Рецензии на произведение «Глава 19. Прозрение»

Рецензия на «Глава 19. Прозрение» (Гордиенко Андрей)

Добрый день, Андрей!
Пишу отзыв под последней 19 главой, потому что Эпилог в целом ничего повести не добавляет. Вот если бы повесть была сугубо художественной, тогда Да Эпилогу.
Повесть ваша мне понравилась. Если бы читал в юности, проглотил бы с упоением, но сейчас я уже стреляный волк. Интерес к ней разделился у меня на части.

Первая часть этнографическая. Я не знаю Армению, но хотел бы узнать поближе, тем более взгляд ваш как бы и изнутри, и снаружи, потому что ментально вы не армянин. Был такой книжный проект двадцать лет назад: "Внимание: иностранцы!", в котором про Россию писал латыш из Ярославля, коренной россиянин, про Англию, к примеру, француз, про Францию, к примеру болгарин, все коренные, как вы для Армении. Вам бы удалась книга про Армению. Если найдете книги этого проекта, полюбопытствуйте, там перед авторами поставлены четкие задачи, все как вы любите. Мне кажется, если напишите без расшаркиваний, но и одновременно объективно, я уверен, будет очень интересно не только мне. Книгу может даже удастся пристроить, ведь любой нации хочется знать, как она выглядит в глазах соседей.
Второй интерес к повести чисто технический. Много подробностей. Это может у кого-то отбить интерес к чтению, но лично меня это не пугает: я однажды школьником за ночь прочитал толстую 500-страничную книгу "Экипаж с "Меконга", напичканную техническими идеями по самое не могу... недавно перечитал - эффект тот же - замечательно!
Правда есть разница. Та книга была остросюжетной, очень умело выстроенной, у вас так не получилось. Сюжетная линия как бы и есть в повести, но она не является главным стимулом читателям. Но вы сразу предупредили, что ваша повесть документальная, а в жизни все складывается не так остро, как в выдуманном сюжете.
Третий интерес - к развитию подпольной деятельности. Выйдет у ребят или нет их благородный замысел? Все случилось как в жизни: интересы ребят размылись и подпольщики пошли каждый своей дорогой. Просто повзрослев. Т.е. основная сюжетная линия неожиданно растворилась. Появилась подробная политическая составляющая, не имеющая к повести прямого отношения.
Поэтому у меня появились вопросы и догадки. Не было ли завуалированной самоцелью написания как раз осветить в тексте прозрения автора-главного героя повести относительно марксистской теории, ленинизма и прочего подобного, чьего появления ничто не предвещало на протяжении 2\3 повести? Для художественной литературы такое метание недопустимо. Тут даже жанр "документалистики" не спасает.
И вопросы: насколько документальна ваша повесть? Каков процент вашей собственной веры в фантастическую составляющую текста? Было это или не было вообще? Этот момент был тоже вами брошен.. понятно, в жизни нельзя получить ответы на многие вопросы, например, есть НЛО или нет и т.д., но тут как раз случай, когда в документалистику вашей повести перестаешь верить, а ждешь хотя бы придумки, лишь бы она была логически завершена.. но увы. А жаль))
Есть и одна претензия по героям. Выписаны они хорошо, все как на ладони, вы молодец, но тут появляется "чистая" девочка из ФЗУ, в противовес всяким шлюшкам оттуда же. И вдруг она просится посидеть на коленях главного героя, на пустом месте ластиться к нему, что это? Несоответствие? В жизни это опять же возможно вот так неожиданно, если она была хорошей актрисой и просто прибеднялась, какая она несчастная среди шлюшек, но в литературе автор должен был обязательно хоть чуть-чуть приподнять над ней завесу. Штришок, который мы заметим и будем готовы к ее следующему неожиданному поступку. Нам должно было смутно показаться, что появился привкус неискренности в ее словах или действиях, а не молотом по голове, как вы сделали со мной.
несмотря на этот мелкий, как мне кажется огрех, повесть мне понравилась и она запомнится. Ну хотя бы тем, что я узнал, что я не один такой. Вот разница: в РФ молодые люди творят почти что хотят и плевать им на мнение окружающих. В Армении, про которую один мой случайный знакомый сто лет назад сказал: "Будешь год жить в Армении, и все это время без женщины", молодые горячие люди вместо того, чтобы кинуться с головой в сексуальные приключения с приезжими фзушницами, отвергают эту возможность, чтобы о них не подумали плохо окружающие. Свидетельствую, я сам такой, и в этом совсем мало фальши, а есть боязнь вываляться в грязи и навечно потерять лицо в глазах мам и пап своих будущих "серьезных" избранниц. В РФ последнее, о чем подумали бы, так это об этом.
Нажимаю зеленую. Понравилось.

Цезарь Кароян   13.12.2023 13:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. И отдельное спасибо за искренность. Я к своей повести отношусь примерно так, как вы и описали. Она не рассчитана на широкий круг читателей. Она для "гурманов" и для... участников описанных в ней событий. Многие её участники до прочтения этой повести не знали многих существенных аспектов. Я знал больше многих других, и взялся написать эту повесть, чтобы они что-то поняли лучше про то, свидетелями и участниками чего они стали.

Идея написать книгу про Армению, с одной стороны, заманчива, с другой стороны, меня... несколько пугает. Во-первых, потому, что я не считаю себя специалистом по Армении. Во-вторых, потому, что тот же Ленинакан моего детства и современный Гюмри - это две совершенно разные эпохи. На моих глазах в этом городе произошли колоссальные культурные изменения, которые в иных регионах (в том числе регионах именно Армении) заняли, наверное, несколько веков. Иногда я встречаюсь с молодежью из Гюмри - это уже совсем другие люди! Совершенно не такие, какими были их родители. Многие из них не знают, насколько "дикими" были нравы в их родном городе всего лишь несколько десятилетий назад. Когда я рассказываю им анекдоты из своей эпохи, они удивляются. Многие из них не знают, кто такой Полоз Мугуч - а ведь в наше время представить, что кто-либо из ленинаканцев этого бы не знал, было просто невозможно. Это новое поколение - оно требует бережного обращения. Оно во многом лучше своих предков. И оно может обидеться, когда узнает то, о чем не любят рассказывать своим детям их родители. А я не хотел бы их обижать. Просто они из новой, совсем другой эпохи.

> ...ментально вы не армянин...
Это бабушка надвое сказала. Да, во мне нет армянской крови, но многие горские традиции мне нравились тогда и нравятся сейчас. В частности, у горцев считается неприличным напиваться за столом до такого состояния, когда опьянение становится заметным со стороны. Поэтому в Ленинакане не было вытрезвителя - просто некого было вытрезвлять. Я ни разу не видел в этом городе пьяного, лежащего под забором или под кустом, как в некоторых других городах. При этом в традиции горцев ценится умение говорить за столом красивые тосты, подзуживать соседей по столу, заставляя их выпить, но при этом не напиться допьяна самому. Это, в общем-то, не только традиция, но и довольно вычурное искусство. И оно мне очень по душе. Так же как и многие другие традиции, которые мне очень нравятся. Больше сохранившихся русских традиций. Так что по своей натуре я "русский армянин"... А фамилия у меня украинская (я на четверть украинец). В армии меня называли "армянским хохлом", вот так-то... :)

> Не было ли завуалированной самоцелью написания как раз осветить в тексте прозрения автора-главного героя повести относительно марксистской теории, ленинизма и прочего подобного, чьего появления ничто не предвещало на протяжении 2\3 повести?
Нет, не было. Я просто описывал те события своей жизни, которые мне представляются наиболее важными и связанными с подпольной деятельностью. Изменение моего отношения к марксизму-ленинизму было очень значимым ДЛЯ МЕНЯ событием. Поэтому я описал достаточно подробно, как оно произошло. Возможно, мне не удалось донести до читателя важную вещь - это был очень сильный удар по моему мироощущению. Не всякий человек, как мне кажется, способен настолько сильно изменить свои представления.

> насколько документальна ваша повесть?
Изменены фамилии и имена. Пара-тройка событий происходили немного в другом порядке, я их изложил так, чтобы сократить объем повествования, иначе пришлось бы слишком многословно объяснять причинно-следственные связи, почему они произошли именно в том порядке, в котором произошли. Я решил их просто немного переставить местами, во избежание пространных объяснений, и так они выглядят более логично. Во всём остальном это самое что ни на есть документальное произведение. Я постарался излагать только лишь факты.

> Каков процент вашей собственной веры в фантастическую составляющую текста?
Каков был бы процент вашей веры в то, что вы увидели собственными глазами, но что невозможно никак объяснить? То, что мы видели, мы действительно видели. То, что мы слышали, мы действительно слышали. Три человека одновременно утратили часть своей памяти. Могу ли я сомневаться в том, что на самом деле произошло что-то другое? Нет, я в этом не сомневаюсь.
Однако, у меня и поныне есть сомнения по поводу наших догадок о том, кем именно являются "братцы". А также о том, связаны ли появления НЛО с деятельностью "братцев". Вот тут да, сомнения остались. Это могло быть просто совпадением.

> есть НЛО или нет
Для меня этот вопрос тоже вызывал сомнения. Когда я увидел черный шар, опускающийся за забор, я находил и другие рациональные объяснения. Это мог быть, например, геодезический зонд чёрного цвета. Когда я обнаружил точно такой же шар на сделанном мною фотоснимке возле проходной СОКТИ, я тоже находил иные рациональные объяснения. Это тоже мог быть геодезический зонд, либо это мог оказаться дефект плёнки. Но когда я увидел черный шар, находясь на крыше Дворца Пионеров, я понял, что это не может быть геодезический зонд. Никакой геодезический зонд не способен двигаться столь стремительными зигзагами. Поэтому я уверен, что видел именно НЛО, по меньшей мере, в третьем случае.

> но тут появляется "чистая" девочка из ФЗУ, в противовес всяким шлюшкам оттуда же. И вдруг она просится посидеть на коленях главного героя, на пустом месте ластиться к нему, что это? Несоответствие?
Я описал максимально приближённо к тому, как было на самом деле. Для меня самого в поведении Стрелки осталась масса вопросов и по сей день. Вполне возможно, я чего-то просто не знаю. И, наверное, никогда не узнаю... :) Для меня её поведение тоже стало "молотком по голове". Я рад, что этот аспект своего восприятия поведения Стрелки мне удалось донести до читателя... :)

Гордиенко Андрей   13.12.2023 14:44   Заявить о нарушении
Знаете, а ведь Ленин не угробил НЭП, как вы написали. НЭП полноценно просуществовал после его смерти еще лет пять, а официально прекратил свое существование в 1931 году. И остальное все тоже не так однозначно. Вот по экономике у Маркса были провалы, но если в истории не применять метод исторического материализма, она реально рассыпается и превращается в сборник отдельных, хоть и довольно связных рассказов (Соловьев, Ключевский). Но понимания их глубинной сути без метода нет никакого.
Никогда не стоит рубить с плеча, тем более обрубать.

Цезарь Кароян   13.12.2023 15:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 19. Прозрение» (Гордиенко Андрей)

"В соответствии с капиталистическими принципами присвоение капиталистами стоимости чужого труда является законным."

Лишнее доказательство, что в СССР был государственный капитализм, а не социализм.

То есть не произошло смены монополии капитала, власти денег и анархии рынка на монополию закона о социальных гарантиях по труду, как предлагал Маркс.

И само государство в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества стало совокупным капиталистом, распоряжаясь производимой трудящимися продукцией как и капиталисты на своих фабриках и заводах.

А Вы, похоже, и о тезисе Маркса о двойственности равенства рабочего времени тоже ничего не знаете...

Аникеев Александр Борисович   28.09.2023 12:26     Заявить о нарушении
> То есть не произошло смены монополии капитала, власти денег и анархии рынка на монополию закона о социальных гарантиях по труду, как предлагал Маркс.

Прочитал вашу "О жизни и доходах безработных Финляндии" и хочу поинтересоваться, как вы себе представляете, КТО КОНКРЕТНО будет обеспечивать социальные гарантии для общества, значительная часть которых представлена условными Осси Нюманами или людьми с подобными ему иждивенческим мировоззрением?

Предлагать можно много чего. Можно предложить "всё хорошее против всего плохого". Но реальность, с моей точки зрения, представлена неким балансом гегелевского единства и борьбы, которое, при попытке его нарушить либо в сторону "единства", либо в сторону "борьбы" неизменно получает "ответку" от законов природы, которая возвращает баланс в естественное равновесие. Об этом же говорил и Платон в "Республике", иллюстрируя цикл: "Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена создают слабых людей. Слабые люди создают плохие времена. Плохие времена создают сильных людей." - и далее по кругу. Социальные гарантии, устраняя "борьбу", создают "слабых людей", которые в свою очередь создают "плохие времена". Монополистический капитализм тоже создает "плохие времена", потому что устраняет "борьбу". С моей точки зрения не нужно пытаться устранить "борьбу" (то есть, рыночную конкуренцию) - это чревато. Лучше поддерживать баланс конкуренции с социальными гарантиями, которые при этом, с одной стороны, должны предоставлять людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальную поддержку, но при этом размер такой поддержки не должен их демотивировать так, чтобы они переставали искать способы быть востребованными обществом, быть для него полезным. Одних красивых лозунгов для этого недостаточно. Люди преимущественно должны получать В ОТВЕТ после того как дали что-то другим, а не "по социальным гарантиям". И это, по-моему, как раз справедливо.

> И само государство в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества стало совокупным капиталистом, распоряжаясь производимой трудящимися продукцией как и капиталисты на своих фабриках и заводах.

"Государство" в принципе представляется людьми, которым социумом делегирована власть, и уже только по одной этой причине они являются ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМИ, иначе и быть не может. Вы уж как-то определитесь, вы "за" государство или "против". Если "за" то перестаньте мечтать о невозможном, например, о красивом но одновременно парадоксальной "власти народа". "Власть народа" - это оксюморон наподобие "сухой воды" или "круглого квадрата". "Власть" подразумевает наличие пары "распоряжающийся"-"подчиняющийся". При этом "подчиняющийся" в силу действия механизмов "власти" ВЫНУЖДЕН исполнять распоряжения "распоряжающегося", даже если эти распоряжения ему не нравятся или он с ними не согласен. Ну так вот, если "народ" - это "распоряжающийся", то кто тогда "подчиняющийся"? Или вы полагаете, что "народ" одновременно в двух лицах - и "распоряжающегося" и "подчиняющегося"? Ну так это абсурд, вроде "у меня есть власть над самим собой, и поэтому я вынужден исполнять всё, что сам себе приказываю".
Вы уж определитесь со своим отношением к "власти" вообще. Либо вы её признаёте, и тогда считаете нормой, что облечённые властью люди имеют больше привилегий, нежели все прочие, ею не облечённые (вроде клеток мозга, которые имеют власть над всеми остальными клетками организма - они более интенсивно снабжаются кровью, нежели, например, клетки эпителия). Либо вы в принципе против какой-либо "власти" вообще, и тогда вы кропоткинец-анархист. Ну, есть ещё и третий вариант - вы думаете, что "распоряжающихся" и "подчиняющихся" можно совместить, и тогда вы просто фантазёр-утопист.

> А Вы, похоже, и о тезисе Маркса о двойственности равенства рабочего времени тоже ничего не знаете...

Ну почему вы так решили. Я как раз очень много читал и Маркса, и Энгельса. И как раз после того как внимательно прочитал тезисы Маркса о двойственной природе труда и об отчуждаемом труде, я понял, какая главная идея двигала Марксом. Он пытался найти оправдание ЛЕНИ! Дескать, труд ВЫНУЖДЕННЫЙ - это неправильно. Труд должен быть исключительно только в радость. То есть, никакого труда акромя "хобби" при коммунизме быть не должно! Как же это привлекательно для лентяев и лоботрясов! И как привлекателен для них принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям".

- Вася, вынеси, пожалуйста, мусор.
- У меня для выноса мусора способностей не хватает. Не умею я его выносить. И учиться не хочу.
- Тогда сладкого не получишь.
- А вот сладкое - это моя потребность. Выньте мне её и положьте.

Гордиенко Андрей   28.09.2023 13:30   Заявить о нарушении
Как-то странно вы читали Маркса, выискивая то, что выгодно для ваших буржуазных убеждений, а не для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости...

Аникеев Александр Борисович   28.09.2023 21:58   Заявить о нарушении
Я Маркса читал много и обстоятельно. Потому что считал сначала, что я что-то недопонимаю в марксизме. Я Маркса штудировал, вникал в каждую фразу, пытаясь осмыслить до глубины. А не только лишь насладиться красивыми лозунгами. И, занимаясь таким копанием, в конечном итоге понял, что это не я Маркса недопонял. А что Маркс недопонял то, что понял я. Перечитайте "Прозрение", особенно финальную часть - диалог с Юрой.

Гордиенко Андрей   29.09.2023 20:53   Заявить о нарушении
> в конечном итоге понял, что это не я Маркса недопонял. А что Маркс недопонял то, что понял я.

Как-то это высокопарно прозвучало... Уточню. Маркс не понял сути учения Адама Смита и Давида Рикардо, которые я понимаю. И даже это утверждение... не совсем я в этом уверен. Даже скажу больше, я склонен считать, что на самом деле Маркс их понял, но по какой-то не совсем мне понятной причине "прикинулся валенком". По-моему, для того, чтобы понять суть концепций Адама Смита и Давида Рикардо особо большого ума не нужно. При этом Маркс не создаёт впечатление человека недалёкого. Ну не мог он не понять такие простые вещи! Не верю я в это! Остаётся предположить, что он "прикинулся валенком". А вот причины, по которым он мог поступить именно таким образом - это уже из разряда догадок и домыслов. Ходят разные слухи, по которым он мог поступить подобным образом... Но, должен признать, это лишь слухи конспирологического характера. Я бы не хотел развивать тему в этом направлении. Для меня лишь важно показать явные противоречия в его "теории".

Гордиенко Андрей   29.09.2023 21:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 19. Прозрение» (Гордиенко Андрей)

Андрей, я первый раз усомнилась в прелестях социализма, когда мы на работе обсуждали сериал "Хождение по мукам". Иван Телегин, уволенный с завода за сочувствие к бастующим рабочим, ехал на теплоходе к матери и планировал: месяц отдохну, съезжу на юг, в Париж, а потом буду искать работу. Я с сотрудницей опешили Месяц! Без зарплаты и поездки не дешёвые! Притом, когда ещё будет следующая зарплата, не известно. Про Капитал и программу коммунистической партии я написала статью "Перечитывая Маркса".

Читала ваши вопросы преподавателю и его ответы, вспоминала угрозу хрущёвских времен:"Сталина на вас нет!". При Сталине у препода был бы короткий универсальный ответ. Сейчас смотрю сериал "Отчим" про те времена. Всё из моего детства.

Надежда Дьяченко   12.07.2023 09:38     Заявить о нарушении
Надежда, вы всё верно говорите. Но это всё косвенные, а не прямые доказательства ошибочности "теории" Маркса. Вы апеллируете к "ощущениям", к эмоциональным оценкам. Лично для меня это серьёзный повод усомниться в правильности "теории", но не более того. Я же сам был в прошлом убеждённым марксистом, и продолжал в неё верить даже когда практика с теорией уже совершенно разъехались в разные стороны. Потому что считал, что теорию на практике могли просто неправильно применить, и поэтому получили неверные результаты. Ну, это как если бы для проверки закона Ома проверяющий собрал бы неправильную электрическую схему, стал смотреть бы на амперметр вместо вольтметра и на вольтметр вместо амперметра и получил бы полный бред. Но ведь из этого не следовало бы, что закон Ома неверен, не так ли? Для меня важно было в самой "теории" Маркса найти противоречия. И я их нашёл.
Сначала я понял, что финансовый результат предприятия не может быть одновременно и связанным, и не связанным с присвоением в зависимости от своего знака. Потом я понял, что так называемая "вынужденность" работников наниматься к работодателю на самом деле является желанием получить выгоду. И в конце концов я понял, из какого пальца Маркс "высосал" так называемую "эксплуатацию на добровольных началах". Он взял два рынка - рынок труда и товарный рынок, и голословно заявил, что на этих рынках "справедливая цена" определяется по-разному. На стыке двух рынков сформировалась "дельта" цены, обусловленная разной методикой расчёта "справедливой цены", которую Маркс и объявил "присвоенной капиталистом частью стоимости". Для меня было важно найти именно эти нестыковки.

Гордиенко Андрей   12.07.2023 12:57   Заявить о нарушении
Андрей, вы серьезно занимались экономикой, я всегда была от неё далека. Училась на физическом факультете университета, где даже преподаватели не скрывали своих недобрых чувств к марксистко-ленинской философии. Их, как и вас, удручала необходимость обосновать любое техническое изобретение постулатами этого "всемирного" учения.

Потом работа инженером на предприятиях, семья - не до марксизма было. Помню лозунг "Экономика должна быть экономной". С 1-го октября начиналась у нас на предприятии экономическая учёба и в октябре же заканчивалась. Не ходили слушатели даже во время работы. Вот так вот и развалили экономику!😊

Надежда Дьяченко   12.07.2023 21:15   Заявить о нарушении
У меня рассказ есть, где мы крепим экономику всем отделом. http://proza.ru/2020/12/27/284

Надежда Дьяченко   12.07.2023 21:20   Заявить о нарушении
🟢 Андрей! Всегда есть люди, которые умеют делать деньги независимо от « измов». Находили и находят лазейки при любой системе. В наше время говорили : Лучше иметь среднее соображение, чем высшее образование.


Райя Снегирева   04.03.2024 21:49   Заявить о нарушении
От безделья пристрастилась к сериалам. Смотрю на компьютере. "Карина красная" - семидесятые годы - цеховики, воры в законе, замминистра лёгкой промышленности в тесной связке производят в Москве одежду из франции. Руководит объединением красивая девушка со средним образованием.

"Отчим" - две последние серии. Все знают, что у нас у власти воры, Милиция в т.ч. Но честному отчиму сказали, что он уже надоел всем своей принципиальностью и лучше будет, если он уйдёт, если не хочет пользоваться благами, которые ему положены как руководителю края. Брежневское время. Советчик считал, что их власть простоит ещё лет сто.

Надежда Дьяченко   04.03.2024 22:24   Заявить о нарушении