"Я ехал на перекладных из Тифлиса", - начинает свой роман Лермонтов.
-Так вы в Персию?..а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч. Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
Да, и зачем Грибоедов, Пушкин, Лермонтов со своими двойниками-странниками Чацким, Онегиным, Печориным куда-то пытаются уехать? Они постоянно находятся в пути, что ищут они "в стране далекой?" Кавказ в то время не считался Россией. Быть может, их влекла "охота к перемене мест (весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест)". А вот Лермонтов о Печорине пишет: "Он получил такую охоту к перемене мест, что если бы жил в Германии, он сделался бы странствующим студентом". Все они были потомками Чайльд-Харольда. Никто не знает почему они искали преждевременной смерти от пули, хотели обогнать время. "Зачем я пулей в грудь не ранен?" Пушкин то и дело составлял планы по бегству за границу. В южной ссылке он подружился с пиратом, чтобы отплыть в Стамбул; в Михайловском сидел и настоятельно просился выехать на лечение в Дерпт; потом его осенила идея бежать вместе с известным художником в Англию, но всезнающий Бенкендорф не позволил поэту побывать в Европе и от тоски этот озорной бесенок, взяв с собой антикварный томик Данте, ускакал на Кавказ повидаться со старыми друзьями. Там Пушкин один раз попал в перестрелку, всех привлекал длинными ногтями (однажды местные его приняли за шайтана и обкидали камнями), "зубами ослепительной белизны" (характеристика Печорина). Говорят, он следил за чистотой зубов, как Байрон. В Арзруме разразилась чума - Пушкин выбрался из кавказского капкана. Из всей этой гениальной троицы Грибоедов больше смахивает по своей жизненной позиции на Печорина: "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли...Узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние , которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой". В набросках к "Странному человеку" у Лермонтова читаем: " Молодой человек в России, который не дворянского происхождения, отвергаем обществом, любовью (вот он байронизм), унижением начальниками". И неудивительно! Грибоедов был бедным дворянином с благородной душой, "опутан сетями мелочных нужд и неизвестности". Социальные неурядицы - хроническая болезнь русских - не помешали ему остаться порядочным человеком: украшением русского дворянства, оригинальным лицом свободомыслия в несвободной России.
-Ну, какой бес несет его теперь в Персию?.., право, жаль, что он дурно кончит...да и нельзя иначе!
Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.
Пушкин по дороге в Арзрум встретил обезображенный труп Грибоедова. Ключевский о комедии "Горе от ума" говорил - "это самое серьезное политическое произведение девятнадцатого века". Его философские размышления еще долго, очень долго будут тяжелым печоринским взглядом ворошить думы властителей России.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.