Пройти бочком

Александр Пятков: литературный дневник

В характере русского человека пройти бочком, задами, дворами, уклониться от



всего, срезать все углы, ни кому ни чего не доказывать, а пуще всего избегать,



чтобы тебя куда-нибудь избрали!




Ни какой ответственности ни за что, ни за себя, ни за дело, ни за слова. Пусть



они эти умники и выскочки всё решают, да сами потом и расхлёбывают, дураков



нету высовываться!




Вспомнишь тут про походку католика, как её подметил Розанов, впору и улыбку



судьи внести в этот список антиподов нашему типажу!





Нет свободнее и, так сказать, внутренно буйственнее человека, чем



католический священник, академик, семинарист, прелат. Точно они все летают



около какой-то добычи, огромными кругами, быстро рея в воздухе, свободно,



именно как птица в воздухе. Я целые дни провожу на воздухе, живу в Риме



месяц и не видел священника, идущего медленно, развалясь, усталого или



скучающего. Ни одного кислого лица я не видел целый месяц. Это выражено



даже в костюмах: вот белые мантии, вот красные (германские семинаристы,



иезуитской школы), вот черные: то из синей и красной полосы кресты на груди,



то других цветов. Насколько военный итальянский костюм, множеством



нашивок, позумента, перьев на голове и вообще разнообразием цветных мелких



полосок напоминает петуха, настолько духовный католический костюм одним



цветом, большим, полным, но весь костюм, но цветом ярким и где-нибудь



пересекаемым всего еще одним ярким же цветом - красив, серьезен,



величествен и говорит о стойкости и силе. Далее, офицер итальянский - всегда



скучающая персона на улице, или ставшая в позу: усы кверху а 1а Вильгельм,



перьев на шляпе целая копна, красив, плоск, незанимателен, мускулы - грошовые,



лицо самодовольное и глупое, а главное - стоит развалясь, уже устал, ему бы



присесть или лечь, настолько же академик, или семинарист, или священник



быстр, увертлив, стремителен к цели и, кажется, никогда не устанет. И вот это "не



устанет" я и связываю с особою постановкою у них дисциплины. Конечно, она



есть, - но свободная. "Братья, вы позваны к подвигу, необычайно трудному, но



будьте в нем свободны". - "Да, мы идем на подвиг, труднейший, и идем на него



свободно". Этот диалог составляет душу католицизма, это непременно, это



непререкаемо, без этого невозможно объяснить ни успехов католицизма, хотя



бы в деле миссии у язычников, да и в борьбе со светскими европейскими



правительствами, ни самого вида их, просто - зрелища католической



священнической толпы. От этого, вне задач действия, борьбы, они глубоко



свободны. Свободны лично и бытовым образом. Заморенного вида русского



гимназиста или семинариста у них не встретишь. Унылого же вида русских



монахинь - не встретишь. Бедные наши монашки, собирающие на построение



церкви по улицам, в лавках, в конках, - я их вспомнил здесь. Здесь я тоже вижу



множество монахинь с четками, в черных мантиях, в огромных то белых, то



черных, простых и необыкновенно красивых головных уборах, ведущих детей



школ на прогулку. У них тот же твердый и решительный шаг, как и у



семинаристов, лицо открытое и смелое и совершенно счастливое. 


В.В. Розанов 
Итальянские впечатления




Другие статьи в литературном дневнике: