Яша Хейфец

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Яша Хейфец был человеком одиноким и
нелюдимым. Он не любил появляться в общественных местах, у него было всего
несколько близких друзей. Он не был религиозен и отмечал лишь один еврейский
праздник в году — Йом Кипур. В этот день он постился, а вечером обедал у самых близких
друзей. Как выходец из России, он любил икру, куриные котлеты, селедку и суп и
был, между прочим, любитель выпить тоже. Хотя умел вовремя остановиться и не
пьянеть. У Хейфеца было два любимых тоста: первый “За всеобщее непонимание” и
второй — “За комнату без углов”. Он говорил по-русски и читал русскую
литературу.


Он
иногда удивлялся, почему люди собираются вместе, если никто никогда не
прислушивается к тому, что говорят другие, а, наоборот, стараются вставить свое
словечко. По утверждению Хейфеца, он проверил эту свою теорию таким образом. На
вопрос “Как поживаете?” (“How are you?”) он часто говорил: “Мне все противно, и
моя тетка только что умерла”, и, к большому своему удовольствию, слышал в
ответ: “Это хорошо”.


У Хейфеца были две скрипки — Гварнери и Тонони.
Скрипку Гварнери он завещал музею в Сан-Франциско с примечанием о том, что на
этой скрипке могут играть только “досто Яша Хейфец, афоризмы



;Громче всего требуют тишины... Доленнарвен /Яша Хейфец/



;Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди. Доленнарвен /Яша Хейфец/



;У меня всего лишь два недостатка.. Плохая память и ещё что то!
Al /Яша Хейфец/



;Признав реальность-не пытайся ее оправдать... Ветренная /Яша Хейфец/



;Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота
спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?
/Яша Хейфец/



;Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный
уступает дорогу всем. Сама Ночь /Яша Хейфец/



;Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания?
Сама Ночь /Яша Хейфец/



;Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта
нахлебаться /Яша Хейфец/



;Откуда у фина карельская грусть? профиль удален /Яша Хейфец/



;Преступления, перешедшие грань человечности, должны караться по
законам, перешедшим грань милосердия.(Татьяна Синявская) профиль удален /Яша Хейфец/



;"О этот дурманящий звук в ушах!":посвящается
"Грабле" профиль удален /Яша Хейфец/



;... люди - животные из царства животных , поэтому и не хотят
быть людьми ... . /Яша Хейфец/



;Каща в голове-так поделись с ближним! Сэр Писатель /Яша Хейфец/



;Каждый "суслик"-агроном. /Яша Хейфец/



;Покупать своему мужчине трусы - священное право каждой женщины.
/Яша Хейфец/



;Если голова и сердце работают не по отдельности-значит ты знаком
с самим собой! /Яша Хейфец/



;Дарить , ожидая благодарность непристойно, но непристойней ее не
получать.(Татьяна Синявская) /Яша Хейфец/



;Потребности человека, разрастаясь, тоже могут стать
злокачественными.(Татьяна Синявская) /Яша Хейфец/



;Не все в жизни выбираешь, иное- выбирает тебя. /Яша Хейфец/



;Не ищи повод, и так причин предостаточно. /Яша Хейфец


йные исполнители” и только в помещении самого музея.




·
Когда в классе знаменитого скрипача, профессора Петербургской
консерватории Леопольда Ауэра появился новый ученик - Яша Хейфец, он был совсем
еще малыш в костюме с короткими штанишками. Однако на своей маленькой детской
скрипке мальчик принялся весьма уверенно играть концерт Глазунова, посвященный
Ауэру. Профессор был в ту пору уже немолод. Закрыв глаза, он сидел в кресле и,
казалось, дремал... Играя, мальчик поглядывал на своего будущего профессора и,
стараясь привлечь его внимание, сыграл одно аллегро весьма вяло и
остановился... Ауэр нехотя открыл глаза.


- Я сейчас сыграл аллегро, - сообщил мальчик.


- Я слышал, - ответил профессор. - А вам понравилось?


- Не знаю, - ответил Ауэр.


- А как нужно, чтобы понравилось? Ауэр взял в руки детскую скрипку и заиграл ту
же музыку с неподражаемым артистизмом и вдохновением. Закончив концерт, он
устало сказал:


- Вот так.


- Поздравляю вас! - сказал юный скрипач. - У вас хороший вкус. А я-то боялся,
что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это аллегро... Ведь, откровенно
говоря, я сыграл его очень плохо.


·




После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в
артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому
артисту:


- На этом свете не может быть ничего совершенного. Ваша игра очень опасна, она
может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать
хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного
смертного...




·




Яша Хейфец решил воспользоваться тем, что он едет в купе поезда
один, вынул из футляра скрипку и стал упражняться. Проходивший до коридору
проводник отворил дверь купе и строго заявил:


- Вы можете себе играть, мне это не мешает, но не вздумайте заниматься
собиранием милостыни в поезде - это запрещено законом!


- О, не беспокойтесь, любезный,- ответил Хейфец. - Я всего лишь готовлюсь к
сбору милостыни... в самом большом концертном зале Нью-Йорка




·



Jascha Heifetz plays Paganini Caprice No. 24


·
Jascha Heifetz plays Tchaikovsky Violin Concerto: 1st
mov.


·
Jascha Heifetz plays Rondo by Mozart


·
Jascha Heifetz plays Wieniawski Polonaise No. 1 in D
Major


·
Jascha Heifetz plays Hora Staccato


·
Jascha
Heifetz








Яша
Хейфец
Jascha
Heifetz
День
рождения: 02.02.1901 года


Возраст: 86 лет


Место рождения: Вильно, Литва), Латвия


Дата смерти: 10.12.1987 года


Место смерти: Лос-Анджелес, США



Гражданство: США
Похожее: Jascha, Heifetz, Яша, Хейфец




В роли Хейфеца - Яша Хейфец


Яша
(Иосиф Робертович) Хейфец уже при жизни стал легендой, его называли императором
скрипки. Крупнейший немецкий скрипач Карл Флеш писал о Хейфеце: «Он, бесспорно,
представляет собой вершину современного развития нашего искусства. Прежде всего
достойна удивления его постоянная, ничем не скованная техническая оснащенность.
Ему не нужно «разыгрываться». Пальцы и смычок действуют безотказно, словно
машина, которая нажатием кнопки сразу же начинает работать во всю мощь. Тон
Хейфеца благороден и чарующе красив, техническое мастерство не имеет изъянов...
Граммофонные записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так что слава о
нем надолго переживет его...».



Автор: Ярослав
Седов


Сайт: Знаменитости


Хейфец был лучшим учеником
петербургского скрипача Леопольда Ауэра, для которого писали Чайковский и
Глазунов и который создал русскую скрипичную школу, ставшую в XX веке самой
авторитетной в мире. Судьба Хейфеца сложилась фантастически благополучно.
Родившись в городе Вильно в семье бедного скрипача, он, будучи трех лет от
роду, получил от отца в подарок маленькую скрипку. Феноменальные способности у
ребенка обнаружились сразу; уже в шесть лет Хейфец сыграл концерт Мендельсона.
Сам Глазунов, директор Петербургской консерватории, выхлопотал у царя
специальное разрешение, позволившее семье поселиться в столице, чтобы мальчик
мог учиться у Ауэра. В 1912 году Хейфец с триумфом исполнил в Берлине концерт Чайковского,
а в 1917 году, подписав контракт, эмигрировал в Америку.


27 октября 1917 года Хейфец
дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле, после чего его безоговорочно признали
«скрипачом номер один». Его образ жизни образцово соответствовал статусу
звезды. Голливудские съемочные группы просто фиксировали, как Хейфец ухаживает
за розами на с


воей вилле, играет в
теннис, водит автомобиль и занимается, используя для гамм и этюдов специально
предназначенную для этого «простую» скрипку, а для концертного репертуара - два
бесценных инструмента работы Страдивари и Гварнери дель Джезу. В 1939 году в
Голливуде был снят художественный фильм They Shall Have Music («Им нужна
музыка»), где скрипач сыграл самого себя - легендарного Хейфеца, чей приезд
спасает от закрытия музыкальную школу и решает судьбу героев. В титрах так и
написано: в роли Хейфеца - Яша Хейфец.


К услугам музыканта были
лучшие оркестры, дирижеры и пианисты, которых он выбирал, устраивая строгие
конкурсы. Концертмейстера Брукса Смита, с которым Хейфец работал с 1954 года до
своего последнего концерта в 1972 году, скрипач выбрал, прослушав 75 пианистов.
Хейфец одним из первых в мире получал доступ к технологическим открытиям в
области звукозаписи, которая в тридцатые годы стоила невероятно дорого. Он
первым осуществил уникальный для своей эпохи трюк: записал по отдельности обе
партии концерта Баха для двух скрипок, котор


ые
затем были объединены. А когда появилась возможность записывать большие куски
музыки, Хейфец выбрал не шлягер, а 5-й концерт Моцарта. Иначе говоря,
подчеркнул, что намерен утвердиться перед широкой публикой как серьезный
музыкант.


Имидж и амплуа звезды порой
парадоксальным образом мешали современной Хейфецу публике считать его не только
блестящим виртуозом, но и интересным интерпретатором. Об этом еще в 1934 году
писал авторитетный советский педагог Израиль Ямпольский в рецензии на выступления
артиста в России: «Видеть в Хейфеце лишь только виртуоза - значит не видеть
главного. Скрипач, о широте творческих устремлений которого говорит предельное
совершенство исполнения таких полярно противоположных по своей музыкальной
природе произведений, как, например, концерты Вьетана и Брамса, не может быть
причислен к разряду только блестящих скрипачей-виртуозов... Хейфеца надо уметь
слушать». Хейфец модернизировал школу Ауэра, практически создав свое
направление. Кроме того, благодаря сотрудничеству Хейфеца с ведущими
американскими композиторами


- Корнгольдом,
Кастельнуово-Тедеско, Росой, Грюнбергом, Ваксманом и другими - в ХХ веке
значительно расширился скрипичный репертуар.


Гастроли 1934 года остались
единственным визитом Хейфеца на родину после его отъезда в Америку. За 17 дней
в Москве и Петербурге музыкант дал 13 концертов, мастер-класс, встретился в
Московской консерватории со студентами. После концертов Хейфеца провожали до
гостиницы восторженные толпы, всякий раз перекрывавшие движение по Большой
Никитской. В эти же дни музыкант встретился с оставшимися в России
родственниками, которые передали ему хранившуюся все это время его первую
маленькую скрипку.


Хейфец оставил огромную
дискографию. В его исполнении запечатлен практически весь классический
скрипичный репертуар и множество сочинений ХХ века, причем в разных трактовках
- от детских и юношеских до зрелых. Эти записи впечатляют сильнее самых пышных
панегириков. Богатство интерпретаторских идей и разнообразие направлений мысли,
намеченных



Другие статьи в литературном дневнике: