Рецензии на произведение «Нехватка серотонина»

Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Лучший из живых современных писателей, по моему мнению - Мишель Уэльбек.
Когда я читал "Серотонин", я почти не смеялся. Но временами я плакал...
В оригинале не читал - не владею французским :(
Поэтому ваша статья была мне особенно интересна!

Помню ваш ник с 2002 года :) Вы тогда были у меня в списке избранных...

Написал в рецке Фоме Неверующему на "Как Фомич пейсателем стал":
Когда зашёл я впервые на этот уважаемый сайт 21 год назад, здесь всё было по-другому... Были интересные авторы: Вова Бурый Волк, Машина Ответов, Сергей Алхутов, Дарика, Синяя Кошка, Наташа Нежинская, Борис Гайдук, Михайлаху, Элла Дерзай, Бубон Константин Владимирович, Аки Зело Кро, Нателла Османлы, Codrajona, Аурика, Фима Жиганец, Василий Вялый, Виктор Винчел, Саша Петрова, Ritase, Дмитрий Сабаров(он же Артем Ферье), Александра Скво, Земфира Кратнова, Мальхан и многие другие...

Доктор Би Куул   04.04.2023 19:21     Заявить о нарушении
"Иных уж нет, а те далече..."

Были времена, когда почти не было модерации, и редакторы иногда что-то интересное выбирали... И вообще трава была зеленее...

Ritase   04.04.2023 21:47   Заявить о нарушении
И сионистов было меньше. ✋🤗

Сулла Славный   15.04.2023 18:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Здравствуйте, Николай.
Было интересно сравнить впечатления от "Серотонина". Мне роман понравился, но книга не всем зайдет. Мишель Уэльбек сейчас, возможно, самый значительный и концептуальный из европейских писателей. Так совпало, что примерно в тоже время я читал и "Землю" Михаила Елизарова. Уэльбек впечатлил намного больше.
"Сегодня я понимаю точку зрения Христа, его постоянное возмущение ожесточением сердец: людям даны все знаки, но они не принимают их в расчет. Неужели правда я еще и жизнь должен отдать за этих несчастных? Неужели правда нельзя без таких наглядных аргументов? Похоже на то.»
ЛГ хотел быть счастливым, но ему не хватило серотонина.
С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   20.03.2023 01:05     Заявить о нарушении
Мне Уэльбек вообще нравится, я читал почти все, полагаю, начиная с "Элементарных частиц" и этот последний роман понравился мне больше пары предыдущих.
У Елизарова я одолел лишь "Библиотекаря" - остальное не зашло совсем, а за "Землю" и не брался.
Я читал книгу в оригинале, поскольку знаю язык, и перевод, который Вы приводите звучит для меня немного "не так", хотя дословно он конечно верен. Слегка не тот тон на мой вкус - каждый воспринимает текст по-своему. Переводчик, мне кажется, "упрощает". Одна из причин, по которой я в среднем не люблю читать переводы.
Вообще конец у Уэльбека, мне кажется, немного надуман. Звучит слегка неестественно.

Ritase   20.03.2023 01:53   Заявить о нарушении
Конечно, всегда читать лучше в оригинале. К тому же литературный язык – это сильная сторона творчества Уэльбека. Нужную атмосферу в произведении он создает блестяще. Насчет надуманного и неестественно финала. А как бы Вы завершили роман? По-моему, автор просто не смог прямо сказать, что сейчас главному удару системы подвергается ее вчерашний бенефициар: белый мужчина традиционной ориентации, представитель среднего класса. Именно его природную мужскую агрессивность пытаются трансформировать, лишить его финансовой независимости и вызвать у него постоянную депрессию. Поэтому автор «ограничился» тем, что заметили Вы: «любовь – «единственное», что может примирить человека с жизнью кажется мне некоторым преувеличением, как и утверждение, что общество убивает именно любовь».

Александр Галяткин Юлия Фадеева   20.03.2023 10:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Блестящее эссе. Сразу ясно, что не стоит даже в руки брать эту книгу.

Есть ведь настоящие - http://author.today/work/2445 и http://author.today/work/2479 Их даже перечитывать тянет несмотря на объём.

Серотонина хватит, если регулярно ложиться спать с 22 до 2 ночи - минимум.

Любовь Царькова   09.03.2023 08:19     Заявить о нарушении
Ув. Любовь

Есть люди,у которых к тому же и бессонница... И тогда нормально спать - большая проблема сама по себе.

А Вы действительно не переносите Уэльбека? Мне нравится, несмотря на то, что он популярный писатель, и пишет всегда одно и то же... Хотя большинство популярных нравятся мало.

Кристиану Бэду я по-доброму завидую. Я бы всерьез такое писать не смог. Невсерьез-тоже....

Ritase   09.03.2023 16:23   Заявить о нарушении
Уэльбека не читала и не собираюсь, Ritase.

Довелось с Кристианом познакомиться лично, а его романы читаю и перечитываю. Он пишет по нарастающей: продолжение книги "Дурак космического масштаба" ещё интереснее, значительнее, мощнее. Кстати, издали на бумаге и аудио - http://www.labirint.ru/books/922931/ и http://www.litres.ru/kristian-bed/durak-kosmicheskogo-masshtaba/ Купить можно и - http://www.ozon.ru/product/durak-kosmicheskogo-masshtaba-kristian-bed-834119126/?sh=qXcb_yH_Ew
Новый роман "Грата" открывает новых героев, завидно крутых,и будет иметь продолжение.

Любовь Царькова   09.03.2023 18:10   Заявить о нарушении
Ну, это проблемы восприятия, полагаю. Когда юный мачо изъясняется рублеными фразами, и ему звонят, намекая, что он дескать знатного рода, и полиция вышибает дверь в гостинице, хотя в гостинице запасные ключи у администратора есть просто по определению... Все это для меня пахнет таки стандартом, что поверить, что оно "круто" я не в силвх. Я такой крутизны видел больше чем достаточно за пять лет просмотра голливудских фильмов - был у меня период, когда я их еще смотрел. Сейчас уже не могу. Сейчас я прорубаюсь через "Доктора Фаустуса" по-немецки, хотя по немецки читаю плохо, и, видимо, нормально никогда не стану... Не мой язык. Но все равно занимательно - главным образом по перпендикулярности что ли его взгляда моему собственному. Мы с Манном смотрим на одинковые вещи с угла в 90 градусов - я анфас, а он в профиль...

Ritase   09.03.2023 19:13   Заявить о нарушении
Нет, Вы бы дальше почитали: про эйнитов, любовь Колина (Дьюпа). Реально круто.

Любовь Царькова   09.03.2023 19:59   Заявить о нарушении
Годная рецензия на роман - http://author.today/review/104104

Любовь Царькова   09.03.2023 20:55   Заявить о нарушении
Понимаете, когда человек выучивает язык просто для того, чтобы читать Лафонтена с Мольером на языке их родных осин – и одолевает томик французского карманного издания на 350 страниц за два дня, потому что прочел таких томиков уже штук 200... Я далек от разговоров, что Уэльбек- это супер, а фантастика — хлам, но это животные разной породы, и, как говорят математики, пересечение множества читателей Флобера в подлиннике и множества читателей фантастики про звездолеты – если не стремится к нулю, то гораздо меньше, чем каждое из этих множеств по отдельности. Если уж я имею несчастье принадлежать к первому множеству, то пища второго мне обычно подходит мало. Я пытался читать классику фантастики, но это мне почти неизбежно кажется какой-то детской игрой. Мне понятно, как это сделано — ну, или кажется, что понятно... Меня угнетает в фантастике «произвольность» что ли – я обычно не могу поверить в изображаемые миры. Это как театр марионеток. Язык там обычно достаточно плоский... В общем, не заходит...

Ritase   09.03.2023 21:07   Заявить о нарушении
Ritase, я к фантастике тоже отношусь прохладно. У Криса нет произвольности, он создал целый реальный мир.

Любовь Царькова   10.03.2023 06:40   Заявить о нарушении
Фрагментик: "В памяти Вальтера пробудился вдруг ещё больший холод.
Он вспомнил заснеженные пустоши спутников планет, те, где минус сто пятьдесят — ещё ничего, ещё можно терпеть и годами не видеть солнца. Вспомнил проколы пространства, где сама материя утрачивает смысл, а мозг засыпает, теряя якоря в текущей реальности, и время вздувается пузырями.

Зверь шумно втянул воздух, принюхиваясь, и тряхнул мордой. Холод в сознании человека был чужд и жизни, и смерти.

Зверь ждал. Его глазами в душу Вальтеру смотрела безумная ледяная долина — холод и мрак на многие единицы вокруг. Похороны тепла.
«Ты умрёшь здесь, — поднималось из глубины сознания. — Тебя призвали, чтобы ты умер во льдах. Так умри же, двуногий?»

Вальтер с усилием отнял от лица дрожащие руки и посмотрел в серебряные глаза гигантского хищника. Безумие льда — вот что в них было. Как и в глазах Изабеллы. Лёд убил её. Иза была мертва.

Вальтер собрал остатки сил, и тело его согрелось, освобождаясь от ледяной удавки звериной воли, налилось золотом.

Он ощутил жар дыхания вайшуга. До его морды было не больше метра. Острая шерсть торчала иглами. Исполинские клыки светились в темноте.

— Я не зверь, — прошептал Вальтер. — Я ухожу.
Он поднялся, заслоняя собой Извара.
— Я — человек. Ухожу. Отпусти.

Зверь вздыбил колючую шерсть, попятился. Он был готов отступить, уйти, оставить этого чужого страшного человека с его холодными невкусными звёздами.
Его обиженное рычание ударило по барабанным перепонкам, заставив задрожать сердце Вальтера.

И тогда лицо Изабеллы встало перед его глазами
А стоит ли жить, если она останется здесь, а он улетит? Может, лучше в снег? От зверя-то он уйдёт, но как уйти от себя?

— Стой!
Человек шагнул вперёд, протянул руку и коснулся белоснежной шкуры.
Острые шерстинки вонзились в пальцы. Глаза хищника стали наливаться горячим живым золотом, а холодное серебро потекло в кровь человека…
Вальтер закрыл глаза и глубоко вдохнул, впуская в себя холод" (Кристиан Бэд).

Любовь Царькова   10.03.2023 09:26   Заявить о нарушении
Ув. Любовь

Я честно прочел страниц 20, но мне просто скучно. У меня такое впечатление, что это про хороших простых парней, которые как всегда в Голливуде спасают Вселенную. Я был пару лет в армии лейтенантом, и с уважением отношусь к военным, но сама по себе армия как институт у меня никакого положительного чувства не вызывает. И мне скучно читать про хороших простых парней в армии…

Приведенный Вами отрывок для меня пахнет Джеком Лондоном, разбавленным чем-то из дамского романа про “чуйства”. “От зверя-то он уйдёт, но как уйти от себя?” - это классика дамского жанра. “Он уйдет от Маши, но от себя ему не уйти...” Как можно год не видеть солнца, если год – по определению время обращения вокруг звезды, а спутник вращается еще и вокруг планеты? Или он говорит о земных годах? Вся эта лирика про вздувающееся пузырями время – если до такого доходит, там все разлетается на элементарные частицы ...

Ультрафиолет, кстати, обычно бывает “мягким” и “жестким”, но не “ближним”, как это говорит герой в другом месте.

Я не к тому, что это плохо – запросто бывает и хуже. Но это просто “не мое”. Как Уэльбек – это “не ваше”.

Ritase   10.03.2023 14:45   Заявить о нарушении
Ах, солнца можно не видеть месяцами (как у нас в Заполярье) и годами совершенно свободно. Из-за облачности.
Ritase, зацикливаясь на деталях, вы не замечаете главного. Читатели верят Кристиану Бэду, его миру, его героям. Крису удалось "вспомнить будущее", это уникально.

Конечно, каждый имеет свой вкус к литературным произведениям, Вам мир КБ просто не открылся.

Любовь Царькова   10.03.2023 17:53   Заявить о нарушении
Ну вот это моя проблема, что я - не то, что не понимаю - не разделяю. Понимаю, как мне кажется, но с другой стороны. То, что пишет КБ, близко куда более широкому кругу, чем то, что пишу я, в частности и потому, что написанное КБ мне не особенно близко.

Я просто не особенно разделяю его мир, и не вижу ничего особенно нового в том, что он мне хочет про него рассказать. Я это все уже более-менее встречал. Весь этот bildungsroman - я это все уже 20 раз видел в кино. Вот этот простой парень, у которого ясные цели, который хочет понятных вещей - бабу, денег, спасти Галактику от плохих тварей... Без всяких там особенных интеллектуальных или психологических заморочек, особых красот стиля...

Вам малоинтересен мир невротиков Уэльбека - он Вас отпугивает. Мир КБ, в котором действуют более нормальные люди, вам ближе. Мне, наоборот, мир нормальных людей - их восприятие - скучноваты - я ничего не могу с собой в этом смысле поделать. И я отдаю себе отчет, в том, что мои собственные персонажи воспринимаются многими как нечто инородное - независимо от того, насколько правильно я их описываю. Частично это происходит потому, что у большинства нет опыта, чтобы смотреть на мир глазами невротиков...

Ritase   10.03.2023 18:24   Заявить о нарушении
Ritase, характеры и сверхчеловеческие свпособности КБ поражают. "Нормальлые люди?" "Простой парень" в ДКМ изменился внутренне, прошёл такие посвящения... А какие там женщины!))))

"...мир невротиков Уэльбека - он Вас отпугивает". Просто неинтересно.)))) С моим жизненным опытом) был всегда несколько смешон невротизм подобного рода. Не той дорогой пошли товарисчи.

Что до Ваших героев, хотя бы в "Победителе", они понятны, не скажу - близки, но в жизни похожие типажи встречались - мужские, женские.

Да, зная французский язык, как Вы относитесь к Стендалю, к его роману "Пармская обитель"?

Любовь Царькова   10.03.2023 19:14   Заявить о нарушении
В свое время, когда я только-только выучил язык до уровня более-менее возможности читать, я прочел именно "Обитель" - это была то ли вторая, то ли третья моя книга на французском - и я был в полном ауте. Стендаль мне очень близок по духу, до того я читал его в переводе, но оригинал был вообще атас... "Красное и черное " мне понравилось гораздо меньше. Вся эта романтическая история... Я, кстати, заставил Жанну в "Дорогах" читать именно то издание, которое было у меня...



Ritase   10.03.2023 19:26   Заявить о нарушении
"Красное и чёрное" вообще не смогла читать, а "Пармскую обитель" перечитываю до сих пор. Как написано! Вы заметили, что имена героев: Моска, Сансеверина, да и псевдоним, который выбрал Анри Бейль - всё от увиденного по дороге в Россию в качестве участника наполеоновского похода до Москвы.

Любовь Царькова   10.03.2023 19:38   Заявить о нарушении
Уэльбек реально неплохой стилист. В одном интервью он сказал: "Писать - это значит выращивать в мозгу паразитов." Мне идея понравилась. Он в принципе может быть довольно смешным. Его герои не плаксы - скорее циники. На самом деле, человек в депресняке, каким притворяется герой "серотонина" - писать обычно не в состоянии, особенно с классической элегантностью французской прозы. Такой лежит целый день на диване.

Ritase   10.03.2023 19:45   Заявить о нарушении
Писать хорошо - творческий труд, надо войти в особое состояние шамана слов. Среди русских классиков считаю лучшим стилистом Николая Лескова. Просто пир духа))).

Любовь Царькова   10.03.2023 19:50   Заявить о нарушении
У Стендаля очень интересные "Воспоминания эготиста" - я даже не помню, на каком языке их читал. Меня в свое время удивила его откровенность. В отличие от надрыва Жан-Жака Руссо с его "Исповедью".

Ritase   10.03.2023 19:50   Заявить о нарушении
Ладно, может я дам второй шанс КБ. Но сомневаюсь, что зайдет. "Качество прозы видно по двум страницам"

Ritase   10.03.2023 19:57   Заявить о нарушении
"Дурак космического масштаба" имеет продолжение "Прозрение" 1 том - http://author.today/work/135837 и 2 том - http://author.today/work/146667 Есть ещё романы о тех же героях.

Любовь Царькова   10.03.2023 20:01   Заявить о нарушении
Souvenirs d'égotisme
Бесплатно
Souvenirs d'égotismeТекст
Книга на французском
Не желаете перевести и опубликовать у себя?

Любовь Царькова   11.03.2023 09:09   Заявить о нарушении
Книгу перевели уже. Зачем делать снова ту же работу? К тому же по-хорошему нужны комментарии. Она есть в 13 томе Собрания сочинений Стендаля в 15 томах 59 года, изд. "Правда".

Ritase   11.03.2023 16:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Опечатка:"...покончил жизнь суицидом", - "покончил жизнь самоубийством".

"Детская поломка подсознания" - хорошо сказано! Вспомнила Эдичку Лимонова...

Не совсем в тему, но выскажусь: не могу читать Полякова! Отличный писатель но, на мой тощий вкус, сальный донельзя...😣😣😣, то есть - не мотивированная сюжетом гиперсексуальность.

Спасибо за рецензию!

Нико Галина   08.03.2023 11:59     Заявить о нарушении
У Уэльбека "гиперсексуальность" - не то его способ восприятия действительности, не то фирменная фишка - как кубизм у Пикассо. Временами он с ней, возможно, перебарщивает. Это не то, что смакование сальностей, но так сказать отчет о личной жизни героя в объемах, превышающих общепринятые. Секс - это скорее то место, куда его персонажи пытаются убежать.

Ritase   08.03.2023 15:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Люби Бога и люби ближнего - вот заповеди.
Поэтому любовь - это не средство, делающее жизнь переносимой, любовь - это единственно правильное действие. Только сложно это очень.

По поводу состояния с любовью в совр. Мире - "потому что оскудеет в людях любовь".

По поводу того что мир унистожает любовь - да, мир и Князь мира сего враждуют с Богом. Посредством аражды с человеком.

В общем, ничего нового автор (книги) не сказал. просто оторвал ввводы от первоисточника. И от Первоисточника тоже. Без любви к Богу никакая любовь невозможна, только страсть и чувственное наслаждение. Которые, с одной стороны, не вечны, с другой порождают много проблем. Человек без и вне Бога - именно на каком-то сотом этаже, где ему несчастно и паршиво, и ни Мерс, ни счет в банке, ни полная роскоши и удовольствий жизнь не спасают.
Учитывая любовь автора к эпатажу, можно сделать вывод - в его романе нет предложения выхода для героя, его роман - по сути насмешка над человеком и уведение его еще дальше от возможности что-то поменять, поскольку смакование разного рода подробностей - точно не спасительно.

Безбожие и предание себя страстям печально для человека. Именно это и есть глааная проблема современности.

Светлана Энь   08.03.2023 10:15     Заявить о нарушении
Ув. Светлана

На паре последних страниц герой в некотором смысле обращается к Богу – но он уже на самом краю, и вряд ли что его спасет. Он примерно повторяет Ваши мысли:

“Мы увлеклись иллюзиями личной свободы, открытой жизни, бесконечных возможностей? Возможно – эти идеи были в духе времени; не мы их выражали, они нам не нравились ; но мы ограничились тем, что приняли их, позволили им нас разрушить и затем долго от них страдали. ”

В последнем абзаце герой говорит, что Бог, вкладывая в душу людям призывы к любви “до перехвата дыхания” подает нам ясные знаки, что мы не просто приматы, и персонаж даже неявно сравнивает себя с Христом, умершим для того, чтобы эти знаки объяснить людям. Но как-то мне не кажется, что Уэльбек на сто процентов разделяет слова героя. Автор, мне кажется, скорее констатирует проблему, чем пытается ее всерьез решить.

Ritase   08.03.2023 15:24   Заявить о нарушении
У меня тоже возникла эта мы ль при чтении Вашец заметки - проблема вроде обрисована, а предложен ли путь решения, хоть как-то?
Поиски Бога могут быть тоже длительными - это же не просто мысль о Боге, признание Го существования., это гораздо сложнее ( и проще одновременно). Сам автор возмлжно далек от этого пути, поэтому и герой на него не умпевает встать, наверное так.
Но обвиняя общество и уклад жизни проблему не решить. Решение в избрании личного пути.

Светлана Энь   08.03.2023 15:46   Заявить о нарушении
Уэльбек далек от того, чтобы во всем обвинять общество, и его герой далеко не ангел, мягко говоря. Индивидуальный выбор - конечно. Пара второстепенных персонажей делают другой выбор и умудряются жить достойно. Но общество толкает нас к тем или иным индивидуальным выборам. Индивидуальным выбором трудно изменить аграрную политику Евросоюза, которая разоряет фермеров.

Ritase   08.03.2023 16:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Тут можно диссертацию накатать.

У меня есть текст о вампиризме, там присутствуют сходные линии размышлений.

Феронин   08.03.2023 05:54     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Гляну Ваш трактат, если найду...

Ritase   08.03.2023 15:34   Заявить о нарушении
Спасибо. Текст мой о вампиризме мутноват, сумбура много, переписать бы, но ... раз уж заикнулся, вот ссылка http://proza.ru/2020/01/24/2095

Феронин   08.03.2023 16:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нехватка серотонина» (Ritase)

Прекрасная рецензию на интересную книгу. Но в результате читать эту книгу не хочется, не из-за рецензии, а из-за бессмысленности таких книг.

Ольга Зайцева 7   07.03.2023 19:56     Заявить о нарушении
Ув. Ольга

Смысл - понятие относительное...
Я Вас, мне кажется, понимаю, и на самом деле сеть полна отзывами возмущенных читателей, бросивших объективно очень неплохо написанную книгу после 20 страниц... Возможно без моего отзыва, Вас ждала бы такая же судьба.

Спасибо за отклик.

Ritase   07.03.2023 20:06   Заявить о нарушении