Рецензии на произведение «Иже херувимы»

Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)

С большим интересом прочитала рассказ. Поразилась Вашей фантазии. Вопрос, которым Вы задаетесь, как могут праведники благоденствовсть в раю, когда кто-то вечно страдает в аду, всегда ставил меня в тупик. С точки зрения нашего человеческого понимания милосердия и веры в бесконечную любовь Бога к людям, такого не должно быть. Мне кажется, что мы здесь чего-то недопонимаем.

Нина Ган-Петрова   15.12.2022 10:10     Заявить о нарушении
Особенно акцентированно эту проблему я попытался изобразить в миниатюре "Геула". Был бы признателен вам за обратную связь на это мое маленькое произведение))

Алекс Разумов   15.12.2022 15:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)

Мне просто понравился ваш рассказ и ваш взгляд, направленный на религиозность всего происходящего. Я далека от религии, хотя касалась в своём духовном развитии и этой темы, но не втянулась, не поняла этот мир, а начиналось с религии, когда моя бабушка в церкви взяла меня, маленькую девочку, на руки и поднесла к иконе, которую я должна была поцеловать, а я забрыкалась, так и не поцеловала. И потом, повзрослев, мои походы в церковь ограничивались денежным вкладом за здравие и упокой близких и недолгое стояние со всеми молящимися и крестящимися, крещение своих детей и внуков - вот и вся моя религиозность. Библию я так до конца и не осилила, сложновата была для моего понимания и восприятия, поэтому рассуждать на эту тему не умею. Но ваш взгляд и ваши рассуждения мне просто любопытны и интересны, хотя не всё понимаю и воспринимаю на своём уровне.

Елена Разум   22.03.2022 05:09     Заявить о нарушении
Спасибо за теплый отзыв! Уверен, чтобы быть добросовестным человеком, совсем не обязательна какая то формализованная церковность.. Всех благ вам , Елена!

Алекс Разумов   22.03.2022 14:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)

Пожалуй со строго церковной точки зрения здесь у Вас оттенок некой ереси. Но я не религиозный, меня это не пугает. А вообще в христианской любви к грешнику есть что-то лицемерное, если известно, что этот грешник всё равно отправится в ад. Если любовь неподдельная, тогда праведник должен бы уступить грешнику и своё место в раю.
И ещё - у меня часто бывают ассоциации может быть не совсем по существу написанного. Вот и здесь вспомнилось:

"Царство Небесное" есть состояние сердца, а не что-либо, что "выше земли" или приходит "после смерти". В Евангелии недостает вообще понятия естественной смерти: смерть не мост, не переход, ее нет, ибо она принадлежит к совершенно иному, только кажущемуся, миру, имеющему лишь символическое значение. "Час смерти" не есть христианское понятие. "Час", время, физическая жизнь и ее кризисы совсем не существуют для учителя "благовестия"... "Царство Божье" не есть что-либо, что можно ожидать; оно не имеет "вчера" и не имеет "послезавтра", оно не приходит через "тысячу лет" - это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде..."

Ницше

Владимир Алисов   21.03.2022 15:55     Заявить о нарушении
Если начать со второго абзаца, то стоит сделать акцент на апофатическом подходе к определению загробных состояний.. Ок.. Рай и ад, это не "то" и не "это".. Смерть - не то, что мы понимаем под смертью.. Вечность - это не бесконечность, а отсутствие времени.. Все эти определения, по большому счету не дают человеку ничего.. Они непостижимы..Не говоря уже о том, что авторитетность источника этих тезисов - весьма спорная штука.. Что будет за гробом - мы узнаем чуть позже, если там, конечно, вообще, что то есть))) Для живущих же, по большому счету, не так важно, есть там что то или нет. Для живущих, сам вопрос верований в это имеет сугубо прикладное, сиюминутное значение. Вера в загробную жизнь некоторым людям очень важна сама по себе..
Далее.. Предположим, что эта вера у человека есть. И вот вопрос - как сформулирована эта загробная участь для верующего. Церковь предлагает согласиться с мыслью, что участь людей различна. Кто то в райское блаженство, а кто то в муку вечную (не важно внутрисердечная эта мука или же некое место).. Принципиальная постановка вопроса о существовании за гробом мучащейся твари, рождает множество недоумений. До творения мира - мучащейся твари не было. Бог создал мир и появилась мучащаяся тварь. Вывод - Бог есть творец ада.. Болтовня про свободу воли человека негодный аргумент ибо, Бог Всеведущь и знал об адской участи некоего человека еще до его творения.. Второй вопрос - милосердие самой твари. Нужен ли праведнику рай, если его близкий в аду?
Вопросов богословских масса.. Размышления на эти вопросы рождают множество конфликтов с догматикой, а следовательно - на думающего человека ярлычок еретика навешивается моментально..
Но это не важно.. Важно, как мне кажется, не соглашаться на компромисс со своей совестью. Если верующему отвратительна некая мысль узаконенная церковью, то его право выбирать - прогибаться под закон или сохранить добрую совесть.. У меня эта тема, особенно рельефно выражена в миниатюре "Геула"..
Спасибо за прочтение и за то, что поделились мыслями))

Алекс Разумов   21.03.2022 17:49   Заявить о нарушении
Все эти богословские сложности неизбежны для церковных людей, почему мне всегда и удивительны образованные мыслящие люди, которые обращаются к Церкви, ведь там надо принимать некоторую догматику. А выбор по собственной совести неизбежно должен делать любой человек, и верующий, и неверующий.
О загробной жизни - я разумеется не могу авторитетно утверждать, что всё знаю на 100%, но эта идея очень абсурдна с любой разумной точки зрения - научной, философской, и т.п. Разумеется, любому человеку, даже учёному или философу очень хочется бессмертия. Но если вдуматься - пусть бы даже оно существовало, не стало бы бессмертие бессмысленнее даже конечности жизни? Думаю, что рано или поздно бессмертный сам захотел бы положить конец своему существованию.

Владимир Алисов   21.03.2022 18:36   Заявить о нарушении
Ваша мысль о бессмысленности бессмертия очень понятна.. Но условием ее принятия является то, что нам, как бы, должны быть известны все смыслы бытия. С точки зрения нашего земного опыта, безусловно, бессмертие бессмысленно. Точно так же, как бессмысленна и наша земная жизнь)) Но я, верю.. Конечно же, не знаю - но верю, что есть за гробом некие другие смыслы и совсем другая реальность, которая разрешает указанную вами проблему бессмысленности.. Если их нет и за гробом всего лишь пустота и небытие.. Хм.. Пусть так.. В моей сегодняшней жизни - это ничего не меняет. Тем более, что не подтвердить, ни опровергнуть что либо о загробной жизни аргументированно не возможно. Это всегда вопрос веры..

Алекс Разумов   21.03.2022 19:27   Заявить о нарушении
Это понятно, как говорится "блажен, кто верует". Но всё же кое-какая разумная аргументация здесь может быть. Так, мы знаем вполне определённо, что и Вселенная не вечна. Какая же вечная жизнь может быть и где в таком случае после её конца. Далее, жизнь сознания после гибели тела и мозга тоже представляется крайне сомнительной. Вне органов чувств, восприятий (??) Что же это за жизнь... Но я понимаю, что для верующих любые аргументы мало что значат. Да и я не для того, чтобы поспорить.

Владимир Алисов   21.03.2022 19:51   Заявить о нарушении
Раньше мне было интересно при случае поговорить со священниками или верующими. Теперь я чаще этого наоборот избегаю, потому что уже знаю, что не услышу ничего принципиально нового.
Но бывают загадочные случаи. Один мой знакомый поэт работал геологом, и в экспедициях любил пообщаться с местными шаманами и колдунами. И вот два шамана в разных местах независимо друг от друга предсказали ему смерть в возрасте до 40 лет. Потом он как-то раз почувствовал, что это предсказание вот-вот сбудется, и написал мне об этом. Я пытался его успокоить, но сам не очень поверил в его предчувствие.
А через 5 дней он в самом деле погиб.

Владимир Алисов   21.03.2022 20:08   Заявить о нарушении
Да, таких примеров, когда некто пророчествует и его предсказания сбываются - не так уж и мало.. Вопрос, что с этим делать? Мне тоже в 97-ом, одна дагестанка нагадала всяких прикольных вещей)))
Кстати, пророчества Библии, вполне себе дружат с научными прогнозами.. Священное Писание предрекает, что Земля сгорит. Наука утверждает, что Солнце взорвется - полный консенсус)))

Алекс Разумов   21.03.2022 20:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)

Прочитала на одном дыхании, высказываться высокопарно не умею, напишу просто, своими словами. Когда Константин свернул к позолоченной арке, сразу почувствовала какой-то подвох. И вспомнилась мудрая пословица: "не всё то золото, что блестит". Когда тебя уговаривают лилейными голосами, тоже наводит на странные мысли. Это как в рекламе, зачем рекламировать суперский товар, если он такой хороший. Раньше я думала, что слово Ангел говорит само за себя. Если Ангел, значит хороший, добрый, праведный, безгрешный. Но прочитав много литературы и пересмотрев видео, пришла к выводу, что Ангелы бывают разные. И это относится не только к падшим Ангелам. Очень прискорбно. Возможно я не права, хотелось бы узнать ваше мнение, Алекс.
С уважением, Бронита.

Бронита Донская   20.03.2022 21:17     Заявить о нарушении
Приятно, что произведение рождает вопросы.. Скажу, что в богословии нет четкого учения об ангелах. У святых отцов есть много противоречивых текстов, главный посыл которых - не доверять общению с ангелоподобными существами. Библейские тексты про ангелов, мало что нам дают. Как отличить архангела Гавриила от искушающего беса - мы не знаем.. Я делал передачи на радио с проректором духовной семинарии - было очень занятно послушать, насколько эта тема противоречива.. Заметьте, херувимы в моем рассказике говорят только словами Священного Писания и богослужебных текстов. И при этом, призывы их, рождают в душе человека отторжение..
Главный же посыл моего текста, выражен в последней строчке.. Может ли человек наследовать благую участь, если близкий ему человек обречен на вечные муки? Догматика, призывает верующего согласиться с этим. Но внутри любящего сердца все протестует! У меня есть миниатюра "Геула" - там эта мысль выражена особенно резко..
Спасибо за прочтение и отзыв!

Алекс Разумов   20.03.2022 21:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)


Ваши херувимы, Алекс, больше похожи на инквизиторов. Впрочем, не зря же в свое время инквизиция называлась святой.

Отказавшись от спасительных чертогов, отец Константин обрел царствие небесное. Правильный выбор. Бог есть Любовь. И если праведность стремится поставить себя выше Любви, она неизбежно впадает в ханжество, а потом и в ненависть к неправедным.

Нина Апенько   12.03.2022 13:06     Заявить о нарушении
Лучше и не скажешь! Отрадно, когда читатель прочитывает вложенные в текст смыслы именно так, как их видел автор))) Увы - Увы! В нашей церковно - бытовой религиозности ханжества совсем не мало..
Спасибо, что поделились мыслями!

Алекс Разумов   12.03.2022 15:23   Заявить о нарушении
Хотел написать отзыв, но прочитав отзыв Нины Апенько, подумал, что добавить нечего. И это если мягко и деликатно. В настоящее время РПЦ - идеологический отдел руководящей партии, не более. Все эти ангелы страшны, если честно. А мат перед смертью, да и в жизни - детский лепет...

Михаил Патрик   12.03.2022 19:05   Заявить о нарушении
В нашей жизни, большинство "смертных" грехов - детский лепет по сравнению с геенной огненной))) Увы, моралистика и ханжество, во все времена паразитировали на религиозных институтах. Быть законником, гораздо удобнее, чем попытаться понять, что принес Иисус.. Спасибо, Михаил..

Алекс Разумов   12.03.2022 19:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иже херувимы» (Алекс Разумов)

Вы, как всегда, озабочены вопросами предельными и запредельными. Можно ли наслаждаться райским блаженством, зная о мучениях грешников в аду? Мне возможный ответ на этот вопрос видится так: видимо, есть некая сердцевина, внутреннейшая часть каждого человека, всегда, по-существу, пребывающая в том состоянии, которое именуют "раем", и есть тень, внешнее, низшее существо, проходящее лабиринтами низших миров, в том числе, инфернальных. Это, конечно, далеко от ортодоксии.

Леонтий Варфоломеев   11.03.2022 20:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонтий, что поделились мыслями.. Не совсем понял ваш тезис. Как человеческая сущность может раздвоиться на внутреннее и внешнее? И где конечная точка путешествия по лабиринту низших миров? Поясните))
Здесь же, в этом неуклюжем текстике, есть более приземленный вопрос - в нашей земной жизни, может ли человек согласится, что некто обречен на вечные муки. Я не согласен и категорически отказываюсь от религиозности, которая постулирует богообщение, как зарабатывание билетика в рай через хорошее поведение и попрошайничество. Нет - нет, Творец не мог своему образу и подобию предложить такую унизительную роль..

Алекс Разумов   11.03.2022 23:20   Заявить о нарушении
Трудно пояснить рационально мой тезис. Это некое ощущение, возможно, противоречащее логике. Но ведь часто возникает чувство, что я - это не я, а некий "он", а настоящий "я" скрытно и отстраненно наблюдает за перипетиями его существования. Не могу сейчас выразить яснее. Что касается предела блужданий этого низшего "я", то сказал бы так - это похоже на сансару буддистов, которая не имеет физического конца во времени, ибо время - это тоже часть сансары. Но она может "раствориться" в нирване. Простите, всё довольно сумбурно изложил.

Леонтий Варфоломеев   11.03.2022 23:36   Заявить о нарушении
С вашего позволения - продолжу в личных сообщениях.. Не то, чтобы я боюсь костров инквизиции, но не хочу оскорблять чувства верующих)))

Алекс Разумов   12.03.2022 00:11   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонтий!
Вы пишете:

// Но ведь часто возникает чувство, что я - это не я, а некий "он", а настоящий "я" скрытно и отстраненно наблюдает за перипетиями его существования. Не могу сейчас выразить яснее. //

В психологии это называется диссоциацией.
Диссоциация порой наблюдается не только при диссоциативных расстройствах.

Сам Христос учил, что у Отца Его обителей много, поэтому так нажываемое "учение" о том, что якобы всех от маньяков, садистов и паттлогических насильников до их жертв святых ждёт совершенно одинаковое вечное пребывание всем вместе в одной горней обители всегда считалось в зристианстве ересью.
Идея СЕПАРАЦИИ покойников с благими цеоям (хотя бы чтобы элементарно не дать возможность козлищам вечно почём зря обижать в раю агнцев и глумиться там над ними) вовсе не является злой местью Бога всяким там нераскаянно-закоренелым необузданным падшим малакиям и прочим непотребникам.
Это не месть Бога кому-то и не педагогическая придумка, хотя её антикононический антипод без сомнения крайне антипедагогичен в своём иррациональном работающем на эмоциональных психокомплексах потакании нераскаянному богопротивному злу.

Аня Гриневская   26.08.2023 23:04   Заявить о нарушении
Аня!!! Последнее предложение в вашей заметке шедеврально)))))

Алекс Разумов   26.08.2023 23:46   Заявить о нарушении
Уважаемая Аня (поскольку вы сами так себя называете, не буду извиняться за фамильярность).

Я вовсе не имел в виду, что посмертная судьба убийц, насильников и так далее не должна отличаться от судьбы "нормальных" людей. Я имел в виду, что, возможно, теми путями, которыми идут людские жизни, в том числе, путями греха, неведения и тому подобное, идет некая низшая составляющая той сущности, которую мы условно называем человеком. Соответственно, эта, назовем ее "тень", и получает воздаяние, благое или мучительное. Это может быть система "рай-ад", это может быть система "удачное перерождение-неудачное перерождение. Но это не имеет отношения к внутреннейшему в каждом человеке. Другое дело, существуют ли это внутреннейшее и неизменное, для которого наш изменчивый мир - лишь поле борьбы теней?

Леонтий Варфоломеев   26.08.2023 23:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонтий, насколько я знаю, это внутреннейшее в человеке в христианстве называется дух.
Человек - это континуум тела, души и духа (и этот дух и является этим самым внутреннейшим в человеке).
И после Страшного Суда, когда оправданные люди воскреснут в Царстве Божьем в обновлённых преображёнрых телах, будет сполна навсегда восстановлено это единство духа, души и тела человека.
Та идея, что в аду пребывает душа, но не дух человека, приводит к сложной дилемме: а как быть, если именно дух человека пал в клоаку зла и порока и упёрто не желает оттуда вылезать, то есть когда не грубые примитивные страсти и банальная злоба, а более глубинные деструктивные духовно-идеологические пороки (к примеру, фашизм, нацизм, сатанизм, культ "маньяки культ убийства", идейная мизантропия и т.д.) движут человеком и наполняют его внутреннее сердце своей инфернальной (без)духовной скверной.

С уважением,

Аня Гриневская   27.08.2023 00:25   Заявить о нарушении
Мне особенно понравилась «идейная мизантропия».. Этот термин очень подходит православных желающих реализации идеи ада)))

Алекс Разумов   27.08.2023 07:00   Заявить о нарушении