В завершение разговора о социально-экономическихформациях. Вчерашнюю свою запись я посвятил изобличению нелепости марксистских представлений о последовательно сменяющихся общественных формациях, однако же не рассказал, что сам думаю на сей счёт.
Но если копнуть глубже, мы обнаружим, что китайский путь социального развития разительно отличается от индийского (и обусловлено это тем, что в Китае происходило слияние коренных народов с пришлыми, а в Индии - сохранялось чёткое доминирование захватчиков-ариев над дравидийскими автохтонами), а, скажем, та же Парфия в античности, древняя Персидская империя Дария и Персия после принятия ислама - совершенно разные по своему образу государства, хотя в каждом случае довольно развитые (в отличие от нынешнего Ирана, который вовсе не является государством, поскольку государства не управляются бандитами, берущими в плен иноземных посланников). Если провести разделение этих стадий развития (очень грубо и приблизительно), то можно выделить их три главные. Первая - она же первобытная. Нации как таковой ещё нет, есть племя. Производство самое примитивное (возможно, конечно, создание весьма изящных вещиц отдельными мастерами, но я имею в виду общее значение и объём производства), денежное обращение незначительно (когда заимствуется у соседей и служит торговле с ними) либо отсутствует, государственная власть присутствует зачаточно (причём, может быть как демократической, общинной, так и теократической, "шаманской", так и деспотической, в зависимости от конкретных традиций и тех или иных личностей), право - обычаи предков в трактовке тех, кто, как полагается, их помнит. Далее - наступает стадия, которую можно назвать "феодальной", но лучше - "деревенской". По мере развития земледелия, сельскохозяйственное производство приобретает всё большее значение. Как и сбережение посевов/урожая. Чем занимаются отвлечённые от собственно производства люди, образующие элиту, военную и административную, что, впрочем, может сочетаться в одних лицах. При этом степень централизации власти может различаться. Характерно, что автохтонные цивилизации, развивающиеся там, где возникли, тяготеют к более централизованной власти. Когда же элиту составляет пришлое воинственное племя, зачастую делёж добычи (в виде страны и её крестьянства) между "братьями по оружию" приводит к тому, что мы привыкли считать "классическим феодализмом". Впрочем, и в гомогенном государстве, по мере его развития, царь (правительство) имеет привычку награждать служилых людей поместьями (или сразу с крестьянами, или же они, вступая туда как арендаторы, со временем закрепощаются). Так было, например, в Вавилонском царстве Хаммурапи: помещики из служилых дворян и кабальные крестьяне существовали там очень задолго до появления подобных вещей в Европе, и если расценивать строй той державы по Марксу - то он однозначно феодальный. Формируется письменное, упорядоченное право (впрочем, не всегда, поскольку, скажем, и в нынешней Великобритании право хотя письменное, но никоим образом не упорядоченное; англичане прекрасно знают о существовании конституций и кодексов у других народов, но держатся своих традиций). При этом, даже если основная масса завоевателей сливается с коренным населением, или же завоевания не было вовсе, в сельско-феодальной формации всегда ценится родовитость, происхождение от знатных воинов и царей. Собственно, это необходимое условие для морального утверждения власти элиты над крестьянским поголовьем в отсутствие развитых денежных отношений. "Спрашиваешь, почему ты на меня пахать должен? Ну потому что я - высокого рождения, а ты - низкого. Значит, богами завещано, чтоб ты на меня пахал". Но, естественно, по мере развития денежных отношений знатность рода и сословные, а также этнические градации отходят на второй план (не сразу, конечно), и цивилизация вступает в заключительную стадию, которую условно можно назвать "городской" (поскольку и в хозяйственном, и в политическом смысле города начинают однозначно превалировать над деревней), а можно - "капиталистической". Характеризуется она тем, что "бабло побеждает зло", а равно - стирает всевозможные малахольные предрассудки, доставшиеся в наследие ещё от первобытных времён. "Духовность" (как совокупность мистических полуживотных комплексов) вытравливается прагматизмом и рациональной моралью. Но общий вектор развития, думаю, ясен: сознательное стремление к максимальному материальному комфорту и личной свободе граждан при понимании того, что любые ограничения на оную могут налагаться лишь в силу разумно обоснованной необходимости. Например, когда берёшь у граждан деньги для помощи бедным - нужно трудиться объяснить, а нахер эти бедные вообще нужны (что, честно сказать, затруднительно). Короче, общество разумных эгоистов. С этой точки зрения, скажем, полис Древней Эллады в классический период - очень высокоразвитое общество, хотя, технически, конечно, они нам здорово уступают. А поздний Рим, где в угоду христианским предрассудкам гражданам отказывали в праве смотреть гладиаторские бои, - уже не столь развитое, деградирующее общество. Нынешнее наше общество, если смотреть тупо по законам - не бог весть что в сравнении с античностью. Одно то, что частным гражданам не дозволяется иметь рабов, - само по себе дикость и мракобесье. Но наше счастье в том, что при нынешней силе денег на законы можно класть болт. Возможно, это хорошее компромиссное устройство: идиоты счастливы тем, что для них понаписали в юридических кодексах, а полноценные люди обретают значительную автономию за счёт финансовой самостоятельности. Но всё же я сторонник того, чтобы перестать заискивать перед идиотами, перестать изображать заботу о них и подтянуть законодательство до того нравственного уровня, какой реально существует в нашей цивилизации. © Copyright: Артем Ферье, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|