***

Альбер Комб: литературный дневник

"Я ехал на перекладных из Тифлиса", - начинает свой роман Лермонтов.
-Так вы в Персию?..а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч. Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
Да, и зачем Грибоедов, Пушкин, Лермонтов со своими двойниками-странниками Чацким, Онегиным, Печориным куда-то пытаются уехать? Они постоянно находятся в пути, что ищут они "в стране далекой?" Кавказ в то время не считался Россией. Быть может, их влекла "охота к перемене мест (весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест)". А вот Лермонтов о Печорине пишет: "Он получил такую охоту к перемене мест, что если бы жил в Германии, он сделался бы странствующим студентом". Все они были потомками Чайльд-Харольда. Никто не знает почему они искали преждевременной смерти от пули, хотели обогнать время. "Зачем я пулей в грудь не ранен?" Пушкин то и дело составлял планы по бегству за границу. В южной ссылке он подружился с пиратом, чтобы отплыть в Стамбул; в Михайловском сидел и настоятельно просился выехать на лечение в Дерпт; потом его осенила идея бежать вместе с известным художником в Англию, но всезнающий Бенкендорф не позволил поэту побывать в Европе и от тоски этот озорной бесенок, взяв с собой антикварный томик Данте, ускакал на Кавказ повидаться со старыми друзьями. Там Пушкин один раз попал в перестрелку, всех привлекал длинными ногтями (однажды местные его приняли за шайтана и обкидали камнями), "зубами ослепительной белизны" (характеристика Печорина). Говорят, он следил за чистотой зубов, как Байрон. В Арзруме разразилась чума - Пушкин выбрался из кавказского капкана. Из всей этой гениальной троицы Грибоедов больше смахивает по своей жизненной позиции на Печорина: "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли...Узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние , которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой". В набросках к "Странному человеку" у Лермонтова читаем: " Молодой человек в России, который не дворянского происхождения, отвергаем обществом, любовью (вот он байронизм), унижением начальниками". И неудивительно! Грибоедов был бедным дворянином с благородной душой, "опутан сетями мелочных нужд и неизвестности". Социальные неурядицы - хроническая болезнь русских - не помешали ему остаться порядочным человеком: украшением русского дворянства, оригинальным лицом свободомыслия в несвободной России.
-Ну, какой бес несет его теперь в Персию?.., право, жаль, что он дурно кончит...да и нельзя иначе!
Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.
Пушкин по дороге в Арзрум встретил обезображенный труп Грибоедова. Ключевский о комедии "Горе от ума" говорил - "это самое серьезное политическое произведение девятнадцатого века". Его философские размышления еще долго, очень долго будут тяжелым печоринским взглядом ворошить думы властителей России.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.04.2010. ***
  • 28.04.2010. ***
  • 27.04.2010. ***
  • 20.04.2010. ***
  • 14.04.2010. ***