цикле "Рок" (четыре фантастических романа), но ... ещё раз увы.
Рекомендую: http://proza.ru/2018/02/03/1595
Жму зеленую.
С уважением
Борис Миловзоров 23.11.2020 18:08 Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю вашу статью.
с уважением,
Лев
Лев Вишня 23.11.2020 20:48 Заявить о нарушении
Реакция на фразу: "...Советский фантаст почти не мог преступить основы марксистско-ленинского миропостроения..."
Не пытаясь вступить с вами в спор, ибо в споре рождается всё что угодно, кроме истины, тем не менее, брошу свои три пфенига...
1. Вы к творчеству АБС относитесь одинаково снисходительно. (Это я аккуратно подбираю слова, чтобы никого не задеть.)
Между тем, в их произведениях нет ничего лишнего, но имеется несколько смысловых слоёв.
Не впадая в дидактический тон, предложу (при желании) прочитать (хотя бы) повесть ПОПЫТКА К БЕГСТВУ.
У себя на странице, в папке ЗАККУРАПИЯ я покопался в повести, изложив в публикации "БЕГИ, САУЛ БЕГИ" то, что смог уловить. Если есть желание - можете глянуть.
2. Великий Иван Антонович, которого вы тоже, не очень, написал роман ЧАС БЫКА.
Их обоих (Ефремова при жизни и его роман) цензура "прикладывала" как умела.
А она умела.
За что? За ревизионизм и другие нехорошие идеи, насчёт развития общества капиталистического типа на отдельно взятой планете в созвездии Рыси, в то время, как все остальные планеты Великого Кольца ... (и т.д.).
3. Был такой писатель-фантаст Александр Мирер.
В 1969 опубликовали его повести: У МЕНЯ ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ и ГЛАВНЫЙ ПОЛДЕНЬ.
В первой повести захватывающе, мастерски был показан фрагмент быта биологической (!) цивилизации.
Боевик, вестерн, сублимированный гуманизм, гомеостаз под названием РАВНОВЕСИЕ, биологические компьютеры в роли Управляющих Равновесием и советские учёные в качестве попаданцев.
Во второй повести, на советский(!) посёлок городского типа высаживается десант космических Пришельцев-оккупантов.
Какие, на, инопланетные оккупанты на территории СССР?
Вы чего, угорели со вчерашнего?
В соответствии с Базисной теорией развития общества, инопланетные существа, способные осуществлять межзвёздные перелёты, должны прибывать на Землю в звездолётах розового цвета и нести дружественном народам Земли мир, дружбу и бубли-гум.
Ага...
==================
Таки, преступали советские фантасты, преступали...
Краузе Фердинанд Терентьевич 24.11.2020 16:07 Заявить о нарушении
Об этом мне намекнул в начале 80-х замглавного редактора отдела фантастики издательства "Молодая гвардия" Фалеев Владимир Михайлович, возвращая очередную рукопись фантастического рассказа. А когда перед литературным творчеством выставляется штакетник, его сюжетное качество заведомо проигрывает творчеству без заборов.
Но при всём при этом, советская фантастика тем и хороша, что она особая, наполненная оптимизмом и верой в человечество. Такой уже не будет. Пройдут годы и её читать уже не будут вовсе. Разве что литературоведы? Её просто не поймут.
Борис Миловзоров 24.11.2020 19:59 Заявить о нарушении
А "забытых" может оказаться и намного больше чем мы думаем.
Лев Вишня 24.11.2020 20:27 Заявить о нарушении
Лев Вишня 24.11.2020 20:48 Заявить о нарушении
Банально, но, действительно, интересы, симпатии и память разных поколений отличны друг друга.
Это аксиома.
Простите, но симпатии к Велтистову, у меня крайне слабы.
Мне были симпатичны иллюстрации Евгения Мигунова в издании "Приключений...".
А симпатии к иллюстрациям Мигунова возникли из его же иллюстраций к "Понедельнику" АБС.
А мой дед души не чаял в "Петербургских трущобах" Крестовского и "Парижских тайнах" Эжена Сю.
А я смог подняться только до тотального прочтения произведений Фейхтвангера.
А уж, то, что читают родившиеся после 2000 года (если они вообще читают в массе своей), читать не стану априори.
Называется это: ортодоксальный читатель.
Краузе Фердинанд Терентьевич 24.11.2020 21:48 Заявить о нарушении
Это ОЧЕНЬ неприятно...
Тем паче, что не всегда это мировоззрение правильное. Часто бывает ошибочное.
Ну и конечно вообще замечательно, если существуют книги или фильмы, что идут сквозь любые поколения.
Пока что идеальный образец оного вижу у Волкова и его серии из 8-и томов.
Она даже моего шестилетнего сына вызвала восторг.
Лев Вишня 24.11.2020 22:03 Заявить о нарушении
Замечательно сказано...
И, вот, никто никому последние 30 лет ничего не навязывал.
Предыдущие, быстренько ушли на закат.
С какой страшной скоростью заполнялись погосты ...
Те, кто за ними, пытались выжить и никому ничего не навязали.
Воленс-ноленс, родился "хомо новус".
Оглянитесь вокруг себя.
Прислушайтесь.
Вчитайтесь.
..........
Как-то Н. Фоменко, в бытность свою на радио, произнёс в эфир "шутку":
"Дедушки и бабушки! Любите своих внуков, они отомстят вашим детям!"
Пришла пора.
Теперь, это ваш мир!
Живите, человечки ...
Краузе Фердинанд Терентьевич 25.11.2020 11:39 Заявить о нарушении
Благодарю беседовавшых.
И за упоминание Альтова (Г.С. Альтшуллера, проанализировавшего методы лит фантастики, создавшего и методику анализа )
И за мысль о "поколения".
Разные поколения - в чём та "соль" разности ? Ну хорошо, возьмём не нынешних травмированых антиидеологией, берём "До того" - но и там ведь ... поколения отдельные, отличаются.
Можете ли высказать почётче свои мнения о "разные поколения" ?
Георгий Сотула 12.07.2022 16:30 Заявить о нарушении
"... И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что написали здесь эти люди: это тяжелое занятие данное сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем;
Видел я многие письмена, какие писались под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя читать;
И спросил я себя: кто все эти люди, что они сами написали, создали ли сами хоть один Мир в котором хотелось бы жить людям?
Вот говорят они, ничтоже сумнящеся: АБС - то; а Ефремов - сё; Грин - фэ, а Булычев - фи;
Между тем и прочим: АБС создали МИР ПОЛУДНЯ; Иван Антонович создал МИР ЭРЫ ВСТРЕТИВШИХСЯ РУК; Грин создал БЛИСТАЮЩИЙ МИР; Булычёв создал МИР СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД;
И Миры эти живые; и людям в Мирах тех хочется жить; и Миры те будут жить для нас и после нас;
Что создали вы, чтобы ставить "ваше" на одно мерило с Мирами АБС; Ивана Антоновича, Александра Степановича, Игоря Всеволодовича?
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;
Потому что во многой мудрости много печали; а всё остальное - суета вокруг лингама; суета сует и всяческая суета;" (c)
Краузе Фердинанд Терентьевич 23.11.2020 15:52 Заявить о нарушении
У меня с ней 100% контакт.
Даже больше...
Я примерно представляю как ее можно расширить и осовременить.
Перевести ее на новый язык.
Кстати первая попытка подобного была в моем романе "Грэй".
не знаю насколько она удачная, но вроде бы что-то есть,
Большое спасибо за хороший отзыв,
с уважением,
Лев
Лев Вишня 23.11.2020 20:51 Заявить о нарушении
А. Грин – романтическое фэнтези. Беляев – ранняя фантастика. "Аэлита" скорее утопическое социальное фэнтези. Фантастика и соцреализм не очень дружили. Это был вечный укор технического отставания СССР, да и сами писатели фантасты порой были слабо подготовлены технически. Отношение было примерно следующим работать надо, а не мечтать, а если мечтать, то конкретно, например, о пятилетке за три года.
Ефремов (социалистическая фантастика – что написал, сам не понял), Стругацкие (психологические винегреты на фантастических костылях), Булычев (Ласковый май для детей), Казанцев (щи хорошие, но вечно пересоленные идеологией) и тд. – совсем не характерные представители фантастов СССР. Полностью запретить данный жанр было невозможно, поэтому мало кто им серьезно увлекался даже в самой читающей стране. А у многих просто пропадало, отбивало желание, если первыми книгами был Ефремов, Стругацкие или Казанцев.
Были многие другие, которые вполне где-то были не хуже западных фантастов (технические пробелы замазывались душевными сюжетами). С.Павлов "Чердак вселенной", Н.Гацунаев "Звездный скиталец" и многие другие, которые действительно писали фантастику. Другое дело, что в книжных магазинах встретить их книги было проблематично, разве, что в библиотеках из-под полы, или по записи через месяц. Проще же купить было в союзных республиках, например, в Ср. Азии и не только фантастику.
Петрович Сергей 23.11.2020 13:36 Заявить о нарушении
Сложно сказать, в каждом отдельном случае автора надо рассматривать через определенную призму, потому что все они просто невероятно разные. И это кстати в плане дела очень плохо. Американские идут четкими пластами, а тут как распушенный веник - туча веток и каждая в свое направление.
Ефремов, думаю, что точно не "социалистическая", а скорее именно реалистически - историческая. "Социалистическая" это Казанцев.
Тут еще конечно просматриваются пять серьезных проблем:
1) жутко мало экранизаций... объем советских экранизаций НФ это объем для провинциальной страны, а не для второй сверхдержавы.
2) жутко мало экранизируемых авторов. А именно такие в наше время (начиная с братьев Люмьер) двигают любой абсолютно жанр. Очень мало экарнизируемых произведений. То есть если брать США там 200-300 фильмов в год выходило регулярно (в разных сферах фантастики от научной до сказок или напротив - ужастиков). У нас в лучшие советские годы - 5-6 максимум! Пр этом всего снималось также от 300-400 фильмов. А фантастике вообще не уделялось время. Ну или почти не уделялось.
3) Советская фантастика это распушенный веник (каждый прогремевший автор в свою стезю!) Американская - пласты мяса. Там один проявившийся автор сразу же создает под себя пласт подражателей и сподвижников. Отсюда и феномен Марвела - мгновенно и на пустом месте. Капнули денег - пришел пласт авторов, работающих как бобики. Появилась туча супергероев. Кстати сериал реально тупой.
4)Мало конкурсов и мало специализированных журналов. Особенно конкурсов. "Аэлита" при всем уважении к Борису Долинго на уровень "Ньюбола" ну никак не тянет. А там еще есть и "Хьюго" и еще 20 мелких премий... "Аэлита" это уровень мелкой, провинциальной американской премии... К сожалению так.
5) отсутствие коммерческого отбора, как в США. Очень много кабинетного отбора. Отсюда и очень много квазираскрученных авторов.
Большая часть этих проблем еще жива к сожалению. Расчет на будущее поколение.
Как-то так.
с уважением.
Лев
Лев Вишня 23.11.2020 22:12 Заявить о нарушении
Петрович Сергей 24.11.2020 04:28 Заявить о нарушении
Но почему сложилось такое отношение - не знаю.
К слову по общению с людьми - самый ужасный и полностью деградировавший в Европе кинематограф это германский. Он уступает даже Румынскому или Польскому. Хотя в Германии самая сильная в Европе экономика.
Лев Вишня 24.11.2020 08:36 Заявить о нарушении
Петрович Сергей 24.11.2020 13:11 Заявить о нарушении
Честно говоря сдали жанр почти без боя.
Лев Вишня 24.11.2020 20:31 Заявить о нарушении
Петрович Сергей 24.11.2020 21:16 Заявить о нарушении
Довольно интересная статья. Автору респект! С чем-то из сказанного автором согласен, с чем-то нет, но это - не важно в данном случае. Во-первых, у каждого свое отношение к советской фантастике, а во-вторых, экскурсы к советской фантастике явление редкое, и потому всегда интересное. Со своей колокольни я бы добавил, конечно, в топовый список рано ушедшего и незаслуженно забытого Варшавского, ну и Снегова с Крапивиным. Что же касается экранизаций, то, на мой взгляд, единственной удачной экранизаций Стругацких был "Отель у погибшего альпиниста", всё остальное - неудачные эксперименты, худшие из которых "Дни затмения" и "Сталкер". Вообще, по поводу экранизаций аппелировать, наверное, нужно не к писателям, а к сценаристами и режиссёрам. Дать, к примеру, Спилбергу "Плутонию" Обручева, заделал бы из неё шедевр не хуже, чем "Парик юрского периода"... Ну да ладно, это лишь нахлынувшие на меня при прочтении статьи мысли. Кстати, Обручев ведь был не только довоенным фантастом, ещё при его жизни в послевоенные годы были изданы "Золотоискатели в пустыне" и "Записки кладоискателя"; конечно, это больше приключенческое, но всё-таки.
Хорошая, интересная статья. Жму на зеленую.
Николай Орехов 23.11.2020 13:17 Заявить о нарушении
Ну тут проблема в том, что ни у Варшавского, ни у Альтова ни даже у Снегова не было экранизаций (ну я по крайней мере не наткнулся на них, хотя могу ошибаться).
А текст этой заметки привязан именно к экранизируемой фантастике.
Крапивин выпадает, потому что у него не НФ, а подростковая проза. Он в одном ряду не с Жуль Верном, а с Экзюпери. Так же как скажем Носов, Волков, Лагин или наш уральский Бажов. Это все что угодно, но не НФ (никак!)
На счет периодизации, как бы там где находится большая масса - там ты и живешь. У меня первые публикации были в 20-ом веке, но я четко автор 21-го. Так что Обручев чисто довоенный (иначе снова информационный бардак).
На счет экранизаций Стругацких.
Я полагаю, что в их случае (но не в случае Грина или Обручева) вся проблема именно в авторах. В том же "Оттеле" есть сюжет и законченный, оформленный финал. А взять "Гадкие лебеди"? Вот что там снимать? Как ГГ нализываеться с дружками, а в перерывах фантазирует всякие диссидентские штучки? Это интересно будет читать, но смотреть - НИКАК. Поэтому сценарий при экранизации просто переделали в хлам... Получилась все равно полная бяка.
У них хламины, а не сюжеты... Туча направлений и ни одной устойчивой линии. За что хвататься тому же Спилбергу?
Так что тут с вами полностью согласен в их случае единственная удачная экранизация это именно "Отель".
В остальном, кстати и экранизации Лукяненко мне не понравились. Хотя подростков к ним тянет. Не могу объяснить сей феномен.
с уважением,
Лев
Лев Вишня 23.11.2020 21:34 Заявить о нарушении
Николай Орехов 24.11.2020 07:04 Заявить о нарушении
Жалко...
Жалко, что хорошие романы не нашли своего зрителя (кроме читателя).
Собственно именно об этом по сути и эта маленькая заметка.
Лев Вишня 24.11.2020 08:26 Заявить о нарушении
По первому не согласен, на мой взгляд экранизация Бортко это максимум что можно вытянуть из этого романа и сделана она на пределе возможного. И кстати мне она нравится (хотя может тут вкусовщина).
А на счет "Обитаемого"? Так вопрос, что там Бондарчук снял не правильно? Он точно скопировал на экран роман и перевел точно всех персонажей. Проблема в самом романе, что он натуральная сюжетная метелка. Да еще с постоянным политическим иносказательным подтекстом. А Бондарчук просто сие реализовал на экране и результат соответствующий.
Что Бондарчук сделал не так:-))))) ?
Вот почему хитрые Стругацкие при съемке "Сталкера" подсунули сценарий не совпадающий с текстом романа почти от слова "вообще".
Они все сами прекрасно понимали:-)))
Лев Вишня 24.11.2020 08:32 Заявить о нарушении
(ехидного плана).
Что Бондарчук сделал не так?
Он точно и безукоризненно воспроизвел роман и всех его персонажей. И за это его критикуют:-)))))))
Это я читал текст романа и даже смотрел текст рядом с фильмом. Чтение - просмотр. Несколько мелких "дефектов" заметил, но они скорее пошли на пользу фильму.
Лев Вишня 24.11.2020 08:39 Заявить о нарушении
Николай Орехов 24.11.2020 10:36 Заявить о нарушении
Николай Орехов 24.11.2020 12:21 Заявить о нарушении
"МиМ" Бортко, "провальный" он или нет - все равно на два урвоня примерно выше и качественней чем любая иная попытка экранизации, что была до того. Так что вряд ли кто-то решиться повторить (не верю в это!)
"Кроме того, на мой взгляд, конечно, ни один из собранного ансамбля великолепных актёров, не "попал" в описанный Булгаковым персонаж," - НЕ согласен. Можно составить список. По моему мнению 20 актеров сыграли свои роли идеально. Неудачно выглядел только Бегемот и Лиходеев (тот провалил свою роль).
По "Обитаемому" - это лучшая экранизация Стругацких, что видел (а видел примерно десяток. Ну еще конечно "Отель" на первом месте.
Можно составить список показателей качества или совпадений.
Если я что-то анализирую, то только системным методом.
А так конечно неплохо было бы продолжить диспут под новыми темами. То есть в развитие этой скромной заметки.
Я бы не против был выделить и разобрать отдельные периоды более подробно. И также отдельно остановится на "феномене Булычева" (отличные экранизации при слабой литературной основе). И "феномене Стругацких" - отвратительные экранизации при хорошей литературной основе). Почему так получается.
Было бы интересно, надеюсь.
Лев Вишня 24.11.2020 17:44 Заявить о нарушении
Лев Вишня 24.11.2020 17:49 Заявить о нарушении
Николай Орехов 24.11.2020 19:11 Заявить о нарушении
Тут два момента все-таки нужно учитывать. Сам роман НЕровный и НЕзаконченый. Вторая часть там просто безобразная (особенно к финалу) и написана как будто в жуткой спешке. Первая идеальная и неплохо отшлифованная. Вся история Иешуа и Пилата - должна рассматриваться как отдельное произведение в произведении (как полностью самостоятельная вставка). То есть в отличие от абсолютно цельного "Собачьего сердца", "МиМ" НЕцельный.
Теперь по актерам (есть предыдущая версия Кары, она мне совершенно не нравиться).
На ютубе, вике, кинопоиске и в других местах приведены высказывания "критиков", в основном из числа ультролиберальной публики, а у нее "свое прочтение текста". Так что реплики:
"Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду" - не канают для меня по определению уже исходя из того, кто это пишет (авторитет данного деятеля для меня нулевой).
Общее... многие актеры старше своих прототипов и это к сожалению связано с тем, что молодых хороших актеров очень мало. Сыграла старая гвардия. И сыграла на мой взгляд отлично. Почти на пределе возможного.
"Олег Басилашвили — Воланд" - все диалоговые эпизоды сделаны безукоризненно. Особенно великолепен в первой части. Есть несколько неудачных реплик в 5-7 сериях, но связано оное с "особенностями текста" (см. выше). Характер персонажа передал идеально, единственная проблема - очень стар.
"Александр Галибин — Мастер (роль озвучил Сергей Безруков)" - роль сыграна идеально. Персонаж чувствуется лучше, чем в романе.
"Анна Ковальчук — Маргарита" - роль сыграна идеально, персонаж чувствуется лучше, чем в романе. у Ковальчук кстати серьезное портретное сходство с прототипом Маргариты.
"Александр Абдулов — Коровьев (прозвище — «Фагот»)" – роль сыграна в целом хорошо. Намного лучше чем в экранизации Кары. Актер встал в свой персонаж и уверенно в нем держится, но иногда халтурит (это вечная проблема Абулова, как актера).
«Александр Филиппенко — Азазелло» - роль сыграна идеально, персонаж на экране выглядит более живым, чем в книге. Стоит отметить, что у Кары Филиппенко играл Коровьева и получился самый ужасный Коровьев, что можно было только придумать. Здесь актер на своем месте.
«Вано Миранян / Александр Баширов, озвучка Семён Фурман — кот Бегемот» - вообще проще было Бегемота просто нарисовать в 3Д (анимировать и озвучить за кадром). Тут попытались сделать что-то в стиле старого кино, чтобы анимашка не контрастировала с остальным весьма реалистичным и прочувствованным видеорядом. Получилось, как получилось и лучше не вытянуть. Баширов в эпизодах смотрится очень неплохо.
«Таня Ю (Татьяна Школьник) — Гелла» - роль сыграна нормально.
«Кирилл Лавров — Понтий Пилат, прокуратор Иудеи» - роль сыграна идеально и лучше сыграть просто невозможно. Персонаж подан намного лучше и рельефней чем в романе. Эмоциональные напряжения и его метания раскрыты на пределе возможного. Единственная проблема – актер очень стар. Но об этом даже не думаешь, когда смотришь. Во всех сценах персонаж раскрыт лучше, чем в литературном аналоге.
«Сергей Безруков — Иешуа Га-Ноцри из Гамалы, бродячий философ» - можно сказать, что чуть-чуть переигрывает, но альтернативу найти было бы сложно. Почти невозможно. Оценка – хорошо.
«Любомирас Лауцявичюс — Афраний, начальник тайной стражи прокуратора Иудеи (роль озвучил Олег Басилашвили)» - получилось спорно, во-первых актер очень стар (что уже серьезный отход от текста), во-вторых озвучивается «Воландом» - что еще более серьезное отхождение от текста (выглядит как интерпретация). Игра - средняя.
«Владислав Галкин — Иван Бездомный, поэт» - идеальная игра на протяжении всего фильма. Точное перевоплощение во всех состояниях: «недоверие», «страх во время погони за Воландом», «гнев – в больнице» и «смирение – в конце». Все сыграл идеально, но прежде всего, идеально встал в образ балбеса-поэта Бездомного. Это одно из трех наилучших исполнений во всей экранизации. Все сцены с участием данного актера выглядят живее и рельефней чем в романе.
«Александр Адабашьян — Михаил Александрович Берлиоз» - сыграно средне. Но в роль встал.
«Геннадий Богачёв — Алоизий Могарыч» - сыграно очень хорошо для второстепенной роли.
«Николай Буров — Арчибальд Арчибальдович, метрдотель Грибоедовского ресторана» - сыграно средне. Роль второстепенная.
«Валентин Гафт — Иосиф Каифа, первосвященник иудейский / человек во френче (аллюзия на Берию)» - сыграно слабо. Кстати и в роль Воланда Гафт никак бы не встал! Туда кроме Бассиашвили мог встать только О. Янковский. Также как Иешуа лучше Безрукова могли сыграть Серебряков или Кайдановский.
«Валерий Золотухин — Никанор Иванович Босой» - сыграно слабо, хотя роль эпизодическая. Не убедителен в сцене уже допроса в НКВД от слова вообще.
«Роман Карцев — Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза» - сыграно слабо. Роль эпизодичная.
«Станислав Ландграф — Латунский, литературный критик» - сыграно слабо. Роль эпизодичная.
«Василий Ливанов — Александр Николаевич Стравинский, профессор, врач психиатрической клиники» - сыграно идеально. Актер полностью встал в роль.
«Дмитрий Нагиев — Иуда из Кириафа / барон Майгель» - сыграно никак. Никакой игры вообще.
«Ксения Назарова — Наташа, домработница Маргариты» - сыграно на отлично! Местами не хуже чем у Ковальчук. В сценах когда вместе смотрятся отличным тандемом, хотя по сюжету Маргарита старше Наташи, а как актеры – Назарова старше Ковальчук. Но этого дискомфорта не чувствуется абсолютно, поскольку на экране более «старшей» выглядит именно Ковальчук. Полностью гармоничный тандем.
«Илья Олейников — Григорий Данилович Римский, финансовый директор Варьете» - роль сыграна идеально. Персонаж на экране чувствуется даже лучше чем в романе.
«Андрей Шарков — Иван Савельевич Варенуха, администратор Варьете» - роль сыграна очень средне и тандема с Олейниковым не чувствуется. В «вампирской» сцене провалил свою роль.
«Александр Панкратов-Чёрный — Степан Богданович Лиходеев, директор Варьете» - роль сыграна безобразно. Провалены все сцены с участием актера.
Общий вывод: почти все ключевые роли сыграны либо идеально, либо на пределе возможного. Понятно, если был жив Кайдановский, он сыграл бы на уровень лучше, чем Безруков, но его не было. Из числа ролей второго плана удачно сыграли 3-4 человека. По ролям второго плана в сериале серьезный провал. Весь брак идет именно по второстепенным персонажам и частично по «комбинированному Бегемоту». К персонажам «Пилата», «Мастера», «Маргариты», «Наташи» претензии невозможны по определению.
Четко провалили свои роли Панкратов-Черный, Золотухин и Шарков.
Вот так.
Лев Вишня 25.11.2020 07:59 Заявить о нарушении
Ковальчук до этой экранизации имела только малопрестижные сериальные роли (разные менты) или снималась в малобюджетных фильмах... Кто бы мог подумать, что она встанет так идеально и сыграет на пределе возможного?
У Кары была маститая, перемаститая актриса, у Бортко по сути новичок - и роль сыграна просто на два порядка лучше. Это говорит о том, что Бортко умеет угадывать и подбирать людей на роли. Он работает тут вполне профессионально.
Лев Вишня 25.11.2020 08:12 Заявить о нарушении
Лев Вишня 25.11.2020 08:28 Заявить о нарушении
Николай Орехов 25.11.2020 14:16 Заявить о нарушении
Лев Вишня 25.11.2020 15:58 Заявить о нарушении
Николай Орехов 25.11.2020 17:04 Заявить о нарушении
В общем эта скромная заметка послужит матрицей для уже нормальной статьи.
А разбор актерского состава войдет в рецензию по тому сериалу.
Спасибо также за ваши замечания. Они оказались весьма полезны.
(ну так же как и иные высказанные).
Ну в общем, если проблем не будет, до конца года или в следующем, что-то размещу уже осознанное:-)) Собранное и с примерами.
С уважением и спасибо!
Лев
Лев Вишня 25.11.2020 17:10 Заявить о нарушении
если будет время, то можете глянуть:
http://proza.ru/2019/09/24/1599
(это первая из пяти частей)
Лев Вишня 25.11.2020 17:12 Заявить о нарушении
Николай Орехов 25.11.2020 17:38 Заявить о нарушении
(есть такое)
ну что дело за продолжением:-)
Лев Вишня 25.11.2020 18:55 Заявить о нарушении