Булгаковский ликбез

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Как-то взялась перечитать роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и не ... смогла. Показалось скучно.
Я удивилась, помня, какой восторг вызвал роман, когда впервые появился в журнале "Москва". А потом поняла, в чем дело. В советское время мы в большинстве своем были атеистами, и роман Булгакова воспринимался еще и как вторжение в запретную зону религии, открывая новый, неведомый нам мир.
Живя на Земле Обетованной, изучая ее древнюю историю, я стала иначе воспринимать и ее, и современный мир, и роман Булгакова. Его "ликбез" перестал быть для меня интересным.
Понимаю, что нельзя столь многоплановый роман сводить к одной какой-то фабуле. Но я пишу не рецензию, а говорю о моей как читателя метаморфозе. И не могу отделаться от мысли, что многие, продолжая хвалить роман Булгакова, делают это по инерции. Хвалить его - принято. Но давно ли вы его перечитывали?



Другие статьи в литературном дневнике: