Рецензии на произведение «Пришествие дьявола в Москву»

Рецензия на «Пришествие дьявола в Москву» (Геннадий Гаврилов)

Дмитрий Быков утверждал, что "Мастера и Маргариту" Булгаков писал как послание Сталину. Знал, что роман не опубликуют, но надеялся, что его прочитает Сталин. И вот основная мысль этого послания (в моем упрощенном пересказе): Воланд (власть) имеет право карать и наказывать, но должна наказывать лишь никчемных людишек. А вот Мастер заслуживает награды.
Вот только такая трактовка мне не нравится совершенно. Она бросает тень и на блестящий роман, и на самого Булгакова.

Олег Поливода   31.01.2023 15:06     Заявить о нарушении
В романе Воланд наказывает и карает не просто "никчемных", а бессовестных, нечестных, безнравственных, неверующих людей. Это - воинствующие атеисты, пьяницы, развратники, критики и литераторы-конъюнктурщики, взяточники, доносчики, провокаторы-агенты спецслужб, мошенники, вруны, хамы, лгуны, бездельники, халтурщики, бюрократы, лицемеры, скупцы и т.д.
Воланд вовсе не выступает в романе как олицетворение (советской) власти. Советскую же власть М.А. Булгаков в своем романе прямо не критикует, но дает понять, что от нее исходит отнюдь не добро, а скорее репрессии. Как говаривал Коровьев, "сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот... И ещё как бывает!

Алексей Аксельрод   31.01.2023 17:38   Заявить о нарушении
Быкова тщательно не читал, а по первому впечатлению неприятна его поза говорить о писателе свысока и не столько о нём, сколько о своей эрудиции.
"бросает тень..."? - Тень у него , конечно, большая, но роман ещё больше.

Геннадий Гаврилов   01.02.2023 09:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пришествие дьявола в Москву» (Геннадий Гаврилов)

Отец Михаила Булгакова, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской духовной академии, религиозным просветителем. Дома постоянно читалась духовная литература при общем собрании семьи. Отец семейства не был догматиком, он был мыслящим человеком, и эта сторона в Михаиле проявилось в полной мере. Религиозные каноны Михаила не заинтересовали.
В доме постоянно присутствовали музыка и театр; взрослые и дети принимали участие во множествах действий. Михаил Афанасьевич, пройдя сложную школу жизни, не имел ни малейшей склонности к религии, он был человек театра; не только писал пьесы, но и воспроизводил театральную среду во всей своей прозе. И в обсуждаемом романе никакой религии или атеизма нет и в помине, только театр. Сжимать губки уточкой, качать укоризненно головой - мимо, мимо. Пищи для канонического религиозного сознания в романе нет. Там в полный рост сатира. Михаил был не только прозаиком, но и журналистом, автором ярких фельетонов, глаз у него был острый.
Да, конечно, присутствуют персонажи открывающие обширное поле для рассуждений любого рода. Оттого и стал роман культовым, что многое в нём прозвучало, сцены выразительные и нет никаких концепций. Художественная вещь.
Когда к художественному произведению подступают с моральными или религиозными принципами, тогда хоть святых выноси…
В данном случае можно не выносить. Даже если и мелькает что-то в глубине сцены, нет ощущения "наезда" на Булгакова.
Интересно было читать, не удержался от реплики, вполне допускаю, не по существу вопроса… позиция моя крайне субъективная, надо бы уточнить и исправить, но дело идёт к полуночи и что-то нет желания углубляться в упомянутое пришествие ))

Владимир Каев   03.01.2023 22:45     Заявить о нарушении
Благодарю за такой развёрнутый отзыв.
В Библии есть сюжет, когда Бог говорит:"Сойду и посмотрю ( на землю), точно ли они поступают так...". Вот и Воланд "сошёл".
О "наезде" на Булгакова и мысли не было: И "Мастер.." и "Собачье сердце" - это непревзойдённая сатира с необъятным полем для размышлений.
Есть эффект присутствия. К трамваям после прочтения надо относиться осторожней.
А деньги до сих пор превращаются в бумажки, только чуть медленней, чем в варьете.

Геннадий Гаврилов   04.01.2023 08:59   Заявить о нарушении
Есть эффект присутствия, несомненно.
Без этого ни жизни, ни театра...))

Владимир Каев   04.01.2023 10:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пришествие дьявола в Москву» (Геннадий Гаврилов)

Татьяне Лаппа...

Страшной ценою оплачен роман:
Предано лучшее чувство!
Мастер в ужасную бездну упал,
Там сатанинское буйство!
А изначально - акации цвет,
Песнь соловья на рассвете,
Девы любимой сердечный привет:
Оба - почти еще дети.
Муки Гражданской, болезни, нужда
Крепко влюбленных сплотили,
Но это счастье разбил Сатана
В старой московской квартире.
В душу великого мастера влез,
В совести сделал смертельный надрез!
Мастер в безумстве покинул жену -
Ради романа оставил одну...
Вспомнил о ней на смертельном одре...
Бога молил, чтоб пришла хоть во сне.
Ангел любимую крепко хранил
И до конца он к нему не пустил...
Рай недоступен и ад - на замке:
Призрак томится в глубокой тоске...

Ольга Никитина 64   26.12.2022 10:19     Заявить о нарушении
Мне в романе любовная линия показалась слабой, условной.
По всему видно, что Булгакова интересовала тема присутствия дьявола в нашей жизни.

Спасибо за чувственный отзыв.

Геннадий Гаврилов   26.12.2022 10:59   Заявить о нарушении
Очень интересное наблюдение. Конечно, любое произведение строится на драматизме, который имеет в данном случае мистическую природу. Читала комментарий об этом священника из Троице-Сергиевой лавры, который на правах отца школьника внимательно изучил роман. По его мнению, трактовка отношения Сатаны и Христа в "Мастере и Маргарите" входит в противоречие с христианской традицией. Т.е. неправда. А вот массовую публику, далекую от религии, увлекает именно любовная тема, когда героиня полностью растворяется в Мастере.

Ольга Никитина 64   26.12.2022 11:36   Заявить о нарушении