Грезы о единой Европе

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Перечитываю "Европу" Ромена Гари. Меня всегда поражало какое-то, прямо-таки мистическое преклонение писателя перед Европой, словно это некий единый организм.
При этом, не современной ему Европой, а ушедшей, средневековой.
Современная казалась Гари слишком меркантильной, озабоченной финансовыми прибылями, лишенной духовности.
Посмотрел бы он на нынешнюю Европу(Гари умер в 1980 году, покончив жизнь самоубийством), она бы вызвала у него еще большее неприятие.
Но в то же время задаешься вопросами:а может ли она быть иной? И действительно ли была?
И, прежде всего, что это такое - Европа? "Набор" стран, объединенных общими стремлениями?
Разумеется, многие европейцы об этом мечтали и продолжают мечтать, но все это утопия. Каждая национальная культура развивается по-своему, и условия для ее развития разные, и редко бывает, чтобы "литературные" вулканы извергались одновременно в разных странах.
И только по истечении длительного периода можно сравнить и увидеть, что в их развитии было и что-то общее.
Миф о единой Европе создала и продолжает создавать культурная элита стран, особенно французская.
Даже если исходить только из реалий сегодняшнего дня, видишь, что никто столько не говорит о единой Европе, сколько французские интеллектуалы и политики.
Не становится ли мечта о единой Европе определяющей именно тогда, когда дела в собственной стране идут особенно плохо?
Судя по "Европе" Ромена Гари, Франция и в пору написания романа не могла похвалиться своим взлетом и расцветом. И герой романа, посол Франции в Италии с "говорящей" фамилией Дантес вновь и вновь устремляет свой взор и мысли в прекрасное, как ему грезится, прошлое.









Другие статьи в литературном дневнике: