Светлана Кузнецова. А вы торопились, а вы не спрос

Эль Ка 3: литературный дневник

***


А вы торопились, а вы не спросили.
А вы посчитали все это игрой.
А там начинались стихи о России,
За тем перелеском, за тою горой.


Там время чеканило высшие пробы
На всем, что в отвал отходило пустой,
И там я однажды сронила в сугробы
Тяжелый, наследственный крест золотой.


Сронила открыто, сронила, как откуп,
Приучена опытом предков — платить.
Так что же неймется небесному оку?
Оплачен мой счет, и не стоит грустить.


Оплачен мой счет, и оплакана доля.
Сибирская тройка умчалась, спеша.
Огромность родного осеннего поля
Теперь только может осилить душа.


И то не осилит. По краешку муки,
Как ведьма, пройдет, заклинанья творя.
Но знаю — за миг до последней разлуки
Над ней ослепительно вспыхнет заря.

Что я призову у последнего крова,
На самом последнем из смертных кругов?
Лишь черную магию русского слова.
Лишь белую магию русских снегов.


***


Этот русский рубеж,
Эта русская мера отчаянья.
Золотых полей меж
Моя утлая лодка качается.
Меж полей золотых
Золотое качается марево,
Меж полей тех пустых,
Где вокруг — ни Ивана, ни Марьи.
Меж вечерних полей,
Где уже никого не докличешься,
Где колючий пырей
Прорастает в огромном количестве,
Прорастает, глуша
Те хлеба, что всходили на воле,
И понятье «душа»
Остается понятьем, не боле...


***


За той чертой, глубокой как овраг,
Где сны мои сегодня побывали,
Существовал когда-то врач и враг,
Кудесник и мудрец существовали.


Врачу сказала — исцелися сам,
Врагу сказала — я вражды не стою,
Кудеснику — не верю чудесам,
А мудрецу — сумею быть простою.


Какой самоуверенной была
В ту пору я, звездой своей хранима.
Необратима радость, что прошла
По берегам свинцового Витима.


Необратимо жаркое тепло,
Дарованное мне оленьей паркой,
Но обернулось оборотнем зло,
Что проглядела я за песней сладкой.


И нету обручального кольца,
Чтобы отлить на оборотня пулю...
Стою одна и, не закрыв лица,
Последнее возмездье караулю.


***


Печально, что это случилось до срока,
До срока, который дается другим,—
Мне время открыло, что я одинока,
И в том беззащитность моя перед ним.


Мне время открыло, что в том моя сила
Среди многоцветной и злой маеты,
Что я у него никогда не просила
Таких откровений, такой прямоты.


Мне время не то еще пооткрывало,
Вот только поведать никак не смогу,—
Березовым соком зальет покрывало,
Что я постелила на майском лугу.


Заря надо мною сильней заалеет,
Под ветром покорно поникнет трава,
Березовым соком мне губы заклеит,
И приторно сладкими станут слова.

***


Родина, родина, родина...
Словно творю заклинание.
Красное, словно смородина,
Слово кладу на заклание.
В горькой моей неизбежности
Пусть, хоть полоскою узкою,
Красное слово по снежности
Вышьется вышивкой русскою.
Слово — зарею раздавленной,
Прямо из космоса павшее.
Слово — любовью раздаренной,
Сутью непонятой ставшее.



Другие статьи в литературном дневнике: