Социопат

Адвоинженер: литературный дневник

Не скажу,что это было для меня полной неожиданностью - нет, конечно знать не знал, не ведал, но тренд, тенденцию, причину вижу давно. Америка, Брейвик, мальчик из Люфтганзы, уронивший самолет с пассажирами.
Дело не в оружии, хотя без него не обошлось. Ножом, молотком, ножницами, камнем тоже можно нанести жуткого вреда, но все ж поменьше, чем тротиловой бомбой, пулеметом или ви-газом. В среднем, и разумеется, продажу оружия срочно подрегулировать, затруднить - не знаю, проверками, медосмотрами, психологами, рекомендателями, отчетами. Моя б воля, огнестрельную любительскую охоту под запрет поставил, а оружие продавал лишь специализированным конторам под их дальнейшую ответственность, хотя соорудить ружье при современных возможностях большого труда не составит.Конечно, запрети наглухо - возникнет подполье. Тем не менее, существенно ограничить доступ не помешает. Усилить охрану школ - рамка, карточка на вход, проводить регулярные профосмотры с тренингами.
Это очевидно, именно это, думаю, и будут делать, но это проблемы не решит, лишь сузит, в лучшем случае, снизит риски, при этом даст козыри апологетам дистанционного обучения и умножит бюджетную нагрузку, которую тут же перебросят на налогоплательщиков. Социопат пострелял - остальные за кошельки.
Проблема в социопатии, которая в современных реалиях приближается к норме, а девиации легализуются. Современность девиацию чтит,мало чтит, норовит сделать привилегированной - прежние отклонения обрастают защитой от посягательств, морального осуждения, профилактических мер и административного контроля. Трудно выявить, еще труднее применить меры принудительного порядка.


В СССР такого явления не было. Именно явления, поскольку отсутствовал субъект. Люди мыслили иначе, ибо были с рождения включены в коллективное - семья, двор, класс, группа, трудовой коллектив. Колхоз, поэтому единоличное начало было приспущенным, подавленным, а эгоизм рассматривался как отрицательное качество. Что уж говорить за демонстративность, жажду славы или успеха. Некомильфо.
Плохиш - это Миша Квакин, двоечник и грубиян, драчун, хватающий девочек за косички, а всамделишные преступники действуют из мести, наживы или хулиганских побуждений. Маниакальных мотивов на поверхности почти не встречалось - так, экзотика из кина, как экзотикой были гомосексуалисты, фетишисты, эксгибиционисты и скотоложцы. Шепотом рассказывали друг другу диковинные истории - извращенцы да и только.
Социопатия как явление распространилось позже. Сугубо индивидуальный момент - я не признаю над собой чужого правила, кто бы его не установил, бог, общество, традиция или государство, ибо сам выше бога, выше любого закона или человека. Тем не менее, требую человеческого. Признания, наград и похвал, выгоды в конце концов, материальной, эмоциональной, но понимаю, чтобы получить желаемое, необходимо притворяться, скрывать сущность и соответствовать образу. Хорошего человека. Или обыкновенного. И пока висит контроль, сижу тихо. Напрягаюсь, срываюсь пьянку, крик или скандал, но не более. Опасно, и если заявить о себе публично - раскрыть суть, показать намерения, не поймут и не поддержат, испугаются, ужаснутся, более того, скрутят и отправят доживать в психушку. Короче, церемонится не будут.
Именно отсутствие общественной, публичной поддержки и боязнь раскрыть себя, связывала руки. Так и проживали на дне. Коллективное сдерживание.
Другое дело, интернет. Сам факт его существования, а также анонимность присутствия позволяет социопату найти свою аудиторию, получить инструкции, поддержку и в конце концов заявить о себе. Круто, необычно, таинственно. Отличительно.


Отвращение. Глубокая, глубочайшая проблема. Сырое мясо, человеческое мясо, инцест, небрежение гигиеной, лохмотья, бесполезные убийства, бесцельный вандализм. Отвращение двигало цивилизацию вперед. Огонь и вода, мыло, упорядоченность, целесообразность, собственность, социальность в конце концов.
Преступность отвратительна, особенно осознанная, циничная, подготовленно-приготовленная. Насильник, убийца, педофил - эти фигуры не вызывают симпатии, напротив, глубокую антипатию. Мало кто в здравом уме скажет, хочу стать педофилом, какие бы фантазии не бродили умом. Само слово, понятие педофил, унизительно. Или террорист, маньяк, извращенец.


Однако бог в помощь. Рыцарство и аристократизм сделали доброе дело - легализовали преступление во имя рода. Культура чести, и кровная месть - одно из проявлений.
Борьба за справедливость - робингудство, авантюризм, пиратство и повстанчество.
Следующим шло достоинство, когда расправа передается от лица к институции. Юридический рай, при котором сохранялись анклавы прошлого - кланы, козы ностры, коморры, мафии - тайные сообщества тех, кто живут по кодексу, кто сами, своими силами творят справедливость. Понятия, противопоставленные обезличенной машине принудительно-государственной правосудности.
И наконец культура травмы, культура обиды, культура отмены, где человек рассматривается сугубо утробным образом. Утроба плодит, утроба кормит, лечит и защищает. От всего и вся, в том числе от себя самого. Разумеется, калечит, так как нет места личности, даже субъектность проблематична, признается лишь индивидуальность. Родинки, травмы и трещинки, а свобода воли и духа, нравственный императив и героическое начало дискриминируется, подменяется пристойностью и выгодой.
Именно здесь, в отрицании традиционных начал, бога, души и коллективной субъектности, таится проблема - прими отсутствия нутра и живи снаружи, живи настоящим. И куда прикажете девать спрятанное, скрываемое и подавляемое - передать психоаналитикам, психологам или самому себя сдать в милицию. Куда девать то, то что жжет и просится наружу - отвращение к человечеству в целом. Такому человечеству, которое как носитель человечности - есть ничтоже, ибо громогласно и ежедневно отрицает само себя. Настойчиво и пафосно, модно и рукопожатно, в целом и по отдельности.
И чтобы встать с врагом глаза в глаза, лицом к лицу, имярек вынужден раскрыться - объявиться в акте собственного могущества, и необратимым действием провозгласить главное - я уничтожаю ничтоже, ибо я есть, и я - другое. Отрицаемый человечеством человек



Другие статьи в литературном дневнике: