Обязан быть самим собой

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В СССР не только каждый творческий человек, но и школьник знал эти строки:"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Писатели и поэты всячески старались исполнить эту, как им представлялось, самим Господом Богом возложенную на них миссию. Писатель в советском обществе был человеком уважаемым, на встречи с ним стремились, к его голосу прислушивались.
Народ много читал, тиражи книг и журналов были огромными, и за наиболее знаковыми стояли в очередях, копили макулатуру, чтобы в обмен получить любимую книгу.
С распадом СССР писатель и поэт перестали быть властителями дум. У людей, особенно молодых, появились другие жизненные приоритеты. Можно сколько угодно скорбеть по этому поводу, но такова жизнь. Теперь тираж книги в три-пять тысяч экземпляров в России считается большим, а в Беларуси - и всего -то в пятисот экземпляров.
Разумеется, такое положение дел не может удовлетворять пишущего человека, особенно с большими амбициями. Не оттого ли и полезли некоторые российские писатели "в политику"? И добро бы действительно в политику, а то в разные мелкие акции под громкие призывы горластого Удальцова. Вот и заметными стали, и даже книжки свои с автографами раздали.
Но как-то неловко за ними наблюдать, этими седовласыми дядями и тетями. Ну прокричат они сами о себе еще раз или о них прокричат, и что? Ну заметят и оценят на Западе, может, даже книжку издадут. И, опять же,-ну и что? Читатель-то в России, а одна Москва и Запад интереса к ним не добавят:прошли те времена, сгинули вместе с СССР.
В Беларуси поэт Некляев даже кандидатом в президенты был. И, представьте, если бы ему вдруг дали порулить, Чтобы из этого вышло?
Кричать "Долой Путина" или "Долой Лукашенко" и считать, что тем самым ты проявляешь свою гражданскую позицию,- это или элементарное невежество, или, что более вероятно,- самолюбование.



Другие статьи в литературном дневнике: