2022 год - год воды, славянский год Тавра златые р

Ирина Юрская: литературный дневник

Светлана Драган https://www.youtube.com/watch?v=fVegBFyYi0k


18 и 19 января - вода "обнуляется".
20 января вода получит очень мощный энергетический импульс.


Следующий важный период года - Весеннее равноденствие, после которого славяне чествовали бога Ярилу. От 24 марта до 24 июня он поситается в трех основных проявлениях его - как Ярило Красный (юность, пробуждение природы и земли), Ярило Буйный (зрелость, бушевание жизни, засевание), Ярило Ясный (старость, подведение итогов, жатва). Т.е. видим полное соотнесение с порами природы и возрастом человека.


С Ярилой проходит празднование славянских Русалий. Первые Русалии, Лельник, — череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему. Чародейная седмица Русалий(с 16 по 22 цветеня/апреля), посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь, от которых зависит плодородие нив. Начинается чародейная седмица в апреле - с 16 по 22 цветеня/апреля-месяца, а завершается Лельником — Девичьим праздником Ладовицы, отмечаемым 22 цветеня/апреля месяца (5 мая) - накануне дня Ярилы Вешнего 23 апреля (6 мая), Егорий Вешний, Юрьев день. День выгона скота в пастьбы – ПАСКА.


Праздник богини Лели — Лельник или Ладовица 22 апреля (5 мая), Ярило Вешний - Егорий 23 апреля (6 мая). На Первые Русалии, когда поёт Вода и расцветает Земля, вместе с пробуждением бурлящих вешних вод вслед за Юной Лелей — Дочерью Лады — приходят на Землю шаловливые Водяные Девы, пляшущие-кружащиеся в безобережных долгорукавках на лугах, ещё только начинающих покрываться первой травой.
О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам водили хороводы на полях, не допуская в свой круг парней. В пору двоеверия на Руси 16 цветеня/апреля отмечали Ирину (Арину) Урви Берега — начало Русалий.
22 апреля наши предки праздновали Лельник или Ладовицы, праздник Красной (красивой) Горки. Тогда девушки пели веснянки и прославляли вечную любовь Всемирья – Ладу-Матушку и дочь ее Лелю.


Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков так описывает обряды, посвящённые богине Леле: "Обряд проводился в канун Ярилина дня, 22 апреля; эти дни назывались "Красной (красивой) Горкой".
Девичий праздник назывался "Ляльник". Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли... Увенчанная венком Ляля садилась на середину скамьи, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую - кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками."


Затем — девушки бежали ИГРАТЬ с парнями В "РУЧЕЙКИ", строя из рук "Живин мост", рекли: "Живо –дево - Живо – мати, Дажьбо, свети благо, дати вену води, жито роди в Руде Яре жизне даре! Слава! Гой!" Иногда в празднике, посвященном Леле, участвовали две девушки, олицетворявшие Лелю и Ладу - её мать. Леля - покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Её праздник имеет название "Лельник, Ляльник". В Ляльник мужчины чествуют своих женщин, дарят им цветы, и единственным приношением древнерусской богине любви = Леле также являются цветы. Благодаря этому славянскому обычаю существует празднование Женского Дня и традиция дарения цветов.


Другой важный праздник весны - Ярила Вешний, когда впервые после зимы выгоняли скот в поле со множеством заклинательных обрядов, с такими приговорами : "Леля - дева красна, зелена водами бурли благами, дари, воспряни в мочи, Мару расточи, явися, светла стани, приветна, явися гойна да хлебосольна, сниди на поле трудами славно зелена - водна, длиннорукавна, белому свету приведи лето - млада Ярилу. Ладою милуй! Слава!"



Перед древней Масленицей, когда в природе устанавливалось Весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали ее, а в День Вешнего Ярилы, когда уже появлялась трава и распускались почки на деревьях, можно было праздновать приход настоящей весны, её ощутимое присутствие.


В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц - «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия... Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом...
https://goo.su/54NF


***


Праздник Ярила Вешний – славянский мужской праздник, день первого вывода скотины на пастбище – ПАСКА. Ярилин день или Ярило Вешний – славянский праздник плодородия и мужской силы. День Бога Весеннего Солнца Ярило празднуют 23 апреля. В это время земля уже прогрета весенним солнцем и славяне традиционно начинали работы на полях. К Ярило обращались все мужчины, независимо от того, каким трудом они зарабатывали на жизнь. На Ярилин День символически заключали договор с Богом Весеннего Солнца, чтобы земля дала богатый урожай, а домашний скот был защищен от диких животных.



Приехал к нам Зелен Ярило –
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привез жита колос
И от Солнца добрую весть!



В этот праздник Ярило почитался не только как юный Бог Весеннего Солнца. В Ярилин день к нему обращаются как к Богу Плодородия, подарившему людям хлеб. Почитают в это время и Ярило – Волчьего Пастыря. С ним пастухи уговариваются о благополучии домашнего скота на целый год.



Славяне считали, что на Ярилин день Бог Весеннего Солнца сам объезжает поля, леса, пастбища. Ярило проверяет готовность земли к посеву. В лесах Ярило – Волчий пастырь договаривается с волками о сохранности домашнего скота на пастбищах. Считалось, что волки могут напасть на скот только с разрешения Ярило.



Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках.



Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете.
Иногда заговоры на благополучие домашнего скота даже выкупали у знающих людей. Весной в деревне выбирали пастуха, который будет всё лето пасти общее стадо. На Ярилин день пастух один или вместе с деревенским Знаткой обходил пастбище и читал уговор к Ярило.
Третий обряд праздника Ярилин день – чествование молодоженов. Молодежь ходила по дворам, где есть молодые семьи и «окликала» молодых. Для этого пели хвалебные песни, желали счастья, здоровья, скорого рождения детей. Молодожены в ответ одаривали окликающих заранее приготовленным угощением.
https://goo.su/54N3
***
Ярило Вешний- Яровитов день (Егорий, Юрий Вешний)
День Бога Яровита
6 мая по современному календарю (23 апреля по старому стилю) староверы Сибири празднуют Яровитов день. У этого праздника немало других сохранившихся народных названий — Ярила Вешний, Юрьев день (так его стали называть после принятия христианства), конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Юрий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу. Это был один из основных календарных рубежей в жизни крестьян. На Ярилу Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы. На весенний Юрьев день «Юрий открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена ведических времен (язычества) в это время отмечали праздник, посвященный Яровиту (Яриле Вешнему). Яровитовой росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми ключами Яровит открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши. Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После славлений Богам и предкам, каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства Яровитовой росы. Яровит считался покровителем невест, и в его праздник девушки читали замолвления о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.



В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев (Яровитов) день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Перунов день, 2 августа. Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.
В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов.


Славяне издревле почитали солнце. Солнечный свет дарил жизнь всему на земле, согревал после долгой зимы и прогонял тьму. Всюду подле себя человек видел напоминания о живой, солнечной силе!
(https://stihi.ru/diary/blanka25/2021-04-17)



Другие статьи в литературном дневнике: