Сюжет и действующие лица романа Под Небесами

Алексей Козис: литературный дневник

Для читателей, которые заинтересовались новым большим романом, помещаю здесь его краткое описание. Это связано с тем, что такое большое сочинение, наверное, трудно охватить "одним взглядом", и к тому же всегда интересно узнать, а что же в действительности хотел сказать автор.


Сочинение посвящено нашей современности, непростым процессам в ней, причем именно в религиозной сфере. Главное содержание его - постепенное обращение нашего пост-советского общества к христианству. Главная особенность почти всех действующих героев - что все они так или иначе пережили это обращение к вере. Однако, в наше время такое обращение может происходить очень по-разному. Вот и в романе даны, по существу, два типа верующих людей - те, которые стремятся опираться _на традицию_ - и те, которые стремятся непосредственно к Богу, к тому, чтобы Он присутствовал в их жизни. Как показала наша современность, между этими двумя подходами вполне возможен конфликт. Причем в сути этих недоразумений и противоречий только приходящим к вере людям трудно разобраться, и поэтому они нередко оказываются их "жертвой". Здесь, собственно, и берет начало тот "драматический элемент", на котором основан весь роман.


Реализации этой идеи служит специально созданная обстановка - я имею в виду тот городок на несколько десятков тысяч жителей, расположенный, предположительно, в средней полосе России, в котором и происходит действие романа. Его можно в какой-то степени понимать, как "символ" всей России. К началу описываемого периода он становится объектом "массированной проповеди" Христианства. Но деятельности различных зарубежных конфессий и сект большого значения можно не придавать, поскольку она и действительно носит характер второстепенный, и поэтому внимание всех героев романа сосредотачивается на деятельности Православной Церкви. Здесь, как я уже сказал, оказались возможными два подхода - "традиционный" и "модернистский". Они оказались представлены двумя общественными силами - развившим достаточно бурную деятельность "братством", и более скромным по своим возможностям "обществом ревнителей". Между ними, собственно, и возникает основной конфликт. Интересно, что ни одна из этих сил не осознается в замысле как "подлинный представитель Церкви". Церковь, по замыслу - это, все-таки, что-то вечное, в чем не может быть внутреннего конфликта. Но правда остается правдой - обе эти силы осознают себя действующими "от лица Церкви", или, по крайней мере, "ориентированными на Церковь".


(продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике: