Кто стоит на пьедестале

Галина Айзенштадт: литературный дневник

С удовольствием, даже можно сказать, наслаждением, прочла том записок Вересаева.
Это и дневниковые записи, и сценки из жизни, и короткие рассказы, и выписки из прочитанного, и рецензии...
Здорово прикоснуться к духовному миру другого человека, близкого тебе по ментальности.
Уж никак я этого не ожидала. И тем тем более приятно это открытие.
И подумалось вот ещё о чём. Вересаев, как и Булгаков, был врачом. Профессия эта накладывает, не может не накладывать отпечаток на характер человека. Но Булгаков в сравнении с Вересаевым кажется мне куда более сухим человеком, и уж во всяком не близким по духу.
Мне вообще кажется, что Булгакова слишком уж вознесли на пьедестал, те, кто его "открыл", чтобы показать и свою значимость.
"Белая гвардия" Булгакова куда мне интереснее,, чем его "Мастер и Маргарита", хотя "носиться" продолжают именно с последним произведением.
Читает ли его кто-нибудь сегодня?
Мне кажется, ему приписали ту философию, которую исповедуют его восторженные рецензенты, а не исповедовал сам Булгаков.
Впрочем, вернусь к Вересаеву, к его книге. "Многое из того, что тут помещается,- писал он,- я долгие годы собирался "развить", обставить психологией, описанием природы, бытовыми подробностями, разогнать листа на три, на четыре, а то и на целый роман. А теперь вижу, что всё это это было совершенно ненужно, а нужно, напротив, сжимать, стискивать,уважать и внимание и время читателя".
Не удивительно, что при таком творческом подходе к себе и уважении к читателю Вересаева интересно читать и сегодня.



Другие статьи в литературном дневнике: