Рецензии на произведение «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания»

Рецензия на «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания» (Иванов Евгений Михайлович)

Здравствуйте! Очень понравилась статья и сама гипотеза. Ваши логические рассуждения заслуживают уважения. Наука и философия пытаются разобраться в природе сознания. Но я думаю что всё это всегда останется на уровне гипотез, теорий, предположений. Мы будем всегда находится в желании познать себя и окружающий мир,И поскольку все наши самые замечательные фантазии нельзя ни доказать ни опровергнуть, каждому из нас приходится во что то верить. А по большому счёту вся наша жизнь это просто миросозерцание. Насчёт природы сознания мне лично понравилось рассуждение Г.Макеева в рецензии на вашу публикацию "само сознание может быть, в одном случае, вне мозга(но иметь с ним некую связь), а в другом - самим мозгом в виде нейринно-нейронной связки, или, иначе, беспредметным сознанием и опредмеченным сознанием, с соответствующими способностями воспринимать/сознавать(сознание-сознавание"

Александр Молодцов   02.02.2024 00:26     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!

Иванов Евгений Михайлович   02.02.2024 05:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания» (Иванов Евгений Михайлович)

С позиции дилетантского обывателя мне остаётся только с иронией наблюдать как учёные умы играют в умножение сущностей. Мне же очевидно и без каких-либо признаков сомнения и веры, что есть Я и есть То в чём я есть. И что То и Я настолько безусловно как целое, но как частности, сложны до непостижимости.
Хвала же храбрецам, балансирующим над бездной бесконечности! А ведь бывают же и спекуляции на этой почве, хотя бы в форме непогрешимой истины. Так что где начинается Вера, там заканчивается Человек мыслящий. Мои по этому случаю поздравления всем.

Виктор Гранин   20.11.2023 07:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания» (Иванов Евгений Михайлович)

Здесь вопросы, которые идут всё глубже.
Что реальность недоступна непосредственному восприятию - это понятно.
Но возникает вопрос - что вообще значит "существовать"? Скажем, что значит "существовать в виде вероятности" согласно Шрёдингеру? С точки зрения наблюдателя это понятно - мы обнаруживаем или не обнаруживаем частицу с определённой вероятностью. Но пусть до наблюдения частица не находится "конкретно нигде" - всё равно за вероятностью её обнаружения "должно что-то быть".
Скажем, внутри герметичной камеры находится всего одна частица. Пусть она "конкретно нигде", но мы всё равно знаем, что обнаружить её можно только в пределах камеры.
Предположим, частицу никто и не собирается обнаруживать. Но что в таком случае находится внутри камеры - видимо не "ничто". Но в таком случае, что же - "вероятность"(?) Но вероятность это лишь математическое понятие. Если бы там было некое реальное физическое поле, в которое экспериментатор "тыкает", и оно в точке воздействия может "сгуститься в частицу" или "не сгуститься" с определённой вероятностью - тогда было бы яснее. Но ведь квантовая механика утверждает, что это лишь вероятность, а не реальное поле. Поэтому очень непонятно, что собой представляет "вероятностное существование".
Я понимаю, что всё завязано на наблюдателя. Но и без наблюдателя, "сами по себе" две камеры, одна содержащая частицу, а другая совсем пустая - они же чем-то отличаются.
О сознании тоже - оно существует лишь субъективно, обнаружить внешним наблюдением его нельзя.
Но ведь мы сами как сознание существуем и не можем в этом сомневаться. Значит, это какой-то другой вид "существования".

Владимир Алисов   04.11.2023 23:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания» (Иванов Евгений Михайлович)

Евгений Михайлович, вы спорите с другими философами.
А что Вы думаете по поводу моей заметки-все великие мыслители правы?

Владимир Зуев 6   03.10.2023 14:43     Заявить о нарушении
Особенность философских концепций в том, что их, видимо, невозможно ни доказать, ни опровергнуть (по Поперу). Если опровержение возможно, то это уже научная, а не философская теория. Поэтому оценивать философские теории следует не с позиции: истинная-ложная, а учитывая, во-первых, их обоснованность, а во-вторых объяснительные возможности. С этой т.з. лучшая философская теория - это та, которая имеет серьезное, убедительное обоснование и объясняет наибольшее число фактов и явлений.Т.о. действительно в некотором роде "все великие мыслители правы", но одни "правее других".

Иванов Евгений Михайлович   09.10.2023 14:45   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше интереснейшее мнение!

Владимир Зуев 6   09.10.2023 17:13   Заявить о нарушении
Кстати- куда отнести Вашу квантовую философию согласно штейнеровской классификации?

Владимир Зуев 6   10.10.2023 18:28   Заявить о нарушении
Я весьма смутно представляю классификацию Штейнера. Я бы определил свою позицию как "современную версию неоплатонизма".

Иванов Евгений Михайлович   19.10.2023 13:44   Заявить о нарушении
Вы близки к Пенроузу

Владимир Зуев 6   19.10.2023 16:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гипотеза о механизмах связи мозга и сознания» (Иванов Евгений Михайлович)

/ Когда я вижу нечто зеленое - ничего у меня в мозгу не зеленеет/

Чтобы такое утверждать, надо хорошенько знать мозг, который имеет некий диапазон рассмотрения в виде трёх ступеней - от низшей(спинного мозга) к более высшим его отделам в виде головного мозга и надголовья. Это даёт большие возможности мозгу быть неким модемом, преобразующим количество(длинны волн) в качество(чувства, вплоть до зрительных чувств, представляющих сознанию "зеленое" как отражение внешнего). Если эта внешняя реальность подобна человеку, то она обьективно имеет подобный человеку мозг/мозквалиа, отчего имеется похожее слово москва(+квалиа), по аналогии мозг/моск.

На "научных деятелях" тут основываться сильно не стоит, т.к. дилетантизм в науке никто не отменял. Дилетант в науке(будет субьективировать, подминать под своё мнение) не в силах должным образом разрешать те противоречия, которые касаются отношений сознания(нейринных сетей) и мозга(нейронных сетей), меж которыми может быть как некий разрыв, так и отсутствие такового, в зависимости от их природы, бессознательной или сознательной. Отсюда, само сознание может быть, в одном случае, вне мозга(но иметь с ним некую связь), а в другом - самим мозгом в виде нейринно-нейронной связки, или, иначе, беспредметным сознанием и опредмеченным сознанием, с соответствующими способностями воспринимать/сознавать(сознание-сознавание).

Геннадий Макеев   24.08.2023 09:55     Заявить о нарушении
Аргументация в пользу дуализма в данной статье изложена весьма схематично. Более подробно все это рассматривается в статье "Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них."

Иванов Евгений Михайлович   24.08.2023 18:29   Заявить о нарушении
Евгений Михайлович, здравствуйте. А как Вы относитесь к недавним экспериментам в итальянской Gran Sasso low radioactivity lab, которые поставили под сомнение редукционную теорию Пенроуза о сознании как о квантовом феномене?

Артем Новоседов   29.08.2023 02:07   Заявить о нарушении
Дайте ссылку на публикацию.

Иванов Евгений Михайлович   29.08.2023 11:39   Заявить о нарушении
Вот, например, в прошлом году мелькнула такая публикация (не знаю, позволит ли портал вставить внешнюю ссылку)
http://physicsworld.com/a/quantum-theory-of-consciousness-put-in-doubt-by-underground-experiment/
Quantum theory of consciousness put in doubt by underground experiment
13 Jul 2022

Впрочем это конечно не первый раз когда эту теорию о квантовой природе сознания критикуют.

Хотя и на любимые Пенрозом чёрные дыры взгляд меняется. Не читали статью Николая Горькавого в первом номере Науки и Жизнь за 2023 год о пульсирующей Вселенной? :-)

Артем Новоседов   29.08.2023 13:21   Заявить о нарушении
То, что я предлагаю никак не связано с идеями Пенроуза. Он исходит из идеи "объективной редукции" которую он связывает с квантовой гравитацией. Сама эта связь весьма сомнительна. Я также не поддерживаю объективную редукцию. То, что я предлагаю - это модификация в духе последовательного "идеализма" интерпретации Эверетта-Менского. Т.е. редукция иллюзорна и имеет место лишь в сознании и памяти субъектов. В этой версии идея сохранения квантовой когерентности в мозге в макромасштабах - не существенна, возможна лишь как один из вариантов. Более полное изложение "квантовых" аспектов теории в статье "Квантовая философия".

Иванов Евгений Михайлович   29.08.2023 14:47   Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, идеи Менского тоже критиковались, тем же академиком Гинзбургом.. Ниже копирую..

В предисловии к статье М.Б. Менского "Концепция сознания в контексте квантовой механики" В.Л. Гинзбург пишет: "Не понимаю, почему так называемая редукция волновой функции как-то связана с сознанием наблюдателя. Например, в известном дифракционном опыте электрон проходит через щели и затем на экране (фотопластинке) появляется "точка", т.е. становится известно, куда попал электрон… Разумеется точки на экране наблюдатель увидит и на следующий день после осуществления опыта, и при чем здесь какая-то особая роль его сознания, мне непонятно" [17, с. 413-414].

Артем Новоседов   30.08.2023 10:58   Заявить о нарушении
Проблема в том, что люди как правило непоколебимо верят в существование "объективной реальности" вне нашего сознания. Особенно в реальность того, что они непосредственно воспринимают. Однако из квантовой механики следует совсем иное. Описывая взаимодействие электронной волны с фотопластинкой мы получаем отнюдь не точку, а распределение вероятностей засветки всех точек фотопластинки (т.к. волна действует сразу на все атомы фотопластинки. Если фотопластинку описать как многочастичную квантовую систему, то она в результате взаимодействия с электроном переходит в суперпозицию состояний различных засветок ее отдельных точек, т.е. образно говоря, как бы "расщепляется" на N экземпляров, каждый из которых с различными весами содержит тот или иной результат локализации электрона. Но видим мы лишь один исход. Поскольку добавление физического наблюдателя не приводит к редукции - он также переходит в суперпозицию, остается постулировать существование нематериального чувственного сознания которое и осуществляет селекцию альтернативы, т.к. не подчиняется законам физики и не переходит в суперпозицию, а лишь селективно воспринимает один из исходов эксперимента.

Иванов Евгений Михайлович   30.08.2023 14:27   Заявить о нарушении
>> Проблема в том, что люди как правило непоколебимо верят в существование "объективной реальности" вне нашего сознания <<

Мне кажется, правильнее будет сказать, что люди верят, что когда один из них умирает, то для других, живых, оставшихся, "объективная реальность" продолжает существовать, независимо от присутствия в ней сознания умершего (разве что во снах ближайшие родственники или знакомые могут изредка продолжать чувствовать присутствие сознания умершего) :-)

Артем Новоседов   30.08.2023 15:20   Заявить о нарушении
Мир продолжает существовать после моей смерти, но существовать как "интерсубъективная реальность", существующая соотносительно с неким "сообществом сознаний". Если нет сознаний, то нет и никакой определенной (классически или квантово) реальности. Вне сознаний, согласно предложенной модели, может существовать лишь нечто полностью неопределенное. Вообще идея внеположной сознанию реальности философски весьма сомнительно, т.к. здесь нам предлагают помыслить нечто за пределами возможного опыта, а как это можно сделать? Ведь мысль должна как-то иметь в виду, как-то указывать на свой предмет - что именно она мыслит. мысль об объективной реальности не может указывать на саму эту реальность, поскольку она по определению никак не дана в опыте. Потому такая мысль бессодержательна, по сути ничего не мыслит, т.е. это нонсенс.

Иванов Евгений Михайлович   30.08.2023 17:46   Заявить о нарушении
По-моему, это Креационный взгляд на мир, потому что предполагается, что если всё живое вымерло, но мир, т.е. "объективная реальность", продолжает существовать, то требуется, как минимум, одно сознание, в котором такое posthumous существование мира могло бы продолжаться. Примерно как с компьютерной игрой, в которой все игроки уже погибли, но компьютер от сети ещё не отключили.

Артем Новоседов   30.08.2023 21:36   Заявить о нарушении
Именно такой взгляд на мир и предполагает квантовая механика. Уже по своему изначальному замыслу (у Гейзенберга) это была теория описывающая лишь связь между последовательно производимыми наблюдениями, а не теория описывающая какую-то "объективную реальность". Это вытекает уже из определения волновой функции как меры вероятности - она описывает лишь состояние нашего знания/незнания относительно наблюдаемой величины. Вместе с тем волновая функция дает нам исчерпывающее описание физического объекта, согласно квантовой теории. Если сложить вместе эти два положения, то у нас получается: состояние физического объекта есть состояние нашего знания о нем. Т.е. объект мыслится изначально как нечто соотносительное с субъектом. Поэтому, если квантовая механика есть предельная теория описывающая природу максимально точно и исчерпывающе, то это означает, что природа и наше "знание природы" (в лице квантовой механики) тождественны. Философски это можно интерпретировать как некую тавтологию: единственное что мы можем знать - это знание, но мы знаем природу, следовательно - природа тождественна знанию природы. Этот тезис был озвучен еще древними греками в виде "принципа тождества бытия и мышления" ("одно и то же мысль и то, о чем она существует" - Парменид). Мыслить можно лишь мысли. Но мы можем мыслить бытие. Следовательно бытие есть мысль. На этом строится философия Платона, Плотина, Аристотеля, Гегеля. Отказ от принципа тождества бытия и мышления делает бытие немыслимым что равносильно самоуничтожению философии - что мы сейчас фактически и наблюдаем на примере западной философии примерно со второй половины 19 века.

Иванов Евгений Михайлович   31.08.2023 10:57   Заявить о нарушении
Евгений Михайлович, Вы же знаете не хуже меня, что до того, как возникла ОТО, на неполноту классической ньютоновой механики указывал Гравитационный парадокс, когда не могли добиться сходимости интеграла решения уравнения Пуассона. Ньютон был очень набожным человеком, но его теория не смогла объяснить устройство всего мира, включая обнаруженное позднее, после смерти Ньютона, смещение перигелия Меркурия. Так и для квантовой механики есть известный парадокс Эйнштейна-Розена, тоже указывающий на неполноту. Так что едва ли стоит пытаться объяснить ею устройство всего мира. И вообще, больше всего адептов антикреационных взглядов, пожалуй, можно найти среди биологов и генетиков: они воочию наблюдают весь хаос жизни.

Артем Новоседов   31.08.2023 17:38   Заявить о нарушении
Эксперимент ЭПР указывал бы на неполноту КМ если бы предсказываемых ею нелокальных корреляций не существовало. Однако они есть и подтверждены экспериментально.Эти корреляции в рамках моей модели можно объяснить как раз взаимодействием сознаний

Иванов Евгений Михайлович   01.09.2023 08:33   Заявить о нарушении
в рамках интерсубъективного сообщества сознаний. Оно противоречит ТО т.к. не является физическим взаимодействием, а принадлежит трансфизической реальности. Что касается креационизма. Я не являюсь классическим креационистом т.к. не отрицаю факта эволюции. Я креационист лишь в том смысле, что у меня не физическая реальность порождает сознание, а, напротив, сознания коллективно придают определенность физической реальности. С этой т.з. не мозг производит сознакние, а сознания коллективно производят мозги и все остальное актами селекции квантовых состояний. Т.е. это не творение из ничего, а нечто подобное работе скульптора, высвобождающего актами селекции скульптуру из мрамора. Роль мрамора здесь играет исходная всеполнота бытия, которая в нашем сознании проявляет себя как основа смыслового поля. Творит мир не Бог по какому-то совершенному плану, а множество сознаний - отсюда и элементы хаоса. Также хаос можно объяснить тем, что хотя вероятно есть целевая причина, двигающая эволюцией (точка "омега" по Тейяру де Шардену - к которой притягиваются эволюционные траектории)но выбор самих этих траекторий более-менее случаен, что приводит к неоптимальности этих траекторий. Т.о. это креационизм не христианский, а скорее буддийский - где миры создаются соединением карм отдельных сознаний, а не высшим божеством-творцом.

Иванов Евгений Михайлович   01.09.2023 08:47   Заявить о нарушении
Е.Иванов /Люди непоколебимо верят в "обьективную реальность" вне нашего сознания/

Верят, потому что их вера основывается не лишь на мнимом опыте познания, а на и истинном, который дается диалектикой. Неверующие же в "ОР" обычно являются представителями природы бессознательного, которая непосредственно не позволяет им выходить на сознательный уровень, для этого им необходим опосредствованный опыт, которого может не быть. А если не быть, то у сознания таковых будет отношение к редукции лишь как к иллюзии, т.е. чем-то подобным горизонту, который постоянно удаляется, а значит никогда не достижим.
Так, постмодерниста начали говорить философски о бессознательном. Далее, после них продолжили другие, в том числе и Вы, Евгений Михайлович, с Болдачёвым. Только Болдачёв это делает с позиции "ИНВАРИАНТА", а Вы - с позиции "ИНТЕРВАРИАНТА",- позициях, при которых у вас есть лишь различие с "ОР"(теоретическое дистанционирование от неё), а тождества с ней, увы, у вас нет, т.к. для последнего необходим соответсвующий опыт(опыт интуиций), который и даёт диалектика.

Вы: "Однако из квантовой механики следует совсем иное"

так "КМ" тоже различается - для одной природы непосредственно даётся лишь изменение(распределение вероятностей), а для другой(сознательной) - однозначная вероятность, т.е. при проходжении через точку бифуркации не происходит "отрикошечивания" куда угодно, а под определенным(прямым) углом. Отсюда и говорится "прямыми сделайте стези ваши...", непосредственным или опосредствованным путем познания себя и мира.

Геннадий Макеев   03.09.2023 09:56   Заявить о нарушении