***

Эль Ка 3: литературный дневник

Памяти М.Ц.


Кровавые безлистые рябины
Как реквием природы по Марине,
Её люби рябиновый костёр.


Горят, горят рябиновые кисти
По слишком рано отлетевшей жизни.
О, кто б тогда ей рученьку простёр...


Михаил Кралин


В память о Марине Цветаевой


Привольно ль вам на свете без Цветаевой?
И многим ли из вас вольготно дышится?
Ведь как себя в её стихи ни встраивай,
Так не напишется.


Она задушит вас петлёй бессонницы
Самодержавицы и беззаконницы.
Она заставила пути-дороженьки.
Она за пазухой живёт у Боженьки.


Михаил Кралин
31 августа 2016



*
ИОСИФ БРОДСКИЙ :,,Поэзия Цветаевой трагична не только по содержанию — для русской литературы ничего необычного тут нет, — она трагична на уровне языка, просодии. Голос, звучащий в цветаевских стихах, убеждает нас, что трагедия совершается в самом языке. Вы ее слышите. Мое решение никогда не соперничать с Цветаевой было вполне сознательным. Я понимал, что ничего не выйдет. Я совершенно другой человек — и к тому же мужчина, а мужчине вроде бы не пристало говорить на таких высоких нотах, доходить в стихах до надрыва, до крика......Цветаева — явление совершенно уникальное. То, как она всю жизнь переживала — и передавала, трагизм человеческого существования, ее безутешный голос, ее поэтическая техника — все это просто поразительно. По-моему, лучше ее не писал никто, во всяком случае по-русски. Впервые в русской поэзии прозвучало такое трагическое вибрато, такое страстное тремоло...,,


"Настанет день, когда и я исчезну…"


Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.


Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.


И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!


Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.


Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!


К вам всем — что мне, ни в чем
не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.


И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,


За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,


За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.


Марина Цветаева
8 декабря 1913



Другие статьи в литературном дневнике: