Евгений Гришковец

Валентина Ерошкина: литературный дневник


Я не буду его сравнивать с И. Андронниковым. И прекрасно понимаю, на чем держится популярность Е. Гришковца. Его конек - обыгрывать базовые инстинкты (еда, размножение, доминирование). А они у всех людей одинаковы. Талант его в том, что он дает возможость посмотреть на себя со стороны.
Мнения о нём критиков расходятся до сих пор… «Человек-театр», «русский народный Марсель Пруст», «анекдот в духе Довлатова и Жванецкого», «абсолютный субъективист», «аскетичный автор», «наивный драматург» – это лишь немногие оценки творчества Евгения Гришковца.
Герой Гришковца действительно говорит только о своём, но возводит он это в «универсальную форму», чтобы быть понятным всем. Автор не стремился раздражить зрителя, сделать так, чтобы ему стало неуютно, он не высказывал мнений. Не высказывает он их и сейчас.
Говорили о психотерапевтическом эффекте его творчества, о том, что спектакли Гришковца иллюстрируют «задний двор подсознания» человека и представляют собой «аттракцион по показу собственной души» (
ндивидуальная манера Гришковца оказалась настолько яркой и узнаваемой, что создаётся впечатление, будто именно она и определяет всё своеобразие его творчества, если не художественного, то сценического. Есть авторское кино, Гришковец показал авторский театр. Не противопоставляя себя репертуарному, либо коммерческому театру, он обрёл собственную нишу. Его творчество то определяют как «массовое чтиво», то как «искусство не для всех». В



Другие статьи в литературном дневнике: