Ирина Одоевцева

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Когда-то я начинала читать «Курсив мой» Нины Берберовой, но бросила. Запоем погрузившись в дилогию «На берегах Невы» и «На берегах Сены» Ирины Одоевцевой, никак не могла вспомнить и понять, почему же я бросила книгу более талантливой, более удачливой ее современницы Берберовой.
И только вновь вернувшись к Берберовой, получила ответ, который, в первых же строках, дала сама автор: «Автобиография - рассказ о себе, воспоминания - рассказ о других».
Милая Одоевцева доброжелательно, мягко, стараясь не задеть честь эмигрантов из Серебряного века, доносила их образы до нас, живущих сто лет спустя. Ее книги подробнейшие воспоминания.
Берберова рассказывает о себе, такой умной, такой победной, такой стойкой. А Горький, Бунин, Куприн, Цветаева, Гумилев лишь те, кто встречался на ее пути. Обидно, что если Одоевцева пыталась стушевать не очень привлекательные черты в их глубоко не благополучной жизни, то Нина Берберова вольно или невольно акцентирует то, на что сейчас, спустя столько лет, хотелось бы закрыть глаза. Тяжкая их судьба искупила большие и малые грехи этих людей.
«Курсив мой» просто переполнен автором, все остальные – просто персонажи. Изъятие кого-либо из текста, будет не замечено читателем, не они главные герои книги. Это подробная автобиография, и энергичная Нина Берберова заполняет собой каждую страницу.
Вообще, эти две женщины почему-то напомнили мне лягушек в кувшине из всем известной притчи... Одна мягко пошла на дно, оказавшись во французском доме престарелых, другая – мужественно барахталась и блестящей девяностолетней старухой в ранге почетного профессора нескольких американских университетов прогастролировала на литературных подмостках Москвы и Питера. Одоевцеву же разыскали во Франции и привезли в инвалидном кресле доживать пару лет в Питере. Но закалка Серебряного века не привела ее в уныние, она по-прежнему была доброжелательна и говорлива.
И все же эта жесткая, насыщенная мелкими подробностями кучерявой берберовской жизни, автобиография достойна того, чтобы ее прочесть. Воля, умение преодолевать трудности, способность сбрасывать шкуру и отращивать перья, дали возможность прожить интересно, насыщенно, победно. Ее книга открыла мне такие подробности, что я простила и суховатый текст, и занудные, малоинтересные мне описания. Со второй попытки я с интересом, не чувством, а умом, дошла до конца.
Есть такие люди, которых не любишь, а уважаешь, и к ним у меня относится Нина Берберова. Я ей благодарна за книгу о Чайковском. Что сказать, у нас не принято было копаться в душе великого музыканта, но после ее книги я еще нежнее, умнее стала относиться к его музыке. А «Железную женщину» о баронессе Марии Бенкендорф-Будберг читала просто, как детектив. Фантастическая книга! Ее героиня, на мой взгляд, alter ego автора.
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_4281253.html



Другие статьи в литературном дневнике: