Параллельный героизм

Галина Айзенштадт: литературный дневник

О войне 1812 года и Великой Отечественной написано немало книг, как прозаических, так и поэтических. Наверно, о Великой Отечественной - в десятки раз больше. А теперь вспомните из этих сотен стихов одно, достойное Лермонтовского "Бородино". Нет такого. И не только потому, что такой талант, как Лермонтов,- явление редкое. Дело еще и в другом - в том, что в 1812 году был чистый патриотизм, а в ВОВ его, как впрочем, и в мирной жизни, заслоняла идеология. Идти в бой надо было не просто за Родину, но и за Сталина, не просто патриотом, а желательно - коммунистом и так далее.
В герои часто попадали не те, кто действительно совершил подвиг, а кого выдвинуло начальство, чья анкета больше подходила для лепки "положительного героя", равно, как и отрицательного. А в книгах непременно должна была быть показана направляющая и руководящая роль партии,- как без нее советские люди могли совершать подвиги?
Вспомним печальную судьбу книги Фадеева "Молодая гвардия", которую автор вынужден был коренным образом переработать, чтобы отвечать партийным критериям.
Неудивительно, что в новых условиях, после распада СССР, "героические" книги мало вызывают у читателей интерес, если вообще вызывают. А вот щемящее, лирическое стихотворение Симонова "Жди меня" будут помнить и перечитывать, потому что оно -"человеческое", понятное в любую эпоху своей мольбой и тоской, и светлым чувством.
"Бородино" же Лермонтова , написанное к 25-й годовщине Бородинского сражения, останется таким же горделиво-волнующим, заставляющим невольно распрямляться уже после первых же строк("Скажи-ка, дядя, ведь недаром..."),и для многих последующих поколений государства Российского.
"Уж постоим мы головою за Родину свою",- разве нужно что-либо еще добавлять к этим строкам?



Другие статьи в литературном дневнике: