Предпочли сказку

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Иногда совершенно неожиданно натыкаешься на новый аргумент в подтверждение какой-то своей версии. Я, например, уже давно не разделяю теорию о якобы пропавших десяти коленах Израилевых. В Библии ясно указано, куда они были переселены, да и потом многие путешественники в разные века "натыкались" на них, к примеру, на территории нынешнего Ирана.
И вот читаю в книге "Иерусалим" британского историка Саймона Себага Монтефиори главу о Саладине, о его завоевании Иерусалима, по приглашению которого "в город прибыло множество ученых и исламских мистиков. Но одних мусульман недоставало, чтобы вновь населить опустевший Иерусалим, и Саладин позвал обратно армян, создавших в городе сплоченную общину, процветающую и сегодня, а также многих евреев - "весь род Ефремов" из Аскалона, Йемена и Марокко".
Это происходило на протяжении 1187-1189 годов, не в какие-то далёкие библейские времена, и вот, пожалуйста, одно из "пропавших" племён - "весь род Ефремов".
Ныне Аскелон(Ашкелон) - один из крупных городов Израиля, в стране есть большая община евреев, репатриировавшихся в страну из Марокко.
Выходит, и сегодня в Израиле живут потомки Ефрема(Эфраима)?
Да и не все колена целиком, как явствует из Библии, были уведены в плен, так что наверняка есть и потомки других родов.
Почему же от них "отказались"? Это было вызвано религиозными разногласиями, ведь разделившись после смерти Соломона на два царства, жители их стали поклоняться разным богам.
Кроме того, после возвращения из Вавилонского плена, евреями стали считать тех, кого родила мать, а до этого было по отцу.
И с новой точки зрения род и Ефрема, и Манасии, которых родила жена Иосифа, египтянка, дочь жреца, оказались "некошерными".
А ещё четверых родоначальников колен родили две служанки.
Так что реальности предпочли красивую сказку:вспоминать о "пропавших", но не видеть их в своей семье.



Другие статьи в литературном дневнике: