Рецензии на произведение «Гл. 2. 2. Буддизм»

Рецензия на «Гл. 2. 2. Буддизм» (Владимир Толок)

Спасибо, Владимир.
Пару лет назад хотела разобраться что такое "Буддизм". Перебрав множество источников, я мало что поняла, хотя пыталась вникнуть в суть. Часто встречались сверх заумные статьи, где за разъяснением каждого слова приходилось нырять в словарь...

Ваша статья - это просто сказка 😍
Пишите доступным языком, последовательно раскрываете смысл каждого нового понятия. Представление о Биддизме укладывается в голову строго по полочкам. У меня появилось понимание "что это?" ☺️

Даже страшно предположить сколько Вы перебрали разной информации и как долго осмысляли материал, чтобы писать так легко и просто. Браво 👏

Изучать Ваше творение - одно удовольствие.
Спасибо ☀️

Наталия Намытая   29.07.2023 16:04     Заявить о нарушении
Благодарю, Наталия, за лестный отзыв. Вряд ли его заслуживаю...

Владимир Толок   29.07.2023 16:55   Заявить о нарушении
Знаете как проверить лесть, то, что я Вам написала или нет? :)

Наталия Намытая   29.07.2023 20:42   Заявить о нарушении
Я не про лесть. Лесть и лестный имеют разное значение. Лестный (см. словарь Ожегова) - "содержащий похвалу", а лесть - "лицемерное восхваление".

Просто Вы очень доброжелательны, и это прекрасно.

Владимир Толок   29.07.2023 20:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир ☺️
Вы прелесть 🤗

Наталия Намытая   29.07.2023 21:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 2. 2. Буддизм» (Владимир Толок)

Можно много говоритьо буддизме со слов кого-то. А вот что говорил сам Будда о своём учении мы можем прочесть в сутте собрания Маджхима Никая:
33. Сангити Сутта
Введение

Однажды Будда пребывал в манговой роще кузнеца Чунды, в селении маллов. В этом селении было только что завершено строительство зала собраний, и первым туда пригласили Блаженного. Однако Будда чувствовал боль в спине, и Он попросил Шарипутру изложить собравшимся Учение. Так, Будда лёг на сложенную вчетверо подстилку в позе льва, а Шарипутра занял место проповедника.

Желая помочь присутствующим памятовать те Учения, что были получены ими ранее, Шарипутра перечислил дхаммы Будды, разделив их на десять групп. «Сангити» означает «список».

Один

Самскары являются причиной возникновения существ (самскары – следы прошлых карм, проявлений воли и желаний)

Два

Имя и форма

Неведение и влечение к существованию

Заблуждение существования и заблуждение несуществования

Отвращение от зла и его причин

Искусство постижения состояний ума и оставления их

Искусство постижения тела и ума

Постижение вовлечённости ума в деятельность чувств и закона взаимообусловленного возникновения страдания (см. Маханидана сутта, Дигха Никая 15);

Наблюдение и постижение дхамм

Охрана дверей восприятий и умеренность в еде

Покой и прозрение (шамата и випассана)

Достижение правильных поведения и воззрения

Сверхземная мудрость и освобождение

Знание разрушения самскар, знание не-возникновения

Три

Корни страдания: жадность, ненависть и заблуждение

Ветви поведения: действия тела, речь и мысль

Неумелые мысли: тянущиеся к приятному, развивающие гнев, создающие враждебное намерение

Три причины страдания: жажда чувств, жажда существовать, жажда не существовать

Три заблуждения: вера в «Я», сомнение, привязанность к обычаям и религиозным ритуалам

Три сферы: сфера чувств, сфера иллюзорных форм, сфера бесформенности

Три предела: тело, его возникновение и его исчезновение

Три вида восприятий: приятные, неприятные, нейтральные

Три вида страдания: боль и горе, обусловленное существование; изменение приятного на неприятное

Три вида карм: определённо порочные, определённо благие, неопределённые

Три пожирающих огня: страсть, ненависть, заблуждение

Дополнительные три огня: желание почёта, желание главенствовать, желание получать дары

Три вида форм: видимые и непроницаемые, невидимые и непроницаемые, невидимые и проницаемые

Три вида чувственной жажды: зависимость от существ и вещей зримого мира, зависимость от существ и объектов, создаваемых собственным разумом, а также, жажда власти над существами и объектами, внешними и внутренними

Три вида благоприятных перерождений в мире богов: в мире Брахмы; в облике Лучезарного божества (вспышками излучающего свет), пребывающего в чистом блаженстве; в облике Светоносного божества (пребывающего в спокойной и ровной светимости)

Три вида щитов: щит учёности, щит отречения, щит постижения ума

Три видения: обычное зрение, божественное видение, око мудрости

Три признака покоя ума: пустота, не следование за явлениями, прекращение создавния желаний

Три сумасшествия: одержимость здоровьем, юностью и жизнью

Три вида знания: воззрение, опыт и постижение

Три сверхзнания: знание прошлых жизней, знание будущих перерождений, знание разрушения всех порочных дхамм

Три чуда: чудо магических сил, чудо знания ума других существ, чудо наставления

Четыре

Четыре Истины: истина о страдании, о причинах страданий, о прекращении страданий и о пути, ведущем к прекращению страданий;

Четыре основания памятования: тело, чувства, ум и дхаммы

Четыре благих усилия: 1) не потакание возникновению дурных состояний ума 2) пресечение возникших дурных состояний ума 3) пробуждение благих состояний ума 4) поддержание благих качеств ума

Четыре основы для сверхспособностей: подчинение желаний, управление вниманием, направление мысли, исследование качеств ума

Четыре джханы: 1) глубокое размышление, уединение от чувственных влечений, ясность 2) обращение чувств на деятельность ума, блаженство 3) молчание ума 4) очищение дхамм

Четыре развитых сосредоточения, первым из которых идут Четыре Джханы; вторым – сосредоточение на светимости, вплоть до обретения умом лучезарного тела; третьим – поворот ума на самого себя; четвёртым – видение пустотности пяти скандх

Четыре Брахмавихары (обители Брахмы): дружелюбие, сострадание, радость от общения с добродетельными друзьями, безмятежный покой

Четыре Джханы сферы Арупа (без форм): 1) бесконечное пространство 2) бесконечное сознание 3) бесконечность, где нет ничего 4) бесконечность ни возникновения, ни не возникновения

Четыре основы поведения: 1) есть то, чему нужно следовать 2) есть то, что нужно терпеть 3) есть то, чего нужно избегать 4) есть то, что нужно пресекать

Четыре возвышенных удовлетворённости: одеждой, пищей, местом для жизни и сна, отношением других людей

Четыре вида самодисциплины: 1) слежение за шестью воротами восприятий (глаз, нос, кожа, язык, ухо и ум) и избегание контакта органов восприятия с тем, что вызывает дурные состояния сознания 2) если дурные состояния ума возникли, то самодисциплина состоит в том, чтобы устранить, отвергнуть их 3) развитие семи факторов Пробуждения (памятование, сосредоточение на дхаммах, усердие, обуздание чувств, благостная чистота, проницательная самоосведомлённость и безмятежноая удовлетворённость 4) кладбищенское созерцание

Четыре действия, требующие самодисциплины: принятие пищи, контакт органов чувств с объектами, создание намерений и направление сознания

Четыре способа постижения Учения: отречением, дружественностью, пониманием и сосредоточением

Четыре достижения: 1) знание прошлых существований, с использованием силы памяти 2) знание пути перевоплощений, благодаря силе небесного видения 3) искусность во вхождении и покидании различных состояний сознания, благодаря силе сосредоточения 4) разрушение порочных дхамм силой мудрости

Четыре вида утечки силы ума: 1) привязанность к чувственным наслаждениям 2) перевоплощение 3) ложные воззрения 4) неведение

Четыре цепляния: тяга к приятному, оправдание своих ошибок, мирские обычаи и ритуалы, представление о «Я»

Четыре способа рождения: из яйца, из лона матери, во влажном месте, самопроизвольное рождение в мире богов

Четыре типа личностей: те, которые испытывают потребность мучить себя; те, которые испытывают потребность мучить других; те, которые испытывают потребность мучить себя и других; те, которые не желают мучить ни себя, ни других

Четыре стадии достижения Архатства, называемые: 1) непоколебимость 2) голубой лотос 3) белый лотос 4) небесный лотос

Пять

Пять скандх (накоплений): 1) материальные элементы (воздух, огонь, вода и земля), образующие форму 2) восприятия и органы восприятий 3) понятия 4) намерения, рождаемые остаточными впечатлениями 5) сознание

Пять видов помех, связанных с низшими мирами: 1) вовлечённость в деятельность чувств 2) недоброжелательность 3) леность и инертность 4) беспокойство и тревога 5) сомнения в ценности Дхаммы

Пять видов помех, связанных с высшими мирами: 1) желание обладания тонкой формой 2) желание переродиться в бесформенном состоянии 3) высокомерие 4) возбуждение 5) неведение

Пять воздержаний: 1) от враждебности и вреждения 2) от присвоения чужого 3) от следования за чувствами 4) от лжи 5) от опьянения

Пять видов утрат: богатства, здоровья, близких, добродетели и здравости суждений. Первые три вида утрат вызывают страдание в земном мире, но не ведут в низшие миры. Утрата же добродетели и здравости суждений ведёт в низшие миры

Пять принципов правильной речи: 1) своевременность 2) правдивость 3) мягкость 4) внимательность к состоянию собеседника 5) дружественность

Пять чистых обителей: 1) обитель Авиха – там, где преодолена гордость и нет падения в низшие сферы существования 2) Атаппа – обитель безмятежности 3) Судасса – обитель прекрасной чистоты 4) Судасси – обитель ясного видения 5) Аканиттха – обитель тех, кто достиг полной равностности

Пять видов чувствования: (телесные) боль и блаженство, (психические) горе и счастье, (телесное и психическое) безразличие

Пять этапов восприятия Учения: 1) слушание Наставников 2) воспоминание об услышанном от Наставников 3) размышление над полученным Учением 4) памятование постигнутого размышлением 5) интуитивное прозрение

Пять размышлений, ведущих к духовному созреванию: 1) о непостоянстве всех явлений 2) о страдании, заключённом в непостоянстве 3) об отсутствии «Я» в явлениях 4) об освобождении от неведения 5) о равностности

Марина Тигра   21.02.2023 09:45     Заявить о нарушении
продолжение:
Шесть

Шесть видов восприятий: зрительное, слуховое, телесное ощущение, обонятельное, вкусовое и интеллектуальное (восприятие идей)

Изменения, которые претерпевают шесть видов восприятий в цепи взаимообусловленного возникновения страдания: 1) формирование органов восприятий (глаза, уха, тела, обонятельных желез, языка, интеллекта); 2) соприкосновение органов чувств с объектами; 3) восприятие качеств объектов (образа, звука, ощущения, запаха, вкуса, идеи), приятных, нейтральных или неприятных; 4) зависимость от приятных качеств, отвращение от неприятных, безразличие к нейтральным; 5) принятие решений о пребывании в приятных восприятиях, разрушении неприятных, безразличии к неприятным; 6) совершение действий, закрепляющих решения о влечении к приятному, неприязни к неприятному, безразличии к нейтральному

Шесть причин, порождающих раздор и бесплодные споры: 1) гнев и неудовлетворённость 2) лицемерие и отрицание чужих заслуг 3) зависть и зависимость 4) хитрость и желание выгоды 5) дурные желания и заблуждения 6) захваченность чувством собственной правоты

Шесть необходимых памятований: о Будде, о Дхарме, о Сангхе, о правильном поведении, об отречении от мира, о высших существах

Семь

Семь драгоценностей: вера в Дхамму, высокая нравственность, развитое сознание, бдительность, учёность, отречение от чувства «Я», сверхземная мудрость

Семь факторов Пробуждения: 1) наблюдение тела, чувств и мыслей 2) изучение Дхаммы 3) усердие 4) преданность 5) успокоение 6) сосредоточение 7) равностность

Семь основ правильного сосредоточения: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильное обеспечение средств к существованию, правильное усилие, правильное направление внимания

Семь медитативных восприятий: 1) непостоянство 2) отсутствие «Я» в явлениях 3) уродства того, что кажется привлекательным поверхностному уму 4) порочности омрачённых качеств сознания 5) устранение порочных качеств сознания 6) равностность 7) прекращение становления нового существования

Семь сфер проявления сознания: 1) сфера, где тело и сознание существ различны – таковы мир людей, некоторые из миров богов и низшие миры 2) сфера, где тела различны, но сознание тождественно – таков мир Брахмы 3) сфера, где тела тождественны, но сознание различно – мир богов, испускающих сияние 4) сфера, где тела и сознание тождественны – мир богов, всецело наполненных сиянием 5) сфера слияния с безграничным пространством, где нет представлений о телесности и вещности 6) сфера слияния с безграничностью сознавания, в котором угасают восприятия 7) сфера слияния с пустотой, в которой угасают понятия

Семь типов людей, достойных подношений: 1) освобождённые мудростью и опытом сосредоточения 2) освобождённые мудростью 3) освобождённые сосредоточением 4) достигшие истинного воззрения 5) достигшие полноты доверия к Трём Драгоценностям 6) ученики, развивающие мудрость 7) последователи, развивающие благую веру в Три Драгоценности

Семь порочных склонностей: к чувственным удовольствиям, к враждебности, к заблуждениям, к сомнениям в ценности добродетели, к надменности, к перерождению в том или ином мире, к неведению

Восемь

Восьмеричный Путь прекращения страданий: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильное обеспечение средств к жизни, правильное усилие, правильное направление внимания, правильное сосредоточение

Восемь мирских дхамм: желание выгоды, боязнь потери, желание славы, боязнь незначительности, желание похвалы, боязнь порицания, желание временного счастья, страх перед временным несчастьем

Восемь видов людей, достойных подношений: 1) вошедший в поток Дхаммы (ослаблены гнев, похоть и гордость, и прекращено взращивание заблуждений: веры в «Я», склонности к мирским обычаям и тяги к забвению) 2) тот, кто трудится ради достижения потока Дхаммы 3) достигший стадии возвращения в последний раз (уничтожены причины для гнева, похоти и гордости, и прекращено взращивание 8-и мирских дхамм 4) тот, кто трудится ради достижения состояния возвращения в последний раз 5) достигший стадии невозвращения (полностью уничтожена троичная жажда) 6) тот, кто трудится ради достижения плода невозвращения 7) Архат, Совершенный, пребывающий здесь по своей воле, ради всеобщего блага 8) тот, кто трудится ради достижения Архатства

Восемь собраний (самай): воинов (в земном мире) и небесных Царей; брахманов (учёных) и 33 Богов; домохозяев и богов из мира Мар; отшельников и богов из мира Брахм

Восемь видов умелости в созерцании: 1), 2) способность бесконечно уменьшать или увеличивать представление о качествах любого объекта (размер, тяжесть, яркость, ту или иную силу) 3), 4) способность уменьшать или увеличивать восприятие качеств любого объекта, непосредственно контактируя с ним 5), 6), 7) и 8) способность созерцать синий (фиолетовый), жёлтый, красный и белый света, видя их расширение, наполненность, тонкость и великолепие

Восемь высвобождений ума из оков: 1) отчётливость воспоминаний и воображения 2) способность ясновидения и яснослышания 3) принятие решения о том, что чистый ум прекрасен 4) восприятие бесконечного пространства 5) восприятие бесконечной светимости 6) восприятие пустоты 7) восприятие состояния, свободного от воплощения и развоплощения 8) восприятие прерывания сознания

Девять

Девять благих состояний сознания: 4 джханы с формой, 4 джханы без формы и окончательное состояние, за которым нет ничего иного

Девять прекращений страдания в благих состояниях сознания: 1) прекращение похоти и страха (помрачённой чувственности) 2) прекращение гнева и тоски (помрачённых представлений) 3) прекращение захваченности (помрачённых самскар) 4) прекращение колебаний ума (полное успокоение дыхания и жизненной силы) 5) полное очищение телесного восприятия (сознание пространства) 6) полное очищение слухового и вкусового восприятий (сфера бесконечной осознанности) 7) полное очищение зрительного и обонятельного восприятий (сфера пустоты) 8) полное очищение интеллектуального восприятия (сфера ни сознавания, ни не-сознавания) 9) полное очищение дхамм (Просветление)

Десять

Десять защит: 1) достойное поведение 2) изучение Дхаммы 3) общество достойных существ 4) сдержанность 5) почтение и забота о старших друзьях 6) стремление к постижению глубоких наставлений о поведении и мудрости 7) удовлетворённость получаемыми средствами жизни 8) устранение дурных качеств сознания и развитие благих качеств сознания 9) искусность в развитии памяти и сосредоточения 10) постижение перевоплощений, воникновения и исчезновения всех явлений, знание окончательного прекращения страданий

Десять объектов для сосредоточения, воспринимаемых сверху, снизу, поперёк и вдоль, как единое целое: земля, вода, огонь, воздух, сине-фиолетовый, жёлтый, красный, белый света, пространство, сознание

Десять путей благого воздержания: от вреждения и жестокости, от воровства, от половой распущенности, лжи, опьянения и клеветы, от пустых разговоров, зависти, от недоброжелательности и фанатичных взглядов

Десять благородных способов практики: 1) отбрасывание пяти помех: алчности, беспокойства, косности, недоброжелательности и сомнений в ценности добродетели 2) умелый контроль над воротами и сознанием шести восприятий 3) памятование бессамостности тела, чувств и ума и изучение Дхаммы 4) исследование в своём поведении, речи и мыслях: что должно быть развито? что надлежит терпеть? чего нужно избегать и что должно быть оставлено или подавлено? 5) отбрасывание всех фанатичных воззрений, тьмы взглядов и суждений, возникающих из троичной жажды 6) следование Пути, ведущему выше мирских дхамм, выше влечения к перерождению, выше мира Брахмы 7) освобождение ума от похотливых, болезненных и жестоких мыслей 8) освобождение своих чувств от влечения к приятному и отвращения от неприятного; от вовлечённости в радость и горе 9) освобождение сердца от страстных желаний, ненависти и бесчувственности (забвения) 10) уничтожение причин страдания, разрушение дурных качеств ума, утверждение в состоянии не-возвращения

Десять качеств, развиваемых учеником: правильные воззрение, намерение, речь, действия, обеспечение жизни, усилие, направление внимания, сосредоточенность, мудрость и освобождение ума (способность к сознательному вхождению, пребыванию и покиданию любого из состояний сознания)

В сутте перечислены учения как титульные листы отдельных пластов изучения и постижения.
Может -ли это учение полностью сравниться и соединиться хоть с одной из религий?

Марина Тигра   21.02.2023 09:46   Заявить о нарушении
Если считать, что учение Будды универсально, то почему же религии не принимают ВСЕХ его аспектов? Почему выбирают для себя более удобные? ...не ради-ли управления и власти, которые не сочетаются с основными принципами учения Будды: Отречения от Имени и формы?

Марина Тигра   21.02.2023 09:52   Заявить о нарушении
"Все школы классического буддизма не сомневались в объективности существования мира (мир - не иллюзия)" -- это совершенно противоположное утверждение.Ни одна школа Буддизма такого не утверждала! Будда утверждал обратное: МИР - ИЛЛЮЗИЯ!

Марина Тигра   21.02.2023 09:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте!

Всё состоит из дхарм - человек, мир вокруг него, любые явления и события, - и они (дхармы) больше, чем реальность. Так что места для иллюзий в мире нет. Другое дело, что дхармы бывают омраченные и неомраченные (в Ведах - проявленные и непроявленные) и омраченные дхармы в споре ради красного словца можно назвать иллюзорными.
Неомраченная дхарма - это вселенский закон и абсолютная истина. Омраченная дхарма - это истина относительная, то есть овеществленная (загрязнённая). Буддизм учит, как омрачененной дхарме по имени "человек" стать неомрачненой.

Это учение эгоистическое (локальное), поэтому к нелокальной абсолютной истине привести не в состоянии. Человек может прикоснуться к абсолютной истине только всем миром, очистив от "грязи" не только себя, но и соседа, собаку, лес, планету и всю вещественную вселенную, ибо нельзя стать чистым (неомраченным), стоя по уши в омраченности. Для справки: воздух, которым дышит "просветленный" на сто процентов - омраченная дхарма. Другими словами, нельзя достигнуть абсолютной истины индивидуально, если ее не достигли все другие омраченные дхармы, так как из-за отсутствия в ней истин, содержащихся в омраченных драхмах, абсолютная истина окажется неполной, то есть неистинной.

Спасибо за подробное дополнение к статье. Быть может, кому-то оно пригодится.
С уважением,

Владимир Толок   21.02.2023 17:46   Заявить о нарушении
Жаль что вам оно не пригодилось. У вас странное понятие буддийского учения. Но каждый выбирает то, что считает для себя верным.
Пусть будет Благо.

Марина Тигра   21.02.2023 19:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 2. 2. Буддизм» (Владимир Толок)

ну и ещё горку наложить

Юрий Николаевич Горбачев 2   15.08.2021 22:32     Заявить о нарушении