Левитанский

Валентина Ерошкина: литературный дневник

ВРЕМЯ, БЕССТРАШНЫЙ ХУДОЖНИК...


Время, бесстрашный художник,
словно на белых страницах,
что-то все пишет и пишет
на человеческих лицах.


Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким — тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера...


Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери.
Поздние наши утраты.


Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
с богом и с горсточкой праха.


Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня.
Мужество и добродетель...


Вот человек разрисован
так, что ему уже больно.
Он уже просит:
— Довольно,
видишь, я весь разрисован!


Но его просьбы не слышит
правды взыскующий мастер.
Вот он отбросил фломастер,
тоненькой кисточкой пишет.


Взял уже перышко в руку —
пишет предсмертную муку.
Самый последний штришочек.
Малую черточку только...


Так нас от первого крика
и до последнего вздоха
пишет по-своему время
(эра, столетье, эпоха).


Пишет в условной манере
и как писали когда-то.
Как на квадратной фанере
пишется скорбная дата.


Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши...


Вот человек среди поля
пал, и глаза опустели.
Умер в домашней постели.
Выбыл из вечного боя.


Он уже в поле не воин.
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет:
— Довольно! —
Все. Ему больше не больно.


Каждый выбирает для себя..


Кто-то для себя, а кто-то по себе.... Выбор - мера расплаты


Юрий Левитанский был человеком скромным, стихи выдавал скупо, расставался с ними застенчиво и неохотно. Зато все его творения – отточены, выношены. Они написаны словно для себя, как потребность высказаться. Свои рифмы, свои интонации


Есть в музыке такая неземная...
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы
для той безмерной скорби неземной.
Но вот они сошлись, соединясь
в могучее сообщество оркестра,
и палочка всесильного маэстро,
как перст судьбы, указывает ввысь.
Туда, туда, где звездные миры,
и нету им числа и нет предела.
О, этот дирижер — он знает дело.
Он их в такие выси вознесет!
Туда, туда, все выше, все быстрей,
где звездная неистовствует фуга…
Метет метель. Неистовствует вьюга.
Они уже дрожат. Как их трясет!
Как в шторм девятибальная волна,
в беспамятстве их кружит и мотает,
и капельки всего лишь не хватает,
чтоб сердце, наконец, разорвалось.
Но что-то остается там на дне,
и плещется в таинственном сосуде,
остаток, тот осадок самой сути,
ее безмерной скорби неземной.
И вот тогда, с подоблачных высот,
той капельки владетель и хранитель,
нисходит инопланетянин Моцарт
и нам бокал с улыбкой подает:
и можно до последнего глотка
испить ее, всю горечь той печали,
чтоб чуя уже холод за плечами,
вдруг удивиться — как она сладка!


1983


© Юрий Левитанский 106



Другие статьи в литературном дневнике: