Почитание

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Христиане, живущие в Израиле, готовятся к Рождеству Христову. Не знаю, насколько верна статистика, что таковых в стране два процента населения, но то, что семьдесят пять процентов христиан - арабы,- верно.
Христианство среди арабов начало распространяться в Аравии в четвертом веке. Но число христиан-арабов постоянно уменьшается. Особенно на территории Палестинской автономии, хотя именно под её юрисдикцию в 1993 году был передан Вифлеем.
Тогда в Вифлееме арабы-христиане составляли большинство жителей города, ныне -лишь треть.
Негативные процессы вызваны сложной политической ситуацией в регионе и давлением экстремистов-исламистов на христиан.
Непосредственно в Израиле проживает около 120 тысяч христиан, хотя цифра эта вряд ли точная.
Как бы то ни было, христиане, живущие в Назарете, Хайфе и Иерусалиме готовятся к встрече Рождества Христова, и так происходит ежегодно.
Мусульмане тоже празднуют рождение своего пророка. А почему евреи не отмечают день рождения своего пророка - Моисея?
С этим вопросом корреспондент русскоязычного издания Вести" обратился к историку религии Эйтану Дор-Шеву.
Ответы историка мне кажутся неубедительными. Его доводы:в Торе нет даже намека на дату рождения Моисея;никто не знает, как внешне выглядел Моисей;Тора заповедовала не сотворять себе кумира;нет упоминания о месте захоронения Моисея.
А что, дата рождения Иисуса Христа известна и не вызывает сомнения? Его внешний вид кто-то смог описать? Из него разве сотворили кумира?-нет, он, как явствует из Нового Завета, со ссылкой на слова самого Христа, пришел "не отменить закон Моисеев", а, наоборот, вернуть его в первозданном виде.
А кто может с непоколебимой уверенностью сказать, что Гроб Господень именно то место, где Христос действительно был погребен?
И разве дело в этой "точности"?
Причины того, что у пророка Моисея нет "своего дня", явно иные. Но это уже другой разговор.



Другие статьи в литературном дневнике: