Пройти бочком
В характере русского человека пройти бочком, задами, дворами, уклониться от
всего, срезать все углы, ни кому ни чего не доказывать, а пуще всего избегать,
чтобы тебя куда-нибудь избрали!
Ни какой ответственности ни за что, ни за себя, ни за дело, ни за слова. Пусть
они эти умники и выскочки всё решают, да сами потом и расхлёбывают, дураков
нету высовываться!
Вспомнишь тут про походку католика, как её подметил Розанов, впору и улыбку
судьи внести в этот список антиподов нашему типажу!
Нет свободнее и, так сказать, внутренно буйственнее человека, чем
католический священник, академик, семинарист, прелат. Точно они все летают
около какой-то добычи, огромными кругами, быстро рея в воздухе, свободно,
именно как птица в воздухе. Я целые дни провожу на воздухе, живу в Риме
месяц и не видел священника, идущего медленно, развалясь, усталого или
скучающего. Ни одного кислого лица я не видел целый месяц. Это выражено
даже в костюмах: вот белые мантии, вот красные (германские семинаристы,
иезуитской школы), вот черные: то из синей и красной полосы кресты на груди,
то других цветов. Насколько военный итальянский костюм, множеством
нашивок, позумента, перьев на голове и вообще разнообразием цветных мелких
полосок напоминает петуха, настолько духовный католический костюм одним
цветом, большим, полным, но весь костюм, но цветом ярким и где-нибудь
пересекаемым всего еще одним ярким же цветом - красив, серьезен,
величествен и говорит о стойкости и силе. Далее, офицер итальянский - всегда
скучающая персона на улице, или ставшая в позу: усы кверху а 1а Вильгельм,
перьев на шляпе целая копна, красив, плоск, незанимателен, мускулы - грошовые,
лицо самодовольное и глупое, а главное - стоит развалясь, уже устал, ему бы
присесть или лечь, настолько же академик, или семинарист, или священник
быстр, увертлив, стремителен к цели и, кажется, никогда не устанет. И вот это "не
устанет" я и связываю с особою постановкою у них дисциплины. Конечно, она
есть, - но свободная. "Братья, вы позваны к подвигу, необычайно трудному, но
будьте в нем свободны". - "Да, мы идем на подвиг, труднейший, и идем на него
свободно". Этот диалог составляет душу католицизма, это непременно, это
непререкаемо, без этого невозможно объяснить ни успехов католицизма, хотя
бы в деле миссии у язычников, да и в борьбе со светскими европейскими
правительствами, ни самого вида их, просто - зрелища католической
священнической толпы. От этого, вне задач действия, борьбы, они глубоко
свободны. Свободны лично и бытовым образом. Заморенного вида русского
гимназиста или семинариста у них не встретишь. Унылого же вида русских
монахинь - не встретишь. Бедные наши монашки, собирающие на построение
церкви по улицам, в лавках, в конках, - я их вспомнил здесь. Здесь я тоже вижу
множество монахинь с четками, в черных мантиях, в огромных то белых, то
черных, простых и необыкновенно красивых головных уборах, ведущих детей
школ на прогулку. У них тот же твердый и решительный шаг, как и у
семинаристов, лицо открытое и смелое и совершенно счастливое.
В.В. Розанов
Итальянские впечатления
Другие статьи в литературном дневнике: