А. Широкобородов Загнивание Западной культуры

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Загнивание западной культуры.


Анатолий Широкобородов


Долгие годы советская пропаганда настойчиво рассказывала о загнивающем Западе. Так неумело, бесталанно и топорно, что это возымело скорее обратный эффект, и её увещевания превратились, как бы сейчас сказали, в мемы. В быту выражение «загнивающий Запад» использовалось скорее в ироничном ключе.


После развала СССР мы некоторое время сами себя убеждали не только в том, что «Запад поможет», но и в том, что западные ценности, западный образ жизни, мысли и западная культура — это высшие достижения мировой цивилизации, которые необходимо перенимать. А если они у нас не приживаются, значит надо насаждать силком, с непременным сетованием, что народец у нас убогий, совковый, с рабским менталитетом. Презирать всё наше, от истории и национального характера до любых достижений, — вот чему нас учил Запад и чем услужливо гипнотизировала народ значительная часть интеллигенции. Даже в быту, если что-то назначалось хорошим и правильным, значит к нему добавляли ссылку на Запад: «евроремонт», «европейский город», «сшито по итальянским лекалам», «немецкое качество», «голливудская улыбка», «импортные технологии», «как в Америке». Бывшие советские инженеры, рабочие и служащие бежали вприпрыжку в банки со словами «на Западе все живут в кредит».


Однако со временем миллионы фактов и фактиков о реальной жизни на Западе, о реальном поведении западных стран, о реальном культурном уровне западных обществ начали протаптывать густые заросли нашего низкопоклонства. По крайней мере часть населения уяснила, что демократия западного образца не такая уж и образцовая, что западные свободы дурно попахивают, а «общечеловеческие ценности» всё больше похожи на фарс. А про историографию западного формата и говорить нечего, её насаждение у нас никогда не находило поддержки, кроме как в среде самых заядлых либералов-западников.


Вместе с тем сильно менялась обстановка в стране и мире. РФ с каждым годом всё больше становилась заложником элементарного стремления к суверенитету. Оказалось, что в западной цивилизации не должно быть самостоятельных государств, кроме одного — США. Внезапно даже Владимир Владимирович отошёл от стандартных реверансов либеральной демократии и Западу, заговорив о неоимпериализме. С 2014 по 2022 год — небольшой по историческим меркам промежуток — российское общество нехотя, рывками приоткрывало глаза на то, как реально устроен мир, в котором после развала СССР доминировали США.


В феврале 2022 года РФ наконец вмешалась в гражданскую войну на Украине, потому что тянуть дальше было нельзя. Бандеровщина на службе НАТО — это не «лесные братья» из Прибалтики, стратегический и военно-политический потенциал Украины как враждебного государства на границах России к 2022 году уже стал серьёзным фактором противостояния США — РФ. Путин несколько сглаживал углы, когда говорил лишь о сокращении времени подлёта до Москвы и т. п. Дело в том, что целью украинской власти было уничтожение ЛДНР как государственных образований. Сейчас, после десяти месяцев спецоперации, по характеру заявлений и решений украинской власти уже многим стало ясно, что если бы РФ не вмешалась, то за гипотетическим разгромом ЛДНР последовала бы реализация территориальных претензий к России. Начались бы диверсионные и террористические акты в Крыму, обстрелы пограничных пунктов и провокации, которые были бы полностью поддержаны Западом, так как, по его мнению, полуостров — это территория Украины. Такого рода конфронтация происходила бы на условиях противника, ведь, например, от границы ЛНР до Волгограда всего 350 км — меньше, чем от Мариуполя до Херсона.


Избежать военного конфликта было невозможно, так как он был частью стратегического плана его вдохновителей и организаторов из-за океана, составленного не восемь, а лет тридцать назад. США обхаживали Украину как самую большую и сильную антироссийскую страну с момента её образования. США поддержали и организовали майдан, рассчитывая, что РФ придётся как-то выкручиваться с Черноморским флотом. Единственным условием реализации стратегического плана был возврат России роли мировой державы. И было бы странно, если бы американцы, пока была возможность, не подложили пару-тройку «свиней» своему потенциальному конкуренту на европейском направлении.


Но и к началу 2023 года в российском обществе всё ещё господствуют представления, что боевые действия на Украине ведутся против собственно ВСУ, нацбатов, теробороны и наёмников, а не против США и подконтрольных им стран НАТО. Всё ещё живы модели мышления прошлого.


Параллельно с политическим отрезвлением медленно началось отрезвление в сфере культурного, мировоззренческого низкопоклонства перед Западом. Кажется, тут главным фактором стало неприятие западного культа половых извращений, в том числе смены пола и вообще нравственного вырождения, связанного со всякими зачастую надуманными «меньшинствами». Это такой «пунктик», по которому на культурном фронте развернулась мощная антизападная кампания. Причём с широкой поддержкой масс.


Но давайте вспомним себя же лет 15 назад. Эстрада была оккупирована персонажами типа Шуры, Бори Моисеева и «Тату». В театре и на ТВ происходило непотребство не меньшее, чем в америках и европах. Наша творческая интеллигенция повально копировала все западные веяния и форматы. Большинство российских ток-шоу — копии американских. Многие российские сериалы — копии американских. Страна в духовной сфере подражала всему западному. И никого из власть имущих и лидеров мнений это особо не волновало. Да и народ если и возмущался, то только на кухнях и в курилках. Атмосфера была такой, что если кто-то выражал недовольство, то его воспринимали как ханжествующего православного активиста, почвенника-националиста или коммуниста.


Постепенно вектор мышления изменился, наступило отрезвление и оздоровление восприятия. Виной этому стал, как ни странно, не рост собственно нравственности, а смена политической обстановки. Именно обострение международных противоречий, передел миропорядка вызвали обострение политических (разгром либеральной оппозиции), экономических (укрепление госкапитализма) и духовных (поиск идеологии, ностальгия по СССР и концепция «Русского мира») противоречий внутри страны. Изменение внешних условий вызвало к жизни новые форматы государственной политики, поставив перед обществом многие вопросы ребром.


Вообще, умение логически разрешить противоречия посредством доведения его сторон до крайности — важный навык. Нас постоянно учат, что делить всё на чёрное и белое неправильно, потому что мир не чёрно-белый. Всё сложно, везде имеются оттенки. Это верно, что мир не чёрно-белый и всё сложно. Но чтобы действовать, чтобы принимать разумные решения, необходимо адекватно оценивать все стороны жизни: выделить главное и второстепенное, определить правильную сторону истории и неправильную. А это и есть логический приём разделения на чёрное и белое. Поэтому если Меладзе заделался на словах бандеровцем и не способен осознать сути своего поведения, то общество его порицает и отвергает. Как и всяких галкиных. И это правильно.


Другое дело, что навык этот может оказаться вовсе не навыком, а спекуляцией, как это происходит на Украине и на Западе, где подвергается обструкции даже русская культура. Но шарлатаны, проходимцы и манипуляторы орудуют везде и тысячами способов.


Самое интересное, что внимание российского общества к загниванию западной культуры, образу жизни и мысли не обусловлено какими-то скачками этого самого загнивания. И десять, и двадцать, и тридцать лет назад на Западе процветал этот же самый идиотизм, который сегодня вдруг стал очевиден почти всем. Просто в несколько иных формах.


Более того, упадок западной цивилизации предрекали великие умы ещё сто, двести и даже триста лет назад. Об этом на разный лад, от утопий до научных изысканий, писали и западные, и незападные авторы. И это неудивительно, ведь исторически, глобально человечество движется по пути развития принципов, сформировавшихся в Новое время, когда европейские страны быстро распространили своё влияние на весь мир. От колонизации, Американской революции, Великой французской революции, Первой мировой войны, Октябрьской революции, Второй мировой и до развала СССР и глобализации. Все эти масштабные, часто разнонаправленные исторические процессы представляют собой движение одной и той же эпохи современной цивилизации, истоки которой были в Европе.


Одни (марксисты и близкие к ним) осмысливали её с точки зрения формационного подхода, другие — с точки зрения цивилизационного или типологизаторского (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества) подходов, но суть от этого не менялась. Ни одна общественная система в мире ничего не может противопоставить индустриальной цивилизации, возникшей в Европе. Индейцы, арабы, персы, индийцы, китайцы и другие азиатские культуры, которых в силу исторических причин обскакали в Новое время европейцы, могут содержать кладезь тысячелетней мудрости, но систему материального производства, индустрии, гражданские права, свободы, развитые рыночные отношения им на штыках принесли европейцы. И те, кто сопротивлялся, делали это на той же материальной основе, перенимая западные технологии, институты и идеи. Так уж получилось, что технологически более высокоразвитое общество возникло в Европе и принципы его организации огнём и мечом распространились на всю планету.


Следовательно, видя становление и расцвет этой современной цивилизации, наиболее прозорливые мыслители усматривали и её стагнацию, загнивание, закат. Только Гегель и Фукуяма — каждый в своё время — решились поставить европоцентристскую точку в социальном развитии человечества. Первый сказал, что эталон цивилизации — это прусская монархия, а второй — что американская демократия.


В этой же фукуямовской парадигме зависли интеллектуальные пигмеи из либерального лагеря, которые целыми днями рассказывают, что «общечеловеческие ценности», демократические и гражданские свободы, возникшие на Западе, — это вершина социальной теории и универсальные принципы организации общества.


История антизападного движения в нашей стране берёт начало с противодействия реформам Петра Великого, логически выливаясь в славянофильство, затем в народничество и неонародничество — партию эсеров.


Некоторые скажут: «Какие же народники и эсеры антизападники?» Достаточно последовательные. Они считали, что в России насильно насаждается возникший на Западе капитализм, чуждый русской жизни, крестьянской общинности и «природному» социализму и анархизму нашего народа. Тогда ещё речи о тлетворном духовном влиянии не шло, потому что оно себя проявляло только в среде интеллигенции, большинство же не умело и читать, а радио, телевидения и интернета ещё не существовало. Но при этом ни славянофилы, ни народники, ни тем более эсеры не отрицали необходимости промышленного развития страны, пытаясь лишь найти альтернативные западным формы. К сожалению, экономические программы были самым слабым элементом их теорий, поэтому, если бы даже они добились своих политических целей, вряд ли бы мы увидели что-то принципиально отличное от реформ 1861 года в случае с народниками и власти Временного правительства в случае с эсерами. Эсеры, кстати, входили в оба коалиционных правительства и вообще были самой крупной политической партией в 1917 году.


Большевизм же, казалось бы завезённый к нам из Европы и относимый многими к западничеству, придя к власти, сразу же начал войну с Западом. Все почему-то фокусируются на Брестском мире, забывая, что его результаты были аннулированы через девять месяцев, и на отражении интервенции. Создание РСФСР и затем СССР стало началом подготовки прежде всего Запада к новой мировой войне, а Вторая мировая война, несмотря на союзничество с Англией и США, в результате переросла в холодную войну. Впрочем, большевизм как историческое явление был не монолитным, внутри него было и чисто западное направление — троцкизм.


В 1920–1930-е годы СССР жадно перенимал западные технологии, массово нанимал американских и европейских инженеров (организовал ту самую «утечку мозгов», которую позже в несколько ином виде возьмут на вооружение США), но при этом в духовной сфере значительно ограничивал влияние Запада. Это стало возможно по двум причинам: во-первых, опять же коммуникационные технологии и уровень грамотности были ещё достаточно низки и культурное воздействие затруднялось объективно; во-вторых, велась мощная идеологическая обработка населения; в-третьих, культура всегда следует за товарами и услугами и поскольку западных товаров и услуг в СССР почти не было, постольку и культура не проникала. И если кто-то думает, что в первой половине XX века на Западе духовная культура была разумной, рациональной, высоконравственной и христианской, то это заблуждение. Там царил декаданс, модернизм, фрейдизм, всякие флэпперы и другие продукты «ревущих 20-х».


Маскулинные девы, фемининный мужик,
Кто петух, а кто курица из них?
Их теперь не разгонишь, и посмотри:
Сестра себе пытается что-то брить,
Братишка завился на перманент,
Их теперь не приструнишь. Нет и нет.
Когда я был молод, было попроще
Разобрать, где тут зять, а где тут теща,
А теперь не поймешь, кто из них кто.
Трусики, брюки шириной с пальто,
Никто не скажет, кто в них одет.
Женомужчинами полон весь свет!


Это не современный стишок, а слова популярной в 1920-е песни американского певца старшего поколения Э. Лесли.


Впрочем, в СССР через западную архитекторскую школу проник, например, конструктивизм, в стиле которого выполнены многие здания 1920-х. Но когда ВКП(б) своими «кровавыми лапами» добралась до архитектуры, то советским творцам быстро объяснили, что коммунистические здания должны быть красивыми и монументальными. Так мы получили замечательный «сталинский ампир»: до сих пор восхищающие жилые «сталинки», центральные станции Московского метрополитена, дома культуры, здания заводоуправлений и «Дома Советов». А потом Хрущёв снова вернулся к функционализму, и всю страну застроили серыми безликими коробками и депрессивными административными строениями.


Антагонизм Запада по отношению к большевизму и большевизма по отношению к западным странам обусловлен интернационалистическим характером обоих этих явлений. И западная модель капитализма претендует на универсальность, и советский коммунизм. Но не только. Запад желал уничтожить СССР и сегодня желает уничтожить РФ, КНР, ИРИ, КНДР, потому что видит в них конкурентов или непокорные страны, которые угрожают его гегемонии.


Итак, антизападная мысль сама по себе логически самодостаточна, так как эпоха господства Запада исторически преходяща. История же антизападной мысли и антизападного движения в России пестра и разнообразна, но представлена двумя типами. Первый тип — это противодействие «западному пути», который объективно был связан с технологическим и индустриальным развитием страны, а второй тип сопряжён с конкуренцией со стороны Запада.


Сопротивление Западу отмечается не только у нас. Везде, как ни странно, даже на самом Западе, есть множество антизападных идеологий. Но объективно во всех незападных народах борются две противоположные тенденции — низкопоклонство и опора на собственные силы. Кто-то делает ставку на первое и становится полуколонией, кто-то на второе и становится врагом США, кто-то пытается сочетать и лавировать. Объективность этих тенденций и отсутствие стран, которые смогли бы их избежать, обусловлены тем, что все мы живём на одной планете, составляя общность человечества, и приходится считаться с тем, что горстка стран нарастила огромный экономический и военно-политический потенциал, чтобы кошмарить остальных.


Однако Запад подарил человечеству не только колониализм, расизм, эксплуатацию, угнетение, капитализм, демократию, масштабный геноцид и ядерные бомбардировки, но и индустрию с технологиями и высокими образцами культуры. Колониальное покорение не-Запада сопрягалось с распространением индустриального способа производства. Неоколониальное угнетение — глобализация — сопряжено с невиданным развитием торговли и так называемых цепочек поставок, то есть мирового рынка и его инфраструктуры: дорог, портов, трубопроводов, авиасообщения и т.д.


Нахальный обман либерализма состоит в утверждении, что технологический рывок Запада стал результатом более совершенной политической организации. На самом деле демократия западного образца сформировалась стихийно как форма государства, наиболее отвечающая потребностям уже сложившейся экономической жизни с её индустрией и торговлей. Те первоначальные промышленные технологии, которые обеспечили рывок Запада, были достигнуты и внедрены задолго до установления демократии.


Европа стала колыбелью индустриальной цивилизации в силу двух основных факторов. Во-первых, удачные историко-географические условия (развалины античной цивилизации, достаточное народонаселение, наличие всех природных ресурсов, приемлемый климат); во-вторых, варварский национальный характер народов. Зарождение и утверждение индустриального общества — это становление классического капитализма, а законы капитализма благоволят самым агрессивным, жестоким, беспринципным, наиболее «конкурентным», которые доводят уровень соперничества до уничтожения противника. Современные европейцы сложились в народности как племена, жившие войной против Римской империи; а позже — в нации как народности, постоянно ведущие кровопролитные войны друг с другом. Эта специфика и эти особенности в совокупности дали национальному характеру европейцев те черты, которые, с одной стороны, способствовали их развитию, в том числе технологическому и интеллектуальному, с другой стороны, превращали их в работорговцев, колонизаторов, эксплуататоров, фашистов.


Короче говоря, гремучая смесь объективного и субъективного в зарождении и становлении индустриальной цивилизации сошлась на европейцах, сделав их самыми последовательными индустриальными и буржуазными нациями.


За скачком технологического развития западной цивилизации последовал скачок культурного развития. Бывшие необразованные крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы превратились в образованных рабочих, служащих, инженеров и предпринимателей. Эпоху феодального романтизма в искусстве постепенно сменила эпоха реализма. Католицизм сменился протестантизмом. Произошёл взрыв гуманистических и научно-рационалистический идей, впрочем, не оказавший особого влияния ни на расистское и колониальное мышление большинства, ни на политику. Увядание и крах колониальных империй был вызван прежде всего внутренними противоречиями и борьбой отсталых народов.


Таким образом, примерно к XX веку Европа и заселённая европейцами Америка дошли до пика своего цивилизационного развития. Они значительно обгоняли все другие регионы технически, экономически и политически, и их социальная эволюция до этого шла по восходящей вверх.


Каковы объективные критерии цивилизационного развития и социальной эволюции? Прежде всего, всё более совершенная организация труда, более высокая производительность и рост качества производства. А уже за этим следует качество и рост потребления, и не только материального, но и духовного. Как говорил великий советский педагог Макаренко: «Жизнь есть борьба за каждый лучший завтрашний день, борьба с природой, с темнотой, с невежеством, с зоологическими атавизмами, с пережитками варварства, борьба за освоение неисчерпаемых сил земли и неба, за невыразимо великое и прекрасное будущее человечества». Если эта борьба набирает обороты и идёт по восходящей с точки зрения результатов, значит, цивилизационное развитие и социальная эволюция преуспевают.


Некоторые читатели отметят, что в XX веке и первых десятилетиях XXI века человечество сделало огромный шаг вперёд, например, в технологиях, образованности населения, распространении медицины, постановке на свою службу новых сил природы, общей гуманизации духовной сферы. И Запад шёл в авангарде этих изменений. И всё это так. Однако есть одно «но», которое и подводит нас к понятию о загнивании.


Легко заметить, что два главных символа капитализма, позволившего Западу совершить скачок до степени доминирования на планете, — предприниматель и рабочий — уступили место в вестернизированной цивилизации абстрактным фигурам, как бы личностям — «визионерам», «креативщикам», «лидерам мнений». Рабочий класс распылён, ничтожен, классические капиталисты уходят в прошлое, у руля теперь финансисты, менеджеры и маркетологи. Эдисоны и Форды уступили место Джобсам и Маскам. Возникла даже целая экономическая теория, что Запад вступил в новую эпоху развития — постиндустриальное общество. Мол, индустрия — это для отсталых, догоняющих, на Западе же производят идеи, образы, тренды.


Даже самый обычный, непримечательный, серый обыватель на Западе как будто превратился в очень значительную единицу. У него очень много разнообразных прав, его то тут, то там могут притеснять и не уважать, к нему обязаны прислушиваться, он «респондент», «целевая аудитория», часть «фокус-группы». Он может оставить негативный отзыв в интернете, оценивать «звёздочками» даже поликлиники. И это значительно! Даже его имя защищено как «персональные данные». Весь западный образ мысли ублажает любого индивида. А если ты ещё и чёрный, или мигрант, или страдаешь психическими и половыми девиациями, так вообще к тебе огромное внимание, о тебе забота, ты чуть ли не в почёте. Обывателя больше нет, теперь все персоны.


Инженер и рабочий, которые не покладая рук создают здания, сооружения, агрегаты, — это теперь ерунда, а вот шведская прогульщица и «борец» за природу — герой.


Потребление, усилиями различных Марселей Биков в материальной сфере и массмедиа и развлекательных корпораций в духовной, сделалось одноразовым, почти одномоментным. Практически во всех областях возобладало производство «одноразовых вещей» в прямом и переносном смысле. Зажигалка на неделю, ручка на месяц, ботинки на сезон, смартфон на полгода, компьютер на год-два, фильм, книга и песня на один раз. Двести лет назад у людей не вызывало недоумение, что хорошую книгу можно перечитывать несколько раз, на хороший спектакль ходить каждый год, а Бетховена и Чайковского играть и слушать каждую неделю. Сегодня это скорее исключение не потому, что все «зажрались», а потому, что качество продукции не позволяет. Всё подчинено переходящей моде на службе маркетинга, максимально быстрому обращению цепочки производство-продажа-потребление-производство.


И во всех других сферах жизни читаются подобные изменения. Художника, который творит для народа и ради народа, заменили «творцы» искусства ради искусства. Культурная область превратилась в варьете. Психология забыла про объективное, став заложником неврозов и фобий. Педагогика превратилась в служанку выращивания поколений «снежинок». Правда у каждого своя, а мораль стала уделом частного мнения.


И всё это произошло не в последние десятилетия, это происходило весь XX век, просто об этом не было принято кричать. Советская пропаганда чего-то пыталась изобразить, но поскольку в пропагандистских отделах КПСС сидели лицемеры, сами пускающие слюни на западный образ жизни, получилось так, как получилось.


Все эти изменения на Западе, с одной стороны, похожи на фарс, с другой, на доведение до противоположности того, что сделало Европу и Америку передовыми регионами. Загнивание и есть перерождение содержания, деградация качества.


Кому-то может показаться, что загнивание означает отсутствие развития вообще. Нет, как ни странно, загнивание — это тоже своего рода развитие, движение вперёд, но неполноценное и безрезультатное. Как было отмечено выше, Европа и Америка в XX веке сделали большой шаг в некоторых сферах жизни общества, однако все достижения западной цивилизации этого периода можно отнести лишь на количественный рост. Росла индустрия, менялись технологии, росло потребление, росло народонаселение, хоть и за счёт миграции, всё росло в количественном отношении, а качество не менялось. Не зря западная экономическая мысль так зациклена на показателях ВВП (количество стоимости), а политическая и социальная на статистике. Многие науки на Западе буквально погрязли в формализме и математизации всего и вся.


О каком качестве общества, которое не развивается и даже деградирует, идёт речь? Об общественных отношениях. Именно содержание общественных отношений в обществе и составляет основу его качества.


В общественных отношениях на Западе также наблюдается количественный рост: повышается динамика коммуникации, всё больше условностей и прав у отдельных индивидов, затрагивающих всех, раздувается вообще психологически-субъективная сторона личностей — обыватель требует всё больше комфорта, всё больше благ, всё больше прав. Но качество отношений между людьми не развивается, оно как достигло определённого уровня, так и топчется на месте. От этого в отношениях между людьми пустота, а от неё пустота и в душе. Нет ни цели, ни смысла жизни, кроме навязанных извне концепций потребления, праздности, гедонизма.


И прежде всего не развивается общественный труд как форма деятельного соединения людей. Наёмный работник, освободившийся от многих пут прошлого, дошёл до состояния полного безразличия ко всему, кроме величины собственной зарплаты. Он, прямо как по Марксу, стал чистым продавцом товара рабочая сила. А знаменитая протестантская трудовая этика превратилась в забавную хохму из прошлого. «Владелец средств производства» больше не интересуется ни производством, ни владением чем-либо, он зациклен только на спекулятивных возможностях монополистического рынка: выиграть на бирже, обрушить экономику какой-нибудь Аргентины, продавить очередной госконтракт, навязать обществу ещё одну модную безделушку и т.д. Прибыль корпораций, перетекающая в частные руки узкого круга избранных семейств на Западе, стала самоцелью.


Причём вернуться назад, к «отношениям на пике», как предлагают некоторые западные мыслители и политики, нельзя. Правые республиканцы в США и некоторые правые в Европе грезят о возврате к ценностям и нормам хотя бы пятидесятилетней давности. Но проблема в том, что современное состояние загнивания является естественно-исторической эволюцией западного общества. Взять, например, такую проблему Америки, как расизм. Америка — страна, в которой процветало рабство, а большинство рабов были завезёнными неграми. Рабство отменили, но отношение к неграм не изменилось, они остались на дне общества. Сегодня все эти «критические расовые теории», движения БЛМ и прочие нелепые попытки бороться с расизмом являются результатом того, что источник расизма не устранён. Самое забавное, что американское негритянское сообщество не понимает того, что нынешняя «борьба с расизмом» во всех её проявлениях — такой же расизм, как и сегрегация. А белые американцы не признают, что она вызывает открытый и агрессивный чёрный расизм со стороны значительной части самих негров. И самое главное, если не менять условий жизни, то никаких вариантов решения проблемы нет. Не может быть ни возврата к старому, ни какой-либо сущностной альтернативы нынешнему цирку. Качество общественных отношений застопорилось, меняются лишь формы проявления одного и того же.


СССР в XX веке предпринял могучую и в чём-то даже трагичную попытку выстроить общественные отношения на качественно новом уровне. Что-то получалось, что-то не очень. Но влияние это имело огромное, в том числе и на западные общества. Сегодня Китай пытается синтезировать какую-то переходную форму общественных отношений, где общественное благо не поглощает частные интересы, но довлеет над ними. И у нас в России приходит осознание, что «религия» индивидуализма и эгоизма, навязанная нам как цивилизационный универсум, как минимум нам не подходит, а как максимум встала на пути развития Отечества.


Обратите внимание, что, несмотря на то, что РФ фактически скопировала модель западного капитализма в 1990-е, характер и уровень общественных отношений у нас заметно отличается от западных. Они гуманнее и выше, потому что имеют другую историческую базу. Мы не Запад, мы не на вершине «пищевой цепочки», и поэтому мы не загниваем, а вся гниль привносится извне. В этом смысле нам проще смотреть в будущее, наши ориентиры точнее. Западу преодолевать свои внутренние кризисы будет очень болезненно, и это потребует трансформаций, сопряжённых с чудовищной ломкой всей общественной системы.


Таким образом, Запад демонстрирует достаточно динамичное развитие всей своей материальной культуры и крайнее загнивание духовной, основанное на стагнации и деградации общественных отношений. Может ли духовный упадок Запада низложить его гегемонию? Пожалуй, нет, даже наоборот. Стремление удержать всеми силами эту гегемонию — одна из разновидностей нравственного и морального загнивания. США и Европа ещё отчаяннее будут бороться за сохранение выгодного для себя миропорядка. Другое дело, что загнивание уже привело к внутреннему ослаблению западных обществ, их моральному истощению, хронической экономической и политической чехарде. Этим нужно суметь правильно воспользоваться.


Анатолий Широкобородов,
специально для alternatio.org



Другие статьи в литературном дневнике: