Рецензии на произведение «Размышления о культуре критики»

Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Вот и хорошо, Виктория! Значит, Вы не умрёте, если кто-то напишет Вам разгромную рецензию. :) Это очень расстроило бы тех читателей, которым Вы нравитесь, включая меня.
А по теме, вот моё очень-очень сугубо личное мнение:

Как нет в природе исключительно плохих, исключительно вредных или бесполезных организмов, так и на ПрозеРу нет плохих\вредных\бесполезных читателей. Каждый занимает свою нишу и приносит свою пользу. Подчеркну, что польза может отлично сочетаться с раздражением и прочими неприятными ощущениями. То есть наличие неприятного ощущения от читателя не отменяет его пользу.
Несколько примеров:

1. “Кликуши” - читатели, которые не читают, а только “кликают” на произведения. Некоторые даже запускают боты, которые ходят-бродят по Прозе и кликают на всё подряд. Раздражают? Ещё как! Но и пользу приносят, особенно новичкам, - наматывают счётчик читателей, что со временем даёт возможность пригласить на свою страничку, увеличивает “вес” рецензий, и т.п.

2. Оголтелые ругатели-провокаторы (они же хамы). Раздражают хуже кликуш. Приносят пользу путём провоцирования авторов на непосредственную, живую реакцию. Я, например, прежде, чем читать неизвестного мне автора, читаю его\ему рецензии и комментарии. Хам сразу виден как хам, мне и читать его не захочется. Реакция других авторов на хамство многое говорит об этих авторах. Это огромная польза для меня, как читателя, пытающегося ориентироваться в безбрежном море Прозы.

3. Оголтелые хвалители. У них стандартная реакция на всё - “какая прелесть!” Реакция абстрактная и неизменно положительная. Они, по сути своей, хамы, только со знаком плюс. Раздражают своей пустотой, приносят такую же пользу, как и хамы. Плюс дополнительная (и существенная!) польза в виде бальзама на ранимые души писателей.

Этот список можно продолжать, но идея, надеюсь, уже понятна.

Ну, а когда находится читатель, который пишет толковые, уважительные, искренние отзывы (а искренность можно заметить только при наличии критических отзывов), то я немедленно иду читать его произведения. Шансы, что мне понравится, велики. Если человек не боится высказать своё мнение, то наверное и в его произведениях есть оригинальные мысли. А если он в рецензиях старается только гладить всех по голове, то и писать он будет скорее всего неискренне, в угоду публике.

В общем, как у каждого автора свой уникальный стиль письма, так и у каждого рецензента свой стиль критики. И пусть будут разные писатели (я ведь не обязана их всех любить и читать), и пусть будут разные критики (я ведь не обязана прислушиваться к их мнению). Важно, чтобы они были разные, чтобы я могла их различать.

Приносят ли “позитивные” рецензенты больше пользы? Безусловно!
Но я за право каждого на свой стиль (в том числе и плохой).
Да и повод посмеяться всегда пригодится. :)

Мария Мерлот   02.04.2024 05:16     Заявить о нарушении
Мария,большое спасибо! Обстоятельная рецензия, честная. Согласна, все должно быть на пользу автору, я всего лишь о культуре выражения своего мнения, каким бы оно не было. Все же сайт литературный и очевидное базарное оскорбление не приемлимо .
Я стараюсь прислушиваться к критике, тем более конструктивной, а читателям рада всем, всех люблю, это мои дорогие гости.
Спасибо за иронию, за улыбку, Вы, несомненно сильный автор, успехов Вам, заслуженного признания!

Виктория Романюк   02.04.2024 14:03   Заявить о нарушении
Есть такой совет психологов : не вступайте ни в какие интернет-дискуссии, даже в обсуждение фотографий друзей. Это чревато самыми неожиданными последствиями.
Это особенно касается "комментов". Комментарии бывают очень редко...

Геннадий Атаманов   25.04.2024 11:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

А я часто вспоминаю стихотворение Маршака:
"Смотрит издали дурак
И бормочет: - Все не так!
И не так селедок ловят,
И не так борщи готовят,
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!
Видят люди, слышат люди,
Как дурак дела их судит,
И подумывают так:
"Что за умница дурак!""

С прошедшим праздником - закрутилась -провинилась- опоздала с поздравлялкой!
Побольше вдохновения, поменьше критиканов!

Ольга Андрис   09.03.2024 12:06     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо! Я не против критики, хотелось бы не эмоций, а по-существу, в вежливой форме.
Благодарю за поздравление, весенних перемен Вам, тепла!

Виктория Романюк   09.03.2024 12:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Очень интересно. Особенно про Катаева В.П. Некоторые критики лучше "знают" что хотел сказать автор

Тамара Нестерович   02.03.2024 17:41     Заявить о нарушении
Тамара, спасибо! Такие критики могут отбить желание творить, шанс научиться.
Все же культура должна присутствовать, да и деликатность не помешает.
С признательностью, Виктория.

Виктория Романюк   02.03.2024 18:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Совершенно верные рассуждения, на мой взгляд. При внимательном чтении без предвзятого отношения почти всегда можно найти плюсы, интересные моменты, сильные стороны.
А если их нет, то , наверное, тактичнее просто пройти мимо.
Открытая критика часто граничит с бестактностью.
Спасибо, Виктория.

Вера Крец   22.02.2024 18:00     Заявить о нарушении
Вера, Вы все верно поняли! Я хотела обратить внимание именно на культуру критики, на деликатность. Удивляюсь, с какой настойчивостью критики порой клеймят творчество автора, хотя вполне могут пройти мимо.Неужели и в библиотеке они так же усердно предпочитают посредственных на их взгляд авторов????
Спасибо за то, что поддержали, Виктория.


Виктория Романюк   22.02.2024 20:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Но о критиках я промолчу...негатив пишут скучные люди.
А я пришла, чтобы просто поздравить Вас, Виктория с наступившим очередным Новым 2024 годом! Написать бы рецензию на прошедший год. И у каждого она будет своя. Я нашла двоих местных писателей: Плетнёва и Романюк. Спасибо! У меня и по жизни мало друзей. Но не будем о грустном. Я спрятала здесь свои поздравления для Вас....так захотела. Желаю Вам, Виктория, исполнения своих желаний, лёгких и не очень. Да будет так! И МИРА - для всех!!!!!

Тамара Дворянская   03.01.2024 00:17     Заявить о нарушении
Тамара, большое Вам спасибо! Для меня большая честь-такое поздравление.Тамара, я в личку Вам напишу, извините.

Виктория Романюк   03.01.2024 08:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

У Вас отличная психика! Я, если честно,из-за злобных нападок собиралась удалить страницу...)

Желаю Вам успеха и побольше благодарных читателей!
С уважением,

Хельга Вепс   14.12.2023 23:34     Заявить о нарушении
Хельга, спасибо! Даже мысли не было удалить страницу на радость тем, кто даже не читал, но критиковал.
Уверенна, что Ваши читатели ждут новинки, радуются и печалятся вместе с Вами. Вы-интересный автор, успехов! С искренним восхищением, Виктория.

Виктория Романюк   14.12.2023 23:58   Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Виктория

Хельга Вепс   15.12.2023 00:10   Заявить о нарушении
А меня убивает похвальба. Когда пишут дифирамбы, с расчётом на ответную дружбу?
Я свои способности знаю, но и успехи ценю. А лицемерие их обесценивает.
Я скорей приму критику, чем: ты - зайка! Ты душка.
Критика нестрашна, а ложь губит.
И такой тип отношений мне неприятен.

Анна Юнгер   17.12.2023 12:06   Заявить о нарушении
Анна, критика бывает разная. Если автор слабый - я просто промолчу. Но надо помнить, что любой рост происходит только в атмосфере безопасности.Злобная критика с переходом на личность автора (как это было в моём случае) может убить желание как-то проявляться.
Сейчас я вступила в литературный клуб, где разрешена жёсткая конструктивная критика, но строго запрещено писать автору "ты тупоумная овца и ничтожество". В этом случае я сама нажимаю кнопку "дайте критику". Это интересно и позитивно.

Хельга Вепс   17.12.2023 13:07   Заявить о нарушении
«рост происходит только в атмосфере безопасности»

Тогда бы Пушкин с Лермонтовым не погибли на дуэли.

Анна Юнгер   18.12.2023 09:44   Заявить о нарушении
Я думаю, что у Пушкина и Лермонтова период становления в творчестве пришёлся на те годы, когда они ещё не участвовали в дуэлях. Я имела в виду безопасность другого рода - возможность творить, не опасаясь быть подвергнутым злобной и неконструктивной критике.

Хельга Вепс   18.12.2023 10:25   Заявить о нарушении
Они и подвергались. И вначале, и перед смертью.
И нет такого понятия — становление.
Бездаря как ни станови — гений не выйдет.
У них, как и у Цветаевой, дар от рожденья.
А смерть — результат дара.

Анна Юнгер   18.12.2023 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Критиканов всех мастей, явившихся без приглашения автора, то есть: если он не просил их покритиковать его, тут же отправлять "в сад, в сад". Только так! ))

Интересное эссе! Спасибо!

Владимир Махниченко   21.11.2023 04:58     Заявить о нарушении
Владимир, большое спасибо! Критики бывают разные, иных и правда,хочется пригласить в сад!)

Виктория Романюк   21.11.2023 09:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Здравствуйте, Виктория! Гуляя по Вашей странице набрел на эти "размышления".
Тему Вы, можно сказать, затронули вечную. На неё отзываются и читатели, и писатели, и критики. Как выглядят их восприятия? У всех по разному, но поскольку сайт "Проза.ру" называет себя сайтом литературным, приведу высказывания всем известных писателей, вспомнившиеся в связи с Вашей статьей.
Вот, например, австриец Франц Кафка уничтожил собственноручно девяносто процентов написанных им произведений, а перед смертью поручил своему другу уничтожить и остальные. И только благодаря тому, что тот ослушался, мы смогли прочитать его "Метаморфозы" и "Процесс".
Пример второй — Лев Толстой. О романе "Анна Каренина"
""Я со страхом чувствую, что перехожу на летнее состояние: мне противно то, что я написал, и теперь у меня лежат корректуры на апрельскую книжку, и боюсь, что не буду в силах поправить их. Все в них скверно, и все надо переделать, и переделать все, что напечатано, и все перемарать, и все бросить, и отречься".
А вот пишет в письме к Страхову:
"И не хвалите мой роман. Паскаль завел себе пояс с гвоздями, которым он пожимал локтями всякий раз, как чувствовал, что похвала его радует. Мне надо завести такой пояс. Докажите мне искреннюю дружбу: или ничего не пишите про мой роман, или напишите мне только всё, что в нем дурно. И если правда то, что я подозреваю, что я слабею, то, пожалуйста, напишите мне. Мерзкая наша писательская должность — развращающая. У каждого писателя есть своя атмосфера хвалителей, которую он осторожно носит вокруг себя и не может иметь понятия о своем значении и о времени упадка. Мне бы хотелось не заблуждаться и не развращаться дальше. Пожалуйста, помогите мне в этом. И не стесняйтесь только, что вы строгим осуждением можете помешать деятельности человека, имевшего талант."
Но, не только самокритикой занимались писатели, вот Марк Твен о романе английской писательницы Джейн Остин:
"Мне часто хочется критиковать Джейн Остин — ее книги сводят меня с ума настолько, что я не могу с собой совладать. Каждый раз, когда я читаю "Гордость и предубеждение", мне хочется выкопать ее труп и вдарить ей по черепу ее же берцовой костью".
А это Владимир Набоков о романе Пастернака "Доктор Живаго":
“Доктор Живаго” — это недалекий, неуклюжий, тривиальный и мелодраматический роман с шаблонными ситуациями, сластолюбивыми юристами, неправдоподобными девицами и банальными совпадениями".

Что уж требовать от наших соратников по сайту :-)))

Николай Таурин   17.10.2023 16:24     Заявить о нарушении
Николай, большое спасибо! С удовольствием ознакомилась с интересной рецензией!
Куда ж без критики?) Вот только форма выражения часто принимает откровенно хамскую, я за культурное выражение своего несогласия с автором.Мне очень помогали и помогают авторы, которые добились успеха , полезными, конструктивными советами. Если бы не прислушивалась, топталась бы на месте, а так хочется движения вперед.
Хотелось бы замечаний по-существу, а не фраз ,,Это не литература,"
Даже всеобщий любимец-Анатолий Аргунов, после удаления модераторами очередного хамства, притих)) Все же форма выражения имеет большое значение, совершенно не обязательно критикуя, опускаться до оскорблений.
С надеждой, что меня услышат на сайте, Виктория.

Виктория Романюк   17.10.2023 18:27   Заявить о нарушении
Вика! (Можно я так буду к Вам обращаться? Я же старый!)
Конечно, Вы правы! Я вспомнил высказывания знаменитых просто, чтобы Вы улыбнулись!
В жизни столько моментов, требующих серьёзности, что надо обязательно чередовать их с улыбкой! :-)))

Николай Таурин   17.10.2023 19:24   Заявить о нарушении
Николай, пожалуйста, обращайтесь, как Вам удобно! Как-то режет слух ,,старый", моя бабушка прожила 102 года. Вы-настоящий джентльмен, а это значит-свободны от возраста. Кстати бабушка на вопрос сколько ей лет, всегда отвечала :,,Не помню!"))

Виктория Романюк   17.10.2023 20:07   Заявить о нарушении
Спасибо! Однажды я попал в адыгейское село на Черном море и там познакомили с женщиной, которой было 114 лет. Об этом у меня есть рассказ под общим названием "Непланированный отпуск", там во второй части об этой женщине.

Николай Таурин   18.10.2023 00:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Виктория, добрый день!

Важную тему Вы затронули.

Действительно, чтобы написать с душой и красиво, нужно два талантов: во-первых - искренности, во-вторых - мастерства. Ценность первого таланта, на мой взгляд, гораздо выше ценности второго, хотя, конечно, кому что нравится: текст с душой, но написанный так себе, или текст очаровательный, но ни о чём.

И слава Богу, что талант искренности встречается чаще таланта мастерства - значит, люди готовы поделиться тем лучшим, что имеют в своей душе!

А талант мастерства - конечно, нужен. Но без него можно обойтись. А человек без искренности в жизни - уже почти не человек, а ходячий, едящий, спящий, говорящий и т.д. человекоподобный модуль))

С уважением

Софрон Бурков   30.09.2023 09:11     Заявить о нарушении
Софрон, большое спасибо! Именно это я и хотела подчеркнуть! Душа должна быть в произведении на первом месте, она должна быть! Как оформлено творение-вторично. Очень приятно созвучие наших с Вами взглядов!
Еще один момент затронула, я не против критики, просто часто ее подменяют хамством, а хотелось бы культурного мыслеизъявления.
С уважением и признательностью, Виктория.

Виктория Романюк   30.09.2023 14:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышления о культуре критики» (Виктория Романюк)

Творческие люди разные бывают. Мне досталось от некоторых на орехи, когда начинала писать стихи. Вплоть до того, что меня нужно запретить. Хорошо, что в силу своего позитивного жизненного настроя я не бросила своё увлечение. А постепенно день за днём стараюсь совершенствоваться. Вот сейчас пытаюсь осилить прозу.
И как вы правы, бывает стихотворение написано по всем правилам и законам, но в нём нет души, она не чувствуется. А другое -шероховатое, но так зацепит, что хочется перечитывать.
Как по мне, так главное заниматься тем, что тебе нравиться, что любишь и от чего становиться не смотря на все трудности легче и хочется жить дальше, творить и восхищаться.
С уважением

Лидия Пугачева   07.09.2023 13:02     Заявить о нарушении
Лидия, большое спасибо! Приятно Ваше понимание! На этом сайте мы не на экзамене, поэтому хочется видеть творчество не ограниченное рамками правильности.Очень удивилась, что Ваше творчество критиковали! Чудесные произведения, зрелые, с харизмой, узнаваемые!Я очень рада, что такие критики не повлияли на Ваше творчество! С искренней признательностью, Виктория.

Виктория Романюк   07.09.2023 14:36   Заявить о нарушении